Строительные машины и оборудование, справочник





Механические передачи дорожных машин

Категория:
   Дорожные машины 2



Механические передачи дорожных машин

Как уже отмечалось, в дорожных машинах еще широко используются механические тяговые приводы с элементами, широко применяемыми в автомобильной и тракторной промышленности (сцеплением, коробкой передач, раздаточными коробками, мультипликаторами, карданными валами, ступичными редукторами и бортовыми передачами), которые рассматриваются в разделах, где описаны скреперы, автогрейдеры, погрузчики, катки и другие машины. Основным агрегатом механического привода является коробка передач, в которой переключение скоростей осуществляется скользящими шестернями.

Наиболее современной конструкцией коробки передач является коробка с шестернями постоянного зацепления и переключением с помощью металлокерамических дисковых муфт. Чем больше имеется передач, тем эффективнее используется мощность двигателя. Для строительных и дорожных машин применяют коробки с пятью—восемью передачами. Для получения ряда «ползучих» скоростей к коробке передач пристраивают ходоуменьшитель, позволяющий соответственно передаточному числу получить второй ряд пониженных скоростей. Большое число передач создает неудобства для водителя.

Недостатком механических передач является то, что они могут переключаться только без нагрузки, для чего между двигателем и коробкой передач устанавливается сцепление. При каждом переключении передачи машина снижает скорость, что отражается на ее производительности.

Механические передачи к рабочим органам могут быть разделены на редукторно-карданные и канатные.

Редукторно-карданную передачу широко использовали на грейдерах, автогрейдерах, грейдерах-элеваторах и других машинах. Она представляет собой (рис. 1.9) распределительную реверсивную многопостовую коробку с валами и карданами, передающими вращательное движение редукторам, установленным для привода рабочих органов. Правое и левое вращательные движения обеспечиваются посредством рукоятки, которая с помощью валика включает муфту в правый или левый блок шестерен. Блоки шестерен находятся в постоянном зацеплении с приводной конической шестерней, получающей вращение от вала отбора мощности двигателя через систему карданных валов и червячную пару. Распределительная коробка крепится на колонке 7, которая вместе с корпусом червячной пары устанавливается на основной раме машины.

Рис. 1.9. Реверсивная коробка ре-дукторно-карданного привода:
1 — рукоятка; 2 — валик привода реверсивной муфты; 3 — реверсивная муфта; 4 — многопостовая коробка; 5 — кардан привода редуктора рабочего органа; 6 — блокд шестерен постоянного зацепления; 7 — колонка; 8 — червячная пара; 9 — кардан привода от двигателя; 10 — коническая приводная шестерня

Редукторно-карданная передача может передавать большие мощности, работает надежно в любых условиях, однако она сложна и требует большой точности изготовления и сборки. Ее применяют при наличии большого количества постов управления, при условии реверсивной работы механизмов рабочих органов и при необходимости сохранить взаимозаменяемую работу механического и ручного (штурвального) приводов.

Канатную передачу применяют на навесном и прицепном оборудовании к тракторам. Она состоит из одно- или двухбарабанной лебедки, монтируемой на тракторе. Барабаны приводятся во вращение от двигателя трактора, и с помощью системы блоков образуется многократный полиспаст, передающий на рабочие органы большие усилия. Существенными недостатками канатной передачи являются наличие лишь двух приводов; отсутствие возможности реверсирования движения рабочих органов (которые устанавливаются в исходном положении или заглубляются под собственным весом); отсутствие жесткой связи с рабочими органами, что исключает возможность дополнительного воздействия веса трактора на рабочие органы.

По расположению барабанов и приводных валов различают продольно-осевые, поперечно-вальные и продольно-вальные лебедки управления.

К продольно-осевым лебедкам относятся двух-барабанная Д-148В и однобарабанная Д-269. Однобарабанные лебедки применяют в канатных системах бульдозеров, корчевателей, кусторезов и другого навесного оборудования, двухбарабанные — главным образом для скреперов.

На рис. 1.10 показана лебедка Д-148В с двумя продольно расположенными валами и барабанами. Корпус лебедки сварной или литой, прикрепляется болтами к задней панели моста трактора. К верхней плите корпуса лебедки крепится болтами сварная стойка с флюгерными блоками, .служащими для направления канатов, идущих с барабанов на рабочие органы машины. Внутри корпуса лебедки смонтирована зубчатая передача, вращающая фрикционы барабанов.

Ведущая шестерня 18 находится в постоянном зацеплении с шестерней левого барабана. Шестерня правого барабана приводится в движение от левой шестерни, поэтому барабаны вращаются в противоположные стороны.

Корпус лебедки с одной стороны имеет кронштейн для крепления лебедки к трактору, с другой стороны Т-образные распорки для крепления задней плиты.

Коренной вал лебедки выполнен за одно целое с шестерней и вращается в двух шарикоподшипниках. Привод вала осуществляется от первичного вала коробки передач трактора через соединительный вал.

Шестерня вращается на двух конических роликоподшипниках, насаженных на полый вал, закрепленный на валу барабана шпонкой. На выступающих из корпуса концах валов ведомых шестерен имеются трапецеидальные нарезки — левая для правого и правая для левого (по ходу трактора) барабана. Концы валов барабана также имеют трапецеидальную резьбу, обратную по направлению резьбе на осях шестерен. На резьбовые концы валов надеты гайки, вращением которых вправо или влево осуществляется поступательное движение вала вдоль вала для включения или выключения фрикционной муфты, состоящей из корпуса и накладок. Лебедка имеет ленточный тормоз; тормозная лента охватывает тормозной барабан и удерживается в центральном положении относительно барабана двумя парами планок.

Рис. 1.10. Двухбарабанная продольно-осевая приводная лебедка Д-148В:
а — Разрез; б — кинематическая схема; 1 — соединительный вал; 2 — кронштейн; 3 — вал барабана; 4 — гайка; 5 — вал ведомой шестерни; 6 — шпонка; 7 — рычаг управления; 8 — ведомая шестерня левого барабана; 9 — ведомый конус; 10 — барабан; 11 — задняя крышка барабана; 12 — прокладка; 13 — планка; 14 — задняя плита; 15 — фрикционные накладки; 16 — ведущий конус; 17 — тормозная лента; 18 — ведущая шестерня

Особенностью лебедки является то, что управление фрикционной муфтой и ленточным тормозом осуществляется одним и тем же рычагом. При повороте рычага влево и включении ведущего конуса для подъема груза ведомый конус, наружная сторона которого служит тормозным барабаном, вместе с барабаном затормаживаются дифференциальным ленточным тормозом. Тормозная лента прижимается натяжной пружиной к барабану и тормозит его, предотвращая самопроизвольное вращение барабана.

Рис. 1.11. Механизм управления лебедки Д-148В:
1 —поводок; 2 — опора рукоятки; 3 — рукоятка; 4 — рычаг; 5 — валик; 6 -— болт; 7 — кулак; 8 — гайка; 9 — планка; 10 — тормозная лента; 11 — ролик; 12 — тяга!: 13 — вал рукоятки; 14, 15 — пружины; 16 — планка; 17 — гайка; 18 — ушко; 19 — втулка

При навивке каната сила натяжения пружины уравновешивается силой трения барабана, стремящейся оттолкнуть от поверхности тормозную ленту и растормозить барабан. Если при навивке каната барабан внезапно остановится или провернется в обратную сторону (в результате буксования сцепления, остановки двигателя и т. п.), тормозная лента немедленно затормозит барабан.

При повороте рычага вправо тормоз и ведущий конус полностью выключаются для сматывания каната. В среднем нейтральном положении рычага конус включен, барабан заторможен.

Устройство тормозов и механизма управления лебедки показано на рис. 1.11.

Однобарабанная продольно-осевая лебедка Д-269 в отличие от лебедки Д-148В не имеет флюгерных блоков, уменьшена длина барабана и изменена конструкция маслоотражателей на ступице ведомой шестерни. Обе лебедки имеют унифицированные узлы и детали. Механизм управления лебедки Д-269 состоит из одной правой части механизма, изображенного на рис. 1.11. 60

Рис. 1.12. Двухбарабанная поперечно-вальная приводная лебедка Д-323:
1 — барабан; 2 — вал барабана; 3,4 — цилиндрические ведомая и ведущая шестерни; 5 — бугель; 6, 9, 12 — стаканы; 7 — вал фрикционов; 8, 10 — конические ведомая и ведущая шестерни; 11 — стопорная гайка; 13, 14 — ведомый и ведущий диски муфтыг 15 — регулирующие приспособления; 16 — стопор; 17 — фрикционные колодки; 18 — кожух муфты

В поперечно-вальной двухбарабанной лебедке Д-323 (рис. 1.12) валы расположены поперечно относительно плоскости движения трактора и приводят во вращение барабаны. От вала отбора мощности трактора через соединительный вал приводится во вращение шлицованный вал, выполненный за одно целое с конической ведущей шестерней. При включении главной муфты сцепления базового трактора соединительный вал вращает через шестерню шестерню с валом.

Фрикционные муфты смонтированы по бокам корпуса и состоят из ведущего и ведомого дисков. Ведущие диски муфт посажены на шлицах консолей вала, а ведомые диски — на шлицах хвостовиков шестерен. На ведущих дисках муфт концентрично закреплены фрикционные колодки, которые в нерабочем состоянии располагаются с зазорами относительно круговых желобов Дисков с кожухами, предохраняющими муфты от пыли и влаги. Муфты включаются осевым перемещением дисков в направлении к дискам и приводят во вращение шестерни. Диски перемещаются бугелями, смонтированными на ступицах дисков. При выключении муфт барабаны стопорятся тормозными лентами.

Рис. 1.13. Механизм управления лебедки Д-323:
1 — подшипник; 2 — коромысло; 3 — серьга ленты; 4 — поводок; 5 — тяга тормоза; 6 — тяга пружины; 7 — рычаг тормоза; 8 — рычаг-копир; 9 — тормозная пружина; 10 — тормозная лента; 11 — направляющий ролик; 12 — водило; 13 — сухарь; 14 — опора; 15 — ось; 16 — крыло кабины трактора; 17 — подшипники} 18 — рычаг управления

Механизм управления лебедки Д-323 (рис. 1.13) состоит из двух симметричных частей, управляющих фрикционными муфтами и тормозными лентами. Рычаги 18 размещены в кабине трактора, валы этих рычагов соединены рычажно-звеньевым механизмом с валиками управления, размещенными на самой лебедке. Рычаги 18 могут занимать три положения: нейтральное, при котором тормоз включен и фрикционная муфта выключена; отведенное от стенки к середине кабины (для водителя «на себя»), при котором муфта включена и вращает барабан для намотки каната; отведенное к стенке кабины («от себя»), при котором муфта и тормоз выключены, а рабочий орган опускается, сматывая канат барабана и вращая последний в направлении, обратном намотке.

При переводе рычага «на себя» из нейтрального положения вал рукоятки рычажно-звеньевым механизмом поворачивает соответственно валик управления, а вместе с ним и рычаг-копир. При этом рычаг-копир тягой поворачивает водило и таким образом перемещает бугель, включая фрикционную муфту. Одновременно верхний конец рычага-копира смещается внутрь и его впадина отжимает ролик вверх своим скосом, поднимая тем самым рычаг. Тяга растягивает пружину, а поводок отводит серьгами подвижный конец ленты от шкива, растормаживая его и освобождая барабан для вращения и намотки каната.

При переводе рычага «от себя» механизм действует в обратном порядке.

Продольно-вальная однобарабанная лебедка Д-499Б выполнена с фрикционными элементами, унифицированными с одноименными элементами лебедки Д-323. Подшипники качения, валы и их элементы также унифицированы. Лебедка Д-499Б отличается от лебедки Д-323 расположением барабана (продольное вместо поперечного) и наличием в связи с этим конических шестерен вместо цилиндрических.

Механизм включения муфты у лебедки Д-499Б винтовой, подобный одноименному механизму лебедок Д-148Б и Д-269. Переключение тормоза сблокировано с переключениями фрикционной муфты.

Таблица 1.6
Техническая характеристика тракторных приводных лебедок

Положения рукоятки управления лебедкой обеспечивают обычные операции: подъем (рабочий ход) рабочего органа — муфта включена, тормоз отключен; остановка рабочего органа — муфта выключена, тормоз включен; опускание (обратный ход) рабочего органа — муфта и тормоз выключены.

На тракторе Т-180 лебедка Д-499Б выполнена с пневмоуправ-лением. Техническая характеристика тракторных приводных лебедок приведена в табл. 1.6.


Читать далее:

Категория: - Дорожные машины 2





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины