Строительные машины и оборудование, справочник






Механизм газораспределения дизельных двигателей


Категория:
   Техническое обслуживание дизелей


Механизм газораспределения дизельных двигателей

Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндры свежего воздуха и выпуска продуктов сгорания. Он состоит из распределительного вала, зубчатых колес распределения, впускных и выпускных клапанов, крепежных деталей.

Распределительный вал дизеля СМД-31 стальной, четырех-опорный, СМД-23 трехопорный. Поверхности шеек и кулачков закалены ТВЧ.

У дизеля СМД-31 на средних шейках распределительного вала имеется кольцевая канавка, через которую масло подается к клапанному механизму. У дизеля СМД-23 на последней шейке распределительного вала просверлен канал, обеспечивающий подачу масла к клапанному механизму.



Привод распределительного вала осуществляется через промежуточное зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с зубчатыми колесами коленчатого вала и топливного насоса. Для обеспечения правильности сборки на зубчатых колесах имеются метки Р (распределительный вал), К (коленчатый вал), Т (топливный насос). При сборке метки должны быть совмещены.

Рис. 14. Распределительный вал и клапанный механизм дизеля СМД-31: 1 – распределительный вал; 2 – впускной клапан; 3 – тарелка клапана; 4 – сухарь; 5 – ось коромысел; 6 – коромысло; 7 – стопорное кольцо; 8 – пробка; 9 – гайка; 10 – регулировочный винт; 11 – втулка тарелки; 12 – внутренняя пружина клапана; 13 – наружная пружина клапана; 14 – впускной клапан; 15 – штанга толкателя; 16 – толкатель; 17 – подпятник; 18 – зубчатое колесо распределительного вала; 19 – штифт; 20 – шайба; 21 – болт

Рис. 15. Распределительный вал и клапанный механизм дизеля СМД-23: 1 – шестерня распределительного вала; 2 – распределительный вал; 3 – впускной клапан; 4 – тарелка клапанной пружины; 5 – втулка; 6 – сухарь клапана; 7 – втулка оси коромысел; 8 – распорная пружина; 9 – выпускной клапан; 10 – внутренняя пружина клапана; 11 – наружная пружина клапана; 12 – штанга толкателя; 13 -толкатель; 14 – валик механизма декомпрессии; 15 – ось коромысел; 16 – стойка валиков коромысел и механизма декомпрессии; 17 – палец промежуточной шестерни; 18 – регулировочный винт; 19 – контровочная гайка регулировочного винта; 20 -коромысло клапана; 21 – стопорное кольцо; 22 – корпус механизма декомпрессии; 23 – промежуточная шестерня; 24 – шайба; 25 – болты крепления промежуточной шестерни; 26 – стопорная шайба; 27 – болты крепления шестерни распределительного вала

На кулачки распределительного вала опираются толкатели, совершающие при работе возвратно-поступательное движение, и кулачок. В толкателях расположены штанги, изготовленные из стального прутка. Сфера штанг закалена ТВЧ. При работе штанги приводят в движение коромысла, которые открывают клапаны, закрывающиеся под воздействием пружин. Клапанные пружины закреплены на клапанах с помощью тарелки, втулки и сухаря.

Рис. 16. Зубчатые колеса распределения механизма газораспределения дизеля СМД-31: 1 – зубчатое ведомое колесо привода масляного насоса; 2 – зубчатое ведущее колесо привода масляного насоса; 3 – зубчатое колесо коленчатого вала (ведущее); 4 – зубчатое колесо привода насоса НШЮЕ-З-Л; 5 – зубчатое колесо распределительного вала; 6 – зубчатое колесо (промежуточное); 7 – зубчатое колесо привода топливного насоса

Рис. 17. Зубчатые колеса распределения дизелей типа СМД-23: 1 – зубчатое ведомое колесо привода масляного насоса; 2 – зубчатое ведущее колесо привода масляного насоса; 3 -зубчатое колесо привода насоса НШ50У-2Л (или НШ32-2-Л); 5 – зубчатое колесо привода насоса НШЮЕ-З-Л; 6 -зубчатое колесо распределительного вала; 7 – промежуточное зубчатое колесо; 8 – зубчатое колесо привода топливного насоса

В дизеле СМД-31 на каждой головке цилиндров имеются три оси коромысел (с двумя коромыслами на каждой оси). Осевое перемещение коромысел ограничено стопорными кольцами. В дизеле СМД-23 одна ось коромысел.

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали, а направляющие втулки, расположенные в головках цилиндров, металлокерамические.

Техническое обслуживание механизма газораспределения заключается в периодической проверке и при необходимости регулировке зазора между бойком коромысла и торцами стержня клапана, проводимых через 480 моточасов.

Номинальный зазор для впускных и выпускных клапанов холодного дизеля 0,4…0,45 мм.

При проверке и регулировке зазоров дизелей СМД-23 и СМД-31 установите поршень первого цилиндра в в.м.т., для чего, вращая коленчатый вал по ходу часовой стрелки, наблюдайте за клапанами первого цилиндра. Они должны открыться, а затем закрыться. Продолжая медленно проворачивать коленчатый вал, совместите метку в.м.т. на маховике с риской-указателем на картере маховика (рис. 18). При этом положении клапанов проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор. Для выполнения операции используйте гаечный ключ 17×19, торцовый ключ 12×14, отвертку и щуп № 2 или 3.

Регулировку зазоров остальных клапанов проводите в последовательности работы цилиндров дизеля (СМД-23: 1-3-2-4; СМД-31: 1-5-3-6-2-4), проворачивая коленчатый вал дизеля СМД-23 на полоборота, СМД-31 – на 120°.

Рис. 18. Указатель в.м.т. на картере маховика и шкала на маховике дизелей СМД-31: 1 – риска (указатель) в. м. т. на картере маховика; 2 – метка в. м. т. на маховике; 3 – картер маховика; 4 – венец маховика; 5 – шкала маховика

Рис. 19. Проверка и регулировка зазора между стержнем клапана и бойком коромысла: 1 – головка; 2 – коромысло; 3 – контро-вочная гайка; 4 – регулировочный винт; 5 – клапан

Рис. 20. Установка шпильки на картере маховика дизеля СМД-24 (с пуском от пускового двигателя) для определения в. м. т.

На дизеле СМД-24 необходимо после открытия и закрытия клапанов вывернуть из картера маховика шпильку, установить ее обратной (нерезьбовой) частью в то же отверстие и, медленно продолжая вращать коленчатый вал, совместить шпильку с отверстием в маховике (рис. 20). При этом положении клапанов проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор. Регулировку зазоров остальных клапанов проводите в последовательности работы цилиндров дизеля (1-3-2-4), каждый раз проворачивая коленчатый вал по ходу часовой стрелки на пол-оборота.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дизелей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины