Строительные машины и оборудование, справочник







Лебедки с механическим приводом

Категория:
   Рабочее оборудование автомобильного крана


Лебедки с механическим приводом

На кранах грузоподъемностью до 5 тс применяются грузовая и стреловая лебедки, которые объединены в один агрегат.

Грузовая и стреловая лебедки крана ЛАЗ-690 и К-32 (рис. 81) находятся в общем корпусе, который состоит из основания с разъемом в горизонтальной плоскости по оси барабанов и двух крышек червячных редукторов. Барабан грузовой лебедки и барабан стреловой лебедки, имеющие винтовые канавки, свободно установлены на оси, закрепленной в корпусе на шпонке.

Барабаны вращаются при помощи червячных передач. Каждая передача состоит из стального двухзаходного несамотормозящегося червяка и червячного колеса, изготовленного из серого чугуна марки СЧ 21-40. Колесо закреплено непосредственно на барабане лебедки. Червячный вал установлен на шарикоподшипниках. Осевые усилия воспринимаются упорным шарикоподшипником. Регулировка зацепления червячных пар осуществляется шайбами.

На концах червячных валов, противоположных местам присоединения к карданным валам, установлены ленточные постоянно-замкнутые неуправляемые тормозные устройства с храповым механизмом.

Рис. 80. Размещение механизмов на поворотной платформе крана:
1 — платформа; 2 — редуктор механизма вращения; 3 — тормоз с электромагнитным управлением; 4, 5, 10 и 15 — электродвигатели; 6, 12 и 16 — тормозные устройства с электрогидротолкателем; 7 — редуктор стреловой лебедки; 8, 9 и 14 —> барабаны лебедок; 11 — редуктор грузовой лебедки; 13 — редуктор вспомогательной лебедки; 17 — кабина крановщика

Подшипники барабанов и тормозных шкивов смазываются через пресс-масленки. Червячные передачи смазываются маслом, заливаемым в корпус редуктора через отверстие, расположенное над червячным колесом.

Грузовая и стреловая лебедки кранов АК-5Г (рис. 82), так же как и лебедка крана ЛАЗ-690, имеют общий корпус и барабаны с червячным приводом. Барабан стреловой лебедки, на рабочей поверхности которого предусмотрены винтовые канавки, жестко соединен с червячным колесом. Он установлен на подшипниках скольжения и может свободно вращаться на валу лебедки.

Барабан грузовой лебедки, предназначенный для подъема груза весом до 4 тс, или грейфера имеет гладкую рабочую поверхность. На валу он посажен жестко на шпонках, а с червячным колесом привода соединен через фрикционную муфту. Вал вращается во втулках, установленных в корпусе лебедок.

Рис. 81. Грузовая и стреловая лебедки кранов ЛАЗ-690 и К-32;
1 — основание; 2 — червяк; 3 — червячное колесо; 4 — ось; 5, 8 и 10 — шайбы; 6 — крышка; 7 — барабан грузовой лебедки; 9 — барабан стреловой лебедки; 11 — шпонка

Корпус фрикционной муфты с закрепленным на нем венцом червячного колеса имеет внутренний конус и на валу может свободно вращаться. Внешний конус муфты соединен со ступицей грузового барабана четырьмя призматическими шпонками 19. Его рабочая поверхность облицована фрикционной обкладкой.

При включении фрикционной муфты барабан грузовой лебедки соединяется с червячным приводом, при выключении —разъединяется. Муфта включается поворотом червяка, тяга при этом перемещается вправо, чека давит на торец ступицы внешнего конуса и прижимает его к внутреннему конусу фрикционной муфты. При повороте червяка в обратную сторону чека отходит от торца ступицы внешнего конуса, а две шпильки чеки с опорными шайбами и гайками на другом конце разъединяют внешний и внутренний конусы. Осевые нагрузки, возникающие в тяге при включении и выключении муфты, воспринимаются упорными шарикоподшипниками.

Рис. 82. Грузовая и стреловая лебедки крана АК-5Г:
1 — корпус; 2 и 16 — втулки корпуса; 3 и 9 — упорные подшипники; 4 — червяк; 5 — гайка червяка; 6 — контргайка; 7 — корпус механизма включения; 8 — тяга; 10 — корпус фрикционной муфты; 11 — стопорный винт; 12 — чека; 13 — грузовой барабан; 14 — стреловой барабан; 15 — червячное колесо; 17 — вал барабанов; 18 — тормозное устройство; 19 — призматическая шпонка; 20 — внешний конус

При работе крана с крюком фрикционная муфта должна быть заблокирована винтом, жестко соединяющим реборду барабана лебедки со ступицей червячного колеса.

Грейферная лебедка крана АК-5Г предназначена для управления грейфером, а также для работы крана с крюком, поднимающим груз более 4 тс. Устройство грейферной лебедки подобно устройству грузовой лебедки и отличается только наличием одного гладкого барабана с увеличенной длиной рабочей поверхности.

Рассмотрим грузовую, стреловую и грейферную лебедки крана АК-75. Грузовая лебедка служит для подъема и опускания грейфера, стреловая —для подъема стрелы. Грейферная лебедка используется для подъема груза или управления грейфером.

Грузовая и стреловая лебедки (рис. 83) являются самостоятельными узлами, соединенными в один общий агрегат при помощи трех стяжных валиков, затянутых с двух сторон корончатыми гайками. Каждая лебедка имеет неразъемный корпус и крышку с уплотнительным устройством. Червячный вал лебедки установлен на двух конических роликовых подшипниках.

Рис. 83. Грузовая и стреловая лебедки крана АК-75:
1 — корпус; 2 — подшипники; 3 — червячное колесо; 4 — крышка; 5 — барабан грузовой лебедки; 6 — стреловой барабан; 7 — вал; 8 — стяжные валики

Рабочая поверхность барабана грузовой лебедки гладкая, барабана 6 стреловой лебедки — с винтовыми канавками.

Барабан стреловой лебедки жестко соединен с червячным колесом и может свободно вращаться на валу. Барабан грузовой лебедки посажен на этом же валу жестко на шпонках; с червячным колесом он соединен через фрикционную муфту.

Устройство и принцип действия фрикционной муфты и механизм управления ее подобны аналогичным узлам грузовой лебедки крана АК-5Г.

Грейферная лебедка крана АК-75 отличается от грузовой лебедки только тем, что имеет один барабан большей длины.

Рассмотрим грузовую, стреловую и монтажную лебедки кранов КТС-ЗГ и КТС-ЗВ. Грузовая и стреловая лебедки этих кранов подобны аналогичным лебедкам крана АК-5Г.

Монтажная лебедка (рис. 84) предназначена для подъема и опускания башни крана. Она состоит из корпуса, в котором расположены червяк и червячное колесо. Барабан лебедки жестко посажен на валу. Червячный вал установлен на двух конических роликовых подшипниках.

Рис. 84. Монтажная лебедка кранов КТС-ЗГ и КТС-ЗВ:
1 — корпус; 2 — вал; 3 — барабан; 4 — червячное колесо; 5 — червяк; 6 — тормоз; 7 — гайка; 8 — пружина; 9 — подвижная часть ведомой полумуфты;
10 — корпус ведомой полумуфты; 11 — ведущая полумуфта; 12 — вилка; 13 — вал управления

Монтажная лебедка имеет ленточный постоянно-замкнутый неуправляемый тормоз 6 двустороннего действия, предохраняющий башню крана от падения при ее опускании.

Вал редуктора лебедки соединен с валом распределительной коробки специальной кулачковой муфтой, являющейся одновременно муфтой предельного момента. Ведущая полумуфта выполнена в виде стакана с торцовыми зубьями. Она жестко посажена на валу распределительной коробки. Ведомая полумуфта свободно посажена на шпонке на конце червячного вала лебедки. Она состоит из корпуса, рабочей подвижной части с торцовыми зубьями, пружины, стопорной шайбы и гайки с кольцевой проточкой. Включается и выключается муфта вилкой, установленной на валу управления.

Кулачки на торцах полумуфт скошены в обе стороны. При работе монтажной лебедки на подъем в зависимости от величины передаваемого момента кулачки скользят по соприкасающимся наклонным поверхностям и перемещают в осевом направлении подвижную часть ведомой полумуфты. Когда нагрузка на лебедку резко возрастает, кулачки подвижной полумуфты прощел-кивают по кулачкам ведомой полумуфты и крутящий момент на вал лебедки не передается.

Лебедка кранов К-61 и К-51 (рис. 85) имеет три барабана: стреловой, грузовой и грейферный. Барабаны могут свободно вращаться на валу, который установлен на двух роликовых сферических подшипниках. На валу, рядом с подшипником, посажено зубчатое колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя. Каждый барабан выполнен за одно целое со шкивом, наружная поверхность которого охватывается тормозной лентой, к внутренней поверхности прижимается лента фрикционной муфты. Каждый из барабанов включается и приводится во вращение соответствующей фрикционной муфтой, ведущий диск которой закреплен на валу шпонкой.

Неподвижный конец фрикционной ленты посредством валиков и сережек закреплен на диске муфты, подвижный конец ленты шарнирно соединен с двуплечим рычагом, который через болт давит на подвижный конец ленты. Лента муфты прижимается к внутренней поверхности шкива и увлекает его во вращение с барабаном лебедки.

Для выключения фрикционной муфты отводку перемещают в первоначальное положение, в результате чего лента пружиной отжимается от внутренней поверхности шкива.

При выключенном состоянии фрикционной муфты между шкивом и лентой по всей окружности должен быть равномерный зазор в 1—2 мм. Регулируется зазор при помощи болтов, фиксируемых контргайками.

Тормоза барабанов лебедок — ленточные. Неподвижный конец ленты тормоза закреплен на кронштейне рамы, на которой установлена лебедка, наружный крепится на рычаге. Тормоз регулируется стяжной гайкой, имеющей правую и левую резьбу. Равномерное отжатие выключенной тормозной ленты достигается пружинами.

На грузовом и грейферном барабанах имеются винтовые канавки, поверхность стрелового барабана гладкая.

На корпусе лебедки установлена защелка храпового механизма стрелового барабана; она упирается в зуб храпового колеса и фиксирует стрелу в нужном положении. Управление защелкой осуществляется из кабины крановщика.

Барабаны лебедок установлены на шарикоподшипниках, смазка которых производится через пресс-масленки, установленные в ребордах барабанов.
Лебедка крана К-53 отличается от лебедки крана К-61 тем, что не имеет грейферного барабана.

Рассмотрим грузовую и стреловую лебедки крана МКА-10М. Каждая лебедка состоит из барабана, ось которого опирается на два подшипника качения, один из них установлен в специальной стойке, другой —в торцовой части выходного вала редуктора. Барабан соединяется с валом редуктора зубчатой муфтой.

Рис. 85. Трехбарабанная лебедка кранов К-61 и К-51:
1 — ведущий диск; 2 — отводка; З — вал; 4 — тормозная лента; 5 — храповое колесо; 6 — стреловой барабан; 7 и 12 — роликовые подшипники: 8 — зубчатое колесо; 9 — грузовой барабан; 10 – прессмасленка; 11 — грейферный барабан; 13 — подвижный конец фрикционной ленты; 14 и 20 — болты; 15 — ось; 16 — неподвижный конец фрикционной ленты; 17 — двуплечий рычаг; IS — лента фрикционной муфты; 19 — пружина; 21 — стяжная гайка; 22 — рычаг; 23 — неподвижный конец ленты тормоза

Редукторы лебедок взаимозаменяемы, каждый состоит из корпуса, в котором расположены две пары цилиндрических шестерен с зубчатым зацеплением системы Новикова. Входной вал редуктора соединен через обгонную фрикционную муфту с валом реверса распределительной передачи крана.

Рис. 86. Грузовая и грейферная лебедки крана К-2,5-1Э: 1 — шкив тормоза; 2, 3, 4, 5, 6 и 7 — шестерни; 8 — грузовой барабан; 9 — вал редуктора; 10 — корпус; 11 — грейферный барабан; 12 — фрикционная муфта


Читать далее:

Категория: - Рабочее оборудование автомобильного крана





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины