Строительные машины и оборудование, справочник





Машины для шлифования полов

Категория:
   Ручные машины для строительных работ

Машины для шлифования полов

Машина для шлифования деревянных полов СО-155 (ГОСТ 22723—77) предназначена для шлифования паркетных и других деревянных полов после предварительной строжки, а также для снятия мастики и старых лакокрасочных покрытий при ремонте деревянных полов.

Машина выпускается в двух исполнениях:
СО-155—для работы от однофазной и трехфазной сети— унифицированная;
СО-155.1 —для работы от трехфазной сети.

Наиболее широкое применение получила машина СО-155.



Наиболее широкое применение получила машина СО-155.

Машина для шлифования деревянных полов обеспечивает нормальную работу в условиях умеренного климата: исполнение V, категория 4, класс защиты 1.
Работа с машиной разрешается только в диэлектрических перчатках и галошах при наличии надежного заземления машины. Подключение машины в сеть производится только при помощи штепсельного соединения, имеющего заземляющий контакт.

Устройство машины (рис. 1). Машина для шлифования деревянных полов состоит из корпуса, шлифовального барабана, электродвигателя, клиноременной передачи, вентилятора, механизма управления, ходовых колес, передней крышки и электрооборудования.

Корпус машины представляет собой отливку коробчатой формы со всасывающим патрубком и улиткой вентилятора, выполненной из алюминиевого сплава. На корпусе установлены все сборочные единицы машины.

Рабочим органом машины является шлифовальный барабан. Он консольно закреплен на конусной части вала. Покрытие наружной цилиндрической поверхности шлифовального барабана выполнено из губчатой резины и обеспечивает плотное прилегание шлифовального материала к обрабатываемому полу по всей ширине. Натяжение шлифовальной шкурки регулируется зажимными валиками, установленными на барабане.

Рис. 1. Машина для шлифования полов СО-155
1 — переносной электрошкаф; 2 — кронштейн; 3 — стойка; 4 — муфта; 5 — тяга} 6 — токоподводящий кабель; 7 —ручки управления движением; 8 — рукоятка подъема и опускания барабана с фиксатором; 9 — электрооборудование; 10 — мешок-пылесборник; 11 — гайка регулирования давления барабана на обрабатываемую поверхность; 12 — ограждение; 13 — электродвигатель; 14 — винтз регулировки натяжения ремня; 15 — рукоятка для переноса машины; 16 — передняя крышка; 17 — зажимные валики; 18 — шлифовальный барабан; 19 — ходовые колеса; 20 — вентилятор с ремнем и натяжным роликом; 21 — корпус? 22 — заднее колесо

Асинхронный однофазный электродвигатель установлен на специальной платформе, шарнирно соединенной с корпусом. На конце вала ротора имеется шкив для передачи с помощью клиновидных ремней вращения шлифовальному барабану и вентилятору.

Натяжение ремней клиноременнои передачи осуществляется поворотом платформы электродвигателя с помощью винта. Клиноременная передача закрыта литым ограждением.

Вентилятор для удаления древесной пыли из рабочей зоны в мешок-пылесборник установлен в специальной полости корпуса.

Управление машиной осуществляется с помощью рукоятки, укрепленной на стойке. На рукоятке смонтированы переключатель, тяга для опускания и подъема рабочего барабана и патрубок с пылесборником.

Ходовые колеса установлены на эксцентрике и оси, которые крепятся к кронштейну болтом и гайкой. Заднее колесо рояльного типа установлено в кронштейне и крепится к корпусу болтами.

Передняя крышка ограждает шлифовальный барабан и предохраняет стены от возможных касаний вращающегося барабана. Для этих же целей служат укрепленные на крышке ограничительный ролик и амортизатор из мягкой рельефной резины. Передняя крышка для доступа к барабану откидывается. В крайних положениях она фиксируется пружиной.

В однофазную сеть напряжением 220 В и частотой 50 Гц машина подключается через преобразователь числа фаз, смонтированный в корпусе переносного электрошкафа, через штепсельное соединение и штепсельные разъемы.

Включение и отключение электродвигателя производится с помощью пакетного выключателя, имеющего кнопки «Пуск» и «Стоп» и автоматический выключатель с тепловой защитой.

Электрическая схема машины СО-155 обеспечивает защиту от коротких замыканий, перегрузки, дистанционного пуска, недопустимой продолжительности включения пусковых конденсаторов, а также нулевую блокировку.

Принцип работы машины. При нажиме на кнопку «Пуск» и включении автоматического выключателя электрический ток приводит во вращение ротор электродвигателя, на валу которого укреплен шкив клиноременнои передачи. Крутящий момент электродвигателя передается через клиноременную передачу на шкивы валов шлифовального барабана и вентилятора. Вращение прижатого к полу барабана со шлифовальной шкуркой при поступательном движении машины обрабатывает неровности и шлифует поверхность пола. Вентилятор отсасывает образовавшуюся древесную или другую пыль в мешок-пылесборник.

В комплект поставки кроме машины в сборе входят: преобразователь числа фаз, ключи — 3 шт., кронштейн для установки колес, мешок, ремни — 3 шт., лист резиновый, паспорт.

Проверка исправности и подготовка машины к работе. Полученную машину необходимо собрать в такой последовательности:
- установить резиновое кольцо в отверстие корпуса в месте крепления стойки;
установить и закрепить болтами стойку механизма управления;
- вывинтить гайку поворота электродвигателя до упора в ограничитель;
соединить концы тяги в стойке муфтой;
- на патрубок стойки надеть мешок-пылесборник и плотно затянуть его тесьмой так, чтобы выходное отверстие патрубка было свободным.

При получении машины со склада и перед началом работы необходимо проверить:
- комплектность машины;
- исправность изоляции токоведущего кабеля и штепсельных соединений, а также заземляющей жилы;
- наличие смазки в подшипниках и ходовых колесах;
- целостность уплотняющих элементов подшипников;
-надежность затяжки резьбовых соединений;
- величину сопротивления изоляции электрооборудования относительно корпуса (проверяется электротехническим персоналом с квалификационной группой не ниже III);
- четкость работы кнопок пускателя пуском электродвигателя на холостом ходу при поднятом барабане;
- наличие посторонних стуков и шумов;
- исправность работы механизма подъема и опускания барабана;
натяжение ремней клиноременной передачи;
- регулировку положения ограничителя (необходимо, чтобы барабан машины находился на расстоянии не менее 5 мм от стены или плинтуса).

Хорошая работа шлифовальной машины зависит от правильного закрепления на поверхности барабана шлифовальной шкурки и регулировки положения ходовых колес и барабана относительно обрабатываемой поверхности.

Для шлифования применяется шкурка на саржевой основе средней и мелкой зернистости, средней твердости. Для закрепления шкурки следует поднять переднюю крышку машины и ключами повернуть зажимные валики барабана так, чтобы их лыски находились друг против друга. Один конец шлифовальной шкурки заправляется в паз барабана на 2/з его глубины. Вращая барабан, обтягивают его шкуркой и второй конец заправляют в паз второго валика.
Одновременно поворотом валиков навстречу друг другу ключами шлифовальную шкурку натягивают и закрепляют не менее чем на четверть оборота. Для лучшего крепления шкурки рекомендуется проложить между валиками полоску фибры или картона шириной 25 мм, равную длине барабана. Применять металлические прокладки и работать с неплотно натянутой шкуркой запрещается.

Для регулировки положения шлифовального барабана рукоятку поднимают в крайнее верхнее положение и регулируют тягу муфтой таким образом, чтобы в нерабочем положении зазор между барабаном и обрабатываемой поверхностью составлял 6—10 мм.

Регулировку передних ходовых колес производят на перевернутой вверх колесами машине. Регулировкой необходимо обеспечить параллельность шлифовального барабана относительно пола. Высоту передних ходовых колес регулируют на одном колесе с помощью болта, крепящего кронштейн, и поворота эксцентрика ключом для затяжки шлифовальной шкурки. При этом достигается установка колеса на одинаковую высоту с нерегулируемым колесом. В установленном положении производят затяжку крепления колеса болтом, расположенным на оси колеса.

Если перечисленных выше неисправностей в машине не обнаружено, а обнаруженные устранены и выполнены необходимые регулировки, можно приступать к работе.

Приемы и порядок выполнения работ. Перед началом работы следует тщательно очистить пол от металлических предметов, строительного мусора и грязи, выступающие гвозди необходимо удалить или утопить в деревянное покрытие.

Перед включением машины в сеть необходимо поднять шлифовальный барабан, для чего рукоятку поднимают вверх и ставят на фиксатор. Подключают машину к сети через специальный переносный электрошкаф с помощью штепсельного соединения. После подключения машины к электросети следует опробовать четкость работы выключателей и исправность электродвигателя путем 2—3 пробных включений при поднятом барабане. При пробных включениях проверяют направление вращения барабана. Оно должно совпадать с направлением стрелки на ограждении клиноременной передачи.

Для выполнения работ машину берут руками за рукоятки, включают электродвигатель нажатием на кнопку «Пуск», машину выводят на исходную позицию, где шлифовальный барабан медленно опускается в рабочее положение, и, продвигая машину вперед, производят обработку поверхности пола прямыми полосами с небольшим перекрытием предыдущей полосы. Необработанные торцы полос обрабатывают дополнительным прохождением машины около стен. При остановках в работе шлифовальный барабан поднимают.

Для требуемой чистоты обработки поверхности пола и полного использования шлифовальной шкурки постоянно регулируют давление шлифовального барабана на обрабатываемую поверхность.

Давление регулируется специальной гайкой посредством пружины сжатия и тяги механизма управления. Максимальное давление достигается отвинчиванием гайки до упора в ограничитель. Работа без ограничителя запрещена.

Чистовое и обдирочное шлифование поверхности производят при небольшом давлении. При износе или засаливании шкурки давление барабана на обрабатываемую поверхность следует увеличить.

В период эксплуатации машины следует периодически контролировать и регулировать натяжение ремней клиноременной передачи от электродвигателя к барабану при отключенной от сети машине. При нормально натянутом ремне его прогиб при усилии нажатия 40 Н (4 кг) составляет 15—22 мм.

В процессе работы необходимо следить, чтобы электрический кабель не попадал под шлифовальный барабан и ходовые колеса, а мешок-пылесборник не переполнялся более чем на xk объема. Стоянка машины на одном месте при работающем шлифовальном барабане не допускается.

По окончании работы, перерывах в работе, при регулировочных и ремонтных работах, перемещениях машины с одного рабочего места в другое шлифовальный барабан поднимают рукояткой в транспортное положение, выключают электродвигатель и отключают машину от электросети.

С этажа на этаж машину транспортируют за выдвижную ручку, укрепленную на корпусе, и ручку узла управления.

После окончания работы машину очищают от стружек и пыли, токоведущий кабель протирают ветошью и аккуратно сматывают, весь комплект сдают на хранение. Образовавшийся на рабочем месте мусор убирают в установленное место.

Меры безопасности при выполнении работ. Работать с машиной разрешается только в диэлектрических перчатках и галошах при наличии надежного защитного заземления.

Подключать машину к питающей сети можно только с помощью штепсельного соединения, имеющего защитный заземляющий контакт. Для защиты от короткого замыкания необходимо применять плавкие предохранители с номинальным током не более 20 А.

Перед началом работы машины в целях обеспечения безопасности труда необходимо проверить:
- целостность цепи зануления машины;
- отсутствие замыканий на корпус;
- исправность заземляющего устройства;
- исправность изоляции токоподводящего кабеля;
- целостность диэлектрических перчаток и галош;
- правильность подключения нулевого провода токоподводящего кабеля к нулю питающего пункта;
- затяжку резьбовых соединений;
- крепление барабана на валу.

При перерывах в работе, ремонтах, прекращении подачи электроэнергии машину следует отключать от сети.

При подключении машины необходимо следить, чтобы вращение барабана происходило по направлению стрелки на ограждении клиноременной передачи.

В период эксплуатации машины запрещается:
- одновременно касаться металлических частей машины и конструкций из металла в помещении (труб, радиаторов и т. п.);
- скручивать, изгибать и натягивать токоподводящий кабель;
- допускать попадание кабеля под колеса и в рабочий орган машины;
рассоединять штепсельное соединение под нагрузкой;
- эксплуатировать штепсельное соединение в условиях попадания пыли и влаги;
- работать с неплотно натянутой шлифовальной шкуркой;
- устранять неисправности во время работы машины;
- работать машиной при снятом защитном кожухе.

Не допускаются удары и падения штепсельных соединений.

Все виды электроремонта машины, измерения и проверки исправности изоляции электрооборудования относительно корпуса машины, защитных средств и заземляющего устройства разрешается проводить только электротехническому персоналу, имеющему квалификационную группу не ниже III.

Техническое обслуживание и смазывание машины проводится с целью поддержания машины для шлифования деревянных полов в технической исправности и готовности к работе.

Технические обслуживания бывают: ежесменные и периодические.

Ежесменное техническое обслуживание проводится ежедневно и включает:
- подтяжку крепежных деталей;
- проверку натяжения клиновых ремней;
- проверку надежности соединения контактов заземления;
- проверку целостности резиновой оболочки питающего кабеля.

Периодическое техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводится через каждые 200 ч работы машины и включает:
- выполнение работы по ежесменному техническому обслуживанию;
- проверку надежности уплотнения подшипников барабана, ходовых колес и заднего ролика;
- очистку системы отвода древесной пыли;
- осмотр контактных систем и электрических соединений между контактными зажимами и устранение обнаруженных неисправностей в узлах электрооборудования;
- смазывание машины в соответствии с картой смазки.

Периодическое техническое обслуживание М 2 (ТО-2) проводится через каждые 700 ч работы машины и включает:
- выполнение работ по ТО-1;
- разборку и промывку сборочных единиц вентилятора;
- разборку и промывку сборочных единиц барабана;
- промывку подшипников;
- замену смазки во всех сборочных единицах в соответствии с картой смазки.

В качестве смазки во всех сборочных единицах машины и подшипниках применяют УТ-1 (консталин). Смазывание производится через 200 ч работы машины. Смазыванию подлежат подшипники вала барабана, натяжного ролика, вентилятора, заднего и ходовых роликов, электродвигателя. В табл. 17 приведены основные неисправности в работе машины и рекомендации по их устранению.

Машина для шлифования паркетных полов СО-60 (ГОСТ 22723—77) применяется на строительных объектах и предназначена для шлифования и очистки паркетных и других деревянных полов, а также для очистки полов от мастики.

Машина для шлифования паркетных полов обеспечивает нормальную работу в условиях умеренного климата.

Устройство машины для шлифования паркетных полов СО-60 (рис. 2), принцип работы, приемы и порядок выполнения работ, техническое обслуживание, меры безопасности и внешний вид мало отличаются от описанной выше машины СО-155.

Некоторые различия имеются в технических характеристиках машины, сроках проведения периодических технических обслуживании и других незначительных деталях.

Периодические технические обслуживания машины проводят 1 раз в месяц только в условиях мастерских квалифицированными специалистами. В это обслуживание входят проверка технической исправности и очистки системы стружкопровода.

Рис. 2. Кинематическая схема машины для шлифования полов СО-60
1 — шлифовальный барабан; 2 — шкив; 3 — передняя крышка; 4 — ограничитель; 5 — винт регулировки натяжения ремня; 6 — клиновидный ремень; 7 — болт фиксации натяжения ремня; 8— электродвигатель; 9 — клиновидный ремень; 10 — рукоятка с фиксатором; 11 — стойка с узлом управления; 12 — тяга; 13 — фиксатор тяги; 14 — муфта; 15 — болт крепления стойки; 16 — подшипник качения заднего ролика рояльного типа; 17 — корпус; 18—винт регулировки давления барабана на пол; 19 — задний ролик; 20, 22, 24, 26 — подшипники; 21 — вентилятор; 23 – ходовые колеса; 25 — натяжной ролик

В соответствии с картой смазки смазывание подшипников скольжения ходовых роликов производится через 50 ч, подшипников натяжения ролика — через 100 ч, подшипников вала барабана, вентилятора — через 300 ч, подшипников заднего и ходовых роликов — через 500 ч работы машины. Для смазывания применяется смазка УТ-1 (консталин).

В период длительного хранения машину покрывают консервационной смазкой и хранят в помещении, защищенном от воздействия солнечных лучей при температуре 0… + 25°С на расстоянии от нагревательных приборов не менее 1 м.

К работе с машиной не следует приступать, не изучив содержания ее технического паспорта.

Читать далее:

Категория: - Ручные машины для строительных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины