Строительные машины и оборудование, справочник







Механизация построики усовершенствованных покрытии облегченного типа

Категория:
   Механизация дорожных работ


Механизация построики усовершенствованных покрытии облегченного типа

Усовершенствованные облегченные покрытия строят на дорогах III и IV категорий. Практикой установлено, что при интенсивности движения 2000 авт./сутки нужно устраивать щебеночные покрытия, обработанные органическим вяжущим по способу пропитки; при 1200—1500 авт./сутки — из щебня и гравия, обработанного по способу смешения на дороге; при 1500—3000 авт./сутки — из холодного асфальтобетона и 1000 авт./сутки — дороги IV категории из грунтов, обработанных вязким битумом в установке. Вид покрытия уточняют технико-экономическим расчетом исходя из местных условий.

Покрытия из щебня, (гравия) или шлака, обработанных органическим вяжущим, приобретает новые качества, которые позволяют им хорошо сопротивляться разрушающему действию колес автомобилей благодаря прочному соединению частиц вяжущим. По прочности щебень или дробленый гравий должны быть не ниже 1—3-го класса.

Щебеночные покрытия, устроенные по способу пропитки. Пропитка называется глубокой (нормальной), если толщина обрабатываемого слоя 6,5—8 см, облегченная или полупропитка при толщине пропитываемого слоя 4—6 см. Технологическая последовательность операций зависит от числа используемых фракций щебня (табл. 16).

Порядок выполнения операций аналогичен постройке щебеночных покрытий и оснований без обработки вяжущим по способу заклинки, но с розливом вяжущего (рис. 9.7). Закончив постройку покрытия способом пропитки, 20—25 дней ведут наблюдения за формированием и регулируют движение. По покрытию устраивают одиночную поверхностную обработку.

Примечание. Большие нормы расхода и число проходов катка относятся к слою толщиной 8 см.

РиС. 9.7. Технологическая схема устройства щебеночного покрытия по методу пропитки (стрелками показан переход дорожных рабочих, а в кружках — их разряд):
I — завоз и распределение щебня первой фракции; II — уплотнение; III — розлив битума, распределение щебня второй фракции и уплотнение; IV — розлив битума, распределение щерня третьей фракции и уплотнение; V — розлив битума, распределение щебня четвертой фракции и уплотнение;

Щебеночные и гравийные/покрытия, устроенные способом смешения на дорог е. Этот способ трудоемок, поскольку выполняется только автогрейдерами. Технологический процесс с использованием автогрейдера включает доставку каменного материала, его разравнивание слоем заданной толщины, розлив нормы вяжущего в несколько приемов, предварительное перемешивание вяжущего с каменным материалом, окончательное перемешивание. Вяжущее разливают с помощью автогудронатора, готовую смесь распределяют отвалом автогрейдера, установленным – под углом 45—60° к оси дороги. Для равномерного распределения по ширине проезжей части и удобства уплотнения материала устраивают упоры по краям проезжей части, уплотняют самоходными катками на пневматических шинах. Если отсутствуют такие катки, можно использовать моторные с гладкими вальцами массой 5—10 т. В жаркое время года при незначительной влажности каменного материала для лучшего уплотнения холодную битумоминеральную смесь рекомендуется поливать водой по норме 3 л/м2, а вальцы обязательно смачивать водбй. Уход за покрытием длится 15—20 суток, за основанием 7—10. Если уплотняли катками на пневматических шинах или виброкатками, срок ухода сокращают до 5—10 суток.

Покрытия (основания) из черного щебня или черных щебеночных (гравийных) смесей, приготовленных на АБЗ или на базе, получаются более высокого качества. Черный щебень не крупнее 15 мм и черные щебеночные (гравийные) смеси, содержащие не более 50% частиц крупнее 15 мм, приготавливают в смесителях принудительного перемешивания цикличного или непрерывного действия, из них предпочтительнее смесители непрерывного действия. Для приготовления черного щебня и черных щебеночных (гравийных) смесей с более крупными фракциями можно использовать смесители со свободным перемешиванием. Если смеси готовят без подогрева каменного материала, можно использовать бетоно-и растворосмесители. Смеси могут приготовляться горячими, холодными и теплыми в зависимости от применяемого вяжущего.

Горячий и теплый щебень и черная щебеночная (гравийная) смесь из смесителя поступает к месту укладки и должна иметь температуру (80—190°) в завискмости от марки битума или дегтя. Черный щебень и черные смеси, заготовляемые впрок, из смесителя доставляют на склад для хранения. Чтобы не допустить слеживание перед отправкой на склад смеси охлаждают до 30—35° С струей воздуха во вращающихся барабанах, систематическим рыхлением одноковшовым экскаватором или погрузчиком. Слеживаемость можно уменьшить, добавив в смеситель водные растворы (отходы соап- стока, сульфитно-спиртовой барды с хлорным железом и др.) в коли, честве 2,2—3,5% от массы смеси. Длительность перемешивания увеличивают на 1—20 с. Летом холодные смеси хранят на открытых площадках или под навесом в штабелях высотой 1,5—2 м. Если при приготовлении используют жидкий битум класса СГ и дегти, смеси хранят под навесом 6—8 месяцев; если были применены жидкий битум МГ и СГ, каменноугольный деготь или прямая эмульсия — 4 месяца. Готовую продукцию складывают в штабели высотой не более 2—4 м на площадках с искусственным покрытием, обеспеченных водоотводом.
Устройство покрытий или оснований из черно- щебеночных смесей.

В технологию постройки входят доставка смеси к месту работ, ее распределение по подготовленному основанию слоем заданной толщины с учетом коэффициента уплотнения, уплотнение смеси, устройство поверхностной обработки (рис. 9.8).

Перед распределением смеси универсальными щебнеукладчика- ми или асфальтоукладчиками устанавливают боковые упоры, чтобы уплотнить края. Правильность поперечного и продольного профилей проверяют шаблоном и рейкой. Замеченные недостатки немедленно устраняют.

Горячие и теплые крупнозернистые смеси из прочных горных пород уплотняют тяжелыми катками, средне- и мелкозернистые или песчаные смеси из прочных пород сначала уплотняют легкими катками за три-пять проходов по одному следу, затем тяжелыми за 12—20 проходов, начиная с краев к середине и перекрывая каждую соседнюю полосу на 20—30 см. Вальцы катков смазывают во избежание прилипания к ним смеси. Уплотнение считается законченным, когда от тяжелого катка не остается след. Черные щебеночные (гравийные) смеси, укладываемые в холодном состоянии, хорошо уплотняются самоходными катками на пневматических шинах (шесть- десять проходов по одному следу). Их можно уплотнять моторными катками,с гладкими вальцами и 5-тонными виброкатками (вначале два-три прохоДа с выключенным вибратором, затем три-четыре с включенным). Если в качестве вяжущего применена прямая эмульсия, уплотнение начинают не раньше 2 ч после укладки, вначале делая два-три прохода 5—6-тонным катком по одному следу, а затем •8—10 проходов 8—10-тонным катком. Уход за покрытием продол- жаетсй 15—20 суток и заключается в регулировании движения автомобилей, утюжке покрытия, дополнительной подкатке в первое время с подсыпкой обработанными высевками в местах обнажения щебня, устранением деформаций. По покрытию из горячего щебня движение можно открывать после его остывания. Если покрытие из теплого щебня, уход сокращают на 3—7 суток. ‘ Поверхностная обработка устраивается на всех видах новых и находящихся в эксплуатации дорожных покрытиях, за исключением мостовых, покрытий из цементобетона и мелкозернистого асфальтобетона. Поверхностная обработка может служить в качестве слоя износа для повышения водонепроницаемости покрытия или защиты его на период формирования. Для защитного слоя пригодны вязкие и жидкие битумы, дегти, эмульсии. Поверхностная обработка увеличивает шероховатость покрытий. Она может быть одиночной, двойной и тройной (рис. 9.9). В районах с влажным и холодным климатом, а также при производстве работ в осенний период для поверхностной обработки -используют щебень, щебеночные (гравийные) смеси, только обработанные органическим вяжущим.

Рис. 9.8. Технологическая схема устройства покрытий и оснований из чернощебеночных смесей (в кружках показаны разряды рабочих)
I — доставка и распределение щебня первой фракции; II — уплотнение щебня первой фракции; III — розлив битума, распределение щебня второй фракции и уплотнение; IV — розлив битума, распределение щебня третьей фракции и уплотнение; V – розлив битума, распределение щебня четвертой фракции и уплотнение; 1 — автомобиль-самосвал; 2 — самоходный распределитель щебня; 3 —легкий моторный каток (5—6 т); 4 — тяжелые катки (12—15 т); 5 — автогудронатор; 6 — автомобили-самосвалы с навесными распределителями мелкого щебня; 7 — вагончик для рабочих; 8 — площадка для
стоянки машин; 9 —душ; 10 — туалет

Рис. 9.9. Технологическая схема устройства поверхностной обработки:
1 — распределение битума; II — распределение щебня; III — разравнивание щебня и устранение дефектов; IV — уплотнение щебня; V — готовый участок; 1 — автогудронатор; 2— автомобиль-самосвал с навесным распределителем; 3 —щетка; 4 — самоходные катки с гладкими вальцами; 5 —участок, перекрытый битуминированной бумагой; 6 — участок готовой поверхностной обработки

Если используют необработанные каменные материалы, в качестве вяжущего применяют прямые битумные эмульсии или вяжущее с добавкой ПАВ. Перед устройством шероховатых слоев износа покрытие ремонтируют и тщательно очищают. Технологический процесс состоит в нанесении комплексного вяжущего на поверхность покрытия, распределения черного щебня, уплотнении россыпи в процессе формирования. Работу производят при температуре не ниже + 15°. Предварительно, покрытие обрабатывают известковым молоком, что улучшает прилипание вяжущего к каменному материалу. Вяжущим служат битум марки БНД-130/200, дегти марок Д-3, Д-4, Д-5, (ГОСТ 4641—49).

Поверхностная обработка с применением битумов и дегтеполи- мерных вяжущих предложена канд. техн. наук JI. В. Колчановым и проф. В. К. Некрасовым (МАДИ). При обычной поверхностной обработке период формирования продолжается 2—3 недели. На этот период приходится ограничивать скорость движения, регулировать движение по ширине проезжей части, наметать щебень. Невтоплен- ный щебень может разбить ветровые стекла автомобилей, нанести травмы людям, повредить окраску автомобилей. При новом способе формирование слоя износа с 2—3 недель снижено до 2—3 ч. Можно .разрешать движение всем типам автомобилей независимо от температуры окружающего воздуха. Щебень настолько .прочно приклеивается к вяжущему, что почти полностью исключено его выбрасывание колесами автомобилей.

Покрытия из холодного асфальтобетона строят так же, как из горячих и теплых смесей, несколько изменяется режим укладки и уплотнения. Эти смеси можно укладывать при температуре воздуха не ниже +5° С на полностью оттаявшее и просохшее основание.

Формирование покрытия протекает медленно в течение 20—30 суток, что зависит от погоды, интенсивности движения автомобилей и их грузоподъемности. Холодный асфальтобетон применяют для устройства проезжей части автомобильных дорог, требующих по условиям, составу и интенсивности движения усовершенствованных покрытий облегченного типа. Смеси укладывают асфальтоукладчиком или универсальным щебнеукладчиком, уплотняют 5-тонными катками за три-четыре прохода по одному следу или катками на пневматических шинах за шесть-восемь проходов, чем ускоряется процесс формирования. Если применяют виброкатки, то три-пять проходов выполняют с включенным вибратором и шесть-восемь с выключенным. Окончательное уплотнение и формирование происходит под воздействием проезжающих автомобилей, особенно интенсивно 3—4 недели после постройки, затем затухает в течение нескольких лет. Для повышения водоустойчивости покрытия устраивают одиночную поверхностную обработку через 2—3 недели после открытия движения автомобилей.

Для получения холодного асфальтобетона, кроме жидких битумов, начинают применять дорожные эмульсии. Технология приготовления смесей упрощается, но нужно сушить каменный материал. Строительный сезон можно удлинить на весь период сохранения положительной температуры. Смеси на эмульсии способны длительное время сохранять свои свойства при хранении в штабелях. Это позволяет готовить материал в запас, используя зимний сезон и третью смену работы АБЗ.

Дальность перевозки холодной смеси потребителям ограничена только транспортными расходами. По данным Белдорнии {9.4], себестоимость 1 т холодной смеси равна 5 р. 48 к., горячего асфальтобетона 13 р. 25 к.

В качестве вяжущего в эмульсиях, на которых готовят холодные смеси, рекомендуется использовать нефтяные битумы из малопара- финистых арлано-чикмагушских и им подобные нефтей, обеспечивающих стабильное сцепление битумной пленки с поверхностью каменного материала. Чтобы получить хорошую холодную смесь на эмульсии, следует ограничить содержание в каменном материале мелких и пылевидных фракций. Для этого каменный материал тщательно сортируют мокрым oifpco6oM на фракции 0—5, 5—10, 10—15 и 25—40 мм. При приготовлении смеси вяжущее добавляют в смеситель одновременно с каменным материалом.

Большой опыт применения холодных смесей, приготовленных на эмульсиях, имеет Югославия, где его используют для устройства поверхностной обработки на асфальтобетонных покрытиях, для создания шероховатого слоя на гладкой асфальтобетонной поверх? ности, для ремонта покрытий и др. Холодный асфальт можно укладывать на влажное основание, во время дождя.


Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Документация на ремонт дорожных машин
Механизированные средства для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
Хранение и консервация дорожно-строительных машин
Парки дорожно-строительных машин
Система планово-предупредительного ремонта дорожно-строительных машин
Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин
Транспортирование дорожно-строительных машин
Подготовка дорожно-строительных машин к эксплуатации
Приемка-передача дорожно-строительных машин
Cистемы автоматики дорожных машин


Остались вопросы по теме:
"Механизация построики усовершенствованных покрытии облегченного типа"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы