Строительные машины и оборудование, справочник







Критерий адаптации и риска

Категория:
   Транспортная психология


Критерий адаптации и риска

Поведение, связанное с риском, не эквивалентно рискованному поведению, а означает действия в неоднозначной обстановке, которая возникает в том случае, если реализуются два следующих состояния системы:
1) в определенном исходном состоянии для объекта существует возможность принять решение, чтобы достичь различных, целей;
2) недостижение выбранной цели приводит к результату, который Для данного субъекта является более нежелательным, чем исходное положение, тогда как достижение выбранной цели приводит к дру-юму результату, который он считает более предпочтительным, чем Другие альтернативные варианты.

Пример. Водителю автомобиля необходимо точно в срок прибыть из пункта А в Б. Есть две дороги: одна короткая, но заснежена, другая длинная, но в хорошем состоянии. Если водитель «застрянет» на короткой дороге, нужного результата не будет, что хуже, чем если бы он вообще не выезжал (исходное). Если же он по той короткой дороге достигнет цели, то выигрыш во времени приведет его к результату, который для него предпочтительнее, чем опоздание к цели при поездке по длинной дороге (альтернативный вариант).

Дорожное поведение участника движения в ситуациях риска определяется двумя противоположными стремлениями, которые можно назвать:
1) стремление к успеху (L) и 2) стремление к безопасности (S). Первый мотив направлен на достижение цели движения, второй — на предупреждение предполагаемых отрицательных последствий дорожного поведения. Действия, связанные с риском, можно считать дорожным поведением в конфликтной обстановке, так как каждое увеличение вероятности одного исхода в поведении сопряжено с уменьшением другого. Конфликт завершается принятием решения, в результате которого в сложившейся обстановке определяется соотношение мотивов успеха (скорости) и безопасности. Любое игнорирование одной из этих двух возможностей, например пренебрежение опасностью при обгоне, т. е. обогнать при любых обстоятельствах, или 100%-ная перестраховка, т. е. не обгонять ни при каких обстоятельствах, в конечном итоге могло бы довести до абсурда все дорожное движение. Чем меньше преобладание одного мотива над другим, тем ярче выражена ситуация риска и тем труднее принять правильное решение, как поступить — отдать ли предпочтение первому или второму мотиву.

Оптимальным компромиссом между двумя этими принципиальными мотивами дорожного поведения явилось бы минимальное, но тем не менее ощутимое преобладание мотива безопасности по отношению к успеху (скорости). Любая же стойкая перестраховка уже чревата снижением пропускной способности на дороге, тогда как постоянное пренебрежение опасностью сказывается не только на увеличении вероятности ДТП, но, хотя и косвенно,— на снижении производительности всего транспортного процесса. Это взаимодействие показателей безопасности и скорости (пропускной способности) объясняется свойством адаптации к дорожной обстановке, когда деятельность в среде движения можно назвать дорожным поведением, связанным с риском.

Неоднократно и с успехом проводилась оценка весомости разных критериев безопасности дорожного поведения.


Читать далее:

Категория: - Транспортная психология





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины