Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Грузоподъемные машины в строительстве

Публикация:
   Лебедки

Читать далее:




Лебедки

Лебедкой называется грузоподъемная машина, перемешающая груз с помощью стального каната, наматываемого на вращающийся барабан. Лебедки применяют в качестве самостоятельного механизма для подъема и опускания грузов, а также как составную встроенную часть исполнительных механизмов грузоподъемных, землеройных и других строительных машин. Лебедки бывают с ручным и машинным приводом. Каждая лебедка характеризуется тяговым усилием, канатоемкостью и скоростью навивания каната на барабан.

Лебедка с ручным приводом (рис. 59,а ) состоит из станины, барабана, свободно вращающегося на оси, неподвижно закрепленной в стойках станины, системы зубчатых колес и рукоятки. Для удержания на весу поднятого груза служит храповой механизм с грузо-упорным тормозом. Ручные лебедки грузоподъемностью более 3 т изготовляют с двумя рукоятками по одной на каждом конце приводного вала.

Лебедки с рычажной передачей отличаются от лебедок с зубчатой передачей и тяговым барабаном тем, что в качестве тягового органа у них применены рычажные захваты. Канат рычажных лебедок не наматывается на барабан, а протягивается вдоль корпуса лебедки между двумя попеременно действующими захватами с зажимами. Рычажная лебедка состоит из корпуса, рычага подъема и спуска, захватов, зажимных колодок, шатунов и тягового каната. Лебедку к опоре подвешивают с помощью крюка. При неподвижном положении рычага подъема оба захвата держат канат защемленным за счет воздействия на них пружин.

Рис. 59. Ручные лебедки
а — общий вид; б, г — кинематические схемы; в — рычажная лебедка; 1 — станина; 2— рукоятка; 3 — храповик; 4 — зубчатые колеса; 5 — барабан; S — корпус; 7 — рычаг спуснка; 8 — рычаг подъема; 9, 10 — шатуны; 11 — канат; 12, 13 — захваты; 14, 15 — зажимные колодки; 16 — крюк; 17 — пружина

Рис. 60. Электролебедки
а — однобарабанная реверсивная лебедка; б — кинематическая схема реверсивной лебедки; в — то же, фрикционной лебедки; 1 — рама; 2 — барабан; з — редуктор; 4, 10 — тормоз; 5, 7 —муфты; 6 — электродвигатель; 8 — рукоятка включения; 9 — храповик

Благодаря небольшим габаритам, размерам и массе рычажные лебедки широко применяют на монтажных работах для подъема и горизонтального перемещения грузов. Рычажные лебедки изготовляют грузоподъемностью 1,5 и 3 т. Лебедки с ручным приводом применяют на монтажных работах при редком перемещении грузов. Тяговое усилие этих лебедок составляет 5…100 кН, кана-тоемкость 100…300 м.

Лебедки с электрическим приводом. Однобарабанную реверсивную лебедку (рис. 60, а) с приводом от электродвигателя монтируют на сварной раме. Электродвигатель втулочно-пальцевой муфтой соединяется с редуктором. Диск муфты одновременно служит и тормозным шкивом нормально замкнутого колодочного тормоза. Барабан лебедки гладкий с двумя бортовыных материалов и деталей на этажи строящихся зданий, в основном после демонтажа башенных и других кранов, а также для подъема рабочих.

По назначению подъемники разделяют на грузовые и грузопассажирские, а по выполнению несущих и ограждающих конструкций направляющего и грузоподъемного устройства — на мачтовые (стоечные), шахтные, скиповые (ковшовые), подъемные вышки и площадки. Мачтовые подъемники являются наиболее распространенными в строительстве благодаря простоте конструкции и небольшой их стоимости.

Мачтовый подъемник представляет собой стойку-мачту (без ограждений), по направляющим которой перемещается грузоподъемная площадка. Однобарабанная реверсивная лебедка установлена на раме, являющейся основанием для мачты.

Рис. 62. Скиповый подъемник
1 — ковш; 2 —канат; 3-лебедка; 5 — электродвигатель

Между валом электродвигателя и барабаном лебедки имеется постоянная кинематическая связь. Управление двигателем — пуск, остановка и изменение направления вращения (реверсирование) осуществляется пускорегулирующей электроаппаратурой (контроллерами, сопротивлениями, магнитными пускателями), смонтированной на раме лебедки.

Зубчато-фрикционные лебедки (рис. 60, в) отличаются от реверсивных тем, что их барабаны соединяются с зубчатым колесом с помощью фрикционной муфты. Груз поднимается за счет работы двигателя, а опускается под действием силы тяжести при отключении барабана рукояткой. Скорость опускания регулируется тормозом, действующим на тормозной шкив, выполненный заодно с корпусом барабана. Барабан может стопориться храповым устройством.
Тяговое усилие, развиваемое лебедкой, свободно установленной, во много раз больше, чем сила сцепления ее с основанием, поэтому нужны дополнительные меры по ее закреплению.

Лебедки с электроприводом бывают одно- и многобарабанными; они могут иметь одну или несколько скоростей тягового каната. По виду связи между двигателем и барабаном различают реверсивные (редукторные) и зубчато-фрикционные лебедки. Последние применяют, когда требуется быстрое свободное сматывание каната за счет силы тяжести груза (грейферная лебедка). Ось барабана лебедки должна быть перпендикулярна направлению каната, когда канат сходит с витка посередине барабана. Расстояние от оси барабана до отклоняющего блока должно быть не менее 40 для гладкого и для нарезного барабана.

Тяговое усилие электролебедок 5…320 кН.

Для подъема или перемещения грузов при производстве монтажных работ применяют лебедки с ручным и машинным приводами. Они делятся: по назначению — на подъемные (для подъема), тяговые (для перемещения грузов) и поворотные (для вращения кранов); по способу установки — на передвижные и стационарные; по числу устанавливаемых на них барабанов — на одно-, двух-и трехбарабанные. Барабаны лебедок могут быть гладкие и нарезные по винтовой линии.

В характеристике лебедок указываются: тяговое усилие на последнем слое навивки каната, тс; диаметр каната, мм; диаметр барабана, мм; число слоев навивки каната на барабан; канатоемкость барабана (длина каната, наматываемого на барабан), м; скорость наматывания каната, м/ч.

Лебедки с ручным приводом (рис. 24, а). В настоящее время их применяют только в тех случаях, когда не требуется большой скорости подъема, например на вантах, для оттяжки груза. Тяговое усилие лебедок с ручным приводом 500, 1000, 2000, 3000, 5000, 7500 и 10 000 кгс.

Лебедка состоит из двух щек, соединенных стяжными болтами, образующими станину лебедки. В станине установлена ось, на которой свободно вращается барабан.

На барабан насажено большое зубчатое колесо. Приводной вал лебедки приводится во вращение рукояткой. Чтобы предупредить опускание поднимаемого груза, на лебедке имеется храповое колесо с собачкой.

При работах, связанных с подъемом и перемещением оборудования, применяют ручные рычажные лебедки (рис. 24,6) с тяговым усилием 1,5 и 3 тс.

Лебедки с машинным приводом. В качестве привода в таких лебедках применяют электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания. Наибольшее применение находят лебедки с электрическим приводом. Электрическая подъемная лебедка ПЛ-5-61 с тяговым усилием 5 тс показана на рис. 24, в. Канатоемкость барабана лебедки 450 м, на барабан может быть навито 5 слоев каната диаметром 21,5 мм.

Вращение на барабан от электродвигателя передается посредством зубчатых колес редуктора.

Лебедки, в которых передача вращающего момента осуществляется фрикционными муфтами или ленточными фрикционами, называются фрикционными. Такие лебедки применяют для подтаскивания грузов. Ими оборудуют временные небольшие подъемные устройства на строительных работах. Использовать их на монтажных работах для подъема груза запрещается.

Чтобы лебедки не смещались в рабочем положении, их рамы закрепляют канатом к стационарному якорю или к конструкциям здания, либо укрепляют грузом, укладываемым на раму. Закрепление лебедки рассчитывается.

Рис. 24. Лебедки:
а —с ручным приводом, б — ручная рычажная, в —электрическая подъемная ПЛ-5-61; 1 — рукоятка, 2 — большое зубчатое колесо, 3 — стяжные болты, 4 — щеки, 5 —барабан, 6 — храповое колесо с собачкой, 7 — редуктор, 8 — тормозное устройство, 9 — электродвигатель, 10 — металлическая рама

Отводной блок необходимо располагать от оси барабана лебедки на расстоянии, равном не менее 20 длинам барабана. При этом отводной блок должен располагаться перпендикулярно середине продольной оси барабана.

До начала работы стальной канат должен быть надежно закреплен на барабане, длина его намотки на барабан должна составлять не менее 1,5 витков. Во время работы следят за правильным наматыванием каната на барабан. Он должен ложиться на барабан ровными плотными рядами, при подходе к барабану располагаться по площадке горизонтально и перпендикулярно оси барабана.

Как правило, лебедки крепятся к якорям, но при ведении монтажных работ внутри цеха в качестве якорей используют строительные конструкции цеха (здания). Место расположения лебедки и способы ее крепления указываются в проекте производства работ. Причем места крепления за строительные конструкции согласовываются с проектной организацией.

На рис. 25 показаны схемы закрепления лебедок за железобетонную колонну, железобетонный ригель и кирпичную стену. В большинстве случаев лебедки крепят отдельным куском каната. Канат закрепляется за опору, а затем обхватывает всю раму лебедки. Если лебедка устанавливается непосредственно на земле, то под ее раму помещают деревянные подкладки, чаще всего шпалы.

Рис. 25. Схемы закрепления лебедок:
а — за колонну, б — за ригель, в — за кирпичную стену

При креплении лебедки за железобетонные колонны на углах колонны ставят прокладки из труб или досок, которые предохраняют канат от острых углов колонны. Так же предохраняют канат и при креплении лебедки за железобетонный ригель. Все канаты, которыми крепится лебедка, рассчитывают.

Электрические и ручные лебедки, применяемые при монтаже, должны иметь зубчатую передачу. Не допускается применять лебедки с фрикционной или ременной передачей.

Лебедки с ручным приводом разрешается применять при наличии исправного, автоматически действующего грузоупорного тормоза или «безопасной рукоятки», представляющих собой соединение в одно конструктивное целое рукоятки храпового устройства и тормоза.

При подъеме грузов одновременно двумя лебедками конструкции лебедок должны подбираться так, чтобы скорости навивания тросов на барабаны лебедок были одинаковы.

Грузоподъемность лебедок для подъема и опускания подъемных лесов и люлек должна соответствовать расчетным нагрузкам. Лебедки необходимо оборудовать двойными тормозными устройствами с безопасными рукоятками.

Движение отдельных канатов при подъеме и опускании подъемных люлек должно быть свободным. Трение каната о выступающие конструкции не допускается.

Все лебедки, которые применяют при монтаже оборудования, должны находиться в исправном состоянии и быть освидетельствованы и испытаны статической нагрузкой, на 10% превышающей грузоподъемность лебедки.

К работе с лебедками, особенно с машинным приводом, допускаются только специально подготовленные рабочие. Работать с лебедками, у которых обнаружены неисправности (например, не держит тормоз, поломаны зубья зубчатых колес), запрещается.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Грузоподъемные машины в строительстве

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Лебедки"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства