Строительные машины и оборудование, справочник






Масляные насосы в тракторе


Категория:
   Тракторы-2


Масляные насосы в тракторе

В смазочных системах применяют шестеренные насосы. Основные их рабочие части — ведущая и ведомая шестерни — установлены с небольшими радиальными и торцевыми зазорами в расточках корпуса под крышкой. Насос закреплен на крышке первого коренного подшипника. При этом штифты обеспечивают точную фиксацию, что необходимо для правильного зацепления шестерни привода с шестерней коленчатого вала.

Рис. . Масляный насос двигателя Д-240 (а) и схема его работы (б): 1 —нагнетательная трубка; 2 — штифт; 3 — маслоприемник; 4 — корпус; 5 — штифт; 6 — ось; 7 — валик; 8 и 9 — ведущая и ведомая шестерни; 10 — крышка; 11 — шестерня привода; 12 — штырь; 13 — шпонка

К корпусу насоса присоединены нагнетательная трубка и масло-приемник с сетчатым фильтром.



Ведущая шестерня шпонкой закреплена на валике, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в корпусе и крышке. Соосность втулок обеспечивается установочными штифтами, отверстия для которых обрабатываются совместно. Поэтому крышку одного насоса нельзя комплектовать с корпусом другого. Ведомая шестерня вращается на оси, запрессованной в корпусе.

Корпус и крышка насоса стянуты болтами. Нужная плотность соединения достигается без прокладки благодаря тщательной обработке стыковых плоскостей. Высокая точность изготовления деталей и отсутствие прокладки позволяют точно выдержать минимально возможный зазор по торцам шестерен, что предотвращает утечку масла из нагнетательной полости во всасывающую.

При вращении шестерен их зубья со стороны всасывающей полости А выходят из зацепления и освобождают пространство, занимаемое ими во впадинах. Поэтому здесь создается разрежение, под действием которого масло засасывается в полость А из маслоприемника, захватывается зубьями и в замкнутых пространствах, образованных зубьями и стенками корпуса, переносится в нагнетательную полость Б (на рисунке показано стрелками). Из впадин оно выдавливается зубьями, входящими в зацепление, и нагнетается в систему.

В определенные моменты одна пара зубьев шестерен еще не вышла из зацепления, а другая уже зацепилась. В результате между зубьями образуется заполненное маслом замкнутое пространство П, объем которого на некотором угле поворота продолжает уменьшаться. Поскольку масло, как и любая жидкость, не сжимается, то периодическое защемление его между зубьями приводило бы к возникновению большой пульсирующей нагрузки на опорах шестерен. Поэтому, чтобы предотвратить быстрое изнашивание опор, во всех шестеренных насосах в корпусе или крышке делают разгрузочный канал К, по которому масло из пространства П перепускается в нагнетательную полость Б.

Смазочные системы ряда дизелей имеют однотипные по конструкции двухсекционные масляные насосы. Показанный на рисунке насос двигателя А-41 прикреплен к нижней плоскости блок-кар-тера через регулировочные прокладки, которые обеспечивают боковой зазор 0,2…0,4 мм зубьями шестерни привода насоса и шестерни коленчатого вала.

Чугунные корпуса основной и радиаторной секций центр-рированы штифтами 8 и вместе с разделяющей их стальной пластиной стянуты болтами. Стыковые поверхности корпусов и пластины тщательно обработаны. Ведущие шестерни обеих секций закреплены на валу, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в отверстия корпусов. Ведомые шестерни вместе с запрессованными в них бронзовыми втулками вращаются на общей оси, в которой выполнены каналы для подвода масла к втулке шестерни. К втулке шестерни масло подводится через радиальное сверление между ее зубьями.

Рис. 2. Масляный насос двигателя А-41: 1 — шестерня привода; 2 и 5 — ведущие шестерни основной и радиаторной секций; 3 и в — корпуса основной и радиаторной секций; 4 — пластина; 7 и 8 — установочные штифты; 9 и 11—нагнетательные трубы; 10—вал; 12 и 13 — корпуса редукционных клапанов; 14 — труба маслоприемника; 15 — ось; 16 и 17 — ведомые шестерни

Масло из поддона по трубе маслоприемника поступает во всасывающую полость радиаторной секции. Отсюда меньшая часть масла по трубке нагнетается к радиатору, большая же часть через соединительное отверстие А в пластине попадает во всасывающую полость основной секции и ее шестернями нагнетается по трубке в смазочную систему.

В корпуса секций насоса со стороны нагнетательных полостей ввинчены корпуса редукционных клапанов. Клапаны обеих секций устроены одинаково, но регулируют их на различное давление изменением числа прокладок под пружинами.

Двигатели ЗИЛ-130 и некоторые 3M3-53 тоже оснащены двухсекционными масляными насосами, которые устанавливают снаружи блок-картера и прикрепляют к нему через уплотнительную прокладку. При этом впускное и нагнетательное отверстия корпуса верхней секции совпадают с соответствующими отверстиями блок-картера. Вал привода насоса получает вращение от распределительного вала через пару винтовых шестерен и, кроме масляного насоса, приводит в действие прерыватель-распределитель системы зажигания.

Верхняя секция подает масло в магистраль, а нижняя — прокачивает его через центробежный маслоочиститель (3M3-53) или через радиатор (ЗИЛ-130). Стыки корпусов секций и разделяющей пластины уплотнены паронитовыми прокладками толщиной 0,3… 0,4 мм, что обеспечивает необходимый зазор по торцам шестерен.

Читать далее:

Категория: - Тракторы-2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины