Строительные машины и оборудование, справочник







Машины для зимнего содержания автодорог

Категория:
   Эксплуатация специальных автомобилей


Машины для зимнего содержания автодорог

Для зимнего содержания городских дорог, площадей и улиц используются специальные автомобили: плужно-щеточнЫе и роторные снегоочистители, снегопогрузчики, машины для зимней уборки лотков, удаления уплотненного снега, распределения минеральных и химических материалов по проезжей части, универсальные уборочные и тротуарно-уборочные машины.

Плужно-щеточные снегоочистители. Они предназначены для сгребания и сметания свежевыпавшего снега. Плужно-щеточное оборудование монтируется на автомобилях и колесных тракторах. Основные рабочие органы этих машин: отвал, установленный спереди базового шасси, и цилиндрическая щетка, расположенная между передним и задним мостами базового шасси. При движении снегоочистителя снег сгребается в сторону отвалом, а оставшийся наиболее уплотненный слой снега сметается щеткой. Такие снегоочистители могут быть тихоходными и скоростными. В последнем случае устанавливается отвал с возрастающей от центра к краю высотой, позволяющей отбрасывать снег в сторону на расстояние 6— 8 м. Наиболее распространенное базовое шасси плужно-щеточных снегоочистителей — шасси автомобиля ЗИЛ-130.

Снегоочистительное оборудование — это сменные рабочие органы, которые устанавливаются в зимнее время на поливочно-моечных машинах, пескоразбрасывателях и универсальных разбрасывателях.

Плужно-щеточное оборудование машины ПМ-130Б (рис. 2.18) предназначено для очистки от свежевыпавшего снега городских дорог, улиц и площадей с асфальто- и цементобетонным дорожным покрытием и состоит из плужного и подметального оборудования.

Плужное оборудование — это отвал с поворотной рамой, сцепная рама, толкающие штанги, толкающая рама и механизм подъема отвала. Отвал плуга расположен впереди машины и представляет собой сварную конструкцию из стального профильного листа. Снизу к отвалу крепится болтами секционный резиновый нож, который при наезде на препятствие отворачивается назад и пропускает препятствие под собой. Поворотная рама, сварная из стальных уголков, служит для изменения угла установки отвала относительно оси машины в плане. В дуге рамы имеются отверстия для фиксации отвала в любую сторону машины под углом 35° и 40 . Сцепная рама, сварная из стальных уголков, объединяет толкающую раму с поворотной. С поворотной дугой сцепная рама связана шкворнем с фиксатором, а с толкающей рамой — шарнирами. Толкающая рама закреплена с помощью стремянок на лонжеронах рамы базового шасси и передает на них действующие на отвал усилия. Между толкающей и сцепной рамами установлены две толкающие трубчатые телескопические штанги, каждая из которых состоит из двух труб, вставленных одна в другую и имеющих между собой амортизирующую пружину. Во внутренней трубе для ограничения перемещения штанги сделан паз для ограниченного болта, жестко закрепленного на наружной трубе.

Подвеска толкающих штанг к передней балке базового шасси выполнена скользящей.

Механизм подъема отвала обеспечивает перевод его из рабочего положения в транспортное и наоборот с помощью гидроцилиндра, шток которого шарнирно связан со стрелой, а корпус — с кронштейном, шарнирно закрепленным с концом стрелы. Другой конец стрелы (при ее повороте посредством цепи и пружин) обеспечивает подъем и опускание отвала. Кронштейн механизма подъема закреплен на переднем бампере машины болтами.

Применяемые в гидроприводе машины ПМ-130Б гидроцилиндры оснащены гидрозамками,

Подметальное оборудование составляют рама, конический редуктор, цилиндрическая щетка, цепная передача с демпферным устройством цепи, механизм подъема щетки. Щетка установлена между задними и передними колесами под углом 62° к продольной оси машины. Крутящий момент на вал щетки передается от нижнего вала раздаточной коробки через карданный вал, конический редуктор и цепную передачу. Рама щетки, состоящая из двух труб, нараллельных ее оси и соединенных щеками, шарнирно присоединена к коническому редуктору, а приваренный к ней кронштейн соединяет ее с механизмом подъема. На свободных концах щек приварены корпуса подшипников щетки, в которых расположены подшипники с наконечниками. Цилиндрическая щетка в виде трубы с приваренными на концах фланцами и стального (или синтетического) ворса, уложенного вдоль трубы и прижатого к ней канатом.

Рис. 2.18. Плужно-щеточиый снегоочиститель на базе машины ПМ-130Б:
1 — отвал; 2 — механизм подъема; 3 — щетка; 4—толкающая рама; 5—толкающие штанги; 6 — шарнир; 7 — сцепная рама; Я — поворотная рама; 9 — нож

Фланцы цилиндрической щетки и наконечников соединены болтами. Цепная передача закрыта стальным кожухом. Длина приводной цепи обеспечивает ее работу без дополнительного натяжного устройства. При вытяжке цепи колебания хвостовой ветви снижаются за счет установки демпферного устройства.

Подъем щетки из рабочего положения в транспортное и наоборот обеспечивается гидроцилиндром механизма подъема, который установлен на правом лонжероне базового шасси, и закреплен болтами. Для компенсации деформации ворса по мере его износа щетку опускают, переставляя болты в планках механизма вывески.

На автомобильном шасси смонтировано также плужно-щеточное оборудование машин А К П М-3, КДМ-130А, КПМ-64, НС0-164М, одним из основных отличий которых друг от друга служит способ установки отвала (рис. 2.19).

Снегоочистительное и подметальное оборудование устанавливается на пескоразбрасывателях машинах ПР-130, ПР-5 3 и универсальном разбрасывателе К0-104. Для снегоочистки городских улиц и площадей применяется плужно-щеточное оборудование машины Д-447М, смонтированное на колесном тракторе «Беларусь МТЗ-50/52».

Тяговый баланс снегоочистителей с плужно-щеточным оборудованием определяется в тяговом (рабочем) и транспортном режимах.

Рис. 2.19. Схема установки отвала на машины:
а — ПМ-130Б, КДМ-130А, HCO-164M. ПР-130; б — АКПМ-3, КПМ-64; 1 — отвал; 2 — нож; 3— амортизатор

Роторные снегоочистители. Они используются при переброске свежевыпавшего и слежавшегося снега в сторону или погрузке в транспортные средства из снежных валов и куч, образованных после работы плужно-щеточных снегоочистителей. При этом роторным снегоочистителем отрывают слои снега от массива режущими органами, транспортируют его в метатель и отбрасывают в сторону или по направляющему патрубку (аппарату) в транспортное средство. Следовательно, в отличие от плужного снегоочистителя, который выбрасывает снег за счет движения машины вперед, в роторном снегоочистителе используется для этой цели вращающийся рабочий орган. Конструкция и типы этих машин достаточно разнообразны (рис. 2.20).

Рис. 2.20. Классификация роторных снегоочистителей

Роторные снегоочистители могут быть с раздельным и совмещенным рабочими органами. Раздельный рабочий орган состоит из питателя; т. е. механизма, разрабатывающего снег и подающего его к метателю, и метателя — механизма, выбрасывающего снег в сторону (рис. 2.21,а, б, в). Совмещенный рабочий орган, выполненный в виде режущего ротора или фрезы, одновременно разрабатыва- « ет снег, отрывает от массива и выбрасывает его по направляющему патрубку, т. е. служит метателем (рис. 2.21, г, д). Наиболее распространен совмещенный рабочий орган в виде фрезерного барабана, представляющего собой цилиндр с навитыми на его наружной поверхности режущими лентами и имеющего в средней части карманы-лопасти. При вращении фрезы и поступательном движении машины разрабатываемый снег перемещается с двух сторон в поперечном направлении к центру фрезерного барабана, где попадает в карманы и, проходя через выбросной патрубок, отбрасывается наружу.

Преимущества роторных снегоочистителей с совмещенным рабочим органом (по сравнению с раздельным) — их компактность и меньшая масса; однако они малопроизводительны и уступают в дальности отбрасывания снега.

По типу рабочего органа эти снегоочистители подразделяют на плужно-роторные, шнеко-роторные и фрезерно-роторные. Рабочее оборудование плужно-роторного снегоочистителя состоит из плуга, который направляет перемещающийся по его лобовой поверхности снег в ротор, отбрасывающий его в сторону. Снегоочистители такого типа наиболее эффективны для очистки дорожных покрытий от сухого рыхлого снега небольшой плотности. Рабочее оборудование шнеко-роторного снегоочистителя состоит из шнекового питателя, расположенного перпендикулярно оси машины, и установленного за ним (обычно одного) ротора; шнековый питатель может иметь один, два или три шнека, каждый из которых представляет собой трубу, с установленными на ней ленточными винтовыми лопастями (с правым и левым направлением витков). При работе шнеко-ро-торного снегоочистителя снег шнеками подается с периферии в центр к ротору, отбрасывающему его в сторону. Наиболее эффективны эти машины при очистке дорожных покрытий от снега средней плотности и твердости. И, наконец, рабочее оборудование фрезерно-роторного снегоочистителя состоит из фрезерного питателя и расположенного сзади него ротора. Питатель обычно представляет собой безбарабанную фрезу, имеющую ленточные ножи, которые при вращении разрабатывают снег и транспортируют его в центр к ротору. Наиболее эффективны фрезерно-роторные снегоочистители на очистке дорожных покрытий от плотного и смерзшегося снега.

Базовым шасси роторных снегоочистителей может быть автомобиль, колесный и гусеничный тракторы, а также специальное шасси.

При одномоторной схеме (см. рис. 2.21) для привода рабочего органа снегоочистителя используется тот же двигатель, что и для привода движителя, а при двухмоторной — для привода рабочего органа устанавливается дополнительный двигатель. По производительности роторные снегоочистители делят на легкие (до 200 т/ч), средние (до 1000 т/ч) и тяжелые (более 1000 т/ч).

При снегоочистке городских улиц и площадей наибольшее распространение получили легкие и средние шнеко-роторные (табл. 2.7), а также фрезерно-роторные снегоочистители.

Шнеко-роторный снегоочиститель Д Э-2 1 0 (Д-7 0 7) предназначен для снегоочистки подъездных путей аэродромов, автомобильных дорог, а также может быть использован для очистки городских улиц, площадей, отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями, и для погрузки снега в транспортные средства. Рабочее оборудование снегоочистителя, выполненного по одномоторной схеме, смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 2.22) и состоит из двух шнеков, установленных один над другим, и расположенного за ними ротора. Кроме этого, в состав специального оборудования этого снегоочистителя входят: подвеска рабочего органа, карданная передача, ходоуменьшитель (раздаточный редуктор), гидросистема и система управления.

Рис. 2.21. Типы рабочих органов роторных снегоочистителей:
а — шнеко-роторный; б— фрезерно-ро-торный; в — плужно-роторный; г — фрезерный; д — роторный; 1 — шнек; 2 — ротор; 3— фреза ленточная; 4 — плуг; 5 — фрезерный барабан. Горизонтальной стрелкой показано направление движения снегоочистителя

Автомобильный двигатель у этой машины снят и привод ведущих колес и рабочего органа осуществляется через раздаточный редуктор и систему карданных валов от дизельного двигателя У2Д6-250ТК-

Раздаточный редуктор — двухступенчатый, шестивальный передает крутящий момент от двигателя на трансмиссию ходовой части и рабочий орган. Редуктор установлен в передней части рамы шасси, под передним мостом и имеет два выходных вала; один передает крутящий момент через карданный вал на редуктор рабочего органа, который перераспределяет его на ротор и шнеки, а другой — на раздаточную коробку, которая перераспределяет его между передним, средним и задним мостами (рис. 2.23). Крутящий момент от редуктора на шнеки передается посредством цепной передачи с механизмом натяжения. Ведущая звездочка ее конструктивно объединена с муфтой предельного момента, предохраняющей шнеки от перегрузок за счет среза калиброванных пальцев.

Рис. 2.22. Шнеко-роторный снегоочиститель ДЭ-210:
1 — рабочий орган; 2—подвеска рабочего органа; 3 — гидросистема; 4—привод рабочего органа; 5 — система обогрева кабины; 6—кабина; 7 — приборный щиток; 8—фары; 9 — система пневмомо-торов; 10— силовая установка; 11 — светосигнальный огонь; 12 — подрамник; 13 — капот

Гидропривод снегоочистителя предназначен для подъема и опускания рабочего органа, поворота кожуха ротора и состоит из шестеренного насоса, гидробака с фильтром, гидрораспределителя, двух гидроцилиндров (подъема и опускания рабочего органа), гидроцилиндра поворота кожуха ротора, замедлительного клапана, гидролиний.

Управление исполнительными гидроцилиндрами осуществляется гидрораспределителем из кабины водителя.

Рабочий орган снегоочистителя ДЭ-210 крепится спереди машины к лонжеронам шасси и в рабочем положении опирается лыжами на очищенную от снега поверхность дорожного покрытия. В транспортном состоянии рабочий орган фиксируется стопорным устройством в верхнем положении.

Для установки рабочего оборудования снегоочистителя на шасси автомобиля ЗИЛ-131 необходима некоторая доработка его конструкции — нужно снять передний буфер и буксирные крюки, приварить усилительные планки и кронштейны, удлинить раму шасси, усилить передние рессоры.

Шнеко-роторный снегоочиститель ДЭ-2 0 4 (Д-4 7 0) предназначен для очистки от снега городских улиц и площадей, автомобильных дорог, подъездных путей, взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов; может быть использован для отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями и погрузки снега в транспортные средства. Снегоочиститель смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-157КЕ и выполнен по одномоторной схеме. Автомобильный двигатель демонтирован. Привод ведущих колес и рабочего органа осуществляется от дизельного двигателя У2Д6-СЗ, установленного за кабиной водителя на специальной раме. Специальное оборудование снегоочистителя состоит из двигателя, рабочего органа и его подвески карданной передачи, ходоуменьшителя гидросистемы и системы управления. Для погрузки снега в транспортные средства предусмотрена установка специального желоба (рис. 2.24). Принцип работы этого снегоочистителя аналогичен снегоочистителю ДЭ-210. Рабочий орган унифицирован, а система привода рабочего органа и ходовой части аналогична тоже снегоочистителю ДЭ-210.

Рис. 2.23. Кинематическая схема снегоочистителя ДЭ-210

Рис. 2.24. Шнеко-роторный снегоочиститель ДЭ-204 с погрузочным желобом:
1 — козырек; 2 — тяга; 3 — секции погрузочного желоба

Гидропривод машины обеспечивает подъем и опускание рабочего органа, а также поворот кожуха ротора. Отличие от гидросистемы снегоочистителя ДЭ-210 заключается в конструктивном исполнении отдельных гидроэлементов — гидроцилиндров, гидрораспределителя и гидробака.

Базовое шасси снегоочистителя тоже доработано для установки специального оборудования — усилены передние рессоры, доработаны пневмосистема, рама шасси и некоторые другие элементы.

Шнеко-роторный снегоочиститель Д Э-2 1 1 (Д-9 0 2) имеет то же назначение, что и рассмотренные снегоочистители. Рабочее оборудование машины установлено на шасси автомобиля Урал-375Е и состоит из рабочего органа и его подвески, двигателя рабочего органа, карданной передачи, механического ходоуменьшителя, промежуточного редуктора, гидросистемы, механизмов управления. Снегоочиститель выполнен по двухмоторной схеме — передвижение осуществляется от двигателя базового шасси, привод рабочего органа — от дополнительного двигателя 1Д12БС, установленного вместе с обеспечивающими его работу системами на специальной подмоторной раме (через промежуточный редуктор, систему карданных валов и редуктор рабочего органа, имеющего два выхода — на привод ротора и через цепной редуктор — на привод шнеков).

Конструкция рабочего органа снегоочистителя аналогична рассмотренным и отличается лишь конструктивным исполнением отдельных узлов. В трансмиссии хода установлен ходоуменьшитель, соединенный двумя карданными валами с раздаточной коробкой.

Гидросистема снегоочистителя служит для подъема и опускания рабочего органа, а также для поворота кожуха ротора.

Управление машиной производится из кабины водителя, которая может быть оборудована радиостанцией Р-848.

Применяемый в нашей стране фрезерный снегоочиститель VF3-Z-L фирмы «Шмидт» на базе автомобиля «Унимог» (ФРГ) оборудован двумя навесными фрезерными барабанами, вращающимися вперед. Установленные на барабанах фрезерные лопатки срезают снег (как стружку) и направляют его к середине рабочего органа. Расположенные в центре фрезы карманы подхватывают снег и выбрасывают его через желоб, имеющий гидравлическую регулировку. Привод фрезы осуществляется от переднего вала отбора мощности автомобиля, через карданный вал и цепную передачу. Для защиты от перегрузки служат срезные болты. Система отбора мощности позволяет выбрасывать снег на 6—8 м и 12—14 м. Управление и контроль за работой фрезы производится из кабины водителя.

Снегопогрузчики. Снег, предварительно собранный в валы и кучи, погружают в транспортные средства снегопогрузчиками. Некоторые из этих машин — универсальные снегопогрузчики — позволяют грузить также сыпучие материалы (песок, хлориды и др.), применяемые при содержании городских улиц, проездов и площадей.

Снегопогрузчики являются машинами непрерывного действия, монтируются на шасси автомобилей, конструкцию которых дорабатывают для установки специального оборудования, или на специальных шасси, с использованием унифицированных агрегатов и узлов автомобилей. Универсальные погрузчики монтируют также на колесных тракторах. Специальное оборудование снегопогрузчиков состоит из питателя, конвейера и механизмов привода рабочих органов.

Из питателей снегопогрузчиков (рис. 2.26) наибольшее распространение получили лаповые питатели, устанавливаемые на лопате (раме питателя) перед машиной. Они состоят из рамы, диска, балансира и двух лап одинаковой конструкции. На диске эксцентрично установлена ось балансира, который своим П-образным пазом входит в направляющий сухарь, установленный на лопате. При вращении диска балансир совершает колебательные, а лапа — захватывающие движения. В последних конструкциях машин применяют лаповые питатели, у которых балансир шарнирно соединен с качающимся рычагом. Погрузчики с лаповыми питателями используют обычно при снегопогрузке. Двигаясь вперед, снегопогрузчик отделяет из вала лапами питателя снег, который подает на скребковый конвейер и загружает в транспортные средства.

Рис. 2.25. Классификация снегопогрузчиков

Рис. 2.26. Схемы питателей снегопогрузчиков:
а — лаповый с направляющим сухарем; б — лаповый с качающим рычагом; в — фрезерный; 1 — лопата; 2 — лапа; 3 — ось балансира; 4 — балансир; 5 — конвейер; 6 — направляющий сухарь; 7 — ведущий диск; 8— качающий рычаг; 9 — фреза; 10— кожух фрезы

Универсальные снегопогрузчики, используемые также и для погрузки сыпучих материалов, имеют питатель фрезерного типа (две фрезы ленточного типа, расположенные симметрично относительно оси машины), установленный спереди машины. Фрезы питателя— двухзаходные с правым и левым направлением спирали. При движении машины вперед.снег отделяется лопастями фрезы от массива, перемещается с правой и левой стороны вала к центру машины, где попадает на конвейер и подается к транспортным средствам.

Снегопогрузчики, как правило, одномоторные, т. е. рабочее оборудование и привод ведущих колес шасси приводится в движение от одного двигателя.

В качестве снегопогрузчиков используются также роторные снегоочистители, оборудованные погрузочным желобом (см. рис. 2.24).

Снегопогрузчик Д-5 6 6 предназначен для погрузки снега из валов и куч в транспортные средства. Он смонтирован на специальном шасси с использованием автомобильных и тракторных узлов и агрегатов (рис. 2.27) и имеет шасси, рабочий орган и его привод, гидросистему, пневмосистему и механизмы управления лопатой.

Специальное шасси повышенной проходимости с двумя ведущими мостами и гидрообъемным ходоуменьшителем, обеспечивающим бесступенчатое изменение рабочих скоростей и выбор наиболее оптимальной; состоит из рамы, силовой установки, коробки передач, раздаточной коробки, ходоуменьшителя, переднего и заднего ведущих мостов, карданных валов, задней подвески, тормозов, рулевого управления. Рама сварной конструкции, в свою очередь, состоит из двух лонжеронов, поперечных балок и кронштейнов. Силовая установка представляет собой двигатель Д-50 в совокупности с системой питания и охлаждения, а также муфтой сцепления. От двигателя крутящий момент передается через муфту сцепления на трехступенчатую коробку передач (рис. 2.28), служащую для привода рабочего органа и ведущих мостов шасси. В транспортном режиме крутящий момент передается коробке передач от двигателя, а в рабочем режиме — от ходоуменьшителя. Для исключения одновременного привода коробки передач от двигателя и ходоуменьшителя, а также одновременного включения двух скоростей в коробке пёредач предусмотрена блокировка. От коробки передач крутящий момент передается к раздаточной коробке, которая передает его кинематически связанному с ней переднему ведущему мосту. Задний мост включается (в случае необходимости) штоком пневмоцилиндра.

Рис. 2.27. Снегопогрузчик Д-566:
1 — шасси; 2— рабочий орган; 3—привод рабочего органа; 4 — гидропривод; 5 — облицовка шасси

Ходоуменьшитель обеспечивает работу снегопогрузчика (включая одноступенчатый редуктор и гидромотор) на малых скоростях движения.

Рабочий орган снегопогрузчика состоит из лапового питателя, скребкового конвейера и его стрелы. Лаповый питатель представляет собой раму с правой и левой лапами, главным редуктором и ведущим валом конвейера. Рама питателя (лопата) — сварная, облицованная листами. В передней части питателя установлен нож, состоящий из четырех сменных секций, прикрепленных болтами к подножевому уголку. Главный редуктор питателя передает крутящий момент ведущему диску вала и балансира левой, а затем правой лапы. Желоб лопаты переходит в стрелу конвейера, имеющую натяжное устройство и направляющие звездочки. В рабочее положение стрела поднимается с помощью гидроцилиндра,

в транспортном — лежит на опорной раме. Скребковый конвейер для транспортирования снега состоит из втулочно-роликовой цепи и штампованных скребков, надетых на оси цепи. Смонтирован он в желобе лопаты и в стреле. Привод рабочих органов идет от коробки передач через редуктор отбора мощности, включение которого осуществляется с помощью пневмоцилиндра. Редуктор снабжен дисковой муфтой предельного момента, предохраняющей силовую передачу от перегрузок. На его выходном вилу установлен насос гидросистемы снегопогрузчика.

Гидросистема машины состоит из гидробака, шестеренного насоса, гидромотора, гидрораспределителя, гидроцилиндров, дросселя с регулятором, фильтра и соединительных трубопроводов. Гидропривод обеспечивает подъем и опускание лопаты и стрелы конвейера, а также рабочее передвижение снегопогрузчика со скоростью, меняющейся (в случае необходимости) с помощью дросселя с регулятором, установленного параллельно с гидромотором ходоумень-шителя. Движение снегопогрузчика назад при работающем ходо-уменьшителе обеспечивается переключением золотника гидрораспределителя.

Пневмосистема машины предназначена для привода ножного тормоза, включения и выключения заднего моста, редуктора отбора мощности и муфты предельного момента привода конвейера. Она состоит из: пневмоцилиндров включения заднего моста и редуктора отбора мощности; диафрагмы пневмокамеры муфты предельного момента, тормозных камер; соединительных пневмолиний; средств управления и контроля.

Рис. 2.28. Кинематическая схема снегопогрузчика Д-566:
1 — двигатель; 2 — задний мост базового шасси; 3 — раздаточная коробка; 4 — коробка передач; 5 — редуктор ходоуменьшителя; 6 — гидронасос; 7 — редуктор отбора мощности; 8— главный редуктор; 9 — гидромотор ходоуменьшителя; 10 — скребковый конвейер; 11 передний мост базового шасси; 12 — редуктор

Снегопогрузчик Д-566А—модернизация снегопогрузчика Д-566. Основные отличительные особенности его конструкции по сравнению со старой — изменение лапового питателя, в котором балансир лапы шарнирно соединен с качающимся рычагом (см. рис. 2.26, б), а также изменение кинематической схемы.

Снегопогрузчик К0-203 имеет то же назначение, что и рассмотренные выше машины. Основные части снегопогрузчика — самоходное шасси, собранное на базе агрегатов и узлов автомобиля ГАЗ-52-04, лаповый питатель, скребковый конвейер и его стрела, гидропривод подъема и опускания стрелы конвейера и лопаты с питателем.

Конструкции лапового питателя и скребкового конвейера аналогичны конструкциям их у снегопогрузчика Д-566. Шасси снегопогрузчик;, собранное из узлов автомобиля ГАЗ-52-04, состоит из следующих агрегатов: двигателя, коробки передач, сцепления, центрального тормоза, рулевого управления, заднего моста, переднего моста с рессорами. Агрегаты установлены на специальной раме, на которой также смонтирован демультипликатор со вторым сцеплением. Задний мост имеет жесткое соединение с рамой, без рессор. Передний мост соединен с рамой рессорами автомобиля ГАЗ-52-04, усиленными четырьмя листами (пластинами). Крутящий момент от двигателя к рабочим органам передается через коробки перемены передач и отбора мощности, фрикционную предохранительную муфту, карданные валы, промежуточный редуктор и два редуктора питателя, связанных между собой общим валом, являющимся одновременно ведущим валом скребкового конвейера. Передвигается снегопогрузчик с помощью двигателя через коробку передач, цепную муфту, демультипликатор со вторым сцеплением и карданный вал, связанный с главной передачей заднего моста шасси. Гидропривод состоит из насоса типа НШ-ЮЕ, гидрораспределителя типа Р75-В2, фильтра, гидробака, соединительных гидролиний и двух гидроцилиндров одностороннего действия для подъема лопаты и стрелы конвейера.

Снегопогрузчик С-4 М смонтирован на специальном шасси с использованием агрегатов автомобиля ГАЗ-51 и состоит из шасси, лопаты, питателя, конвейера и его стрелы, гидросистемы, механизмов привода рабочих органов, системы управления.

Устройство лопаты, лаповых питателей и скребкового конвейера аналогично соответствующим узлам машины КО-203. Движение снегопогрузчика на рабочем режиме обеспечивается механическим ходоуменьшителем (демультипликатором), соединенным через второе сцепление посредством цепной муфты с коробкой передач. Гидросистема машины обеспечивает подъем и опускание стрелы конвейера и лопаты.

Специальное оборудование снегопогрузчика С-2 0 смонтировано на базе трактора Т-40АП и состоит из фрезерного питателя, конвейера и его стрелы, гидросистемы и механизмов управления машиной (рис. 2.29). Направление рабочего и транспортного движения машины изменено на обратное по отношению к базовому шасси, поэтому кабина заменена на другую, а управление машиной переоборудовано.

Питатель фрезерного типа состоит из центральной фрезы, на валу которой закреплены левая и правая части ленточной фрезы (трубы с приваренными к ней винтовыми лопатками). Привод фрезы осуществляется с помощью цепной передачи. Закреплена она на кронштейнах лопаты. Лопата расположена впереди снегопогрузчика, в нижней части ее установлен нож, подрезающий снег. На задней оси лопаты шарнирно подвешена стрела конвейера, в которой расположена лента скребкового конвейера. Привод конвейера — цепной, от конического редуктора. Ведущий вал конвейера находится в его нижней части. В верхней части стрелы установлен натяжной механизм конвейера. Для лучшего скольжения скребковой цепи в желобе стрелы на верхний лист конвейера приваривается стальная полоса, по которой катятся ролики цепи конвейера. Лопата и стрела поднимаются и опускаются гидроприводом с помощью шестеренного насоса, установленного на тракторе. В рабочем положении лопата опирается на два колеса, установленных у центральной фрезы. Привод рабочих органов — механический, состоит из редуктора с предохранительной муфтой, двух цепных и карданной передачи, предохранительных муфт. Крутящий момент передается от вала отбора мощности трактора к цепным передачам фрезы и конвейера через конический редуктор. Для предохранения привода от перегрузок при заклинивании скребкового конвейера установлена предохранительная муфта со срезным штифтом. Перегрузки на ведомом валу привода фрезы ограничиваются шариковой предохранительной муфтой.

Универсальный погрузчик УП-6 6 на базе шасси автомобиля ГАЗ-66 предназначен для погрузки снега в транспортные средства из валов и куч, загрузки песка и хлоридов в пескоразбрасыватели, а также для погрузочных работ (летом) на пес-кобазах или карьерах при заготовке песка. Специальное оборудование машины установлено на доработанном шасси автомобиля ГАЗ-66 и состоит из фрезерного питателя с кожухом, ленточного конвейера, механизмов привода рабочих органов, гидропривода и системы управления.

Работоспособность снегопогрузчика с учетом сцепления с дорогой и обеспечение тяги двигателем проверяют по формуле (2.2). На транспортном режиме общее сопротивление WT и условия движения машины определяют по формулам (2.3) и (2,4).

Машины для зимней уборки лотков. Лотки, прилотковые участки улиц и дорог очищают от снега в зимний и от грунтовых наносов в весенне-летний период специальными машинами, рабочее оборудование которых устанавливаю! на автомобилях и автомо-билях-самосвалах.

Применяемая в Москве машина ЗУЛ-ЗОА, предназначенная для зачистки лотков и прилотковых участков городских улиц и дорог в зимний период от снега, оставшегося после прохода снегопогрузчика, а также для снегоочистки дорожных покрытий транспортных туннелей. В летний период эта машина используется для зачистки прилотковой полосы от грунтовых наносов, и при подметании проезжей части улиц и дорог с большой засоренностью.

Рис. 2.30. Машина ЗИЛ-ЗОА:
1 — базовое шасси; 2— установка маслобака; 3 — окузовка; 4—конвейер; 5—задняя щетка; 6— рама с выталкивающей плитой; 7 — установка лотковой щетки

Специальное оборудование машины установлено на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и включает в себя лотковую и трехсекционную главную щетки, конвейер, систему увлажнения смета (при эксплуатации в летний период), бункер для смета, выталкивающую плиту для разгрузки бункера, а также гидропривод и систему управления (рис. 2.30).

Во время уборки снега или смета при движении машины вперед лотковая щетка выметает снег из лотка и сдвигает его к главной щетке, которая забрасывает убираемый материал в ковши конвейера и окончательно зачищает покрытие и прилотковую полосу. Конвейер заполняет снегом или сметой бункер мусоросборника. Разгружается бункер выдвижением вправо вертикальной разгрузочной плиты с одновременным открыванием двери бункера. К лонжеронам базового шасси стремянками прикреплена сварная рама, средняя часть которой служит бункером для снега и смета. На этой раме установлены основные механизмы машины, за исключением лотковой щетки. На задней стенке бункера шарнирно подвешены с помощью рычагов конвейер и главная щетка, которые устанавливаются в транспортное и рабочее положение гидроцилиндрами.

Задняя (главная) щетка, закрепленная на шарнирах за конвейером, состоит из трех, связанных между собой карданными шарнирами, цилиндрических секций с капроновым ворсом, расположенных под углом друг к другу. Центральная секция установлена перпендикулярно к продольной оси машины, а две боковые — под углом 15°.

Изогнутая форма щетки обеспечивает подачу снега к середине машины на конвейер. Привод задней щетки — механический. На правом лонжероне базового шасси на параллелограммном рычажном механизме подвешена лотковая торцовая щетка с приводом от гидромотора МНШ-46.

Машины для удаления уплотненного снега. Оснащены они специальными рабочими огранами, позволяющими скалывать уплотненный слой снега или льда со структурой, нарушенной химическими материалами с проезжей части улиц и автомобильных дорог. Рабочие органы машины для удаления уплотненного снега (рис. 2.31) могут быть пассивного или активного типов. Пассивные рабочие органы обычно выполняют в виде гребенчатых ножей, срезающих снежный слой при движении машины вперед. Инструмент рабочих органов пассивного типа закреплен неподвижно относительно своей установочной базы и в процессе работы машины совершает простое движение (поступательное или вращательное). В качестве базы машины для удаления уплотненного снега с рабочими органами пассивного типа используются автогрейдеры, тракторы, автомобили, а также специальное шасси. Рабочие органы активного типа 1 снабжены инструментом, который имеет самостоятельный привод и перемещается во время работы машины относительно своей установочной базы, совершая при этом сложное движение по отношению к обрабатываемой поверхности дорожного покрытия (см. рис. 2.31).

Рис. 2.31. Схемы рабочих органов машин для удаления уплотненного снега:
а, б — пассивного типа; в — активного типа; 1 — палец; 2 — гребень; 3 — нож

Рис. 2.32. Снегоочиститель Д-447М:
1 — снегоуборочный отвал; 2—гидросистема; 3 — трактор «Беларусь-МТЗ-50/52»; 4 — устройство для скалывания уплотненного снега; 5 — грузы; 6— цилиндрическая щетка

Наибольшее распространение получил плужно-щеточный снегоочиститель Д-4 4 7 М на базе трактора МТЗ-50 или МТЗ-52 (рис. 2.32), оснащенный рабочим органом пассивного типа для скалывания снега. Спереди снегоочистителя установлен отвал, сзади—цилиндрическая щетка. Между передней и задней осями трак^ тора на Н-образной раме коробчатого сечения смонтировано устройство для скалывания уплотненного снега (рис. 2.33), которое представляет собой два гребенчатых ножа (с двусторонней заточкой) с просветом между ними 500 мм. При движении снегоочистителя вперед ножи скалывают уплотненный снег двумя полосами (шириной 600 мм каждая) и сдвигают его в сторону. Оставшаяся полоса уплотненного снега убирается при последующем проходе машины. Для предохранения элементов металлоконструкций от поломок

при ударах на раме скалывателя установлены два пружинных амортизатора с фиксаторами. Толщина скалываемого слоя снега регулируется винтами в кронштейнах, закрепленных на основной раме. Гидропривод снегоочистителя с гидросистемой трактора обеспечивают подъем и опускание скалывающего устройства, снегоуборочного отвала и цилиндрической щетки. Управляют навесным оборудованием из кабины ручным гидрораспределителем.

Рис. 2.33. Устройство для скалывания уплотненного снега:
1 — гребенчатый нож; 2 — щиток; 3 — фиксатор; 4 — регулировочный винт; 5 — пружинный амортизатор; 6 — рычаг; 7 — правая плита; 8 — рама; 9— левая плита

Внесение минеральных материалов в снег на поверхности дороги позволяет повысить коэффициент сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием, а химических — снизить коэффициенты внутреннего трения и смерзания снега с поверхностью дорожного покрытия.

Для распределения минеральных, химических материалов по поверхности дорожного покрытия городских улиц, проездов, площадей и дорог используют специальные машины — разбрасыватели (распределители), смонтированные на автомобильном шасси (или прицепах), постоянно закрепленное или быстросъемное оборудование (табл. 2.9). Специальное оборудование распределителей состоит из бункера с запасами материалов, механизма подачи материала в разбрасывающее устройство и самого разбрасывающего устройства. По типу исполнения механизма подачи материала (питателя) эти машины могут быть: со скребковым или ленточным конвейерами; с питающим шнеком; с наклонными лотками, совершающими возвратно-поступательное движение; с подачей материала под действием собственного веса (рис. 2.34). Разбрасывающее устройство, как правило, выполнено в виде горизонтально расположенного вращающегося диска, устанавливаемого на машинах, обрабатывающих городские улицы и проезды. Для скоростной посыпки песком автомобильных дорог иногда применяют распределительное оборудование в виде горизонтального вала с лопастями. Валь-цевый разбрасыватель распределяет материал равномернее, чем дисковый, но у него ширина захвата не превышает ширины разбрасывающего вала, а с помощью дисковых разбрасывателей (за счет изменения частоты вращения диска) можно посыпать дорожные покрытия различной ширины.

Рис. 2.34. Классификация распределителей минеральных и химических материалов

Рабочий процесс происходит так: при движении машины вперед материалы подаются питателем к разбрасывающему устройству, а от него на поверхность дорожного покрытия с определенной плотностью.

В нашей стране распределители выпускают на шасси автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, которые дополнительно оборудуют снегоочистительными рабочими органами — плугом и щеткой, а также на базе автомобиля-самосвала ЗИЛ ММЗ-555.

Универсальный разбрасыватель К0-104А предназначен для распределения по поверхности дорожного покрытия пескосоляной смеси или других химических реагентов, применяемых при зимнем содержании улиц, площадей и дорог. В летнее время разбрасыватель переоборудуется и может быть использован как самосвал для перевозки сыпучих грузов.

Специальное оборудование машины смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-БЗА и состоит из кузова, скребкового конвейера, разбрасывающего диска и гидропривода конвейера (рис. 2.35). При переоборудовании разбрасывателя в самосвал дополнительно устанавливают: кронштейн гидроподъемника, гидроподъемник, механизм закрытия борта, кран управления.

Технологический материал, предназначенный для распределения по поверхности улицы или дороги, подается скребковым конвейером из кузова через бункер на разбрасывающий диск, который, вращаясь, равномерно разбрасывает его по поверхности дороги. Плотность посыпки р‘егулируется тремя способами: изменением скорости движения конвейера, ограничением шиберной заслонкой количества поступающего с конвейера технологического материала для посыпки, изменением частоты вращения разбрасывающего диска.

Кузов — цельнометаллическая сварная конструкция с наклонными боковыми стенками, устанавливается на подрамнике, закрепленном на лонжеронах шасси. На верху кузова установлена решетка из металлических прутьев для предохранения от попадания в него крупных камней, глины или смерзшегося песка. Сзади на кузов навешивается борт, к которому крепится бункер. Задний и передний борта кузова имеют проемы для прохода верхней ветви конвейера. Спереди, на боковых балках кузова установлен механизм натяжения ветвей конвейера. Конвейер разбрасывателя (скребкового типа) установлен на звездочках ведущего и ведомого валов, находящихся в бункере на передних кронштейнах кузова. Верхняя часть конвейера проходит внутри кузова (скребки движутся по его дну), нижняя — под дном кузова (по направляющим). Внутри бункера установлен ведущий вал конвейера и шиберная заслонка, позволяющая регулировать высоту слоя разбрасываемых материалов. Поднимают и опускают заслонку вручную рычагом. Разбрасывающий диск с гидромотором установлен под бункером и обеспечивает распределение технологических материалов, поступающих из бункера.

Силовую передачу разбрасывателя осуществляет привод конвейера, разбрасывающего диска и самосвального оборудования (рис. 2.36). Основные ее элементы — коробка отбора мощности, карданный вал, редуктор привода конвейера, цепь конвейера, гидропривод. Крутящий момент от коробки передач базового автомобиля передается нижним валом коробки отбора мощности на привод насоса разбрасывающего диска, а верхним (через карданный вал) — на привод насоса конвейера. Насос разбрасывающего диска приводит в действие гидромотор, непосредственно от вала которого осуществляется привод самого разбрасывающего диска. Насос конвейера приводит в действие гидромотор, крутящий момент с вала которого передается через шлицевую муфту и трехступенчатый редуктор на ведущую звездочку скребкового конвейера. Гидропривод разбрасывателя (рис. 2.37) состоит из гидронасосов и гидромотбров приводов конвейера и разбрасывающего диска, гидробака вместимостью 70 л, фильтра с бумажными фильтро-элементами, дросселей управления потоком жидкости, предохранительного гидроклапана, ручного насоса, гидролиний.

Рис. 2.35, Разбрасыватель универсальный КО-104А:
1 — редуктор привода конвейера; 2 — бункер; 3 — рычаг шибера; 4 — скребковый конвейер; 5 — кузов; 6 — решетка; 7—механизм натяжения конвейера; 8 — пульт управления; 9 — кронштейн запасного колеса; 10 — насос «Родник».; 11 — надрамник; 12 — гидросистема; 13 — разбрасывающий диск

Рис. 2.36. Кинематическая схема разбрасывателя К0-Ю4А без плуга и щетки:
1 — двигатель; 2 — коробка передач; 3 — коробка отбора мощности; 4 — насос НШ-32; 5 — карданный вал; 6 — насос 210.20; 7—гидромотор 210.20; 8—редуктор привода конвейера; 9—ведущая звездочка; 10 — гидромотор 210.16

Разбрасыватель КО-104А является модернизацией универсального разбрасывателя К О-10 4, от которого отличается конструкцией и исполнением лишь отдельных узлов.

Пескоразбрасыватель П Р-5 3 предназначен для посыпки поверхности дорожного покрытия песком или пескосоляной смесью, а также для сгребания в валы и кучи свежевыпавшего снега и сметания его с дорожных покрытий. В летнее время машина может быть переоборудована в самосвал. Специальное оборудование пескообразователя смонтировано на шасси автомобиля ГАЗ-53А и состоит из кузова, заднего борта, скребкового конвейера, разбрасывающего диска, механизмов привода конвейера и диска, плужно-щеточного оборудования, гидросистемы и органов управления. Работа пескоразбрасывателя ПР-53 аналогична работе разбрасывателя КО-104А, отличительная особенность — наличие механического привода рабочих органов. Гидропривод используется только для подъема и опускания снежного плуга и подметальной щетки в рабочее или транспортное положение, а в переоборудованном варианте — для подъема и опускания груза. Гидропривод состоит из шестеренного гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака, гидроцилиндров подъема плуга и щетки, гидроподъемника автомобиля ЗИЛ-585, гидролиний.

Пескоразбрасыватель ПР-130 имеет то же назначение, что и предыдущий (ПР-53). Специальное оборудование его смонтировано на шасси автомобиля ЗИЛ-130 и состоит из кузова для песка, питающего лотка (дна), разбрасывающего диска, механизмов привода лотка и диска, а также плужно-щеточного оборудования. Кузов для песка (с наклонными стенками) установлен на раме, которая с помощью плит и стремянок закреплена на раме автомобиля. Между этими рамами расположены резиновые амортизаторы. В задней стенке кузова находится заслонка, с помощью которой вручную можно регулировать высоту слоя песка, поступающего из бункера. Лоток установлен наклонно—под углом 16° в сторону диска. Передняя часть лотка закреплена на шарнирной опоре с резиновым амортизатором, задняя подвешена к бункеру на двух регулируемых шарнирных тягах и соединена специальной вилкой с эксцентриковым вибратором. Вращение вала вибратора вызывает поперечные колебания лотка, перемещая песок к разбрасывающему диску. Резиновые прокладки и втулки, расположенные в передней опоре и шарнирах тяг, уменьшают вибрацию, передаваемую на базовое шасси. Сзади машины (под горловиной лотка) расположен разбрасывающий диск с приводным коническим редуктором, прикрепленным кронштейнами рамы к лонжеронам базового шасси. Привод рабочих органов пескоразбрасывателя механический. Гидропривод его (как и в машине ПР-53) используется для подъема и опускания плужно-щеточного оборудования.

Пескоразбрасывательное оборудование ПР-164М предназначено для механизированной посыпки песком дорожных покрытий. Смонтировано оно на шасси автомобиля ЗИЛ-130, по типу рабочих органов и принципу действия — аналогично оборудованию машины ПР-53; отличие его лишь в базовом шасси и конструктивном исполнении некоторых элементов и узлов.

Рис. 2.37. Гидравлическая схема разбрасывателя КО-Ю4А:
1 — кран; 2 — насос 210.20; 3 — насос ручной «Родник»; 4 — дроссель МБПГ 55-14; 5— гидромотор привода конвейера 210.10; 6—гидромотор привода разбрасывающего диска 210.16; 7 — дроссель ПГ 55-24; 8 —предохранительный клапан БГ 522-24; 9 — фильтр 1.1.32.25; 10 — насос НШ-32Л; 11 —гидробак

Пескоразбрасыватель Т-120 предназначен для механизированной посыпки дорожных покрытий песком и представляет собой комплект навесного оборудования к автомобилю-самосвалу ЗИЛ ММЗ-555, которое навешивается взамен заднего борта на кузов. Отличительная особенность — разбрасывающее устройство в нем представляет собой горизонтальный вал с лопастями.

Универсальные уборочные машины. Наряду со специализированными машинами при содержании городских дорог, улиц, проездов и площадей применяют универсальные уборочные, у которых базовое шасси оснащается сменным рабочим оборудованием нескольких типов для выполнения различных технологических операций. Использование универсальных уборочных машин целесообразно в тех случаях, когда объемы работ недостаточны для эффективного использования специализированных.

В нашей стране выпускают универсальные уборочные машины на базе колесных тракторов, применяемых при уборке городских улиц и проездов, а также скверов и бульваров, с комплектом сменного навесного и прицепного рабочего оборудования.

Универсальная уборочная машина К 0-7 0 5 предназначена для круглогодичной уборки городских улиц, дорог, проездов, дворов, заводских территорий и тротуаров (шириной более 4 м). Зимой она очищает дорожные покрытия от снега, перекидывает и погружает в транспортные средства снег, собранный в валы и кучи, посыпает части улиц и дорог песком и хлоридами; летом же поливает и моет дорожные покрытия, а также поливает зеленые насаждения.

Машина состоит из базового тягача и комплекта сменного навесного и прицепного плужно-щеточного, поливочно-моечного, фрезер но-роторного и разбрасывающего рабочего оборудования. Базовый тягач — колесный трактор Т-40АП Липецкого тракторного завода (рис. 2.38) Для установки рабочего оборудования в передней части трактора дана подъемная рамка, на которой монтируется отвал или фрезерио-роторное оборудование. От одного ведомого вала коробки отбора мощности цилиндрического редуктора с двумя ведомыми валами крутящий момент передается через систему карданных валов на навесные механизмы, расположенные спереди трактора.

Рис. 2.38. Тягач универсальный уборочной машины КО-705ПЩ:
1 — гидроцилиндр подъема передней рамки; 2 — трактор Т-40АП; 3 — обратный редуктор-буксир; 4— трансмиссия привода рабочих органов; 5—передняя подъемная рамка

Другой ведомый вал коробки посредством карданной передачи и конического редуктора передает вращение на обкатной редуктор (служащий одновременно буксирным приспособлением трактора) и далее на задние прицепные механизмы машины. Во время поворота трактора корпус обкатного редуктора поворачивается вместе с дышлом прицепа (карданный вал остается направленным вдоль оси прицепа). При работе машины со сменным оборудованием используется гидросистема трактора, подключаемая с помощью быст-роразъемных муфт. В гидросистеме трактора предусмотрены двухсекционный гидрораспределитель Р75-В2, рычаги управления которого выведены в кабину водителя, гидроцилиндр подъема и опускания передней рамки.

Рис. 2.39. Поливочно-моечное оборудование машины КО-705ПМ:
1 — трактор-тягач; 2 — обкатной редуктор; 3—карданный вал рабочей трансмиссии; 4 — промежуточный подшипник; 5 — стояночная стойка; 6 — переднее сопло; 7 — опора цистерны; 8 — водяной насос с редуктором; 9 — всасывающий трубопровод; 10—рама прицепа; 11 — заднее сопло с напорным трубопроводом

Поливочно-моечное оборудование К О-7 0 5 ПМ для поливки и мойки дорожных покрытий, а также для п.оливки зеленых насаждений смонтировано на одноосном прицепе (рис. 2.39) и состоит из цистерны, водяного насоса с редуктором, всасывающего и напорного (с соплами) трубопроводов.

Цистерна — сварная конструкция овальной формы в поперечном сечении, внутри которой установлены фильтры, контрольная труба и два волнореза. Снизу цистерны на фланце установлен центральный клапан, соединяющий полость цистерны со всасывающим трубопроводом. Управление клапаном осуществляется из кабины с помощью гидроцилиндра гидросистемы трактора. Центробежный насос типа ЗК-6 обеспечивает подачу воды к насадкам. Привод насоса осуществляется от вала отбора мощности через обкатной редуктор и редуктор насоса. На поливочно-моечном прицепе установлены четыре насадка — по два спереди и два сзади. На напорном трубопроводе установлены трехходовой кран и два вентиля, позволяющие управлять подачей воды к насадкам и в цистерну.

Плужно-щеточное оборудование К 0-7 0 5 ПНЩ применяется для очистки дорожных покрытий от свежевыпавшего снега. Оно навесное и состоит из плуга, устанавливаемого спереди трактора, и щетки, укрепленной за задними ведущими колесами трактора (рис. 2.40).

Отвал — сварной из листа толщиной 4 мм, усилен коробчатыми профилями. В нижней его части секционно закреплены резиновые ножи. Отвал монтируется с помощью пальцев на сварном кронштейне, который специальными захватами навешивается на переднюю подъемную рамку тягача и соединяется с ней болтами. Устанавливается он под углом 55° к оси тягача, обеспечивая уборку снега с правой или с левой стороны. Щетка, смонтированная сзади трактора на специальном кронштейне, состоит из рамы, ворсовой щетки, редуктора, опоры и системы вывески. Рама ее —сварная из швеллеров. На концах к ней приварены пластины, к которым с одной стороны (справа по ходу) закрепляется редуктор, а с другой—чугунная опора (противовес редуктора). Снизу к раме приварены два кронштейна, соединенные продольными тягами со щеткой, к которым присоединены регулировочные тяги системы вывески. Эти тяги обеспечивают постоянный прижим ворса щетки к дорожному покрытию, что снижает вибрацию и износ ворса. Редуктор щетки — одноступенчатый, цилиндрический. Входной вал его соединен карданным валом с обкатным редуктором, на выходном валу закреплена щетка.

Рис. 2.40. Плужно-щеточное оборудование машины К0-705ПНЩ:
1 — плуг; 2 — резиновый нож; 3—усиливающий профиль; 4 — отвал; 5—рамка плуга; 6—тягач; 7 — система вывески щетки; 8 — щетка; 9 — опора

Фрезерно-роторлое оборудование КО-705Р (рис. 2.41) для переброски снега из валов и куч на резервную зону или погрузки его в транспортные средства состоит из рамы, кожуха, фрезерного питателя, ротора, механизмов привода рабочего органа и направляющего аппарата. Рабочее оборудование навешивается на переднюю подъемную рамку тягача с помощью специальных захватов и закрепляется четырьмя болтами. Фрезерный питатель состоит из двух секций с фрезами трехзаходного типа, правого и левого вращения. Секции установлены в подшипниках, закрепленных на боковых стенках и соединены с концами вала конического редуктора механизма привода рабочих органов. За фрезерным питателем устанавливается ротор с направляющим аппаратом. Необходимое направление перемещения снега обеспечивается путем регулировки положения козырька, установленного на выходе из направляющего аппарата. Положение козырька изменяется с помощью гидроцилиндра.

Крутящий момент от коробки отбора мощности системой карданных валов передается цилиндрическому редуктору, на выходном валу которого закреплена ступица четырехлопаст-ного ротора, и далее — коническому редуктору привода фрезы. Цилиндрический редуктор — двухсекционный с предохранительной муфтой для защиты привода от перегрузок. Редуктор, имея две скорости, перебрасывает и погружает снег в транспортные средства.

Универсальное разбрасывающее оборудование КО-705УР предназначено для посыпки зимой проезжей части улиц песком и хлоридами. Оно прицепное и состоит из кузова, питателя, силовой передачи с раздаточным редуктором, разбрасывающего диска и гидросистемы (рис. 2.42).

Кузов установлен на одноосном прицепе — сварной, имеет наклонные стенки и открытое днище, по которому перемещается верхняя ветвь скребкового конвейера, подающего технологические материалы к разбрасывающему диску. Приводы: разбрасывающего диска — механический, скребкового конвейера — гидравлический. Крутящий момент передается от обкатного редуктора через карданную передачу раздаточному редуктору, один выходной вал которого связан карданной передачей, предохранительной муфтой и коническим редуктором с разбрасывающим диском, второй — с валом гидронасоса НШ-46. Кроме насоса, в состав гидропривода прицепа входят гидромотор НПА-64 привода конвейера, дроссель и соединительные гидролинии. Установка дросселя позволяет регулировать скорость перемещения конвейера, обеспечивая различную плотность посыпки дорожных покрытий песком и хлоридами. В вьн грузочном окне на заднем борту кузова установлен специальный шибер, изменяющий количество материала, подаваемого конвейером для посыпки. Шибер имеет два фиксированных положения — для распределения песка и химических материалов. Для предотвращения попадания в кузов крупных кусков песка и хлоридов над ним установлена решетка из металлических прутьев.

Рис. 2.41. Фрезерно-роторное оборудование машины К.О-705Р:
а — общий вид; б — кинематическая схема; 1 — направляющий аппарат; 2 — кожух ротора; 3 — тягач; 4 рама механизма; 5 — кожух шнеков; 6 — шнеки; 7—конический редуктор; 8 — ротор; 9 — промежуточная предохранительная муфта; 10 — цилиндрический редуктор

Рис. 2.42. Универсальный прицепной разбрасыватель машины КО-705УР:
1 — силовая передача; 2 — кузов; 3 — гидросистема; 4 — электрооборудование; 5 — разбрасывающий диск

Универсальная машина УСБ-25 предназначена для круглогодичного содержания скверов и бульваров. В зимнее время машина сгребает и сметает свежевыпавший снег, а также перекидывает его в сторону из валов и куч, расчищает дорожки от глубокого снега и может использоваться для уборки тротуаров. В летнее время машина подрезает кустарники и кустарниковые изгороди. Она состоит из базового тягача и комплекта сменного навесного оборудования: плужно-щеточного, фрезерно-роторного, кустореза, распределителя удобрений и песка. Базовый тягач — колесный трактор Т-25 Владимирского тракторного завода с дополнительными узлами и механизмами. В передней части тягача установлена подъемная рама, имеющая захваты для монтажа и демонтажа рабочего оборудования без применения грузоподъемных устройств. На заднем и переднем валах коробки отбора мощности трактора монтируются узлы силовой передачи, обеспечивающие привод исполнительных механизмов рабочих органов. Машина комплектуется поливочно-моечным прицепом (УСБ-25ПМ), предназначенным для поливки и мойки садовых дорожек, поливки газонов кустарниковых изгородей и цветников, расположенных рядом с садовыми дорожками. Поливочно-моечный прицеп используется также для поливки и подкормки деревьев и кустарников удобрениями, которые вносятся в скважины глубиной 30—95 см, пробуренные с помощью гидробуров.

Специальное оборудование машины состоит из рамы основания, двух кронштейнов, фрезерного барабана с режущими ножами, редуктора, карданной передачи, культиваторной лапы и системы навески оборудования на тягач. Фрезерный барабан, закрепленный на раме основания, расположен позади трактора, его ось вращения перпендикулярна направлению передвижения машины. Привод барабана осуществляется от карданного вала через редуктор, расположенный между двумя секциями барабана. При вращении барабана его ножи, имеющие форму логарифмической спирали, режут почву. Незахватываемая фрезой полоса под редуктором обрабатывается культиваторной лапой, установленной за редуктором. Для предотвращения излишнего заглубления ножей в почву барабан оснащен дисками, которыми он опирается на обрабатываемую поверхность.

На одноосном прицепе машины установлены цистерна для воды или удобрений, водяной насос (с приводом от вала коробки отбора мощности через обкатной редуктор), распределительная система и гидробуры.

Плужно-щеточное оборудование УСБ-25 ПлЩ — навесное, состоит из плуга, устанавливаемого спереди трактора, и щетки, закрепленной за задними ведущими колесами. По типу и составу это оборудование аналогично плужно-щеточному оборудованию машины КО-705ПЩ.

Отвал — сварной конструкции из листов и профилей. В нижней его части закреплен резиновый нож. Отвал может поворачиваться вокруг центрального пальца, обеспечивая правостороннюю или левостороннюю уборку. Щетка устанавливается сзади трактора на специальном кронштейне и состоит из рамы, ворсовой щетки, редуктора, опоры и системы подвески. Рама щетки — сварная из швеллеров и листов. Сзади к ней крепятся болтами с одной стороны редуктор, с другой — опора. Передняя часть рамы закреплена полухомутами на осях, приваренных к переднему кронштейну трактора. Продольное и поперечное копирование дорожного покрытия обеспечивается за счет качания рамы относительно осей крепления ее к тягачу. Привод щетки осуществляется от обкатного редуктора тягача через карданную передачу и прифланцованный к щетке редуктор.

Фрезерно-роторное оборудование УСБ-25Р для переброски снега из валов и куч в сторону и расчистки дорожек скверов и бульваров от глубокого снега состоит из рамы с ограждением; конического редуктора, с прифланцованными к нему фрезами питателя и ротором; направляющего аппарата. Рабочее оборудование навешивается на переднюю подъемную рамку тягача с помощью специальных захватов и закрепляется четырьмя болтами.

Рама рабочего оборудования — сварная, закреплена на раме тягача. Передняя часть рамы фрезерно-роторного механизма служит приемной полостью для снега, в задней — расположена улитка ротора. Фрезерный питатель состоит из двух секций с фрезами трехзаходного типа правого и левого вращения, которые на фланцах установлены на ведомом валу конического редуктора (по обе его стороны). Конический редуктор закреплен на раме рабочего оборудования, ведущий вал его передает вращение через шлицевое соединение на четырехлопастный ротор. Лопасти ротора — сферические, рабочая поверхность их обклеена резиной для снижения шума при работе механизма. Направляющий аппарат — сварной короб, расположен на горловине улитки ротора. Дальность перекидки снега регулируется подвижным козырьком, установленным в конце направляющего аппарата, изменением угла наклона с помощью рукоятки.

Фрезерно-роторное оборудование защищено сварной предохранительной решеткой.

Ручной кусторез УСБ-25К используется при небольших объемах работ по подрезке кустарников и кустарниковых изгородей на бульварах и скверах. Подрезка в этом случае осуществляется одновременно тремя ручными электрокусторезами, которые могут работать (переноситься) на расстоянии до 12 м от тягача. По мере работы тягач передвигается вперед. Ручной кусторез УСБ-25К — переносный электроинструмент, в состав которого входят электродвигатель АП-23-А, редуктор и режущий аппарат.

Ротор электродвигателя короткозамкнутый, передает вращение через промежуточную ступень зубчатому колесу, на котором имеется эксцентрик привода ножей режущего аппарата, обеспечивающий их возвратно-поступательное движение. Между ножами устанавливается зазор 0,1—0,4 мм с помощью регулировочных винтов. Питается электрокусторез через трехжильный кабель, подключаемый к распределительному щитку от электростанции.

Машинный кусторез УСБ-25 КМ используется для подрезки кустарников при больших объемах работ. От ручного он отличается более мощным электродвигателем (типа АП-32) и большими размерами режущего аппарата. Он может подрезать кустарники в горизонтальной и вертикальной плоскостях на высоте до 1,7 м; закреплен на специальной установке, состоящей из двух кронштейнов, двух гидроцилиндров, диска с отверстиями и плиты, которая расположена с правой (по ходу движения) стороны тягача.

Кусторез УСБ-25-К, КМ предназначен для ручной механизированной и машинной подрезки кустарников и кустарниковых изгородей на бульварах, скверах. В состав рабочего оборудования входят ручной кусторез УСБ-25К и машинный — УСБ-25КМ. Источник питания электродвигателей кусторезов — электростанция, установленная на передней раме тягача. Привод генератора осуществляется от заднего вала отбора мощности трактора через коробку отбора мощности, карданные валы и конический редуктор, который обеспечивает привод генератора от трансмиссии трактора. Редуктор закреплен на крышке генератора болтами.

Тротуароуборочные машины. Они предназначены для механизированной уборки зимой и летом тротуаров, проездов, дворов, и заводских территорий с асфальто- и цементобетонным покрытием.

Рис. 2.43. Классификация тротуароуборочных машин

Рис. 2.44. Тротуароуборочная машина КО-708 с оборудованием:
а — с летним; 6—с зимним: 1 — лотковая щетка; 2—гидросистема; 3 — базовое шасси; 4— бункер для смета’; 5 — отвал; 6 — цилиндрическая щетка; 7 — разбрасыватель

В зависимости от типа рабочего оборудования эти машины летом моют и подметают дорожные покрытия, зимой — сгребают и подметают свежевыпавший снег, посыпают дорожные покрытия минеральными и химическими материалами, перебрасывают, снег в сторону роторными снегоочистителями (рис. 2.43). Базовым шасси служат автомобили, тракторное и специальное шасси (табл. 2.10).

Тротуаро-уборочная машина К 0-7 0 8 (рис. 2.44) на базе самоходного шасси Т-16М имеет две модификации: для работы летом (оснащена подметально-уборочным оборудованием) и зимой (оснащена плужно-щеточным и пескоразбрасывающим оборудованием).

Летом машина используется для уборки дорожных покрытий от загрязнений, зимой — для очистки дорожных покрытий от свежевы-павшего снега, посыпки их песком или химическими материалами. Базовое шасси имеет переднюю и заднюю подъемные рамы с монтажными штырями и отверстиями для крепления навесного оборудования.

Рабочее оборудование имеет присоединительные плоскости, тоже оснащенные штырями и отверстиями, позволяющими пристыковаться к подъемным рамам шасси.

Летнее оборудование состоит из двух торцовых лотковых щеток и цилиндрической щетки-подборщика. Обеспыливание при подметании обеспечивается отсасыванием воздуха из зоны работы главной щетки вентилятором, установленным на ее кожухе. Воздушный поток, нагнетаемый вентилятором, очищается с помощью фильтров, выполненных в виде цилиндрических полостей. Оседающая в фильтрах пыль при встряхивании попадает в бункер для смета.

Базовое шасси машины КО-708 доработано и приспособлено для установки соответствующего спецоборудования. Передний мост перенесен за заднюю стенку кабины. База шасси может изменяться с помощью телескопических стоек. Крутящий момент от вала отбора мощности базового шасси передается через мультипликатор на вал гидронасоса. Под кабиной установлена на двух кронштейнах передняя подъемная рама (в виде пространственного параллелограмма) для навески рабочего оборудования. Для этой же цели на стойках гидробака над задним мостом установлены две подъемные рамы. Передней и задней подъемными рамами управляют с помощью гидроцилиндров. Лотковые щетки крепятся к передней подъемной раме. Их привод, так же как и остальных рабочих органов, — гидравлический от гидромоторов НПА-64. Гидромоторы закреплены на кронштейнах, соединенных с несущей рамой параллелограмма механизмом с силовыми пружинами, обеспечивающими необходимый прижим ворса щеток к дорожному покрытию. Системы подбора смета (главная цилиндрическая щетка, бункер для смета) обеспыливания (вентилятор с приводом и фильтры) крепятся на двух подъемных рамах над задним мостом. Привод щетки и вентилятора — от гидромоторов НПА-64.

Гидромотор машины привода щетки установлен внутри нее, привод вентилятора от гидромотора осуществляется через клиноре-менную передачу.

Зимнее оборудование машины КО-708 состоит из плуга, цилиндрической щетки и бункера-разбрасывателя. Отвал плуга с резиновым ножом установлен на передней подъемной раме шасси с обеспечением его поворота вручную влево или вправо по ходу движения. Поднимается и опускается плуг в транспортное и рабочее положение с помощью гидроцилиндра. Зимнее оборудование щетки состоит из рам ее и подъема и щетки с приводом. Рама щетки (со щеткой и приводом) обеспечивает поворот щетки при различных направлениях уборки, рама подъема — ее подъем в транспортное положение. Щетка представляет собой трубу с фланцами, на которой металлическим канатом закреплен ворс. Крутящий момент щетки передается от гидродвигателя через цепной редуктор. Ее поднимают и поворачивают с помощью гидроцилиндров. В транспортном положении щетка фиксируется золотником гидрораспределителя. Бункер разбрасывателя — сварной, четырьмя болтами и двумя штырями крепится на рамках задних подъемных рам стремянками к шасси. Технологический материал из бункера через проем в днище поступает на разбрасывающий диск, привод которого осуществляется от гидродвигателя и промежуточного вала. Количество поступающего на диск материала регулируется ручной заслонкой, а ширина посыпки — частотой вращения разбрасывающего диска. Для улучшения равномерности подачи материала и предотвращения прилипания его к стенкам внутри бункера установлены (на промежуточном валу) ворошители и эксцентричный вибратор, бойки которого попеременно ударяют в стенки бункера.

Гидросистема машины КО-708 (рис. 2.45) состоит из системы самоходного шасси и дополнительного оборудования. В состав гидропривода базового шасси входят шестеренный насос, гидрораспределитель, гидроцилиндр, трубопроводы; дополнительное гидравлическое оборудование состоит из аксиально-поршневого насоса, гидробака, регулируемых дросселей, обратных клапанов с дросселями, фильтра, запорных золотников, гидроцилиндров, рукавов высокого давления.

Тротуароуборочная машина Т-469 на шасси автомобиля УАЗ-469Б — это плужно-щеточный снегоочиститель, оснащенный зимним рабочим оборудованием, которое состоит из отвала с резиновыми ножами и цилиндрической щетки с капроновым ворсом (рис. 2.46).

Отвал сварной установлен перед передними колесами автомобиля и может поворачиваться вокруг центрального шкворня вправо и влево на 60° относительно продольной оси машины. Щетка размещена между передними и задними колесами автомобиля под углом 65° к продольной оси, привод ее — механический. Крутящий момент от приводного редуктора передается карданным валом на промежуточный подшипник и далее (цепной передачей) на ведущую звездочку Щетки.

Отвал и щетки поднимаются и опускаются с помощью гидро-цилиндров. Насос гидросистемы закреплен на коробке отбора мощности, установленной на раздаточной коробке автомобиля.

Модернизированный зимний вариант тротуароуборочной маши ны Т-469 — снегоочиститель Т-469А выполнен с задним рас положением щетки. Это позволило устранить недостатки конст рукции машины Т-469: необходимость подъема рамы базового автомобиля для увеличения дорожного просвета, пониженную проходи мость машины и затруднительный въезд ее на высокий бортовой ка мень, а также возможность повреждения карданного вала автомо биля в транспортном положении щетки.

Рис. 2.45. Гидравлическая система машины КО-708:
1 — гидроцилиндр подъема плуга; 2 — то же, зимней щетки; 3 — клапан обратный с дросселем; 4— гидроцилиндры подъема бункера для смета; 5 — гидрораспределитель Р-75-В2; 6 — золотник напорный; 7—клапан обратный; 8—фильтр; 9 — гидродвигатель НПА-64, 10— кран трехходовой; 11 — гидробак; 12— насос НПА-64; 13 — гидроцилиндр поворота зимней щетки; 14 — то же, натяжения цепи; 15— дроссель; 16 — насос НШ-10; 17—гидроцилиндр поворота плуга; I — шасси; II — механизм подборки смета; III — разбрасыватель; IV — установка зимней щетки; V — установка лотковых щеток

Рис. 2.46. Снегоочиститель Т-469:
1 — базовое шасси; 2 — щетка; 3 — гидропривод; 4 — плуг

С другой стороны, такое расположение щетки повлекло за собой необходимость установки дополнительных элементов трансмиссии— карданных валов и конического редуктора для ее привода, а также специальной рамы.

Тротуаро-уборочная машина ТУМ-975 имеет специальное оборудование, смонтированное на специальном самоходном шасси, выполненном по трехколесной схеме с передним ведущим и задним управлямым мостом, состоящим из одного сдвоенного колеса.

Летнее оборудование состоит из двух‘лотковых и главной цилиндрической щеток, бункера для смета и системы обеспыливания пневматического типа. В нижней части бункера установлен шнек, обеспечивающий выгрузку смета из бункера через специальный люк. Для зимнего периода предусмотрено снегоочистительное (отвал и цилиндрическая щетка) и пескоразбрасывающее (бункер с подвижным дном-лотком) оборудование.

Пескоразбрасывающее устройство -расположено сзади машины (за двигателем), дно бункера его совершает во время работы колебательные движения в горизонтальной плоскости, что позволяет перемешать песок к лотку.

Поднимаются и опускаются рабочие органы, бункер, поворачиваются щетки с помощью гидроцилиндров из кабины водителя.

Гидропривод машины состоит из гидробака, лопастного насоса типа Г-12-11А, гидрораспределителя, гидроцилиндров, гидролиний.

Тротуаро-уборочная машина ТУМ-1,2 по назначению аналогична машине КО-708 на специальном трехосном шасси и имеет колесную формулу 6X4.

Особенность этой машины — наличие электропривода рабочих органов.


Читать далее:

Категория: - Эксплуатация специальных автомобилей





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины