Строительные машины и оборудование, справочник





Машины для устройства подводных оснований

Категория:
   Машины и оборудование для подводных работ



Машины для устройства подводных оснований

При возведении причальных, оградительных и берегоукрепительных сооружений для равномерного распределения давления на грунт, предохранения его от размыва и выравнивания поверхности дна устраиваются специальные основания(постели).

Землесосные установки предназначены только для транспортирования подготовленной земснарядами и другими машинами гидросмеси.

Черпаков ые снаряды разделяются на многочер паковые и одночерпаковые. В этих машинах грунт отделяется от массива и транспортируется черпаками, установленными на бесконечной цепи (рис. 74, а), или одним черпаком (штанговые и грейферные снаряды) (рис. 74, б).

Гидроэлеваторы (рис. 75) — это водоструйные насосы, предназначенные для засасывания различных гидросмесей. Они применяются в гидромеханизации земляных и горных работ для водоотлива и водоснабжения, используются при опускании кессонов. Основной недостаток этих машин — малый коэффициент полезного действия, не превышающий 30%.

Эжекторы по принципу действия являются водоструйными насосами и применяются для заливки землесосов и землесосных установок перед пуском.

Различают три способа разравнивания каменных оснований: ручной, комбинированный, механический. В зависимости от требуемой точности выравнивание бывает грубое (отклонение отметок от проектной поверхности ±20 см), тщательное (±8 см) и весьма тщательное (±3 см).

При отсыпке каменных постелей с воды используются пловучие средства —самоходные и несамоходные шаланды и баржи-площадки (при сталкивании груза бульдозером), самоходные и несамоходные баржи (при отсыпке грейфером или. пловучим краном). При отсыпке с берега используются гусеничные, автомобильные и пневмоколесные краны.

Для подводного разравнивания насыпных материалов служат тележки с .отвалом и подводные планировщики.

Производство работ при использовании тележек с отвалом включает установку и крепление направляющих на маячных сваях, обрезанных на заданной глубине; установку пловучим. краном тележки с отвалом, лебедки, понтона и якорей; разравнивание постели; контроль качества (рис. 76).

Подводные планировщики различают в зависимости от точности разравнивания, привода, ходового оборудования и степени уплотнения ими грунта.

Планировщики для грубого разравнивания состоят из понтона, механизма ровнения, лебедок для планировки и подъема якорей. В некоторых случаях устанавливаются грунтоуплотняющие механизмы или оборудование. Независимо от конструктивных особенностей того или иного планировщика принцип его работы заключается в перемещении движущейся по рельсовому пути при помощи полиспастной системы и лебедок слипа.

При рабочем уклоне 1 : 8, вылете консоли 13,5 м, максимальном усилии на ноже 50 кН производительность планировщика составляет при сооружении песчаной постели 25—30м2/ч, щебеночной — около 20 м2/ч.Его обслуживают три человека. Для производства работ используются пловучий кран, понтон грузоподъемностью 150 т, водолазная станция.

Принципиальная схема планировщика, предложенного трестом «Черноморгидрострой», представлена на рис. 77. Он работает с баржей-площадкой и бульдозером при помощи полиспастной системы и лебедок. Неподвижные блоки тяговых тросов укреплены на якорях. Баржу-площадку с камнем и бульдозером торцом швартуют к механизму ровнения. Далее бульдозер отсыпает камень под разравнивающий нож. Механизм ровнения перемещается за счет тяговых лебедок. Вертикальное положение регулируется нивелиром по рейке, уста овленной на корректирующем устройстве. В свою очередь, корректирующее устройство установлено на направляющих, находящихся в пазах неподвижных ферм. Фермы закреплены на опорах катка и имеют два гидродомкрата. Положение ножа регулируется изменением длины штоков гидродомкратов. Насосная станция и пульт управления смонтированы на рабочей площадке механизма.

Для тщательного ровнения каменных постелей применяются подводные планировщики типа МПП, МПП-1 треста «Балтморгидрострой», приспособление треста «Волгодонгидрострой» и-ряд других.

Механический подводный планировщик МПП предназначен для ровнения постелей под судовые дорожки. МПП представляет собой консоль, по нижним поясам которой перемещается при помощи двух-барабанной лебедки и полиспастной системы тележка с разравнивающим ножом. Консоль устанавливается на косяковой тележке.

Механический подводный планировщик МПП-1 состоит из подводного рабочего органа, док-понтонов и надводной части (рис. 78). Рабочий орган перемещается по направляющим стрелы при помощи лебедки и полиспастной системы. Вся система смонтирована на железобетонной опорной плите и позволяет за счет механизма поворота осуществлять поворот на 33° от продольной оси.

В надводную часть входит грузовая площадка, закрепленная на башне. Башня заводится внутрь док-понтонов, имеющих по два кингстона для затопления и всплытия. На понтонах установлены швартующие устройства, четыре становых якоря с лебедками, отбойное*устрой-ство. Общая масса с понтонами составляет 79 т, без понтонов — 51 т. При скорости рабочего хода ножа 5,6 м/мин, ширине ножа 4 м производительность при ровнении песчаных постелей составляет 220, щебеночные — 180, каменных — 100 м2/смену. Время, затрачиваемое на перестановку, всплытие и перемещение, составляет около часа. Планировщику придаются кран (грейфер) грузоподъемностью 50 т, водолазная станция, баржи (понтоны) грузоподъемностью до 3000 т и буксир. Работа возможна при силе ветра до 5 баллов и волнении моря до 1 балла.

Специальная плавучая установка СПУ-1 выполняет ровнение каменных и песчаных постелей при волнении моря до 4 баллов. Она состоит из надводной и подводной частей, соединенных трособлбчными системами (рис. 79). Рабочая стрела может поворачиваться от продольной оси влейо и вправо на 50°. При ширине ножа 3 м и его рабочей скорости 5,6 м/мин производительность составляет около 200 м2/смену. Установке придаются водолазная станция, понтоны, буксир. Обслуживающий персонал — машинист-оператор, крановщик, матрос, три водолаза.

Планировщик ЦНИИС состоит из стрелы, по которой перемещается планировочный нож, рамы с механизмом шагания и системы управления.

Рис. 79. Схема специальной пловучей установки:
1 — носовой понтон; 2 — кран (грейфер); 3 — бункер; 4 — футштоки; 5 — механизм подъема; 6 — полиспасты подъема рамы; 7— полиспасты поворота; 8 — опорная плита- 9 — рабочая стрела; 10 — нож.

Планировщик устанавливается на базисную площадку, питание осуществляется с берега или от пловучей электростанции. Материал отсыпается грейферным краном. Ровность постели контролируется самопищущим потенциометром. При максимальной глубине планирования 11,5 м, скорости планировки около 5 м/мин производительность машины составляет 120 м2/смену. Работа возможна при силе ветра до 5 баллов и волнении моря до 3 баллов.

Плавучий подводный планировщик «Рижанин» отличается от планировщика. СПУ-1 тем, что его базой служит корпус типа «катамаран», рабочий орган самоподъемный, опорная уплотняющая плита устанавливается в горизонтальное положение с помощью гидравлических уровней и телевизионной установки ЦНИИС. Производительность машины до-200 м2/смену, ширина планируемой постели 3—19 м, точность ровнения ±30 мм, наибольшее усилие на ноже 100 кН, рабочая скорость ножа 5,6 м/мин.

Зарубежные подводные планировщики в большинстве случаев» изготавливаются для узкоцелевого назначения (для конкретных условий). Подводный планировщик, применяемый в США, состоит из фермы, установленной на цилиндрических понтонах. По верхнему поясу фермы перемещается тележка с бункером. Бункер соединен трубами-желобами с распределителем, подвешенным с финишером на тросах. Установка фиксируется якорями-противовесами. Качество постели контролируется лазером и фотоэлементами.

Японская фирма «Мицуи — Зосэн» создала судно для выравнивания дна после дноуглубительных работ. Судно обеспечивает выравнивание морского дна до глубины 18 м при средней осадке 2,8 м.Ширина захвата стругом 10 м при толщине слоя захватываемого грунта 100 мм. Тяговое усилие судна при выполнении дноуглубительных работ 220 кН, скорость — до 1 узла. Угол наклона ножа струга и толщина снимаемого слоя грунта регулируются.

Для уплотнения каменнных постелей в настоящее время’ применяются статический, механический и взрывной способы. Статический способ заключается в последовательной установке на постель массивов с выдерживанием их на протяжении времени уплотнения. Механический способ позволяет для уплотнения постелей использовать подводные планировщики типа МПП-1, специальные пловучие установки типа СПУ-1 и виброуплотняющие агрегаты. Последние представляют собой вибропогружатели типа ВП-3 с возмущающей силой 360—500 кН, частотой колебаний 400^-500 мин-1 и.амплитудой колебаний 2—4 мм. “Виброуплотняющий’ агрегат с помощью пловучего крана устанавливается на предварительно спланированный участок постели и включается в работу. Производительность опытных образцов таких машин около 100 мг/смену. При перестановке на новое место работы следует перекрывать предыдущий участок на 20—25 см. Продолжительность уплотнения с одной установки 3—4 мин, время перестановок — до 20 мин.

В Японии созданы «земноводные бульдозеры» двух типоразмеров. Подводный бульдозер фирмы «Комацу», построенный в 1968 году, приспособлен для работы на глубинах до 3 м. Другая модель бульдозера этой фирмы — Д155-1 — работает на глубинах до 7 м. Бульдозеры являются модернизированными наземными машинами с герметическим блоком для двигателя и вспомогательных механизмов с гидроприводами и системой дистанционного управления. Бульдозер оснащен краном и может выполнять ряд земляных общестроительных работ: планировку, засыпку ям, перемещение грунта, устройство выемок и насыпей и т. д. Масса машины 4200 кг, скорость движения до 7,9 км/ч, тяговое усилие 250 кН, давление на грунт 0,06 МПа, мощность двигателя 250 кВт, радиус действия системы управления по радио до 500 м, грузоподъемность 50 т.

Фирмы «Комацу» и «Хитасй» в последние годы начали выпускать подводные бульдозеры и экскаваторы на гусеничном ходу для подводных земляных работ на глубинах 3—60 м. Машин» для работ на глубинах свыше 7 м (только бульдозеры) с электродвигателями мощностью 125—150 кВт питаются по кабелям от надводного базового судна. С борта этого судна ведется наблюдение и дистанционное управление за работой машин при помощи аппаратуры морской навигации.


Читать далее:

Категория: - Машины и оборудование для подводных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины