Строительные машины и оборудование, справочник





Механизация, индустриализация и автоматизация — пути повышения эффективности дорожно-строительного производства

Категория:
   Резервы повышения эффективности производства


Механизация, индустриализация и автоматизация — пути повышения эффективности дорожно-строительного производства

В настоящее время в мировой практике большое внимание уделяется комплексной механизации, индустриализации и автоматизации строительного производства. При этом наблюдается рост стоимости основных производственных фондов, включая и наиболее активную их часть — строительные машины. Строительные организации Республики Беларусь имеют в своем распоряжении более 10 тыс. основных строительных машин, выполняющих 90% строительно-монтажных работ. В строительстве еще значительный объем работ, особенно отделочных, выполняется вручную из-за отсутствия механизированного инструмента. Так, применение передовых технологических процессов требует на одного рабочего 0,45 единицы механизированного ручного инструмента при фактическом обеспечении 0,12 единицы.

Анализ обеспеченности основными дорожно-строительными машинами подразделений дорожно-строительных трестов показал, что при относительной комплектности многие дорожно-строительные машины и механизмы давно выработали свой ресурс и требуют срочной замены.

Работы по текущему ремонту и содержанию дорог очень трудоемки и все еще имеют низкий уровень механизации. Работы по скашиванию травы механизированы на 43%, по очистке боковых канав — на 55%. В настоящее время стали широко применяться малые фрезы, нарезчики и заливщики швов, трамбовки, пилы для кустарника, малые рисайклеры и ремонтеры, что значительно повышает механовооруженность ремонтных работ.



Для снижения трудоемкости строительных процессов, выполняемых вручную, важно не только увеличить количество механизированного инструмента, но и расширить технологические возможности машин с помощью сменного оборудования. Например, гидромолоты для экскаваторов II-IV размерных групп позволяют освободить до трех человек на одну машину и экономить до 1,2 кг топлива на каждом кубическом метре разрабатываемого грунта. В настоящее время для экскаваторов разработано до 25 видов сменного оборудования, погрузчиков — 18, кранов — 6.

Применение бульдозеров на пневмоколесном ходу класса тяги 6-10 кН, землеройно-транспортных машин с ковшом вместимостью 0,1-0,2 м3, кранов-манипуляторов грузоподъемностью 1-3 т, катков массой 0,5-2 т и другой техники позволит исключить ручной труд на мелких рассредоточенных объектах.

Не удовлетворяет требованиям строительства и структура производства механизированного инструмента по соответствию технологическим процессам. Так, наиболее массовые виды штукатурных работ включают 14 технологических операций и лишь для четырех из них готовится механизированный
инструмент.

Одним из принципиально важных вопросов механизации строительства является внедрение бурильных установок для бурения скважин под бурона-бивные сваи. Решение проблемы сооружения свайных оснований этим методом вдвое сокращает объем земляных работ.

Важно при выполнении технологических процессов строительного производства применять комплекты и отдельные машины с минимальными удельными приведенными затратами. Здесь резервы значительны. Так, использование рыхлителей на тракторах мощностью 250 кВт при разработке мерзлого грунта высвобождает до 10 экскаваторов, оборудованных клин- или шар-молотами.

Индустриализация строительства и рост механовооруженности труда позволяют значительно поднять производительность и сократить сроки строительства объектов. При этом дорожное строительство предполагает широкое использование машинных технологических линий, комплексов машин при реализации дорожно-строительных и ремонтных работ, а также организацию труда индустриальными методами. Примерами могут служить технологии горячей и холодной регенерации асфальтобетонных покрытий, представляющие собой непрерывные технологические потоки конвейерного типа со скоростью потока 2,5—3 м/мин.

Индустриализация строительного производства требует применения специализированных транспортных средств и машин более высокой единичной мощности, позволяющих внедрить современную технологию изготовления некоторых видов сложного оборудования, предусматривающую его монтаж в законченном виде. Все это снижает трудоемкость работ до 0,8 чел.-дня на 1 т смонтированных конструкций.

Автоматизация, применение роботов и манипуляторов в строительной индустрии и промышленности строительных материалов позволяет приблизить их уровень к уровню технологического обеспечения на машиностроительных заводах.

Технические возможности манипуляторов (широкий диапазон скоростей, плавность их изменения, низкие посадочные скорости, способность точно установить и скорректировать рабочий инструмент) позволяют высвободить значительное число рабочих.

Выпуск высокопроизводительного оборудования с компьютерным управлением и автоматизированным контролем за технологическими процессами для асфальтобетонных и цементобетонных заводов позволит существенно улучшить качество продукции и повысить надежность работы дорожных покрытий.

В качестве примера широкого использования механизации и автоматизации производства может служить предприятие «Криница» по производству инженерного и сервисного обустройства для автомобильных дорог, использующее систему автоматизированного проектирования и изготовления дорожных знаков полуавтоматическими аппаратами для трафаретной печати типа ЭВ-8125 и BOHANOV SIRIDRUKTISCM 5000рго (Германия), имеется высокомеханизированный цех по защите от коррозии.

На основе изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта использования манипуляторов определена целесообразность роботизации свыше 80% операций, в том числе нанесение окрасочных и защитных покрытий на строительные изделия, заготовка, механическая обработка и сварка арматуры и закладных деталей, заготовка и сборка пространственных конструкций, чистка, смазка и переноска форм, открытие и закрытие бортов, производство стройматериалов, транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и другие операции.

Приготовление смесей при производстве бетонных и железобетонных работ относится к наиболее тяжелым и трудоемким работам. От технического уровня этого процесса зависит качество, долговечность изделий и конструкций. Применение автоматизированного способа приготовления бетонных смесей и прогрессивных способов их укладки обеспечивает значительное сокращение трудовых затрат. Так, автоматизированная установка типа ВАА-40 позволяет сократить количество обслуживающего персонала в 10-15 раз.

В настоящее время в Японии работают уже полностью автоматизированные заводы по производству железобетонных изделий, а в Германии цеха по сборке металлоконструкций строительных машин.

Читать далее:

Категория: - Резервы повышения эффективности производства

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Совершенствование структуры подготовки кадров — один из путей повышения эффективности дорожно-строительного производства
Задачи эксплуатации СДМиО как средство повышения эффективности использования строительной техники
Совершенствование структуры и системы управления парком машин
Потребность обновления машинного парка
Актуальность применения современных технологий в дорожно-строительном производстве
Качество — стратегия управления строительным производством
Повышение качества строительных машин как средство экономии ресурсов
Влияние качества дорог на стоимость транспортных операций
Экономия ресурсов — одно из важнейших направлений в повышении эффективности социально-экономического развития страны


Остались вопросы по теме:
"Механизация, индустриализация и автоматизация — пути повышения эффективности дорожно-строительного производства"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы