Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Машины городского хозяйства

Публикация:
   Машины для ремонта городских дорог

Читать далее:




Машины для ремонта городских дорог

Машины для ремонта, регенерации асфальтобетонных покрытий. Машины и оборудование, составляющие эту группу, предназначены для выполнения всего комплекса работ, связанных с ремонтом покрытий городских дорог и восстановлением асфальтобетонных покрытий. С помощью таких машин выполняют работы: по регенерации, разогреву асфальтобетонных покрытий и их фрезерованию; транспортированию и распределению битума и щебня, заделке трещин; ремонту швов; ямочному ремонту покрытий; разрушению покрытий, а также рытью ям и др.

Для восстановления асфальтобетонных покрытий широко применяют машины, работающие по методу терморемонтирования, который основан на использовании полностью или частично старого асфальтобетона, пригодного по своим свойствам и характеристикам к повторному применению.

Машина “Репавер” (ФРГ) представляет собой самоходный агрегат длиной до 13 м и массой около 30 т. Рабочее оборудование ее состоит из бункера для новой асфальтобетонной смеси и трех нагревательных блоков инфракрасного излучения. На задней приводной оси расположено оборудование для приготовления новой асфальтобетонной смеси, состоящее из двух распределительных шнеков, трамбующего бруса и вибрационной (заглаживающей) плиты. Двигатель машины вместе с распределительным редуктором установлен на шасси агрегата над его задней осью. От распределительного редуктора осуществляется привод конвейеров, шнекового распределителя, механизма передвижения, систем охлаждения рабочей жидкости и управления рабочими органами. Передвижение машины обеспечивается гидрообъемной трансмиссией, подъем и опускание рабочих органов – гидроцилиндрами. Вскрышное устройство состоит из рыхлителя асфальтобетонного покрытия, разделенного на четыре сегмента шириной 62,5 см, в каждом из которых расположено пять рядов взрыхляющих ножей с резцами из твердого сплава. Ножи установлены с интервалом 13 см и сдвинуты один по отношению к другому. Высоту установки каждого из сегментов можно регулировать с помощью гидроцилиндра; можно регулировать и высоту установки дополнительных сегментов (шириной 25 и 50 см), которые вместе с основными составляют общую максимальную ширину агрегата 4,25 м.

Разогретое дорожное покрытие взрыхляется ножами с наконечниками из твердого сплава, которые прикрепляют к плите рыхлителя стальными разъемами. Форма наконечников ножей обеспечивает сохранение структуры (зерен) асфальтобетонной смеси при ее взрыхлении. Глубина внедрения ножей в покрытие регулируется бесступенчато. Сзади плиты установлены распределительный шнек и отвал.

С помощью первых двух блоков инфракрасного излучения старое покрытие разогревается. В зависимости от скорости движения машины и неровностей поверхности дороги регулируют интенсивность и степень нагрева. Регулирование обеспечивается путем подъема и опускания блоков, а также включения или выключения отдельных рядов горелок. Температура разогрева старого асфальтобетона соответствует его пластическому состоянию, что позволяет при взрыхлении также не допускать дробления зерен асфальтобетона.

Машина ДЭ-232 предназначена для ремонта и регенерации асфальтобетонных покрытий на дороге путем разогрева и рыхления их, добавления новой смеси (с перемешиванием ее со старой или без перемешивания) и последующего профилирования с предварительным уплотнением. Машина выполнена самоходной на пневмоколесном ходу с гидроприводом всех рабочих органов и смешанным (гидромеханический, с коробкой передач) приводом хода.

В соответствии с назначением машина имеет следующие основные рабочие органы и агрегаты: газовое оборудование, рыхлитель, подборщик, передний бункер для приема смеси, транспортирующее, смесительное и распределительное устройства, оборудование для предварительного уплотнения.

Газовое оборудование включает в себя емкость для газа, испаритель, систему газоприводов, инфракрасные излучатели (горелки), регулирующую и контрольную аппаратуру и устройство для разжигания горелок. Основное назначение газового оборудования — разогрев асфальтобетонного покрытия на глубину 3—4 см до температуры около 60°С при температуре на его поверхности не выше 180°С и обогрев отдельных узлов и агрегатов машины для предотвращения остывания новой и регенерируемой асфальтобетонной смеси.

Горелки объединены в секции с подачей газа раздельно в каждую секцию. Секции горелок объединены в блоки. Расположение блоков позволяет осуществлять “пунктирный“нагрев ремонтируемого покрытия и догрев нижележащего слоя. Высоту установки блока горелок в рабочем положении над поверхностью покрытия можно регулировать в пределах 50—250 мм (кроме блока горелок, расположенного рядом с приемным бункером).

Рыхлитель обеспечивает разрыхление нагретого асфальтобетонного покрытия до кусков, максимальный размер которых не должен превышать 50 мм. Максимальная глубина рыхления разогретого покрытия 40 мм. Конструкция рыхлителя позволяет осуществлять пропуск выступающих люков колодцев.
Подборщик взрыхленного материала предназначен для сбора взрыхленной рыхлителем асфальтобетонной смеси и подачи ее в смесительное устройство (при работе в режиме Ремикс) или к краю ремонтируемой полосы (при работе в режиме Репавер). Одновременно подборщик обеспечивает профилирование поверхности и выполнение ровной кромки покрытия. Рабочая ширина подборщика – 2500, 3100, 3600, 3850 мм.

Передний бункер для приема новой асфальтобетонной смеси, с управляемыми боковыми стенками обеспечивает полное опорожнение бункера. Вместимость бункера (по асфальтобетонной смеси) не менее 4 т.

Транспортирующее устройство (конвейер) перемещает новую асфальтобетонную смесь от приемного бункера к смесительному устройству или в зону распределения регенерированной асфальтобетонной смеси. Транспортирующее устройство обеспечивает регулирование норм подачи новой смеси. Пространство, в котором перемещается новая смесь, во избежание ее охлаждения обогревается инфракрасными излучателями.

Смесительное устройство (смеситель) предназначено для перемеши-. вания регенерируемой и новой асфальтобетонной смеси на всех режимах работы машины при любом соотношении компонентов. Конструкция смесительного устройства обеспечивает легкий доступ к его внутренней части для осмотра и очистки. Стенки смесительного устройства обогреваются инфракрасным излучением.

Распределительное устройство предназначено для распределения регенерированной смеси и (или) нового асфальтобетона на ширину ремонтируемой полосы покрытия. Распределительное устройство обеспечивает автоматическое выдерживание заданной толщины и профиля распределяемого слоя по всей ширине ремонтируемой полосы.

Предварительное уплотнение уложенной смеси осуществляется виб-ротрамбующей плитой. Предусмотрен обогрев поверхности вибротрам-бующей плиты газовыми горелками.

Трансмиссия и ходовое оборудование обеспечивают перемещение машины с рабочей скоростью 0-8 м/мшг и транспортной (своим ходом) до 7 км/ч. На большие расстояния машину можно транспортировать одним из двух способов: на буксире (с отключенной коробкой передач) или на трайлере со скоростью до 40 км/ч. Все колеса ведущие. Привод переднего моста может быть отключен. Колеса оборудованы стояночными тормозами. При максимальной скорости (3 м/мин) и максимальной глубине разогретого покрытия (40 мм) расходновой смеси 40 кг/м2.

Для управления рабочими органами предусмотрены два поста управления с двух сторон машины. Управление положением рабочих органов, регулирование подачи новой смеси и управление ходовыми колесами гидравлическое.

Машины “Робот” (ФРГ) используют для разогрева старого асфальтобетонного покрытия перед его срезанием. Рабочий орган машины фреза (типа RS-2000 или RS-2350) установлен на автомобиле тягаче “Унимог” позади его ведущих колес.

Блок горелок для разогрева асфальтобетонного покрытия и снижения усилия резания расположен перед передними колесами автомобиля. Фреза RS-2000 — барабан, на поверхности которого закреплены 160 ножей из износостойкой стали с режущей кромкой шириной 50 мм. Вал ее вращается в направлении, обратном движению машины. Привод его осуществляется через боковые редукторы и гидродвигатели от насоса, приводимого в действие от дополнительного двигателя мощностью 51,5 кВт. Двигатель установлен на платформе базовой машины. Глубина фрезерования регулируется положением жестких боковых опорных колес, закрепленных на боковых редукторах. Фреза поднимается и опускается с помощью гидроцилиндра. Нагревательный блок размером 2000X850 мм и массой 65 кг состоит из 20 инфракрасных горелок, работающих от баллонов со сжиженным пропаном, которые установлены на платформе автомобиля. Расход газа для каждой горелки составляет 4 кг. Снятый материал забирается ковшовыми погрузчиками, после чего полотно очищают подметальные машины.

Машины для разогрева асфальтобетонных покрытий. При ремонте асфальтобетонных покрытий городских улиц и дорог для облегчения обработки материала дорожного покрытия его разогревают специальными машинами — разогревателями и отжигателями асфальта. В дождливую погоду эти машины могут быть использованы для просушки ремонтируемого участка, зимой — для оттаивания мерзлых грунтов. Отжигатели асфальта более просты, чем разогреватели, однако при обработке асфальтобетонного покрытия с помощью отжигателя под действием открытого пламени в асфальтобетоне выгорает битум, что приводит к нарушению структуры асфальтобетона и не позволяет использовать его вторично. Асфальторазогреватели классифицируют: по виду теплопередачи — на конвекционные (передача теплоты открытым пламенем) и радиационные (передача теплоты с помощью инфракрасных излучателей); по назначению — на разогреватели, разогреватели-планировщики и разогре-ватели-ремонтеры; по типу нагревателя — на жидкотопливные, газотопливные и электрические. Разогреватели, в свою очередь, могут быть ручными, прицепными и самоходными.

Наибольшее распространение получили газотопливные и электрические радиационные разогреватели на базе грузовых автомобилей и кодес-ных тракторов. Основное преимущество использования радиационных разогревателей — сокращение продолжительности разогрева вследствие отсутствия термического сопротивления пограничного слоя инфракрасному излучению. Лучистая энергия поглощается непосредственно поверхностью и глубинными слоями асфальтобетонного покрытия, причем излучение проникает тем глубже, чем меньше длина их волн (максимальное количество теплоты передается при длине волны 2,5—2,7 мкм).

Режим радиационного разогрева состоит из двух периодов: разогрев поверхности покрытия до температуры не менее 180°С и дальнейший регулируемый нагрев покрытия по всей его толщине (при неизменной температуре на поверхности покрытия) до температуры около 80°С на стыке покрытия с основанием. Ремонтируемый участок дорожного покрытия разогревают с помощью блока горелок, устанавливаемых над поверхностью покрытия на расстоянии 10—20 см от излучателя. При этом плотность теплового потока у поверхности разогреваемого покрытия, равна 70-81,4 кВт/м2 (для конвекционных разогревателей – 40—46,5 кВт/м2).

Газовые инфракрасные излучатели (табл. 3.1) отличаются простотой устройства и обслуживания, возможностью регулирования мощности излучения в широких пределах путем изменения давления газа, подводимого к смесителю горелки. Недостатки их — возможность задувания пламени при скорости ветра более 6—8 м/с, относительно небольшой срок службы, необходимость проведения дополнительных мероприятий по технике безопасности, так как обслуживающему персоналу приходится работать со сжиженным газом (пропаном).

При текущем ремонте асфальтобетонных покрытий городских дорог и площадей используют радиационные асфальторазогреватели с газовыми инфракрасными излучателями.

Асфальгоразогревагель АР-53А предназначен для разогрева обрабатываемых участков асфальтобетонных покрытий газовыми инфракрасными излучателями, добавления в случае необходимости новой асфальтобетонной смеси, уплотнения уложенной массы, сопряжения полос ранее сооруженного покрытия с новым. Его используют для проведения текущего ремонта малых и федних карт дорожного покрытия площадью более 10 м2 вместе с самоходным катком, входящим в комплект. Специальное оборудование асфальторазогревателя смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-53 и состоит из кузова, блока горелок, линейки горелок, комплекта баллонов со сжиженным газом, коммуникаций, генератора синхронного трехфазного типа.

Ремонтируемое покрытие после его очистки л разметки разогревают блоком горелок: по всей площади — при ремонте небольших карт, и по периметру отмеченного контура — при ремонте больших карт. После взрыхления граблями разогретого на глубину 3—4 см асфальтобетонного покрытия добавляют в рекомендуемое место новый материал го бункера-термоса, перемешивают его с разогретым старым и смесь уплотняют от краев к середине ремонтируемого места. Места сопряжений старого и нового покрытий разогревают с помощью линейки горелок. Во время проведения ремонтных работ температура покрытия должна быть в пределах 130—150°С. Продолжительность технологических операций после окончания разогрева покрытия до укатки ремонтируемого участка не должна превышать время сохранения разогретым асфальтобетоном температуры не ниже 100°С. После окончания работ ручной виброкаток и блок горелок устанавливают в транспортное положение.

Кузов асфальторазогревателя служит для размещения рабочего оборудования. В его передней части оборудована кабина для перевозки двух человек.

Рис. 3.2. Разогреватель ЭД-92 асфальтобетонных покрытий:
1 – базовый тягач; 2 – емкость для топлива; 3 – нагревательные блоки в транспортном положении; 4 – то же, в рабочем положении

Блок горелок представляет собой металлическую раму, с закрепленными в ней газовыми инфракрасными излучателями. При разогреве покрытия поверхность блока горелок должна быть параллельна поверхности покрытия. В транспортном положении блок горелок занимает вертикальное положение. Поднимают и опускают блок горелок с помощью гидроцилиндра. Линейка горелок представляет собой металлическую раму с укрепленными в ней в ряд газовыми инфракрасными излучателями. В транспортном положении линейка находится внутри кузова (с левой стороны), где также установлены баллоны со сжиженным газом (для питания блока и линейки горелок) и элекгровибро-каток.

Для питания электровиброкатка используют генератор переменного тока. Привод генератора осуществляется от коробки отбора мощности двигателя автомобиля. Бункер-термос обеспечивает хранение горячей асфальтобетонной смеси. Смесь подается в тележку через открытый (с помощью гидроцилиндра) лоток бункера и перевозится на участок проведения работ.

Крутящий момент от вала коробки отбора мощности, прифлан-цованной к коробке передач базового шасси, передается на ведущий вал насоса гидропривода, а от нижнего вала — входному валу генератора карданной и ременной передачами. Гидросистема асфальторазогревателя АР-5ЗА состоит из шестеренного насоса, гидрораспределителя, гидроцилиндров поворота, подъема и опускания блока горелок, задней двери и телескопического цилиндра виброкатка; масляного бака, дросселей, сетчатого фильтра и маслопроводов.

Основным отличием асфальторазогревателя АР-53 от асфальторазогревателя АР-53А является отсутствие в его составе средств уплотнения асфальтобетонной смеси, в связи с чем при мелкоямочном ремонте необходимо в комплексе с асфальторазогревателем АР-53 дополнительно использовать моторный каток.

Асфальторазогреватель РА-10 предназначен для разогрева поврежденных участков асфальтобетонных покрытий при ремонте городских улиц и площадей, а также автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Специальное оборудование смонтировано на шасси автомобиля УАЗ-450Д и состоит из газобаллонной установки, блока горелок, линейки, кузова, гидросистемы и ходоуменьшителя.

Асфальторазогреватель ДЭ-2 на шасси автомобиля УАЗ-451ДМ состоит из ходоуменьшителя с рычагами управления, кузова, газобаллонной установки, коммуникации, блока газовых инфракрасных излучателей с горелками ВИГ-1, механизма подъема блока горелок, гидро-и электрооборудования.

Для повышения качества работы и сокращения времени разогрева и расхода газа на асфальторазогревателях устанавливают систему автоматического регулирования (САР) процесса разогрева покрытия. Такая система установлена на асфальторазогревателе 4109. Специальное оборудование навешивается на колесный трактор МТЗ-50. Блок горелок установлен впереди трактора на раме, поднимаемой в транспортное положение с помощью гидроцилиндра и цепной передачи. Сзади трактора (в специальном металлическом шкафу) установлены пять баллонов со сжиженным газом. Поднимается и опускается блок с помощью гидрораспределителя гидропривода трактора. При необходимости блок можно перемещать вручную на катках (на расстояние 200 мм вправо или влево) . На раме блока горелок установлен датчик САР, который в рабочем положении упирается в разогреваемое покрытие. Его исполнительный механизм — электромагнитный клапан закреплен на раме блока горелок. От регулирует количество газа, подаваемого к излучателям. В первоначальный период разогрева САР обеспечивает интенсивное повышение температуры на поверхности покрытия путем подачи к горелкам газа под большим давлением. При достижении температуры 170—250°С на поверхности дорожного покрытия исполнительный механизм системы САР автоматически снижает давление газа до уровня, при котором обеспечивается постоянство температуры нагрева дорожного покрытия.

Один из основных элементов асфальторазогревателей рассмотренных типов — газовые инфракрасные излучатели. Они могут быть с керамическим или металлическим излучателем. Газ от форсунки попадает в эжектор-смеситель, куда поступает также эжектируемый струей газа воздух из атмосферы. Далее смесь газа с воздухом проходит в распределительную коробку и выходит через каналы излучателя наружу со скоростью 0,1—0,14 м/с. При воспламенении специальным запальником выходящая из излучателя газовоздушная смесь сгорает на поверхности излучателя, передавая ему основную часть теплоты продуктов сгорания. Излучатель раскаляется до температуры 850-900°С и становится источником инфракрасного излучения.

Керамический излучатель представляет собой панель, состоящую из отдельных керамических плиток размерами 65X45 мм и толщиной 12 мм. В каждой плите имеется 500—1400 цилиндрических каналов (в зависимости от ее типа) диаметром 0,8-1,7 мм.

Горелки собирают в блок, который для придания ему ветроустойчивости сверху (в зоне подсоса воздуха) оборудуют защитным съемным кожухом, а снизу (в зоне горения) по периметру — специальной “юбкой” из жаростойкой стали. Швы между горелками заделывают шамотной массой для предотвращения попадания продуктов сгорания в инжекторную часть горелок.

Разогреватели с электрическими излучателями более долговечны, менее чувствительны к воздействиям ветра и отрицательной температуры окружающего воздуха. В качестве их нагревателей применяют кварцевые инфракрасные излучатели КИ-220-1000 и трубчатые металлические типа ТЭН. Эти нагреватели обладают рассеянным излучением, поэтому для создания направленного потока излучения их помещают в рефлектирующее устройство, которое в комплекте с поддерживающим металлическим коробом составляет разогреватель покрытия. На разогревателях с электрическими излучателями также устанавливают САР, который в этом случае работает по следующей схеме. На разогреваемый участок покрытия опускают рабочий орган, при этом чувствительный элемент САР (термопара) упирается в покрытие и включает электронный потенциометр. При нагревании поверхности покрытия до заданной температуры реле по сигналу термопары выключает магнитный пускатель и электрические излучатели. При снижении температуры поверхности покрытия ниже заданной по сигналу термопары включаются катушки магнитного пускателя и подается электроэнергия излучателям. Система САР установлена на асфальторазогревателе на базе самоходного шасси Т-16М.

Для разогрева асфальтобетонных покрытий применяют также ас-фальтоотжигатели, смонтированные на автомобилях и колесных тракторах. Рабочее оборудование отжигателя состоит из бака для технологического топлива, вентилятора высокого давления, форсунки и навесного металлического зонта. Привод вентилятора осуществляется от двигателя базового шасси.

Машина ЭД-94 для фрезерования разогретых асфальтобетонных покрытий перемещается к месту работы своим ходом со скоростью до 30 км/ч, фреза зафиксирована в транспортном положении. Подготовка машины к работе заключается в опускании фрезы в рабочее положение так, чтобы резцы не касались поверхности покрытия, а рабочий орган установился бы на опорные ролики (рис. 3.3).

Машина работает в комплексе с разогревателем ЭД-92 асфальтобетонных покрытий. Разогреватель производит разогрев покрытия на заданную глубину до температуры, обеспечивающей размягчение покрытия. Машина ЭД-94 следует за разогревателем на расстоянии не более 15 м. Водитель находится в кабине машины и контролирует скорость движения машины и ее направление, а также поднимает рабочий орган при возникновении препятствий (люки канализационных, телефонных и других колодцев, решетки ливневой канализации и др.). Оператор, обслуживающий машину, регулирует глубину фрезерования с помощью регулировочных винтов опорных роликов.

Первоначальное заглубление фрезы производится на месте. Регулирование глубины фрезерования в процессе работы не требует остановки машины. Перекос фрезы в направлении, поперечном движению машины допускается в пределах 10°. Рабочий участок должен быть отмечен переносными ограждениями. Отфрезованную массу вывозят на асфальтобетонные заводы, где ее используют повторно. По окончании рабочей смены с помощью регулировочных винтов опорных роликов фрезу выводят из забоя, очищают от налипшей массы и переводят в транспортное положение.

Ремонтеры и оборудование для текущего ремонта дорог. Для обеспечения комплексной механизации работ по текущему ремонту и содержанию городских улиц и дорог применяют специальное оборудование, а также машины, оснащенные этим оборудованием — ремонтеры, которые производят ямочный ремонт дорожных покрытий и заделку трещин и швов. В процессе ремонтных работ сжатым воздухом или щетками очищают поврежденные места от грязи, разогревают асфальтобетонное покрытие нагревательными установками или разрушают его механическим способом, удаляют изношенный слой покрытия, укладывают новую асфальтобетонную смесь, разравнивают и уплотняют ее. Кроме того, ремонтеры оснащены дополнительным оборудованием для специальных работ по уходу за дорожными знаками и зелеными насаждениями, окраске элементов обстановки пути и искусственных сооружений.

Ремонтеры классифицируют по виду выполняемых работ, типу рабочего оборудования, способу передвижения и типу привода рабочих органов.

При текущем ремонте городских улиц и дорог с цементобетонным покрытием применяют подъемники для подъема просевших плит. Пространство под плитой заполняют цементным раствором, битумом или грунтом с добавкой битума. Битум, разогретый до температуры 200— -215°С, нагнетают под плиту насосом от гудронатора под давлением 0,07-0,35 МПа. Для восстановления шероховатости цементобетонного покрытия применяют специальные щетки.

Машина ДЭ-5А предназначена для проведения текущего ремонта городских улиц и автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. Специальное оборудование машины размещено на шасси автомобиля ГАЗ-53А и состоит из бункера-термоса для транспортирования и хранения горячей асфальтобетонной смеси, компрессорной установки с пневмоинструментом, газового оборудования — блока газовых инфракрасных излучателей, баллонов, рукавов, ручного инструмента для окраски обстановки пути и сооружений и гидропривода. Машина позволяет ремонтировать асфальтобетонное покрытие горячим способом с применением инфракрасных излучателей и холодным способом с механической вырубкой старого покрытия, а также очищать покрытия сжатым воздухом, окрашивать краскораспылителем элементы обстановки и сооружения, обеспечивать привод ручного механизированного пневмоин-струмента.

При ремонте покрытия горячим способом ремонтируемый участок разогревают до температуры 120-160°С на глубину 3—4 см блоками горелок в течении 3—5 мин. Затем разогретую асфальтобетонную смесь покрытия перемешивают с добавляемой из бункера-термоса асфальтобетонной смесью и разравнивают. Далее поверхность ремонтируемого участка покрытия укатывают ручным виброкатком, присыпают ее минеральным порошком и окончательно укатывают виброкатком.

Кузов сзади кабины машины разделен на три отсека: правый, левый и средний. В правом отсеке расположено пневмооборудование; в левом — газовое оборудование; в среднем — бункер-термос с теплоизолированными стенками, ковш-тележка для доставки и распределения асфальтобетонной смеси на ремонтируемый участок и ручной виброкаток в специальной кассете. Газовое оборудование машины представляет собой шесть газовых баллонов с регулятором давления, подключенных к коллектору, который соединен шлангами с блоком газовых инфракрасных излучателей и газовым запальником. Одна заправка баллонов обеспечивает ремонтные работы в течение шести-семи смен.

Привод компрессорной установки производится двигателем автомобиля ГАЗ-53А с помощью коробки отбора мощности, редуктора, карданной и ременной передач. На редукторе привода компрессора установлен шестеренный насос, обслуживающий работу гидропривода машины.

В рабочее положение бункер-термос поднимается гидроцилиндром, обеспечивая автоматический перевод ковша-тележки, установленной на задней стенке кузова, и ручного виброкатка из транспортного положения в рабочее. Ковш-тележка загружается из бункера-термоса через люк-дозатор. Кассета виброкатка связана рычажным механизмом с механизмом подъема бункера-термоса. Виброкаток оснащен пневматическим вибровозбудителем, расположенным врутри валка. На машине имеется один пистолет-краскораспылитель.

Машина ДЭ-5 имеет то же назначение, что и ее модернизированный вариант — машина ДЭ-5А. Специальное оборудование размещено на шасси автомобиля ГАЗ-53А и состоит из бункера-термоса, емкостей для минерального порошка и битумной эмульсии, переносных блоков газовых инфракрасных излучателей, бензоэлектрического агрегата, ручной распределительной тележки, электровиброкатка, электромолотка, компрессора, ручного инструмента (лопат, гладилки, щетки и др.), ограждающих знаков, гидрооборудования, оборудования для окраски элементов дорожной обстановки.

Последовательность и виды работ при ремонте асфальтобетонных дорожных покрытий для машин ДЭ-5 и ДЭ-5А одинаковы. Машина ДЭ-5 от машины ДЭ-5А отличается наличием на ней бензоэлектрического агрегата и рабочего оборудования с электроприводом.

Насос гидросистемы установлен на редукторе, смонтированном на коробке передач автомобильного шасси, который оснащен механизмом включения. Привод компрессора, электровиброкатка и электромолотков осуществляется от асинхронных трехфазных электродвигателей с короткозамкнутыми роторами. Газовое оборудование машины состоит из шести баллонов для сжиженного газа (пропана), трубопроводных коммуникаций, регуляторов давления, контрольных приборов и газового коллектора, к которому с помощью резинотканевых шлангов длиной 25 м присоединены четыре переносных блока газовых инфракрасных излучателей.

Электровиброкаток оборудован встроенным в валок электровибратором; при уплотнении ремонтируемых мест каток перекатывают вручную. В комплект рабочего оборудования машины входит один пис-толет-краскораспьшитель СО-71.

При ремонте дорожных и тротуарных асфальтобетонных покрытий применяют машину МТРДТ. Рабочее оборудование смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-53А. Оно состоит из бункера-термоса, кузова (в передней части размещена кабина), битумного бака, гидроизолятора, электроутюга, электрогенератора, компрессора, электромолотков, элект-ровибротрамбовки, электровиброкатка, электроразогревателя, ручной тележки. Текущий ремонт дорожных асфальтобетонных покрытий производят посредством вырубки и разогрева покрытий картами площадью до 5 м2. Ремонтируемый участок предварительно очищают скребком с одновременной подачей воздуха от компрессора и просушивают электроразогревателем. Стенки карты при недостаточном подогреве выправляют электромолотками. Обработанную карту смазывают битумом. С помощью ручной тележки удаляют старый слой покрытия и подвозят свежую асфальтобетонную смесь. После укладки и разравнивания смеси спайку нового и старого слоев обеспечивают горячим электроутюгом по контуру карты. Карты шириной до 500 мм уплотняют электровибро-трамбовкой, а более 500 мм — ручным виброкатком.

Битумный бак для транспортирования и поддержания постоянной температуры битума имеет двойные стенки, между которыми заложен теплоизоляционный материал. Битум подогревают вмонтированным в бак нагревательным элементом мощностью 3,5 кВт. Заданную температуру битума поддерживают терморегулятором. Для периодического перемешивания разогреваемого битума в баке установлена вращаемая вручную мешалка. Разогретый битум берут через специальную отводную трубу с краном. Гидроизолятор, предназначенный для нанесения разогретого битума на обработанную карту, представляет собой бачок круглой формы с расположенными внутри двумя трубками: горизонтальной, соединенной с эжектором, и изогнутой — для подачи сжатого воздуха. Битум в бачке поддерживается в расплавленном состоянии благодаря нагревательному элементу, вмонтированному в его двойное дно. Бачок заправляют по отводной трубе из битумного бака. Внутренняя полость бачка через отверствие в крышке соединена с атмосферой. На горизонтальной трубке установлен клапан для пропуска разогретого битума, на выходном конце изогнутой трубки – вентиль, регулирующий подачу воздуха. Поступающий от компрессора по изогнутой трубке воздух создает на выходе эжектора разрежение, обеспечивая поступление горячего битума под струю сжатого воздуха и распыливая битум.

Электроутюг мощностью 3 кВт служит для разогрева кромок старого асфальтобетонного покрытия и соединения старого и нового покрытий, обеспечивая однородность стыковочного шва. Электроутюг состоит из двух частей — гладильной плиты и рукояти. Электрогенератор мощностью 20 кВт обеспечивает потребителей электроэнергией. Привод генератора осуществляется от вала двигателя базового шасси через коробку отбора мощности, карданный вал и клиноременную передачу. Компрессор обеспечивает работу распылителя и продувку карт. Электро-вибротрамбовка предназначена для уплотнения свежеуложенной массы при ширине ремонтируемого участка менее 500 мм. Электровиброкаток используют для уплотнения свежеуложенной смеси по ширине участка больше 500 мм. Электроразогреватель мощностью 18 кВт обеспечивает предварительный разогрев участка и состоит из рамы с отражателем и 18 ламп инфракрасного излучения.

Серийно выпускаемая машина МТРД отличается от машины МТРДТ тем, что на ней вместо пневматического оборудования установлены два электромолотка, электротрамбовка, а также смонтирован электроразогреватель, облегчающий операции по вырубке старого асфальтобетона или обеспечивающий возможность ремонта покрытия без вырубки.

Кроме того, машина МТРД дополнительно оснащена электровиброкат-ком и ручной тележкой для перевозки новой асфальтобетонной смеси и удаления старой. Унифицированные с машиной МТРДТ узлы: бункер термос, битумный бак, электроутюг, битумный гидроизолятор, управление газом, коробка отбора мощности и, с частичной доработкой, кузов и рама.

При использовании машины МТРД ремонтируемый участок очищают сжатым воздухом от загрязнения, обрубают контуры участка и разрушают старое покрытие пневмомолотком, удаляют вручную старый асфальтобетон и смазывают ремонтируемый участок битумом. Затем вручную раскладывают и разравнивают асфальтобетонную смесь и уплотняют ее пневмотрамбовкой. Места сопряжений старого и нового покрытий заглаживают электроутюгом.

Для укладки асфальтобетонной смеси на небольших участках, а также для асфальтирования узких улиц и дворовых проездов удобен ас-фальтораскладчик ЭД-1М. Базовым шасси асфальторасклад-чика служит автопогрузчик 4045М, на который вместо вилочного гидроподъемника установлено раскладочное устройство, состоящее из бункера, барабанного питателя с цепным приводом и четырех гидроцилиндров. При заполнении бункера асфальтобетонной смесью из кузова автомобиля-самосвала крышка и передняя стенка бункера опускаются с помощью гидроцилиндров в горизонтальное положение, обеспечивая наезд задних колес автомобиля на крышку и выгрузку смеси на нее и переднюю стенку. Затем крышка и передняя стенка поднимаются и смесь заполняет бункер. В процессе работы асфальтоукладчика смесь из бункера распределяется по ремонтируемому участку ребристым цилиндрическим питателем, состоящим из двух барабанов, каждый из которых имеет самостоятельный гидропривод и позволяет укладывать смесь полосами шириной 1,25 и 2,5 м.

В процессе раскладки смеси машина движется задним ходом. Рабочими органами управляют из кабины водителя. Производительность асфальтораскладчика ЭД-1М до 600 м2 /ч, транспортная скорость 20—25 км/ч.

Дорожный ремонтер 5320 предназначен для ликвидации повреждений в асфальтобетонных покрытиях в виде выбоин, просадок, трещин, волн, наплывов. Ремонт производят горячими и холодными смесями, а также способом пропитки покрытий битумом или битумной эмульсией. Специальное оборудование ремонтера смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и двухосного прицепа. На шасси автомобиля расположены: гидравлический кран грузоподъемностью 400 кг; электростанция; компрессор; битумный котел с системой разогрева л распределения вяжущего материала) три тележки, оборудованные блоками газовых инфракрасных излучателей; электровиброкаток, три электромолотка; гидросистема; двухместная кабина для перевозки рабочих.

На автоприцепе установлен самосвальный бункер с двумя отсеками, используемый для транспортирования черных смесей и щебня, две ручные тележки и катушки с электрокабелем.

Дорожный мастер 4101 предназначен для небольших по объему работ при текущем ремонте черных покрытий облегченного типа, заделке трещин, а также при уходе за дорожными знаками и зелеными насаждениями. Оборудование машины смонтировано на двухосном прицепе и состоит из электростанции; битумного котла с термоизоляционной обшивкой и системой разогрева вяжущего материала; системы распределения вяжущего материала; электровиброкатка с установленным внутри вибратором; катушки с электрокабелем для подключения электроинструмента; переносных разогревателей, оснащенных газовыми инфракрасными излучателями; двух резервуаров, один из которых предназначен для воды, другой — для известковой краски и ядохимикатов; двух бункеров для хранения и перевозки щебня и черных холодных смесей; пневматической щетки для очистки и мойки дорожных знаков; четырех газовых баллонов, компрессора.

Электростанция мощностью 4 кВт обеспечивает питание электродвигателей привода компрессора, битумного насоса системы распределения вяжущего материала и водяного насоса подачей 1,5 м3/ч, двух электро-молотков и электровиброкатка. В систему разогрева вяжущего материала входят топливный бак с манометром и предохранительным клапаном, трубопроводы, две горелки испарительного типа. Битумный котел имеет систему автоматического регулирования режима разогрева вяжущего материала. В систему распределения вяжущего материала входит шестеренный битумный насос и битумопровод с электрообогревателем, на конце которого расположена распределительное устройство с распылителем.

Проводятся исследования по созданию ремонтных машин, которые позволят устранять волнообразные деформации, наплывы, трещины асфальтобетонных покрытий раскаткой при вертикально направленном механическом воздействии без вскрытия изношенного слоя и добавления свежей асфальтобетонной смеси.
Машины для заделки трещин и ремонта швов. При устранении трещин в покрытиях городских улиц и дорог, возникающих в процессе их эксплуатации, используют специальные машины и оборудование. В соответствии с технологией проведения ремонтных работ это оборудование позволяет очищать трещины от грязи, продувать их сжатым воздухом, просушивать, грунтовать стенки и заполнять их мастикой. Окончательной операцией является посыпка обработанной поверхности песком или высевками щебня. По типу ходового оборудования эти машины разделяют на ручные, перемещаемые на тележке, прицепные и самоходные.

Для разделки трещин применяют ручной механизированный инструмент — пневмоломы, пневмомолотки, перфораторы и электромолотки.

Одним из перспективных является способ резки асфальтобетонного покрытия с помощью струи горячих газов. Газоструйный термоинструмент установлен на машине ДЭ-10, предназначенной для разделки и очистки трещин в асфальтобетонных покрытиях. Машина ДЭ-10 представляет собой передвижную управляемую вручную тележку с расположенными на ней термоинструментом и топливным баком. Сжатый воздух в рабочий орган и топливный бак подается от автономного компрессора, а электрический ток для зажигания горючей смеси в камере сгорания горелки — от автомобильного аккумулятора. Асфальтобетонное покрытие разрезается газовой струей температурой 10006С, разделка трещин — струей температурой 500°С, расчистка трещин в асфальтобетонных покрытиях без оплавления кромок — струей температурой 150°С.

Для заполнения трещин и швов в асфальто- и цементобетонных покрытиях применяют специальные автомобили ЭД-10А, ДС-67 и др.

Для заделки трещин дорожных покрытий в качестве автогудранатора используют машину ЭД-10А. Она выполнена на шасси автомобиля ГАЗ-53А и состоит из следующих основных узлов и систем: цистерны для битума, двух бункеров для песка, механизма поворота бункера, системы розлива битума, пневмо-, топливо- и гидросистем, специальной: кабины, левого и правого боковых, а также заднего ящиков, электрооборудования.

Цистерна для битума сварная, установлена на раме шасси и закреплена стремянками. Корпус ее термоизолирован слоем стекловолокна, удерживаемого съемной облицовкой. Наверху цистерны расположен задвижной люк с фильтром, через который ее наполняют битумом, а также осматривают, очищают и ремонтируют внутреннюю поверхность. Цистерна оборудована поплавковым указателем уровня и термометром. Внутри нее проходит жаровая труба для разогрева битума. В левом (по ходу движения) отверстии жаровой трубы устанавливают горелку, правое — закрыто крышкой, которую снимают при очистке трубы от нагара. Перед правым выходом жаровой трубы к ней приварена вытяжная труба (для выхода продуктов сгорания). С левой и правой сторон под специальной кабиной на петлях установлены бункеры для песка, используемого при заделке трещин асфальтобетонного покрытия. Загрузка бункера песком происходит при его повороте на петлях винтовыми механизмами. Система розлива битума состоит из распределителя, механизма управления им, битумного насоса, промывочного бака, трехходовых битумных кранов промывочного бака, механизма управления промывочными кранами, двух сливных кранов, двух ручных распределителей с кранами и трехходового крана ручных распределителей.

Распределитель квадратного сечения состоит из корпуса, 15 форсунок, штанги с пальцами, трех направляющих пальцев, рычагов. Внутри корпус разделен горизонтальными перегородками, позволяющими битуму циркулировать по распределителю. Битумный насос — шестеренного типа имеет привод от гидродвигателя. Система розлива битума обеспечивает следующие операции: автогудронирование, циркуляцию битума через распределитель, ручной розлив, малую циркуляцию битума, промывку системы после автогудронирования и после ручного розлива, слив битума из системы.

Пневмосистема состоит из компрессорной установки, пневмолинии с запорным вентилем подачи сжатого воздуха в топливный бак, системы подогрева битума, пневмолинии подачи сжатого воздуха для продувки ручных распределителей, рукава с воздушным наконечником и запорным вентилем для очистки трещин. Компрессорная станция установлена в отделении специальной кабины и состоит из компрессора 0-38Б с ресивером клиноременной передачи, подшипниковой стойки с гидромотором привода компрессора. Давление в системе 0,4 МПа. Топливная система подогрева битума состоит из топливного бака, горелки, установленной в жаровой трубе цистерны, переносной горелки, топливопроводов и регулирующих вентилей. Топливо (керосин) из бака подается к форсункам горелок по топливопроводам путем наддува бака сжатым воздухом. Привод гидронасоса осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на фланце коробки передач двигателя базового шасси. В зависимости от положения гидрозолотника рабочая жидкость от гидронасоса поступает к гидромоторам приводов битумного насоса или компрессора.

Специальная кабина состоит из двух отделений: в переднем размещается бригада обслуживания, а в заднем – гидробак с гидроармату-рой и компрессорная установка.

Дополнительным технологическим оборудованием этой машины, используемым при заделке трещин, является тележка для песка, предназначенная для транспортирования и распределения песка по залитым битумом трещинам. Тележка состоит из рамы, бункера, поворотного угольника, высевающего барабана с колесом привода, транспортных колес и механизма регулирования высева. При перемещении тележки вручную вращающийся барабан, который жестко связан с одним из передних колес, обеспечивает высев песка из бункера. Норма высева регулируется путем поворота заслонки бункера с помощью маховика, жестко связанного с винтом, и изменения тем самым ширины щели между барабаном и кромкой передней стенки бункера.

Для упрощения технологии заделки трещин и повышения качества этих работ применяют мастики с твердым наполнителем, которые отличаются повышенной механической прочностью и тепловой устойчивостью, что позволяет в 2—2,5 раза увеличить срок службы покрытий после обработки. Применение мастик с твердым наполнителем не требует использования присыпного материала, что позволяет освободиться от бункера для песка и снизить общую металлоемкость машины.

Машина ЭД-10А неудовлетворительно работает с этими мастиками вследствие образования шлака на жаровых трубах и пригорания маетики при разогреве. Кроме того, при проведении этой технологической операции необходимо иметь более высокую температуру разогреваемого материала, чаще его подогревать и перемешивать. Поэтому для заливки трещин мастиками с твердым наполнителем используют машину ЭД-70. Рабочее оборудование машины смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-53А и состоит из цистерны с мешалкой, дополнительной кабины для перевозки бригады, силовой передачи, системы подогрева. Цистерна установлена с помощью стремянок на раме автомобиля со специальной кабиной. В передней ее части расположена заливная горловина с крышкой и сетчатым фильтром. Корпус цистерны сварной из нескольких слоев: в наружном уложена теплоизоляция из стекловолокна; в среднем проходят горячие газы, образующиеся в результате сгорания топлива (керосина) в горелках; внутренний — служит для циркуляции теплоносителя. За внутренним слоем расположена емкость для мастики. В заднем днище цистерны установлен битумный насос. Система подогрева состоит из топливного бачка, двух стационарных горелок, двух ресиверов, рукавов для продувки щелей сжатым воздухом, трубопроводов и компрессора. Силовая передача обеспечивает механический привод мешалки, битумного насоса и компрессора.

Для заполнения швов в цементобетонных покрытиях резинобитум-ным вяжущим материалом применяют также машину ДС-67, оборудованную на базе автомобиля УА3452Д. Она выполняет следующие операции: доставку с базы разогретой до рабочей температуры мастики к месту проведения работ и поддержание ее в нагретом состоянии в период работы; продувку швов сжатым воздухом; грунтовку стенок и дна шва битумом, разжиженным бензином; заполнение шва мастикой. Рабочее оборудование ее состоит из емкостей для мастики, грунтовочной смеси (битума) и промывочного раствора (керосина); системы подогрева мастики; рабочего органа; силовой передачи; пневмо- и электросистем; системы управления.

Машина оснащена двумя системами подогрева мастики — с помощью выхлопных газов автомобиля, а также жидкотопливной горелки. Первую систему применяют в транспортном режиме, вторую — в рабочем. Подогревается мастика в емкости (во время работы) горячими газами через жаровые грубы, а разогревается в рабочем органе теплоносителем (маслом), нагреваемым горелкой.

Заливщик швов МБ-16 предназначен для заливки деформационных швов в цементобетонных облицовках оросительных каналов и может быть использован для герметизации швов и трещин в дорожных покрытиях. Рабочее оборудование машины смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-53А и состоит из генератора, компрессора, трансформатора, промывочного устройства, устройства для грунтовки швов, битумного котла с мешалкой и насоса. Отличительной особенностью заливщика является электропривод исполнительных органов — компрессора, мешалки котла, битумного насоса и насоса для подачи промывочного раствора.

Для заполнения деформационных швов цементобетонных покрытий дорог тиоколовыми герметиками холодного затвердевания на основе полисульфидных смол применяют заливщик швов ДС-128 на тракторном шасси Т-16М. Рабочее оборудование его состоит из устройства для очистки швов и четырех автомобильных бачков-заливщиков. На шасси машины смонтированы также два бака с компонентами (мастикой и отвердителем), компрессор с ресивером и приводом, катушка с шлангом для подачи сжатого воздуха к швоочистителю.

Машины для транспортирования и распределения битума. При ремонте городских улиц и дорог широко используют битум. Перевозят и распределяют его на объекте специальными машинами — автобитумовозами и автогудронаторами. Автобитумовозы отличаются от автогудронаторов отсутствием системы распределения. Оборудование автогудронаторов и автобитумовозов монтируют на базе грузовых автомобилей и тягачей.

Автобитумовозы обеспечивают доставку вяжущих материалов (битум) в разогретом (до 200°С) или в холодном (эмульсии, разжиженные битумы) состоянии от места их приготовления к месту использования; сохранность температуры разогретого на складе битума при транспортировании его без подогрева; разогрев холодного битума в цистерне до заданной температуры; перекачку битума (минуя цистерну) из одной емкости в другую. При необходимости автобитумовозы могут быть использованы для транспортирования воды.

Автобитумовоз ДС-96 предназначен для транспортирования битума и других вяжущих материалов от битумоплавильных баз к месту потребления. Он сконструирован в виде седельного автомобильного тягача с полуприцепной цистерной. Рабочее оборудование машины состоит из насосной установки, трубопроводов наполнения и опорожнения цистерны, систем разогрева битума, управления и контроля. Цистерна эллиптической формы, передней частью соединена шкворнем с опорно-сцепным устройством тягача, задняя ее часть опирается на одноосную тележ ку. Между наружной и внутренней облицовками цистерны расположен теплоизоляционный слой стекловолокна. Внутри проходят жаровые трубы, обеспечивающие нагрев перевозимого материала. Эти трубы входя в цистерну сзади, образуют топочное устройство, в котором сгорает топливо (керосин), подаваемое горелкой. На тягаче установлен шестеренный битумный насос, привод которого осуществляется от коробки отбора мощности с помощью карданного вала.

Автобитумовоз ДС41А, который по назначению и устройству аналогичен автобитумовозу ДС-96, отличается от него конструктивным исполнением некоторых узлов и состоит из седельного тягача ЗИЛ-130В1 и цистерны-полуприцепа, соединенных между собой седельным шкворневым устройством. Битум в цистерне подогревается с помощью жаровых труб и двух стационарных горелок. Для разогрева битумопрово-дов предусмотрена переносная горелка. Перекачивают битум битумным насосом, унифицированным с насосом автобитумовоза ДС-96.

Автобитумовоз ДС-10 состоит из автомобильного трехосного тягача КрАЗ-258 и полуприцепной двухосной цистерны. Теплоизолированная цистерна овальной формы, смонтированная на шасси полуприцепа, разделена перегородками на шесть сообщающихся отсеков. Система подогрева битума состоит из двух жаровых труб, вваренных в днище цистерны; двух стационарных горелок, укрепленных на фланцах жаровых труб; двух топливных баков; топливо-и воздухопроводов.

Автобитумовоз Б-62М выполнен в виде полуприцепа с цистерной, присоединяемой к тягачу ЗИЛ-130В1 или КАЗ-608, и предназначен для перевозки разогретого битума и других вяжущих материалов с заводов-изготовителей на битумные базы, а также для подвозки этих материалов к смесительным и распределительным машинам (гудронаторам). Отличительной его особенностью является отсутствие битумного насоса. Цистерны наполняют через заливной люк, опорожняют самотеком через запорное устройство и битумный кран.

Гудронаторы бывают ручными с цистерной вместимостью 200—300л. прицепными с цистерной вместимостью более 800 л и самоходными цистерной вместимостью 3500-6300 л. Прицепные гудрона торы работают в комплексе с машинами для перевозки битума, т. е. автобитумовозами. Автогудронаторы позволяют равномерно распреде лять вяжущий материал в соответствии с нормой розлива. Рабочее обо 148 рудование их состоит из теплоизолированной цистерны для вяжущих материалов, системы подогрева, битумного насоса, кранов, битумопро-водов, распределительных труб с разбрызгивающими соплами, системы управления кранами, распределительных трубок и системы контроля. Привод битумного насоса может осуществляться от специального двигателя или от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности.

Автогудронатор ДС-39А предназначен для перевозки и распределения жидких битумных материалов в горячем или холодном состоянии. Специальное оборудование автогудронатора установлено на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и состоит из цистерны, распределителя, привода насоса, отопительной системы, системы управления и контроля, коммуникаций. Цистерна овальной формы сварная из листовой стали. Внутренняя полость ее разделена волнорезом на два сообщающихся отсека. Наверху цистерны установлен закрываемый крышкой люк с сетчатым фильтром, предназначенный для заполнения емкости битумным материалом, а также для осмотра, очистки и ремонта внутренней полости цистерны. Рядом с люком расположена переливная труба, обеспечивающая слив избытка жидкости и выравнивание давления в цистерне с атмосферным.

Автогудронатор ДС-53А имеет то же назначение, что и автогудронатор ДС-39А. Специальное оборудование его смонтировано на тягаче ЗИЛ-130В1 и состоит из полуприцепа- цистерны, рамы, коммуникаций, насоса с приводом, распределителя, системы управления, двигателя, отопительной системы. Автогудронатор ДС-53А обеспечивает те же операции, что и автогудронатор ДС-39А.

Отличительной особенностью конструкции автогудронатора ДС-53А является наличие дополнительного автономного двигателя для привода битумного насоса. Устройство цистерны, распределителя, отопительной системы, систем распределения и циркуляции битума автогудронатора ДС-53А аналогично устройству соответствующих систем автогудронатора ДС-39А.

Автогудронатор ДС-82, который аналогичен по назначению и конструкции автогудронаторам ДС-39А и ДС-53А, отличается наличием автоматической системы обеспечения погонного расхода (СОПР) вяжущих материалов и дополнительной колесной опоры распределителя. Наличие СОПР позволяет повысить точность распределения вяжущих материалов и качество обработки дорожного покрытия, а также обеспечить экономию битума.

Принцип действия СОПР основан на стремлении уравнивания угловых скоростей солнечных шестерен дифференциала. При нарушении этого условия ось сателлитов и выходной вал дифференциала начинают поворачиваться в том же направлении, в котором вращается солнечная шестерня, имеющая большую угловую скорость. В результате выходной вал дифференциала поворачивает (через промежуточную передачу) пробку регулировочного крана до тех пор, пока изменяющийся расход вяжущих материалов не приведет к выравниванию угловых скоростей солнечных шестерен, что позволит обеспечить заданное соотношение между расходом вяжущих материалов и скоростью гудронатора (заданное соотношение этих величин настраивается вариатором). Расход вяжущих материалов регулируется путем изменения скорости гудронатора.

Автогудронатор Д-61А предназначен для перевозки и распределения битумных материалов в горячем или холодном состоянии при постройке гравийных и щебеночных дорог методом пропитки, полупропитки, поверхностной обработки, а также для стабилизации грунта при строительстве аэродромов. Он состоит из тягача ЗИЛ-130В1 или КАЗ-608 и полуприцепа с распределительной системой. По конструкции основных узлов и систем автогудронатор Д-61А аналогичен автогудронатору ДС-53А, отличаясь лишь исполнением отдельных элементов.

Рис. 3.7. Щебнераспределитель машины УК-18А:
1 – электрооборудование; ночная опора; 3 – фиксатор опоры; 4 – колесо; 5 – высевающий барабан; 6 – механизм регулирования высева; 7 – площадка; 8 – дышло; 9 – крылья; 10 – оттяжной винт; 11 – пружины; 12 – трос щитка; 13 – шнек; 14 – бункер; 15 -щиток

Щебнераспределитель безрамной конструкции с несутцим бункером состоит из бункера, шнека, высевающего барабана с приводом, механизма регулирования высева, колес с крыльями, дышла, стояночной опоры, площадки оператора, электрооборудования. Сварной бункер установлен на двух колесах, к боковым стенкам его прикреплены крылья, а к передней – дышло. С левой стороны бункера расположена площадка оператора, в нижней части находится высевная щель, через которую щебень поступает из бункера покрытий. По всей длине задней стенки (ниже щитка) приварен брус, являющийся упором для самосвалов, загружающих бункер. Дышло соединяет щебнераспределитель с автогудронатором. Шнек состоит из двух частей, которые имеют лопатки разного направления, обеспечивающие при вращении шнека перемещение щебня от середины к краям бункера. Высевающий барабан -гладкий вращающийся вал – установлен на сферических подшипниках в нижней части бункера под высевной щелью. Приводы шнека и высева-152 ющего барабана включают с помощью механизма сцепления и цепной передачи, которая подает вращение от шнека к барабану. Вращаясь, барабан подает щебень к высевной щели бункера. Шнек при этом распределяет щебень по ширине бункера и препятствует зависанию щебня над барабаном.

Норму высева щебня регулируют изменением ширины щели между барабаном и пятью заслонками, установленными на шарнирах в нижней части бункера. Заданное положение заслонок обеспечивается вращением рукояти механизма регулирования высева, который также позволяет менять ширину высева (с интервалом 0,5 м) путем перекрытия высевной щели одной из заслонок.

Электрооборудование щебнераспределителя обеспечивает звуковую сигнализацию от оператора к водителю автогудронатора, а также освещение и световую сигнализацию прицепа.

Щебнераспределитель 4241 предназначен для укладки в один слой каменной мелочи по предварительно уложенному горячему вяжущему материалу при поверхностной обработке, для распределения песка при гололеде, а также высевок для расклинивания оснований и покрытий автомобильных дорог из щебня. Рабочее оборудование щебнераспределителя смонтировано в передней части трактора ЧТЗ-50, соединено с ним посредством промежуточной рамы и может быть легко демонтировано. Обеспечивается возможность распределения щебня без нарушения пленки битума ходовыми колесами.

При монтаже оборудования передние колеса трактора снимаются и трактор опирается через переходную раму на поворотные колеса бункера с шинами. В передней части бункера закреплены два откидных трапа для въезда автомобилей самосвалов при разгрузке щебня.

Боковины бункера являются опорой для вала питателя и шнека, смонтированных на сферических двухрядных подшипниках. Вал питателя расположен в горловине бункера и представляет собой трубу с наваренными ребрами из уголковой стали, там же шарнирно закреплены 15 заслонок, с помощью которых регулируется подача щебня на покрытие. Заслонки установлены с возможностью отклонения для пропуска случайно попавших крупных камней. Зазор между заслонкой и питателем изменяют с помощью винтов. Над питателем расположен шнек, имеющий спирали с правым и левым направлениями.

Приводы шнека и питателя состоят из редуктора, муфты и гидромотора. Они расположены сзади бункера. К гидромотору питателя и цилиндрам рабочая жидкость подводится от основного насоса трактора, а к гидромотору привода шнека – от дополнительно устанавливаемого насоса с приводом от вала отбора мощности трактора. Управление гидросистемой осуществляется рычажным гидрораспределителем из кабины трактора.

При ремонте дорожных покрытий и устройстве слоев изнашивания дорог с небольшим грузонапряжением широкое применение нашли битумные шламы — литые эмульсионно-минеральные смеси (ЛЭМС), которые составлены из высококачественных нефтяных битумов и каменноугольных смол с наполнителями. При укладке на покрытие ЛЭМС вступает в химическое взаимодействие с отдержащимся в нем битумом и восстанавливает его эластичность.

Транспортирование и укладка битумных шламов осуществляется монтируемым на автомобилях-самосвалах или на прицепах к колесным тракторам специальным оборудованием — ПС402М, ПС-404. ПС401М.

Оборудование ПС402М с мешалкой для транспортирования битумных шламов, агрегатируемое с тракторами классов 0,9—1,4, предназначено для транспортирования битумных шламов и перемещения распределителя по обрабатываемой поверхности дорожного покрытия. Оно состоит из цистерны, задней площадки, лестницы, редуктора с гидроприводом, затвора, кронштейнов, сливной трубы. При распределении битумных шламов к цистерне сзади прикрепляют распределитель РД-902. Цистерна сварная, цилиндрического сечения. Внутри нее смонтирован вал-побудитель, приводимый во вращение гидроприводом от гидросистемы трактора (через редуктор). В верхней части расположена загрузочная горловина с предохранительной решеткой, закрываемая крышкой. В нижней части заднего днища имеется выходной патрубок, на котором закреплен затвор, предназначенный для регулируемой выгрузки смеси. К заднему днищу цистерны прикреплена площадка для обслуживания механизмов. Вал-побудитель состоит из вала, шнека и стоек, закрепленных болтами; гидропривод его — из гидродвигателя и гидролиний, соединяющих его с гидросистемой трактора. На выходном патрубке заднего днища цистерны установлен затвор, с помощью которого регулируют расход смеси.

К лонжеронам рамы прицепа прикреплены кронштейны для подсоединения тяговых цепей распределителя РД-902 битумных шламов. Сливная труба представляет собой короб прямоугольного сечения, который постепенно сужается и переходит в цилиндр. Распределитель РД-902 позволяет укладывать битумные шламы на ширину 2,5; 3,5 и 3,75 м и слоем толщиной до 15 мм. Распределитель прямоугольной формы без дна, внутри разделен продольной перегородкой на части — загрузочную и распределяющую (состоящую из двух одинаковых шарнирно соединенных секций). Снизу к распределителю прикреплены с двух сторон полозья для регулирования по вертикали положения корпуса распределителя с помощью винтовых домкратов.

Оборудование ПС404 используют для транспортирования битумных шламов к месту укладки. Оно смонтировано на автомобиле-самосвале и состоит из передней и задней опор, на которых с помощью подшипников скольжения установлен механический лопастной побудитель, обеспечивающий перемещение шламов во в.ремя транспортирования и их выгрузки; заднего борта со сливным лотком и затвором, а также из гидропривода и электрооборудования. Оборудование ПС-404 применяют в комплексе с распределителем РД-902. Поступление необходимого количества битумного материала на распределитель регулируется изменением проходного сечения затвора путем вращения маховика, соединенного с заслонкой.

Оборудование ПС401М также предназначено для транспортирования битумных шламов и укладки их с помощью распределителя РД-902. Оборудование навесное на шасси Т-16М, состоит из бака вместимостью 0,5 м3 и лопастной мешалки.

Машины для разрушения дорожных покрытий, рытья ям и ремонта бордюра. Автомобили с оборудованием для рытья ям широко применяют при ремонте городских дорог, при установке столбов ограждений, дорожных знаков и посадки зеленых насаждений. Для этого применяют специальные бурильно-крановые машины.

По конструкции буры разделяют на винтовые и лопастные с конусной рабочей поверхностью. У винтовых буров транспортирующая поверхность образована вращением прямой, перпендикулярной к оси бура и перемещающейся по винтовой линии постоянного шага. Лопастные буры имеют коническую поверхность с центром вращения на оси бура. Винтовые буры целесообразно применять при отношении глубины бурения к диаметру ямы больше 1. Винтовые буры могут быть одно-, двух- и трех-заходными.

Навесное оборудование бурильно-крановых машин БМ-202 и БМ-302 смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-66 и состоит из опорной рамы, рабочего органа, опорных гидродомкратов, гидропривода и системы управления. Рабочий орган, в свою очередь, состоит из вращателя, штанги, опорной трубы, кранового устройства и ограждения. На хвостовике штанги смонтирован бур. Рабочий орган, в свою очередь, состоит из вращателя, штанги, опорной трубы, кранового устройства и ограждения. На хвостовике штанги смонтирован бур. Рабочий орган поворачивается в продольной плоскости с помощью гидроцилиндра. При работе бура гидравлические домкраты разгружают задний мост автомобиля.

Модернизированные варианты бурильно-крановых машин БМ-202 и БМ-302 — машины БМ-202А и БМ-302А – отличаются конструктивным исполнением некоторых узлов и механизмов: в фрикционе раздаточной коробки использован механизм тормоза фрикциона, в штоке с шаровой головкой установлены уплотнительные резиновые кольца, улучшена конструкция домкрата, увеличена вместимость гидробака, усовершенствованы пульт управления и механизм подачи бурового инструмента.

При определении затрат мощности на привод бура используют результаты экспериментальных исследований, согласно которым для подачи бура на 10—12 мм за один оборот требуется приложить к рабочему органу усилие 15-20 кН. При вращении бура с угловой скоростью 15,7 рад/с затрачиваемая мощность составляет в среднем 25—30 кВт.

Широкое применение для разрушения покрытий находят ручной механизированный инструмент и специальное оборудование, смонтированное на автомобилях, прицепах, тракторах и специальном шасси.

Оборудование для работ по замене бордюрного камня монтируют на одноковшовых экскаваторах.

При малых объемах ремонтных работ наиболее распространенным оборудованием для разрушения твердых покрытий является ручной механизированный инструмент – электрические и пневматические отбойные молотки и ломы. Для разрушения асфалыо- и цементобетона, кирпичной кладки, каменистого и мерзлого грунта применяют ручные электрические молотки ИЭ-4212, ИЭ4211 и электроломы ИЭ4209, а для разрушения твердых дорожных покрытий — мощные пневматические и гидравлические ударные молоты, навешиваемые на автомобили или специальные машины. На базе автогрейдеров или колесных тракторов используют кирковщики, которые взламывают асфальтобетонное покрытие на всю его толщину при движении машины вперед.

Сжатый воздух для работы пневмоинструмента вырабатывается компрессорными станциями. По способу передвижения станции могут быть прицепными, переносными и самоходными, по принципу — действия — поршневыми, ротационными и винтовыми. Ротационные и винтовые компрессорные станции имеют маслозаполненные компрессоры.

Для взламывания асфальта- и цементобетонных покрытий применяют также автобетоноломы и гидромолоты на автомобильном шасси.

Пневматический автобетонолом на автомобиле МАЗ-200 представляет собой пневмомолот с компрессорной станцией ЗИФ-ВКС-6, установленной на поворотной платформе, смонтированной на неподвижной раме и прикрепленной к лонжеронам базового шасси. На ней расположены также механизмы поворота и управления, пневмолинии и сиденье оператора,- а сзади закреплен пневмомолот двойного действия с ударным наконечником. Производительность автобетонолома 70—100 м2/ч, энергия удара 6 кДж, частота ударов в минуту 40, масса 12,5 т. Рабочее оборудование может поворачиваться на 180° и обрабатывать полосу покрытия шириной 3,8 м.

Гидромолот на автомобиле КрАЗ-258 состоит из неподвижной рамы и каретки с поворотной рамой, на которой размещены ударный механизм и гидропривод. Ударная часть — поковка массой 2600 кг, перемещаемая гидроцилиндром. Гидромолот оснащен гидроаккумулятором и гидроамортизатором.

Производительность гидромолота 250 м2/ч, энергия удара 10—20 кДж, частота ударов в минуту соответственно 180-100, масса 22 т.

При замене бортового камня на ремонтируемых участках городских улиц и проездов используют машину ЭД-ЗМ, представляющую собой оборудование, навешенное на экскаватор, которое состоит из металлического зуба, клещевого захвата и ковша. Это оборудование позволяет извлекать бортовой камень с его основанием, грузить их в кузов транспортного средства, подготовлять место для укладки нового камня. Зуб — это заостренный с рабочей стороны рычаг, имеющий коробчатый профиль сварной конструкции из листов стали толщиной 8 мм. Для усиления по бокам приварены два клыка, поверхность которых покрыта износоустойчивым материалом. Зуб, прикрепленный к стреле экскаватора с помощью пальца, поворачивается гидроцилиндром. Погружают вынутые камни захватом, состоящим из двух рычагов – подвижного и неподвижного. Ковш вместимостью 0,07 м3 из стали толщиной 5 мм усилен спереди и сзади накладками толщиной 10 мм. Он предназначен для рытья траншеи под бортовой камень.

Производительность машины ЭД-ЗМ при извлечении бортового камня 60-65 м/с, масса рабочего оборудования 272 кг.

Землеройно-фрезерную машину ЗФМ-2300 можно использовать для срезания старого асфальтобетонного покрытия. Она выполнена на базе гусеничного трактора Т-100МГП с гидромеханическим ходоуменьшите-лем. Рабочий орган – фреза – представляет собой полый вал, с держателями, в которых закреплены сменные зубья из износостойкой стали.

Куски снятого асфальтобетона, используемого на месте для устройства основания или нижнего слоя покрытия под укладываемую асфальтобетонную смесь, дробят кулачковыми катками, кулачки которых имеют форму заостренных шипов, или специальными дробилками. Кулачковый каток – навесное оборудование машины для взламывания покрытия.

Работы связанные с ремонтом бордюра могут быть с успехом выполнены многоцелевым рабочим органом манипуляторного типа; он выполняет земляные и сопутствующие им работы, а также ряд других операций. Машина имеет адаптируемый рабочий орган и различную грузоподъемность. Их целесообразно монтировать на шасси, имеющих широкое распространение, например экскаваторах, тракторах и погрузчиках различных типоразмеров.

Создано многоцелевое оборудование конструкции МАДИ-ДИСИ манипуляторного типа с челюстным ковшом на базе гидравлических одноковшовых экскаваторов ЭО-2621 на тракторе “Беларусь” и ЭО-3322. Сохраняя полную эффективность при работе обратной лопатой, машина с таким рабочим органом без его замены получает возможность при ремонте бордюра осуществлять такие технологические манипуляторные операции, которые требуют применения специализированных машин или выполнения ручных операций. Рабочее оборудование представляет собой ковш, оснащенный челюстным захватом с двухшар-нирной вставкой.

В отличиии от оборудования обратной лопаты это оборудование имеет дополнительную степень свободы и ковш с челюстным захватом, который по форме представляет собой двухпальцевый схват. Однако по выполняемым операциям он существенно отличается от последнего. Схват манипуляторов только захватывает предмет. Челюстной ковш помимо захвата предмета обеспечивает выполнение ряда технологических операций по разработке грунта без смены рабочего органа.

Рис. 3.8. Многоцелевое оборудование манипуляторного типа на экскаваторе ЭО-2621 для ремонта бордюра, земляных и сопутствующих работ: а – общий внд оборудования; б – захват трамбовки; в – захват бетонолома; 1 -базовая машина; 2 – стрела; 3 – рукоять; 4 – челюсть захвата; 5 – челюстной ковш; 6 – гидроцилиндр управления челюстью; 7 – гидроцилиндр поворота ковша-челюсти в плоскости исполнительного органа; 8 – гидроцилиндр поворота ковша-челюсти в плоскости, перпендикулярной к исполнительному органу; 9 -шарнирная тяга; 10 – захватываемый кронштейн; 11 – трамбовка; 12 – бетонолом

Совокупность дополнительной подвижности и двухпальцевого (челюстного) захвата позволяет выполнять функции руки человека. Такое оборудование можно определить, если не как манипулятор, то как оборудование манипуляторного типа. Ограничением оборудования является возможность выполнять работы только с теми рабочими органами, которые могут быть захвачены двухпальцевым жестким схватом типа челюстного ковша. По сравнению со строительными манипуляторами, имеющими сложную универсальную присоединительную систему, оборудование манипуляторного типа имеет предельно простую конструкцию, малую массу, высокую надежность, низкую стоимость и не требует высококвалифицированного обслуживания.

Такое оборудование манипуляторного типа позволяет без замены рабочего органа при ремонте бордюра выполнять широкий комплекс операций: копание обратной лопатой и грейфером, зачистныеи планировочные работы, откосообразование, рыхление одним зубом, копание у стен зданий, погрузочно-разгрузочные работы со штучными и сыпучими грузами, манипуляторные работы с отдельными предметами, захват сменных рабочих органов (гидромолот при работе в мерзлых грунтах; гидротрамбовка при необходимости уплотнительных операций и др.).

Грунторезная баровая машина БГМ-7 предназначена для прорезания щелей в мерзлом грунте при рытье траншей и котлованов экскаваторами, а также для прокладки трубопроводов, кабелей и выполнения других аналогичных работ. Базовой машиной является трактор Т-74-С9. Рабочий орган представляет собой режущий бар цепного типа с резцами. Ширина прорезаемой щели составляет (140± 10) мм при глубине не менее 1,5 мм. За один проход прорезается одна щель. Транспортная скорость соответствует скорости трактора. Рабочая скорость изменяется в пределах 0—250 м/с. Скорость цепи до 4 м/с. Производительность на мерзлом грунте I категории при глубине щели 1,5 м достигает 50 м/с. Привод вращения бара механический от вала отбора мощности трактора через редуктор; привод подъема и опускания бара осуществляется гидроцилиндром; привод ходового устройства для реализации рабочих скоростей от гидромотора.

Размеры машины: длина 5000 мм, ширина 2520 мм, высота 3200 мм. Масса 7,8 т.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Машины городского хозяйства

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Машины для ремонта городских дорог"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства