Строительные машины и оборудование, справочник





Машины для распределения и уплотнения цементобетона и отделки его поверхности


Категория:
   Путевые и дорожные машины


Машины для распределения и уплотнения цементобетона и отделки его поверхности

Цетентобетон укладывают на хорошо подготовленное основание дороги. В состав работ по устройству цементобетонных покрытий входят установка рельс-форм, укладка, распределение и уплотнение бетонной смеси, отделка поверхности покрытия, устройство швов расширения, заполнение их мастикой и уход за свежеуложенным бетоном. Все работы выполняют поточным способом комплектом машин, в который входят профилировщик оснований, распределитель бетонной смеси, бетоноотделочная машина, нарезчик температурных швов и комплект рельс-форм. Кроме того, используют вспомогательные машины и оборудование: автомобильные краны, автосамосвалы, бетоносмесители, передвижные тенты, машины для очистки и заливки швов и розлива эмульсии, транспортные машины и машины для укладки рельс-форм.

Рельс-формы являются основанием, по которому перемещаются машины основного комплекта, а также служат опалубкой для укладываемой бетонной смеси. Рельс-форма представляет собой узкоколейный рельс длиной до 4 м, уложенный на опорные металлические коробки. Последние от смещения удерживаются штырями, забиваемыми в грунт. Рельс-формы укладывают автокранами вдоль полосы строящейся дороги. Затем специальной укладочной машиной производят планировку и уплотнение подстилающего слоя песка, укладку, стыковку и крепление звеньев рельс-формы к грунту. Рельс-форма считается правильно уложенной, если разница по высоте между смежными звеньями не превышает 2 мм. После пробной обкатки обнаруженные просадки устраняют подбивкой материала под рельс-форму. Профилировочные машины разрабатывают корыто в целинном грунте, профилируют его подошву, разравнивают и уплотняют подстилающий слой. Рабочим органом профилировщика является нож или фреза, с помощью которых при движении машины производится срезание и частичное перераспределение грунта. Подъемом или опусканием рабочего органа регулируют величину заглубления. Перед укладкой бетона на песчаные основания расстилают бумагу, пропитанную битумом, или полиэтиленовую пленку, которые уменьшают потери цементного молока и способствуют сохранению ее прочности.



Рис. 154. Распределители цементобетона я — бункерный; б и г — шнековые; в — лопастный

Распределители цементобетона служат для приема и распределения бетонной смеси по дорожному основанию слоем заданной толщины. По принципу действия , они разделяются на машины непрерывного и периодического действия. По устройству рабочего органа распределители бетона бывают бункерными, шнековыми и лопастными (рис. 154), причем бункерные распределители относятся к машинам периодического действия, а шнековые и лопастные — непрерывного действия. Бето-нораспределители передвигаются по рельс-формам 6 на самоходных тележках, несущим элементом которых является рама.

В бункерном распределителе рабочий орган — беззатворный бункер — подобно челноку движется в плоскости, перпендикулярной продольной

оси дороги, от одной рельс-формы к другой и нижней кромкой разравнивает бетонную смесь. Затем распределитель передвигается по рельс-формам на следующую стоянку, и цикл распределения бетона повторяется. Распределители с бункерным рабочим органом имеют простую конструкцию, но отличаются малой производительностью.

Шчековые бетонораспределители (см. рис. 154, б и г) разравнивают смесь непрерывно с помощью вращающихся шнеков, расположенных в передней части несущей рамы. Непосредственно за шнеками расположены профилирующие заслонки, которые срезают избыток бетонной смеси и придают уложенному слою соответствующий профиль. Кроме того, заслонки образуют подпор смеси, что создает хорошие условия для распределения бетона шнеком. Каждая заслонка подвешена двумя опорами, поднимаемыми вручную штурвалами. Толщину распределяемого слоя регулируют подъемом и опусканием шнеков с помощью винтов, приводимых в движение штурвалами. Привод механизма передвижения и рабочего органа осуществляется от двигателя. Предварительное уплотнение свежеуложенной бетонной массы производится вибробрусом.

В последних моделях шнековых распределителей предварительное разравнивание бетонной смеси, выгруженной из самосвалов на полотно строящейся дороги, производится отвалами, подвешенными гидроцилиндрами к раме рабочего органа. Рабочий орган — шнек представляет собой трубу с приваренными винтообразными спиралями диаметром 0,4 м, опирающуюся на подшипники. Профилирующие заслонки установлены в пазах рамы рабочего органа так, что они могут быть установлены на односкатный или двускатный поперечный профиль покрытия.

Лопастный бетонораспределитель (см. рис. 154, в) разравнивает смесь расположенной впереди лопастью, которая совершает поперечные возвратно-поступательные движения при непрерывном передвижении всей машины вперед. Распределительная лопасть в зависимости от требуемой толщины покрытия может устанавливаться на различной высоте. В предельных крайних положениях лопасть поворачивается на 180° и удаляет от рельс-форм накапливающуюся бетонную смесь. Для предварительного уплотнения бетона лопастные распределители, так же как и шнековые, снабжаются вибробрусьями. Бето-нораспределителями устраивают двухслойные бетонные покрытия за два прохода.

Цементобетонную смесь с осадкой конуса 1—2 см распределяют с припуском по толщине 2—4 см с учетом последующего уплотнения. При ширине укладываемой полосы 7 м и толщине слоя 0,2—0,25 м производительность распределителя цементобетона составляет 3000 м2 в смену.

Бетоноотделочные машины предназначены для разравнивания, профилирования, уплотнения и окончательной отделки (выглаживания и затирки) поверхности слоя бетонной смеси, предварительно уложенного распределителем. По виду ходового оборудования бетоноотделочные машины могут быть рельсовыми и гусеничными. Машины на гусеничном ходу не только отделывают покрытие, но и предварительно распределяют бетонную смесь, поэтому их называют бетоноукладчиками. В бетоноотделочных машинах может быть от одного до четырех рабочих органов, разравнивающих, уплотняющих и выглаживающих бетонную смесь. По характеру уплотнения смеси рабочие органы подразделяются на трамбующие и вибрационные. Уплотнение более высокого качества получают машинами, у которых одновременно в работе находятся четыре рабочих органа (рис. 155, а): разравнивающий вибрационный брус, трамбующий брус как дополнительный уплотняющий орган, выглаживающий и профилирующий брус (невибрирующий) и выглаживающая плита. Разравнивающий брус распределяет бетонную смесь слоем определенной толщины по ширине лолосы, чему способствуют колебательные движения в поперечном направлении. Трамбующий брус уплотняет смесь, совершая колебания в вертикальной плоскости. Выглаживающий брус профилирует поверхность, а выглаживающая лента выравнивает поверхность покрытия, совершая колебания в горизонтальной плоскости.

На машине, схема которой показана на рис. 155, б, вместо разравнивающего вибрационного бруса установлен разравнивающий лопастный вал, с помощью которого неровности бетона хорошо разравниваются. Вибрационные уплотняющие рабочие органы всех бетоноотделочных машин приводятся в движение от дебалансных механических (эксцентриковых) или электромеханических вибраторов.

Рис. 155. Схемы рабочих органов бетоноотделочных машин
а —с разравнивающим вибрационным брусом; б —с разравнивающим лопастным валом

При вибрационном уплотнении в поверхностном слое бетона выделяется вода, которая приводит в дальнейшем к повышению пористости и снижению-морозостойкости покрытия. При отрицательной температуре вода, находящаяся в порах, замерзает и разрушает верхний слой бетона. Поэтому после прохода отделочных машин излишки раствора и цементного молока удаляют скребками, обшитыми резиной и жесткими щетками. Благодаря такой обработке вода быстро испаряется, осушая верхний слой. Бетоноотделочные машины, выпускаемые в последнее время, устанавливают на двух балансирных тележках, что резко уменьшает влияние погрешностей укладки рельс-форм на ровность дорожного покрытия. Рабочая скорость передвижения бетоноотделочных машин не превышает 0,7—1,4 м/мин, что при ширине обработки 3,5—7,5 м позволяет получить производительность отделки 250—500 м2/ч. Глубина проработки достигает 0,3 м.

Нарезчики швов применяют для нарезания в уложенном массиве бетонного покрытия температурных швов, которые заполняются битумной мастикой или другим водонепроницаемым материалом. Температурные швы нарезают двумя способами: вибрационными ножами в свежеуложенном бетоне до начала твердения и абразивными дисками в затвердевшем бетоне через 8—12 ч после укладки при достижении им 20—30% проектной прочности. Вибронож представляет собой клепаную балку из двух швеллеров, между которыми располагается стальная полоса в виде ножа толщиной 8—10 мм. На верхней площадке балки установлены механические вибраторы, привод которых осуществляется от электродвигателей через клиноременную передачу. Для предотвращения вспучивания бетона в зоне шва при нарезке вибрирующаяся масса прижимается секционными поддонами.

Нарезку швов в затвердевшем бетоне производят одно- и многодисковыми нарезными машинами. В качестве абразивного материала для изготовления дисков применяют электрокорунд, карбид кремния и технический алмаз. Вращающиеся диски устанавливают в кронштейнах, на которых закреплен вибратор. Производительность многодискового нарезчика швов достигает 450 м в смену. Швы заливают битумной мастикой, разогреваемой в специальных битумных котлах. Перед заливкой швы продувают сжатым воздухом. Для создания влагонепроницаемой пленки поверхность свежеуложенного бетона покрывают битумной эмульсией или этиленовым лаком. Для розлива пленкообразующих материалов применяют машины, передвигающиеся по рельс-формам вслед за нарезчиками и заливщиками швов.

Читать далее:

Категория: - Путевые и дорожные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Техническое обслуживание и ремонт машин
Основные сведения по эксплуатации машин
Машины для ремонта городских и внутризаводских дорог
Машины для зимнего содержания городских и внутризаводских дорог
Машины для летнего содержания городских и внутризаводских дорог
Машины для содержания и ремонта верхнего строения трамвайных путей
Машины для постройки трамвайных путей
Оборудование для изготовления бетонной тротуарной плитки и бортового камня
Камеры пропаривания
Вибраторы


Остались вопросы по теме:
"Машины для распределения и уплотнения цементобетона и отделки его поверхности"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы