Строительные машины и оборудование, справочник






Машины для зимней уборки


Категория:
   Ремонтно-строительные машины


Машины для зимней уборки

Наибольшее применение получили плужно-щеточные и фрезер- но-, шнеко- и плужно-роторные снегоочистители, лаповые и фрезерные очистители-снегопогрузчики, распределители песка и универсальные распределители песка и реагентов таяния, льдоскалы- ватели с пассивным или активным рабочим органом.

Для сбора и перекидки снега используют плужно-щеточное снегоочистительное оборудование, состоящее из плуга и щеток с капроновым или металлическим ворсом, которое навешивается на поливочно-моечные машины, пескоразбрасыватели и другие машины. Плужные снегоочистители предназначены для удаления свеже- выпавшего снега, снега небольшой плотности (0,2 г/см3) с тротуаров и с проезжей части улиц.



Рис. 12.24. Тротуароуборочная машина с плужно-щеточным снегоочистительным оборудованием

Плужные снегоочистители снабжены пассивным рабочим органом в виде переднего плуга. При работе плужного снегоочистителя снег сдвигается плугом в сторону или поднимается по плужному отвалу, огибая его поверхность, и по достижении верхней кромки отбрасывается в сторону. Для отбрасывания снега на более дальнее расстояние, а также для удаления валов используют комбинированные снегоочистители. С этой целью снегоочистители снабжают дополнительным активным оборудованием, шнеком и ротором.

На рис. 12.24 приведена тротуароуборочная машина (ТУМ), имеющая плужно-щеточное снегоочистительное оборудование. Од- ноотвальный снегосдвигающий плуг может поворачиваться в обе стороны. На нижней стороне плуга имеется секционный нож, изготовленный из износостойкой резины. Цилиндрическая щетка, расположенная под рамой специального шасси между передними и задними колесами, может поворачиваться в левую и правую стороны и приводится цепной передачей и карданным валом.

Поворот плуга и щетки, их опускание и подъем производятся оператором из кабины водителя с помощью гидропривода. Механизм пескоразбрасывателя расположен за щеткой и состоит из бункера с подвижным дном, которое получает колебательные движения от эксцентрикового механизма через клиноременную передачу трансмиссии машины.

Рис. 12.25. Универсальная тротуароуборочная машина с зимним рабочим оборудованием (а) и кинематическая схема (б)

Универсальная тротуароуборочная машина, смонтированная на базе колесного трактора, предназначена для подметания снега и уборки тротуаров в зимнее время (рис. 12.25). На колесный трактор спереди навешивается плуг, а сзади — цилиндрическая щетка, имеющая опорные колеса рояльного типа.

Кинематическая схема машины приведена на рис. 12.25, б. Привод щетки осуществляется от заднего вала отбора мощности базового трактора через карданный вал и промежуточный редуктор, далее через последующий карданный вал и редуктор, который вращает одновременно подборщик и щетку.

Включение и выключение щетки производят муфтой включения вала отбора мощности, рычаг которой находится в кабине трактора. Подъем и опускание щетки и лопастного ротора осуществляются гидроцилиндром задней навески трактора. Плуг представляет собой сварную конструкцию. К нижней части плуга крепится резиновый лемех, а слева навешивается ограничитель для предот-вращения рассыпания снежного вала. Плуг устанавливается перпендикулярно или под углом 60° относительно направления движения машины. Подъем и опускание плуга производятся гидроцилиндром, снабженным гидрозамком.

Рис. 12.26. Плужио-щеточиый снегоочиститель на автомобильном шасси (а) и гидравлическая схема снегоочистительного оборудования (б)

В зимнее время для очистки усовершенствованных дорожных покрытий от свежевыпавшего снега (сгребание, подметание, удаление с проездов ит. п.) используется плужно-щеточный снегоочиститель на базе автомашины.

Снегоочистительное оборудование состоит из плуга (рис. 12.26), сцепной рамы, толкающих штанг, толкающей рамы и механизма подъема плуга. Толкающая рама крепится к лонжеронам автомобиля и через штанги передает усилие на плуг. Каждая из трубчатых штанг является телескопическим соединением двух труб, между которыми помещена амортизирующая пружина. Подвеска толкающих штанг к передней балке автомобиля выполнена скользящей. Штанги со сцепной рамой соединяются шарнирно через устройство. Отвал плуга представляет собой каркас из профилей и уголков с приваренным к нему согнутым стальным листом, к которому крепится резиновый лемех.
Плуг поворачивается в обе стороны на 35 …40° и фиксируется специальным фиксатором на сцепной раме. Подметальное оборудование состоит из рамы, конического редуктора, цилиндрической щетки и цепной передачи с натяжным устройством и механизма подъема щетки.

Щетка установлена под машиной между задними и передними колесами под углом 60° к продольной оси машины. Механизм подъема щетки служит для перевода щетки из рабочего положения в транспортное. Он установлен на правом лонжероне автомобиля и закреплен болтами. По мере износа ворса щетки ее необходимо опускать, переставляя болты в планках подвески. Ворс из стальных прутьев или проволочного каната по мере износа заменяется новым.

Гидросистема машины (рис. 12.26, б) включает гидронасос, маслобак с сетчатым фильтром, гидрораспределитель, гидроцилиндр подъема плуга, гидроцилиндр подъема щетки с гидрозамком, всасывающие и нагнетательные трубопроводы. Имеется гидроцилиндр клапана, включаемого летом. Отбор мощности для привода рабочих органов и механизмов машины осуществляется от двигателя через коробку перемены передач автомобиля и раздаточную коробку машины РК-12. Крутящий момент от верхнего вала коробки передается карданным валом водяному насосу, а при помощи шлицевого соединения — шестеренному насосу, который является силовым агрегатом гидравлической системы машины. На вал щетки крутящий момент передается от нижнего вала раздаточной коробки через карданный вал, конический редуктор и цепную передачу.

Наиболее прогрессивной является уборка снега роторными снегоочистителями, при которой захваченная во время поступательного движения машины снежная масса питателями направляется в метательный аппарат снегоочистителя, откуда она отбрасывается в заданном направлении на большое расстояние или направляется в транспортные средства. При уборке снега роторными снегоочистителями снег с тротуаров и пешеходных дорожек перекидывается на газоны, в каналы, реки или водоемы. По типу базового шасси роторные снегоочистители разделяются на автомобильные, тракторные и на специальном шасси. В зависимости от типа питателя роторные снегоочистители делятся на плужно-, шнеко- и фрезерно-роторные.

Рабочий орган плужно-роторного снегоочистителя состоит из плуга с встроенными в него одним или двумя роторами. Вырезанная плугом масса снега направляется по обшивке корпуса, имеющей обычно форму конической поверхности, к ротору, который отбрасывает снег в сторону. Плужно-роторные снегоочистители эффективны при работе на сухом рыхлом снеге небольшой плотности (до 0,3 г/см3).

Шнекороторные снегоочистители применяются для уборки снега средней плотности (до 0,5 г/см3). Рабочий орган снегоочистителя состоит из шнеково- го питателя с одним, двумя или тремя расположенными друг над другом шнеками и ротором, смонтированным в специальном корпусе. Каждый шнек выполняют с правым и левым направлением витков, благодаря чему снег транспортируется от периферии к центральной части— месту расположения ротора.

Фрезерно-роторные снегоочистители могут разрабатывать снег большой плотности (более 0,5 г/см3). Рабочий орган отличается конструкцией питателя, представляющего собой ленточную винтовую фрезу. Благодаря большому диаметру фреза обладает высокой пропускной способностью и хорошими режущими свойствами. Остальные конструктивные элементы фрезерно-роторного рабочего органа подобны элементам шнекороторного снегоочистителя.

Фрезерно-роторный снегоочиститель к универсальной уборочной машине на тракторном шасси показан на рис. 12.27. Фрезерно-роторный механизм состоит из рамы, навешенной с помощью захвата на переднюю рамку трактора, трансмиссии, рабочих органов, фрезы и ротора, направляющих аппаратов и механизма поворота направляющего желоба. При погрузке снега отверстие кожуха ротора совмещают с отверстием направляющего желоба, устанавливают необходимый наклон верхней части желоба и производят погрузку снега в транспортные средства.

Рис. 12.27. Фрезерно-роторное снегоочистительное оборудование к универсальной уборочной машине

Современные снегопогрузчики предназначены для погрузки снега, собранного в кучи и валы, в транспортные средства. Некоторые универсальные снегопогрузчики применяют также для погрузки сыпучих материалов — песка, хлоридов и т. п. Снегопогрузчик (рис. 12.28) состоит из питателя, установленного на лопате скребкового транспортера, перемещающего материал в транспортные средства, и специального автомобильного шасси.

Рис. 12.28. Снегопогрузчик с лаповым рабочим органом

Применяют питатели лапового или фрезерного типа. Питатель лапового типа (рис. 12.29, а) состоит из диска, передающего движение лапе и балансиру. На диске эксцентрично расположена ось балансира, куда входит направляющий сухарь, закрепленный на лопасти. При вращении диска балансир совершает колебательные, а лапа питателя — захватывающие движения. Рабочее движение лапы выполнено таким образом, что холостой ход, во время которого лапа перемещается в исходное положение, происходит быстро, а рабочий ход, при котором отделяется определенный объем снега от убираемого вала, сравнительно медленно.

Питатель фрезерного типа применяют на универсальных погрузчиках.

Рис. 12.29. Схема питателей снегопогрузчиков

Он состоит из двух фаз ленточного типа (рис. 12.29, б), расположенных симметрично оси машины. Конструкция его аналогична фрезерно-роторному снегоочистителю. Разница лишь в том, что он подает снег на ленту транспортера, расположенного наверху корпуса питателя.

С целью обеспечения безопасности движения пешеходов тротуары и пешеходные дорожки посыпают песком, снижающим скользкость, или реагентами таяния, которые разрушают ледяную корку.

Для разбрасывания песка и химических реагентов таяния используется универсальный разбрасыватель (рис. 12.30), являющийся сменным прицепным оборудованием к тракторному шасси. Песок и реагенты таяния разбрасываются с плотностью посыпки 0,16… 0,4 и 0,01 …0,015 кг/м2. Разбрасыватель состоит из прицепного одноосного шасси, на котором установлен сварной кузов трапецеидальной формы со скребковым транспортером и разбрасывающим механизмом. В кузове имеется съемный шибер, изменяющий высоту разгрузочного окна кузова. Транспортер — скребковая цепь со скоростью движения скребков 2,25… 14,8 м/мин позволяет устанавливать режим работы, который соответствует требуемому количеству рассыпаемого песка и реагентов таяния на обрабатываемую поверхность. Механизм распределения состоит из разбрасывающего диска, который приводится во вращение при помощи редуктора с гидроприводом.

Рис. 12.30. Прицепной разбрасыватель пескосоляных смесей к универсально-уборочной машине

Гидравлическая система машины включает бак рабочей жидкости, гидравлический насос, который через дроссель приводит в действие гидромотор, вращающий редуктор транспортера и разбрасывающий диск рабочего органа. Привод гидронасоса осуществляется карданным валом от трактора.

Ряс. 12.31. Льдоскалыватель на колесном тракторе

Для удаления снежно-ледяных корок с поверхности тротуаров, пешеходных дорожек и прилотковой зоны улицы используют льдо- скалыватели, которые имеют рабочие органы активного и пассивного типов. Рабочий орган активного типа перемещается относительно базового шасси, а пассивного — неподвижно закреплен.

В настоящее время испытывается рабочий орган льдоскалыва- теля активного типа к универсальной уборочной машине КО-750СК. Он представляет собой фрезу с зубьями, навешенную на подъемную рамку, и имеет привод на вращение от вала отбора мощности трактора.

Наибольшее применение получили льдоскалыватели с рабочим органом пассивного типа (рис. 12.31), который установлен в межбазовом пространстве тракторного шасси на специальной раме.

Рабочий орган выполнен в виде двух гребенчатых ножей, каждый из которых установлен на площадке, закрепленной на раме четырехзвенным рычажным механизмом. Рама устройства закреплена на основной раме трактора при помощи шарниров и может под действием гидроцилиндров перемещаться вниз в рабочее или вверх в транспортное положение. Положение площадки и ножа относительно основной рамы может изменяться под действием специального гидроцилиндра. Амортизатор пружинного типа перемещает площадку и нож в крайнее выдвинутое положение. Для избежания поломок при наезде ножа на препятствие гидроцилиндр имеет копирующее предохранительное устройство, которое представляет собой клапан с большим диапазоном регулировки, включенный в полость гидроцилиндра ножа. Регулируя степень сжатия пружины фиксатором, обеспечивают необходимое прижатие ножа к дорожному покрытию, которое нарушится при наезде на препятствие.

Так как силы сцепления льда с поверхностью асфальтобетонных покрытий больше, чем силы сцепления между частицами льда, то рационально посыпать ледяные поверхности реагентами таяния, которые образуют жидкую незамерзающую пленку, снижающую силы сцепления. После такой обработки лед легко удаляется с поверхности тротуаров с помощью льдоскалывателей или ручным шанцевым инструментом.

Читать далее:

Категория: - Ремонтно-строительные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины