Строительные машины и оборудование, справочник




Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателей автомобиля

Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей



Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателей автомобиля

Возможные неисправности. При работе двигателя цилиндры подвергаются воздействию высоких температур и давлений, больших сил трения, возникающих при движении поршня в цилиндре, и газовой коррозии. На поршень действуют газы с высокой температурой и давлением, силовая нагрузка близка к ударной.

При сгорании моторного масла образуется нагар, кольца в канавках пригорают, герметизация надпоршневого пространства нарушается, происходит утечка (прорыв) газов в картер, что ухудшает рабочие характеристики двигателя.

Поршневой палец, соединяющий поршень с шатуном, воспринимает ударные -нагрузки, его износ может привести к стукам, а иногда к поломкам.




Шатун, передающий усилие от поршня на коленчатый вал, чаще всего изнашивается в верхней головке (соединение с поршневым пальцем) и в нижней (соединение с шатунной шейкой коленчатого вала).

Быстрее всего изнашивается сопряжение коленчатый вал — нижняя головка шатуна, в результате чего увеличиваются ударные иагрузки, разрушаются подшипники, нарушается поверхность шатунной шейки коленчатого вала, появляются стуки и снижается давление масла в масляной магистрали из-за сильного увеличения зазоров между коленчатым валом и головками шатунов.

Таким образом, износ деталей кривошипно-шатунного. механизма оказывает непосредственное влияние на рабочие характеристики двигателя.

Детали газораспределительного механизма .работают в условиях резко меняющихся скоростей, а некоторые детали подвергаются воздействию высоких температур (головки клапанов).

При уменьшенном зазоре в. приводе клапанов они не будут полностью садиться в седло, и герметичность цилиндра нарушится. При увеличении зазора будут увеличиваться ударные нагрузки на это сопряжение. При значительной негерметичности клапанов сильно снижается давление в конце такта сжатия и при такте расширения, что уменьшает мощность двигателя, затрудняет пуск, увеличивает расход топлива.

Проверка двигателя внешним осмотром, по показаниям контрольных приборов и прослушиванием. На неработающем двигателе внешним осмотром проверяют: укомплектованность стандартными приборами, механизмами и узлами, их крепление на двигателе, а также крепление самого двигателя.

Для проверки работающего двигателя производят его пуск — стартером пусковой рукояткой. Продолжительность одного пуска стартером должна быть не более 20 с. Рекомендуется повторить . пуск, если двигатель не начнет устойчиво работать после 20 с. Перед повторным пуском следует выждать 1—2 мин, чтобы остановился якорь стартера с шестерней, так как в противном случае могут сломаться зубья венца маховика и шестерни стартера. После пуска двигателя необходимо проверить его работу на всех ре.жимах: прогретый двигатель должен работать устойчиво, без перебоев.

Показания контрольных приборов должны соответствовать требованиям инструкции завода-изготовителя по эксплуатации автомобиля. .

Прослушивание двигателя проводят при различной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу при помощи Стетоскопа. Верхнюю часть блока цилиндров прослушивают при -малой частоте вращения щленчатого вала. Изношенные поршни создают щелкающий звук, исчезающий по мере прогрева двигателя. Одновременно с этим надо прослушать двигатель в районе расположения клапанов. При больших тепловых зазорах в приводе клапанов будет слышен четкий металлический стук повышенного тона, сила которого изменяется по мере’ прогрева двигателя.

Стенки блока цилиндров прослушивают по линии движения поршней в местах, соответствующих верхнему и нижнему положениям поршня, при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Изношенные шатунные подшипники создают стук, исчезающий при выключении из работы свечи зажигания или форсунки.

Нижнюю часть блока можно прослушать при резком изменении частоты вращения коленчатого вала-. Изношенные коренные подшипники издают глухой стук низкого тона.

Крышку распределительных шестерен прослушивают при малой частоте вращения коленчатого вала. Изношенные распределительные шестерни создают’ равномерный повышенный шум.

Место расположения распределительного вала прослушивают при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Изношенные подшипники’создают стук переменного тона.

Рис. 1. Стетоскоп

Проверка цилиндропоршневой группы компрессометром. Для проверки компрессии используются компрессометры мод. 179 для бензиновых двигателей, мод. КН1125 для дизельных Двигателей.

До начала проверки бензинового двигателя необходимо: прогреть двигатель до 75—80 °С, остановить его, обдуть углубления для свечей -сжатым воздухом и вывернуть все свечи; полностью открыть дроссельную и воздушную заслонки и плотно вставить наконечник комп-рессометра в свечное отверстие.

Включить стартер и через 10— 12 оборотов коленчатого вала заметить показания компрессометра. Во избежание ошибок необходимо, чтобы частота вращения коленчатого вала была не менее 150 об/мин, что возможно при хорошо заряженной аккумуляторной батарее. Замеры повторить 2—3 раза и определить среднее значение. Аналогично замерить давление в конце такта сжатия во всех цилиндрах.

Если разница в показаниях компрессометра для разных цилиндров более 1 кгс/см2, то в каждый цилиндр необходимо залить 30—40 см3 моторного масла и повторить замеры. Если давление возрастет, значит имеются неплотности в цилиндропоршневой группе, а если останется прежним — нарушилась герметичность в клапанах и прокладке.

Рис. 2. Компрессометр мод. 179

Эти неисправности уточняют пропусканием сжатого воздуха через свечное отверстие. Для этого поршень ставят в верхнюю мертвую точку на такте сжатия и подают сжатый воздух. Шум и карбюраторе или выпускной трубе будет свидетельствовать о нарушении герметичности соответствующих клапанов.

Удобны в использовании также компрессометры с самописцами мод. К181 — для карбюраторных двигателей, и К.183 — для дизелей Проверка цилиндропоршневой группы сжатым воздухом. Для проверки технического состояния цилиндропоршневой группы, клапанов и прокладок головок цилиндров с диаметром от 50 до 130 мм используется прибор К69М с принадлежностями. Принцип работы прибора основан на замере утечки воздуха, подаваемого в цилиндр двигателя.

Порядок проверки бензиновых двигателей следующий.

1. Присоединить к штуцеру прибора шланг от воздушной магистрали. Вентиль закрыть, а вентиль открыть и пустить воздух из магистрали. Проверить тарировку прибора, для чего рукояткой редуктора установить такое давление воздуха в приборе, чтобы стрелка манометра 8 была на нуле, при закрытом клапане наконечника. При открытом же клапане стрелка манометра должна устанавливаться на отметку «100%». Затем вставить наконечник 6 в отверстие тарировочного ниппеля и замерить положение стрелки манометра, которая при нормальной тарировке должна находиться на делениях 38—40%. Регулировка производится иглой (при заворачивании утечка возрастает, а при отворачивании — уменьшается).

Рис. 3. Прибор К69М для проверки цилиндропоршневой группы:

2. Пустить и прогреть двигатель до йормальной температуры. Остановить двигатель, обдуть голову сжатым воздухом и вывернуть свечи.

3. В свечное отверстие 1-го цилиндра вставить сигнализатор и поставить поршень в в. м. т. Снять крышку и ротор распределителя и поставить на их место градуированное кольцо и стрелку-указатель, имеющиеся в комплекте принадлежностей к прибору. При этом отметка в. м-, т. 1-го цилиндра на-кольце должна совпадать со стрелкой. Затормозить коленчатый вал от проворачивания. Прижать наконечник к отверстию для свечи и записать показания Уг стрелки прибора.

4. Проверить стетоскопом утечку воздуха через клапаны.- Убедиться в отсутствии утечки воздуха через прокладку головки блока двигателя: для этого ее смачивают мыльной водой. Наличие пузырьков. на прокладке или в наливной горловине радиатора свидетельствует о слабой затяжке гаек головки блока Двигателя или о начале разрушения прокладки. Возможно наличие трещины в блоке или камере сгорания. Для уточнения неисправности необходимо снять головку блока цилиндров.

5. Поворачивая коленчатый вал, аналогично проверить другие цилиндры (в порядке их работы).

При отсутствии неплотностей в клапанах и прокладке головки блока замеренная утечка воздуха (при положении поршня в в. м. т. такта сжатия) характеризует общее состояние цилиндра и компрессионных колец.

6. Если утечка большая, а клапаны и прокладки исправны, необходимо продолжить замеры при положении поршня в н. м. т. Для этого по стрелке-указателю поршень устанавливают во 2-е положение.

Порядок проверки дизелей следующий.
1. Установить поршень проверяемого цилиндра в н. м. т. или в. м. т. с помощью специального щупа-указателя через отверстие для установки форсунки.
2. Резиновый конус испытательного наконечника вставить в отверстие для установки форсунки и плотно прижать.
3. Произвести отсчет показаний прибора.
4. С помощью стетоскопа определить наличие или отсутствие утечек через поршневые кольца и клапаны, как это делается при проверке бензиновых двигателей.

Регламентные работы. При ТО-1 двигателя проверяют крепление оборудования на двигателе и крепление двигателя к раме. При ТО-2 проверяют и при необходимости закрепляют гоЛовку цилиндров, регулируют клапанные зазоры. При сезонном обслуживании проверяют состояние цилиндропоршневой группы двигателя.

Общими правилами затяжки гаек (болтов) крепления головок цилиндров являются:
— затягивание гаек (болтов) с определенным усилием и последовательностью;
— затягивание производится не менее чем в три приема: для головок цилиндров, выполненных из алюминиевого сплава, на холодном, а для чугунных головок на прогретом двигателе.

Последовательность затягивания гаек (болтов) приводится в прикладываемых к автомобилю инструкциях завода-изготовителя.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателей автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы