Строительные машины и оборудование, справочник





Механический привод управления дорожных машин

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Механический привод управления дорожных машин

При механической системе управления рабочими органами машин и их элементами все операции (подъем, опускание и т. п.) обеспечиваются главным образом с помощью фрикционных лебедок или других передач от вала двигателя или вала отбора мощности базовой машины путем пря­мой передачи или через коробку отбора мощности, а также с применени­ем канатов и системы блоков.

Приводные фрикционные лебедки классифицируют: по виду приво­да — от вала двигателя или от вала механизма отбора мощности; по ко­личеству приводных барабанов — одно- и двухбарабанные; по типу фрикционных муфт сцепления — с дисковой муфтой, с одноконусной и с двухконусной муфтами; по расположению приводных валов бараба­нов относительно оси базовой машины — с продольным (продольно- вальные) и с поперечным (поперечно-вальные) расположением; по кон­струкции механизма управления — с механическим, гидравлическим, пневматическим и электрическим управлением.

В настоящее время преимущественное распространение имеют лебед­ки: однобарабанные – ДЗ-1А (Д-269А), ДЗ-1Б (Д-269Б) и ДЗ-21А (Д-499Б); двухбарабанные – ДЗ-З (Д-148Б) иДЗ-ЮА (Д-323А).



Однобарабанные лебедки предназначены для привода какого-либо одного рабочего органа, например, отвала бульдозера; двухбарабанные лебедки — двух рабочих органов, например, подъема и опускания ковша скрепера, привода заслонки и задней стенки ковша.

Лебедка ДЗ-1А (Д-269А) — однобарабанная, продольно-вальная, с конусной фрикционной муфтой сцепления предназначена для привода рабочих (исполнительных) органов бульдозеров, корчева­телей, рыхлителей и других дорожно-строительных машин, имеющих по одному рабочему органу: отвал бульдозера, отвал корчевателя, рама рыхлителя и т. п.

Лебедка корпусом крепится к люку картера заднего моста базового трактора. Привод лебедки обеспечивается от вала отбора мощности трактора. В корпусе лебедки размещены зубчатые шестерни, фрикцион­ная муфта сцепления, рабочий барабан с тормозным устройством.

При работе лебедка через соединительный вал получает враще­ние от вала отбора мощности трактора и далее через ведущую шестерню усилие передается на ведомую шестерню, откуда с помощью веду­щего и ведомого конусов и фрикционной передачи, управляемой системой рычагов, усилие передается на рабочий барабан лебедки.

На барабане лебедки намотан стальной канат, посредством которого через си­стему блоков приводится в движение рабочий орган машины.

Рис. 2.2. Схема запасовки каната при канатно-блочной системе при­вода:
1 — лебедка; 2-4 – направляющие блоки; 5 и 9 — обоймы; 6 — клин; 7 — запасная катушка с канатом; 8 — канат

На рис. 2.2 представлена схема привода рабочего органа машины с помощью канатно-блочной системы. Один из концов каната 8 закреп­лен клином 6 на корпусе полиспаста и при работе лебедки 1 наматывает­ся на ее барабан или сматывается с ее барабана, поднимая или опуская рабочий орган машины.

Лебедка ДЗ-1Б (Д-269Б) – однобарабанная, продольно-вальная, с конусной фрикционной муфтой сцепления, имеющей пневматическое управление, предназначена для привода рабочих органов бульдозеров, корчевателей, рыхлителей и других машин с одним рабочим органом (рис. 2.3). Такая лебедка устанавливается на машинах, имеющих базо­вые тракторы Т-150, Т-180, ДЭТ-250, Т-220, Т-330 и др., оборудованные компрессорными установками, воздухораспределителями и другой соот­ветствующей аппаратурой.

Распределитель воздуха лебедки, размещенный в кабине машини­ста, состоит из корпуса, в центральном гнезде которого установлена по­воротная пробка с закрепленным на ней рычагом управления. В корпусе распределителя и пробке предусмотрены каналы для подачи сжатого воздуха. При повороте рычага управления в одно из трех положений пробка соединяет или перекрывает воздушные каналы корпуса распре­делителя, направляя сжатый воздух из ресивера в рабочие камеры или выпуская его из них. Рычаг распределителя воздуха может занимать три положения: “нейтральное”, “подъем” и “спуск”. В корпусе распределителя воздуха имеются пружины, возвращающие рычаг управ­ления (при прекращении его действия машинистом) из крайних поло­жений “подъем” или “спуск” в “нейтральное” положение. Наличие тако­го устройства позволяет рычаг распределителя воздуха удерживать толь­ко до тех пор, пока не закончится подъем или опускание рабочего орга­на машины.

Рис. 2.1. Лебедка однобарабанная ДЗ-1А (Д-269А):
1 — ведомая шестерня; 2 – регулировочные прокладки ведущего конуса; 3 — регулировочные прокладки ведомого конуса; 4 — задняя плита; 5 — передняя плита; 6 — ось барабана; 7 — ведомый конус с барабаном; 8 — ведущий конус; 9 — ведущая шестерня; 10 — соединительный вал; 11 — кронштейн; 12 — втулка; 13 — гайка управления; 14 — шпонка; 15 — планка; 16 — задняя крышка бараба­на; 17 — устройство для закрепления конца каната; 18 — тяга; 19 — поворотный кулак; 20 — плечо рычага; 21 — рычаг управляют лебедкой; 22 — тормоз

Рис. 2.3. Схема управления однобарабанной лебедкой с применением пневматиче­ского привода

Рабочие камеры лебедки состоят из разъемных штампованных корпусов, внутри которых закреплены резинотканевые диафрагмы, за­жатые в плоскостях разъема и штоков диафрагм с отжимными пружи­нами, возвращающих их в исходное положение после выпуска из камер воздуха. Рабочие камеры установлены на кронштейнах, прикрепленных к задней стенке лебедки. Штоки камер шарнирно соединены с рычага­ми.

При нейтральном положении рычага управления сжатый воздух из рабочих камер через трубопроводы и распределитель выпу­скают в атмосферу, вследствие чего воздействие его на рычаги пре­кращается, и они под действием пружин поворачиваются влево. При этом рычаг включает тормозное или другое устройство, а рычаг — конусную муфту лебедки. Барабан лебедки останавливается и рабо­чий орган машины будет в неподвижном состоянии.При переключении рычага управления в положение подъема трубо­провод через распределитель сжатого воздуха сообщается с трубопро­водом, в результате чего сжатый воздух из ресивера поступает одно­временно в обе рабочие камеры. Под действием сжатого воздуха диафрагмы рабочих камер будут прогибаться и с помощью штоков по­ворачивать рычаги вправо. Рычаг выключит тормозное или другое устройство, а рычаг — конусную муфту. Барабан лебедки при этом при­дет во вращение и, наматывая на себя канат, будет поднимать рабочий орган машины.

При переключении рычага управления в положение спуска III сжатый воздух из ресивера поступает в камеру, а из камеры будет выпу­скаться в атмосферу, вследствие чего тормозное устройство и конусная фрикционная муфта будут выключены, а рабочий орган машины под тя­жестью собственного веса станет опускаться, приводя во вращение бара­бан лебедки.

Лебедка ДЗ-21Б (Д-499Б) — однобарабанная, продольно-вальная, с конусной фрикционной муфтой сцепления (рис. 2.4) предназначена для привода рабочих (исполнительных) органов машин. Привод лебедки осуществляется от вала отбора мощности базового трактора.

От вала лебедки, соединенного с валом отбора мощности трактора, усилие от ведущих шестерен передается ведомым шестерням. Первая ведомая шестерня (первая ступень редуктора лебед­ки) закреплена на валу, на котором закреплен также и фрикцион лебедки. Вал фрикциона вращается в шариковых подшипниках. Вторая ведомая шестерня (вторая ступень редуктора лебедки) закреплена на валу, на котором закреплен также и барабан лебедки. Вал бараба­на вращается в шариковых подшипниках.

На одном из концов вала фрикциона закреплен ведущий диск 10 фрикциона. Этот диск посредством шлицевой нарезки и регулирую­щего винтового приспособления может перемещаться вдоль вала фрик­циона к ведомому диску фрикциона 6. Ведомый диск фрикциона имеет клиновидную проточку, в которую входят клиновидные колод­ки, закрепленные на ведущем диске фрикциона. Вследствие контакта дисков фрикциона обеспечивается передача вращения через систему зубчатых шестерен (первой и второй ступеней редуктора лебедки) на барабан лебедки соответственно и на тормозное устройство.

Фрикцион лебедки включается и выключается перемещением ведо­мого диска фрикциона в одну или в другую сторону постоянно вращаю­щегося (когда лебедка выключена) ведущего диска. Перемещение .ве­домого диска фрикциона по отношению к ведущему диску 10 произ­водится системой рычагов бугеля (винта включения), установлен­ного на ступице. На барабане лебедки размещен тормозной шкив. Тормозная система рассматриваемой лебедки по принципу своего уст­ройства и по конструктивному решению почти аналогична другим лебед­кам этого типа, особенно двухбарабанной поперечно-вальной лебедке ДЗ-10А (Д-323А). Тормозная система состоит из тормозного шкива, отлитого как одно целое с барабаном лебедки, тормозной ленты, систе­мы рычагов и тяг.

Лебедка ДЗ-10А (Д-323А) — двухбарабанная, поперечно-вальная, с двумя конусными фрикционными муфтами сцепления, с ручным ры­чажным управлением (рис. 2.5); предназначена для привода исполнительных органов скреперов и других дорожно-строительных машин, имеющих по два и более рабочих органов. Корпус лебедки сварной, жесткий. Наличие на корпусе специального фланца обеспечивает возмож­ность крепления лебедки на задней панели заднего моста базового трактора. Барабан лебедки приводится во вращение посредством двух валов отбора мощности, расположенных поперечно относительно про­дольной оси трактора.

Рис. 2.4. Лебедка однобарабанная ДЗ-21А (Д-499А):
1 — крышка; 2 — задняя половина корпуса; 3 — кожух барабана; 4 — барабан; 5 – крышка; б – ведомый диск; 7 – кожух муфты; 8 – фланец; 9 – регулиро­вочный винт; 10 — ведущий диск; 11 — фрикционные колодки; 12 — ступица диска; 13 – винт включения; 14 – стакан; 15 – регулировочные прокладки; 16 и 17 — пробки; 18 и 22 – ведущие шестерни; 19 — стакан; 20 — шпонка; 21 — вал фрикциона; 23 и 25 – ведомые шестерни; 24 — вал барабана; 26 — передняя половина корпуса

Рис. 2.5. Двухбарабанная поперечно-вальная фрикционная лебедка ДЗ-10А (Д-323А)

От вала отбора мощности трактора с помощью соединительного ва­ла приводится шлицевый вал лебедки, выполненный как одно целое с ведущей конической шестерней, входящей в постоянное зацепление с ведомой конической шестерней, закрепленной на валу фрикционов.Шлицевая муфта вала отбора мощности трактора соединена с валом и размещенной на нем ведущей конической шестерней, которая в свою очередь входит в зацепление с ведомой конической шестерней. Соеди­нение вала отбора мощности трактора с валом лебедки, на котором за­креплена ведущая коническая шестерня редуктора лебедки, обеспечи­вается шлицевой муфтой и бугелем включения. Ведущая коническая шестерня редуктора лебедки входит в постоянное зацепление с ведомой конической шестерней этого редуктора, а ведомая коническая шестерня, будучи закреплена посредством шпонки на валу фрикционов, приводит их во вращение. На концах валов фрикциона закреплены ведущие диски фрикционных муфт, с которыми могут входить в зацепления (путем включения) фрикционные диски, имеющие возможность перемещаться на валу фрикционов и соединяться с хвостовиками веду­щих цилиндрических шестерен, связанных с ведомыми цилиндрически­ми шестернями передачи. Ведомые шестерни закреплены на валах барабанов лебедки. Включением фрикционных передач обеспе­чивается привод барабанов лебедки.

Тормоза лебедки, выключая из соединения фрикционные передачи, под действием пружин останавливают вращение рабочих барабанов. Тор­можение барабанов обеспечивает возможность рабочим органам машины под действием собственного веса опускаться вниз и заглубляться в грунт.

Вал фрикциона вращается в шариковых подшипниках, закреплен­ных в расточках ведущих цилиндрических шестерен, которые в свою очередь установлены на шариковых подшипниках, посаженных в гнездах боковых приливов лебедки. От осевых смещений вал приводной кони­ческой шестерни и вал фрикциона удерживаются упорными подшипни­ками, расположенными в стаканах, удерживаемых в корпусе лебедки гайками. Фрикционные муфты лебедки смонтированы по бо­кам ее корпуса. Каждая из муфт состоит из ведущего и ведомого дисков. Ведущие диски закреплены на шлицах вала фрикциона, а ве­домые диски — на лицах хвостозиков ведущих цилиндрических шесте­рен.

На ведущих дисках установлены фрикционные колодки с зазо­ром (в нерабочем положении) 1—2 мм, закрепленные винтами. Для устранения попадания на фрикционную передачу пыли, масла, влаги передача закрыта кожухом.

Включение фрикционной муфты сцепления осуществляется переме­щением дисков к дискам. При этом круговая нарезка, имеющаяся на внутренних поверхностях дисков, вступает в контакт с наружными поверхностями фрикционных колодок, в результате чего возникает за­цепление и соответственно передача вращения ведущей и ведомой зубчатым шестерням, а также барабанам лебедки. Положение фрик­ционных муфт (ведущие и ведомые диски) в зависимости от их износа регулируется винтовым поджимным устройством.

Включение муфт сцепления производится механизмом управления и бугелями, смонтированными на ступицах дисков на шариковых под­шипниках, путем перемещения дисков к дискам. Выключение фрикционных муфт производится в обратном направлении, т. е. диски отодвигаются (также бугелями) от дисков.

Механизм управления (рис. 2.6) лебедки ДЗ-10А (Д-323А) состоит из двух симметричных половин, имеющих каждая фрикционные переда­чи, тормозные устройства, рычаги управления.

Рычаги управления, размещенные в кабине машиниста базового трактора, каждой из половин лебедки закреплены на валах, смонтиро­ванных в подшипниках, установленных на крыльях кабины трактора. Вал каждого рычага управления соединен рычажно-звеньевым механиз­мом с валиком управления, смонтированным в подшипниках, укреп­ленных на корпусе лебедки.

На заднем конце валика ры­чага управления закреплен рычаг-копир, соединенный тя­гой с водилом бугеля фрик­ционной муфты. Водило сво­бодно вращается на оси опоры и несет деа сухаря, помещенных в пазах бугеля механизма включения-выключения.

Тормозная лента огиба­ет тормозной шкив барабана, при этом неподвижный конец ленты планками присоединен к нижнему концу коромысла, которое тягой связано с опорой тормозного устройст­ва, укрепленного на корпусе лебедки. В опоре тормозно­го устройства предусмотрена ось, несущая поводок и ры­чаг тормоза. К поводку планками присоединен подвижной конец ленты. На конце рычага имеется ролик, который при заторможенном барабане с некоторым за­зором помещается в верхней впадине рычага-копира. Рычаг-копир посредством тяги и тормозной пружины оттягивается вниз и при помощи поводка и планок затягивает тормозную ленту на барабане лебедки, обеспечивая торможение. Рычаг управления может занимать три положения: нейтральное, при котором тормоз включен, фрикционная муфта выключена; отведенное к середине кабины (для машиниста — на себя), при котором муфта включена и вращает барабан для намотки каната, соответственно обеспечивает подъем или перемеще­ние рабочего органа; отведенное к стенке кабины (для машиниста — от себя), при котором муфта и тормоз включены, а рабочий орган опу­скается, сматывая канат с барабана и вращая его в обратном намотке на­правлении.

Рис. 2.6. Механизм управления лебедкой ДЗ-10А (Д-323А) (вид сбоку)

При переводе рычага управления на себя из нейтрального положе­ния вал рукоятки посредством рычажно-звеньевого механизма поворачи­вает валик управления, а вместе с ним и рычаг-копир. Рычаг-копир при этом посредством тяги поворачивает водило и перемещает бу­гель, включая фрикционную муфту. Одновременно верхний конец ры­чага смещается внутрь и его впадина отжимает ролик своим скосом вверх, поднимая тем самым рычаг тормоза. При этом тяга растяги­вает пружину, а поводок отводит посредством серег подвижной конец ленты от шкива, растормаживая его и освобождая барабан для вращения и намотки каната.

При переводе рычага управления от себя (в нейтральное положе­ние) валик управления поворачивается в противоположном направлении и посредством рычага, тяги и водила отводит бугель, включая муф­ту и прекращая намотку каната. Одновременно впадина рычага под­ходит под ролик и рычаг тормоза под действием пружины опускает­ся, затягивая ленту на шкиве при помощи поводка и серег. Барабан за­тормаживается, и подъем рабочего органа останавливается.

При дальнейшем перемещении рычага управления от себя (из ней­трального положения) валик управления продолжает поворот в противо­положном направлении и посредством рычага, тяги и водила еще больше отводит бугель в сторону выключения муфты, увеличивая тем самым зазоры между ее фрикционными элементами. Одновременно противоположный скос впадины рычага отжимает ролик тормоза и поднимает рычаг тормоза, растягивая пружину и отводя подвижной конец ленты от тормозного шкива. Барабан при этом освобождается и под действием опускающегося рабочего органа вращается в направлении сматывания каната. При возвращении рычага управления в нейтральное положение шкив барабана затормаживается лентой, вращение барабана и опускание рабочего органа прекращаются.

В табл. 2.1 приведены основные данные о приводных тракторных фрикционных лебедках, устанавливаемых на дорожно-строительных ма­шинах.

Таблица 2.1



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Механический привод управления дорожных машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы