Строительные машины и оборудование, справочник







Материалы деталей путевых машин

Категория:
   Путевые и дорожные машины


Материалы деталей путевых машин

Для изготовления деталей путевых, дорожных и строительных машин используется сталь в виде листового и профильного проката, а также чугун, цветные металлы и неметаллические материалы. По химическому составу сталь подразделяется на углеродистую и легированную. Углеродистая сталь наряду с железом и углеродом содержит марганец (до 1%) и кремний (до 0,4%), а также вредные примеси — серу и фосфор. В состав легированной стали помимо указанных компонентов входят легирующие элементы (хром, никель, молибден, вольфрам, ванадий, титан и др.), которые повышают качество стали и придают ей особые свойства.

Сталь по применению подразделяют на конструкционную (с содержанием углерода до 0,7%) и инструментальную (с содержанием углерода от 0,7 до 2%). Конструкционную сталь в свою очередь подразделяют на обыкновенную (ГОСТ 380—71), качественную (ГОСТ 1050—74) и легированную (ГОСТ 4543—71).

Сталь углеродистая обыкновенная обозначается марками: СтО, Ст1, Ст2, СтЗ, Ст4, Ст5, Стб, Ст7. Цифра указывает примерное содержание углерода в десятых долях процента. Сталь СтО и Ст1 применяют для изготовления неответственных металлоконструкций; сталь Ст2 — для заклепок; СтЗ и Ст4 — для основных металлоконструкций и крепежных деталей; Ст5, Стб и Ст7— для осей, валов, шпонок и зубчатых колес.

Сталь углеродистая качественная обозначается марками: Сталь 10, 15, 20, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60. Цифры показывают среднее содержание углерода в стали в сотых долях процента. Эти стали имеют гарантированный химический ^состав и механические свойства, поэтому они применяются для изготовления более ответственных деталей. Стали 10, 20, 30 и 35 хорошо свариваются.

Легированные конструкционные стали подразделяют на низколегированные, легированные качественные и высококачественные. Применяют для изготовления ответственных деталей, а также деталей, работающих на истирание (15 Г, 30Г). Легирующие элементы обозначают буквами: В — вольфрам, Г — марганец, Д — медь, М — молибден, Н — никель, Р — бор, С — кремний, Т — титан, X — хром, Ф — ванадий, Ю — алюминий. Высококачественные легированные стали отмечают буквой А в конце обозначения. Например, марка 38Х2МЮА означает высококачественную сталь с содержанием углерода 0,38%, хрома 2%, молибдена и алюминия около 1% каждого.

Чугун, применяемый в машиностроении, разделяется на серый, белый, отбеленный и ковкий. Углерода в чугуне содержится до 3,6%.

Серый чугун (ГОСТ 1412—70) подразделяется на девять марок и обозначается от СЧ12-28 до СЧ38-60. Первые две цифры маркировки обозначают предел прочности при растяжении, а две последние — при изгибе в кгс/мм2 (1 кгс/мм2«10 МПа). Серый чугун обладает свойством хорошего заполнения формь?, а поэтому применяется для изготовления литых деталей сложной конфигурации (корпусы, шкивы, рычаги и Др.). Наибольшей прочностью и износостойкостью обладает серый чугун с графитизирующими добавками. Такой чугун называется модифицированным.

Белые и отбеленные чугуны характеризуются высокой твердостью, допускающей обработку резанием только инструментами из твердых сплавов. Наиболее ответственные детали изготовляют из белого чугуна с легирующими добавками. Добавки никеля и бора делают чугун износостойким, а хрома — теплостойким.

Ковкий чугун получают длительным обжигом отливок из белого чугуна. Название ковкий чугун условное. Все заготовки из ковкого чугуна получают только отливкой. Он обладает большей пластичностью, вязкостью и прочностью, хорошо воспринимает ударные нагрузки. Механические свойства ковкого чугуна регламентированы ГОСТ 121-5—59. Он обозначается начальными буквами КЧ и цифрами, обозначающими величину предела прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве.

Сплавы цветных металлов подразделяют на три группы: сплавы на медной основе, баббиты и легкие – сплавы. Сплавы на медной основе в свою очередь делятся на бронзы и латуни.

Бронза — сплав меди с оловом, свинцом, алюминием, кремнием. Обладает высокими антифрикционными свойствами и хорошим сопротивлением коррозии. Бронза хорошо обрабатывается резанием, применяется в подшипниках скольжения, в червячных и винтовых колесах. Бронзы обозначают буквами Бр и условными обозначениями основных компонентов, кроме меди. Например, БрОЦС 6-6-3 обозначает бронзу с содержанием 6% олова, 6% цинка и 3% свинца, остальное медь.

Латунь — сплав меди с цинком. Сложные латуни дополнительно содержат свинец, кремний, марганец, алюминий, железо, никель, олово. Латунь применяется для изготовления труб, проволоки и различной арматуры. Латунь обозначают буквой Л и условным обозначением основных компонентов. Например, ЛАЖМц 66-6-3-2 обозначает алюминиево-железомарганцовистую латунь с содержанием 66% меди, 6% алюминия, 3% железа и 2% марганца. Остальное цинк.

Баббит — сплав на основе мягких металлов олова, свинца, кальция, никеля, меди и сурьмы, обладающий хорошими антифрикционными свойствами. Применяется для заливки вкладышей подшипников скольжения. Баббит обозначают буквой Б и цифрой, показывающей содержание олова в процентах. Например, Б83 обозначает баббит с содержанием олова 83%. Кроме этого, компонентами данного баббита является сурьма 11% и медь 6%.

Легкие сплавы — это сплавы на алюминиевой или магниевой основе. Наибольшее распространение получили сплавы алюминия с кремнием (силумин), медью (дюралюминий) и сплавы магния. Применяются для изготовления поршней быстроходных двигателей, быст-ровращающихся шкивов и деталей самолетов.

Пластические массы представляют собой материалы, полученные на основе высокомолекулярных органических соединений, преимущественно синтетических смол. В качестве заполнителя используют ткань, бумагу, древесные опилки, текстильные или стеклянные волокна. Наиболее распространенными пластмассами являются: текстолит — слоистый материал с наполнителем из хлопчатобумажной ткани, сильно спрессованной при температуре около 150 °С.

Применяют для изготовления зубчатых колес, шкивов, вкладышей подшипников и др.; – гетинакс — слоистый материал с наполнителем из листов бумаги. Он дешевле текстолита, но уступает ему по прочности; – асботекстолит — слоистый материал с наполнителем из асбестовой ткани. Используется для изготовления накладок тормозов и фрикционных муфт; – древеснослоистый пластик (ДСП) — изготовляют из пропитанного смолой и спр-ессованного березового шпона. Этот пластик обладает высокой прочностью и износостойкостью; – стеклопласт — пластмасса, получаемая пропиткой стеклянных волокон или тканей искусственной смолой с последующим прессованием. Стеклопласты отличаются высокой прочностью и упругостью; – органическое стекло — плексиглас — прозрачная пластмасса, выпускаемая в виде листов; – полиэтилен — пластмасса, получаемая в результате полимеризации газа этилена — твердый роговидный материал, идущий на изготовление труб, пленочных покрытий и тонких пленок.

В последние годы успешно применяют материалы, полученные на основе полиамидных смол. В СССР наибольшее распространение получил поликапролактам (капрон) или капролон. Последний в 1,5 раза прочнее, чем капрон. Детали, изготовленные из капрона и капролона обладают высокой прочностью, износостойкостью, химической стойкостью и хорошим сцеплением с металлом.


Читать далее:

Категория: - Путевые и дорожные машины





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины