Строительные машины и оборудование, справочник





Машины для сбора и вывоза жидких бытовых отходов

Категория:
   Машины городского хозяйства

Машины для сбора и вывоза жидких бытовых отходов

Для сбора и вывоза жидких бытовых отходов предназначены вакуум-машины, которые обеспечивают извлечение жидких бытовых отходов из выгребных ям и их транспортирование к местам обеззараживания. Машины этого назначения имеют общую принципиальную схему работы — в емкости для нечистот создается вакуум, в результате которого нечистоты по всасывающему рукаву, опущенному в яму, поступают в цистерну.

В настоящее время изготовляют два основных типа вакуум-машин, различающихся грузоподъемностью базового шасси и конструктивным оформлением.

Наиболее распространенным типом машины, составляющим в основном парк этих технических средств, являются машины КО-503 на базе автомобиля ГАЗ-53А. Машина состоит из цистерны, вакуум-насоса, трубопроводов, заборного рукава, механизмов привода насоса и двух ящиков, одновременно являющихся облицовкой машины.



Наиболее распространенным типом машины, составляющим в основном парк этих технических средств, являются машины КО-503 на базе автомобиля ГАЗ-53А. Машина состоит из цистерны, вакуум-насоса, трубопроводов, заборного рукава, механизмов привода насоса и двух ящиков, одновременно являющихся облицовкой машины.

Цистерна цилиндрической формы со сферическими днищами имеет в верхней передней части горловину, на крышке которой установлено сигнально-предохранительное устройство и к которой подведен патрубок трубопровода от вакуум-насоса. На заднем днище цистерны в нижней его части установлен приемный лючок с шиберным устройством. Цистерна прикреплена с помощью стремянок к лонжеронам базового шасси с наклоном в 3° в сторону слива. Приемный лючок служит для присоединения к цистерне заборного всасывающего рукава. Доступ из рукава в цистерну перекрывается шибером, управляют которым с помощью рукоятки-рычага.

Вакуум-насос – лопастного типа, в его корпусе эксцентрично установлен ротор, в пазах которого перемещается шесть лопаток. Вакуум-насос работает от двигателя автомобиля с помощью коробки отбора мощности, прифланцованной с правой стороны коробки передач, карданного вала и клиноременной передачи. На корпусе насоса, размещенном на специальной раме за кабиной водителя, закреплен масляный бак, служащий для смазывания подшипников и рабочей поверхности корпуса насоса. Масло из бака подается под давлением воздуха, поступающего из напорного патрубка насоса, который снабжен глушителем.

Трубопровод машины служит для соединения всасывающего или напорного патрубка вакуум-насоса с цистерной. Трубопровод снабжен четырехходовым краном, при изменении положения рукоятки которого цистерна соединяется с всасывающим или напорным патрубком вакуум-насоса. В первом случае в цистерне образуется разрежение, необходимое для перемещения нечистот из выгребной ямы в цистерну, а во втором — давление, служащее для опорожнения цистерны. Трубопровод имеет промежуточный бачок, служащий для улавливания конденсата, образующегося при эвакуации воздуха из цистерны вакуум-насосом.

Сигнально-предохранительное устройство обеспечивает остановку вакуум-насоса при заполнении цистерны до заданного уровня, перекрытие всасывающего трубопровода во избежание поступления нечистот в трубопровод и вакуум-насос, ограничение давления и разрежения в цистерне. Для этого устройство имеет датчик уровня, который при заданном уровне наполнении цистерны останавливает двигатель. Ограничение давления и разрежения в цистерне достигается с помощью предохранительных клапанов.

Заборный всасывающий рукав снабжен на одном конце накидной гайкой доя ггоисоединения к приемному лючку цистерны, а на другом металлическим наконечником, опускаемым в выгребную яму. На корпусе лючка имеется кран, который после заполнения цистерны открывается, в результате чего снимается разрежение во всасывающем шланге и заполняющие его нечистоты сливаются в выгребную яму.

Облицовка машины выполнена в виде двух ящиков, расположенных с правой и левой сторон цистерны. В эти ящики укладываются заборный рукав, скребок для удаления из цистерны твердых осадков, попадающих в цистерну с нечистотами, а также необходимый инструмент. Кроме того, в левом ящике установлен бачок с водой и рукавом, служащими для обмыва заборного рукава от остатков нечистот. Съем всасывающего, заборного рукава, его установка и подъем из выгребной ямы, а также укладка на машину осуществляются вручную.

Для механизации этого процесса имеется несколько устройств, одно из которых используют на машине КО-508. Эту машину изготовили небольшой партией путем доукомплектования вакуум-машины КО-503 указанным устройством, установленным на цистерне с правой ее стороны. Устройство состоит из направляющих, закрепленных вдоль цистерны на ее обечайке, по которым может перемещаться барабан с рукавом, пневмоцилиндра, канатной системы манипулятора и всасывающего рукава.

В верхней части обечайки цистерны у заднего днища установлен дополнительный шибер для присоединения одного конца всасывающего рукава, который охватывает барабан-каретку, размещенную в транспортном положении машины в передней части цистерны. Поршень пневмоцилиндра соединен с барабаном канатом, который направляется четырьмя блоками, образуя замкнутую систему. Пневмоцилиндр с помощью крана соединен с всасывающей линией машины.

Другой свободный конец всасывающего рукава укладывается на манипулятор, установленный в задней части машины и представляющий собой шарнирно закрепленный рычаг, поворачивающийся вместе с рукавом. Рукав у манипулятора проходит через два ролика препятствую щих боковым смещениям рукава, обеспечивающих при этом его пере мещение вдоль оси.

Устройство работает следующим образом. Пневмосистема при открытом кране создает в пневмоцилиндре вакуум, под действием которого поршень начинает перемещаться. Канат передает усилие на каретку, и она начинает двигаться по направляющим вместе с всасывающим рукавом к заднему днищу цистерны. Тем самым через направляющие ролики манипулятора начинается выдвижение рукава. С помощью мани пулятора происходит корректировка положения наконечника всасывающего шланга и его направление в выгребную яму. После заполнения цистерны поршень пневмопилиндра, перемещаясь, натягивает канат, который смещает каретку вместе с рукавом в переднюю часть машины, обеспечивая при этом извлечение рукава из выгребной ямы и его установку в исходное транспортное положение.

Модификацией вакуум-машины КО-503 является машина УК-19 используемая для очистки выгребных ям в домах без канализационных систем при применении системы совместного сбора бытовых отходов. Эта система предусматривает сбор твердых отходов и помоев в общую емкость и ее опорожнение в выгреб. Исключением являются крупногабаритные отходы размером более 250 мм, которые укладываются в специальный мусоросборник.

Вакуум-машина для обслуживания этой системы имеет в левой задней части цистерны специальный барабан, ось вращения которого размещена в плоскости, перпендикулярной к продольной оси машины. На периферии барабана в специальных направляющих размещен всасывающий рукав, один конец которого через специальное сальниковое устройство на оси барабана соединен с полостью цистерны.

Направление вращения барабана с всасывающим рукавом с помощью специального привода может изменяться, обеспечивая тем самым разматывание рукава при его подаче в выгреб и после заполнения цистерны извлечение рукава из выгреба и укладку его на барабане. Всасывающий рукав с полостью цистерны соединен с помощью шиберной заслонки, рычаг управления которой находится вблизи барабана. Благодаря такой конструкции рукав подается в выгреб при вращении барабана и от оператора требуется только направлять его в удобное для* извлечения отходов место. Управление муфтой привода барабана во вращение, так же как и шиберной заслонкой всасывающего рукава, размещено у заднего днища цистерны.

Механизация операций по перемещению рукава в данной машине является непрерывным условием, так как применяется рукав диаметром 200—250 мм, имеющий большую массу.

Машина КО-505 на шасси автомобиля КамАЗ-53213 получила сравнительно небольшое распространение. Это объясняется размерами машины, препятствующими въезду на дворовые территории небольшой площади домов без канализационных систем. Данную машину проектировали для использования при очистке выгребных ям большой вместимости 50—100 м3, которые служат для приема жидких нечистот из домов, оборудованных системой канализации, но не присоединенной к городским канализационным сетям.

Машина состоит из двух цистерн, вакуум-насоса, трубопровода, всасывающего рукава, устройства для его укладки, систем обмыва рукава и отогрева, гидравлической и пневматической систем, механизмов привода и облицовки. Цистерны цилиндрические с днищами сферической формы. Каждая из них помещена на трех опорных кронштейнах и прикреплена с помощью стремянок к лонжеронам базового шасси с наклоном в сторону слива. В цистернах для гашения гидравлических ударов, которые могут возникнуть при движении машины, установлены по три волнореза. На задних днищах каждой цистерны размещены смотровые стекла и сливные лючки с шибером. В передних частях цистерн имеется горловина; на крышке левой цистерны установлено сигнальнопредохранительное устройство.

Вакуум-насос, такой же конструкции, как на машине КО-503, размещен между кабиной водителя и цистернами. Насос соединен с цистернами трубопроводами, на которых смонтированы бачок-отстойник, четырехходовой кран и глушитель.

Всасывающий рукав размещен в специальном пенале, расположенном вдоль оси машины между цистернами. Подача рукава обеспечивается лебедкой, которая приводится в действие гидромотором.

Между цистернами в задней их части смонтирована приемная камера, с помощью которой цистерны соединены между собой. К нижней части камеры с помощью пневмомеханизма присоединен конец всасывающего рукава. Кроме того, камера имеет клапан, который перекрывает отверстие для присоединения всасывающего рукава. Таким образом, после присоединения всасывающего рукава к приемной камере и образования в цистернах нужного разрежения клапан открывается, обеспечивая тем самым соединение полостей цистерн с выгребом и возможность их заполнения нечистотами.

Для обмывания всасывающего рукава на машине имеются два бака; в большом баке транспортируется вода, которая самотеком поступает в бак малого объема. В малом баке создается давление воздуха, обеспечивающее подачу воды при обмыве всасывающего рукава.

При работе машины в условиях низких температур предусмотрен обогрев приемной камеры, для чего используется теплота отработавших газов двигателя, которые отводятся от глушителя металлическими рукавами.

Гидросистема состоит из масляного бака, шестеренного насоса, двух гидромоторов, дросселя, гидрораспределителя. Масло из шестеренного насоса через гидрораспределитель поступает в гидромотор привода вакуум-насоса или в гидромотор привода механизма укладки рукава. Для контроля за работой гидросистемы (за давлением масла в нагнетательном и сливном трубопроводах) имеются два манометра. Частота вращения гидромотора привода механизма укладки рукава регулируется дросселем.

Пневмосистема машины соединена с помощью пневмокрана с пнев-мосистемой шасси автомобиля и служит для управления коробкой отбора мощности, устройством присоединения заборного рукава и открыванием и закрыванием клапана приемной камеры. Для привода механизмов машины служит коробка отбора мощности. К фланцу коробки отбора мощности прикреплен масляный насос, вал которого входит во внутренние шлицы вала коробки. Сигнально-предохранительное устройство аналогично тому, которое применено на машине КО-503.

Основы расчета. При расчете вакуум-машин рассмариваются следующие наиболее важные вопросы.

В зависимости от заданных эксплуатационных показателей, глубины очищаемых колодцев и вместимости цистерны определяют параметры и режимы работы вакуум-насоса. Полученные на этом этапе расчета данные используют затем для расчета на прочность основных деталей и узлов машины.

Читать далее:

Категория: - Машины городского хозяйства

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины