Строительные машины и оборудование, справочник






Механизм газораспределения двигателя


Категория:
   Передвижные электростанции


Механизм газораспределения двигателя

Газораспределительный механизм дизелей Д-40Р и КДМ-100 имеет подвесные клапаны и состоит из клапанно-распределитель-ного механизма, распределительных шестерен и механизма декомпрессора. Клапаны расположены в головках цилиндров дизелей.

Механизм декомпрессора позволяет открывать впускные клапаны и таким образом облегчает прокручивание коленчатого вала при пуске дизеля.

Распределительные валы газораспределительного механизма стальные, имеют по четыре пары кулачков и по три опорные шейки. Один из кулачков каждой пары воздействует на впускной, а другой на выпускной клапаны цилиндров. Подшипниками распределительного вала дизеля Д-40Р служат три втулки из антифрикционного чугуна, а дизеля КДМ-100 — три стальные втулки, залитые баббитом и запрессованные в стенках блок-картера.



Толкатели дизеля Д-40Р изготовлены из стали, их трущиеся поверхности цементированы и закалены. Толкатели дизеля КДМ-100 чугунные с отбеленной рабочей поверхностью. Оси толкателей смещены относительно осей кулачков для обеспечения толкателям при работе вращательного движения, в результате чего достигается равномерный износ их тарелок.

Распределительный вал дизеля КДМ-100 (рис. 1) стальной, с восемью кулачками и тремя опорными шейками. Подшипниками вала служат три стальные втулки, залитые баббитом и запрессованные в гнезда в стенках блок-картера. Для лучшего удержания и распределения масла шейки распределительного вала имеют спиральные канавки. На переднем конце вала насажены на шпонке упорный бронзовый диск и распределительная шестерня с двойным венцом, закрепленные гайкой.

Осевое перемещение распределительного вала в пределах 0,10-0,33 мм обеспечивается упорным диском. Толкатели расположены над кулачками распределительных валов в четырех кронштейнах, прикрепленных к боковой стенке блок-картера.

На конце стержня толкателя имеется кольцевая выточка, в которой устанавливается пружинное кольцо, предохраняющее толкатель от выпадания из кронштейна.

Рис. 1. Клапанно-распределительный механизм дизеля КДМ-100: 1 — толкатель, 2 — пружинное кольцо, 3 — валик коромысел, 4 — заглушка, 5 втулка коромысла, 6 — распорная пружина, 7— упорная шайба, 8 — колпак, 9 — регулировочный винт, 10 — коромысло, 11 — контргайка, 12 — стопор, 13 — стакан клапана, 14 — стойка валика коромысел, 15 наружная пружина клапана, 16 — внутренняя пружина- клапана, 17 — втулка клапана, 18- впускной клапан, 19 — кронштейн толкателя, 20 — штанга, 21 — верхний наконечник штанги, 22 — нижний наконечник штанги

Движение от распределительного вала к коромыслам передается через толкатели и полые стальные штанги. Штампованные стальные коромысла качаются на полых стальных валиках. На каждом из двух валиков установлено по четыре коромысла. Коромысло имеет два плеча — короткое и длинное. В короткое плечо ввернут регулировочный винт, входящий в чашку верхнего наконечника штанги толкателя; длинное плечо упирается в стальной стакан и через него — в торец клапана. Валикй коромысел закреплены стопорами на чугунных стойках, установленных на головках цилиндров. Пружины 6 прижимают коромысла к стойкам. Короткое плечо коромысла имеет боковую площадку, в которую упирается наконечник штанги декомпрессора. Для доступа смазки к трущимся поверхностям втулок коромысел на каждом валике имеется пять отверстий. На концах валиков коромысел в отверстиях установлены заглушки. В отверстие, находящееся в средней части валика, ввернут штуцер, по которому масло из масляной магистрали поступает в полость валика.

Боковое давление от коромысел воспринимается стаканами, и таким образом устраняются перекосы стержня клапана и уменьшается его износ. В каждой из двух головок цилиндров установлены в чугунных направляющих втулках четыре клапана: по одному впускному и одному выпускному на каждый цилиндр. Клапаны под действием наружной и внутренней пружин плотно прижаты тарелкой к гнезду в головке цилиндров. Во избежание заклинивания витки пружины имеют различные по направлению навивы.

Рис. 2. Шестерни распределения и передачи движения механизмам дизеля Д-40Р: 1 — риска на фланце картера шестерен для установки шестерни привода топливного насоса, 2 — шестерня привода топливного насоса, 3 — промежуточная шестерня, 4 — шестерня распределительного вала, 5 — риска на картере шестерен, 6 — шестерня привода вентилятора, 7 — шестерня коленчатого вала, 8 — риска на картере для установки шестерни коленчатого вала, 9 — промежуточная шестерня привода масляного насоса

Клапаны изготовлены из легированной стали. Диаметры тарелок всех клапанов одинаковы. Выпускной клапан имеет отражатель отработавших газов. На верхнем стержне установлена тарелка, в которую упираются пружины клапана. Со стержнем клапана тарелка соединена при помощи разрезных конических сухариков.

Для согласованной работы клапанно-распределительного механизма, топливного насоса и других агрегатов и узлов вращение от коленчатого вала передается через распределительные шестерни, которые установлены у передней стенки блок-картера.

Рис. 3. Шестерни распределения и передачи движения механизмам дизеля КДМ-100: 1 — шестерня привода масляного насоса, 2- малая промежуточная шестерня, 3 — шестерня генератора, 4 — большая распределительная шестерня, 5 — малая распределительная шестерня, 6 — шестерня привода топливного насоса, 7 — шестерня привода водяного насоса, 8 — большая промежуточная шестерня, 9 — шестерня коленчатого вала

Шестерни распределения и передачи движения механизмам дизеля Д-40Р размещены в специальном картере, закрепленном на передней стенке блок-картера. На шестернях, а также на картере шестерен выбиты метки. Передача вращения от шестерни коленчатого вала к шестерне привода топливного насоса, шестерне распределительного вала и шестерне привода вентилятора осуществляется через промежуточную шестерню. Шестерня коленчатого вала передает вращение промежуточной шестерне привода масляного насоса, которая в свою очередь передает вращение шестерне масляного насоса (на рисунке не показана).

При сборке шестерни вводят в зацепление так, чтобы соответствующие метки на шестернях и на картере совместились. Если шестерни будут зацеплены не по меткам, то двигатель не будет работать или не будет развивать полной мощности. При сборке шестерен необходимо метку на шестерне совместить с риской, метку на шестерне — с риской и метку Д на шестерне с риской. Шестерни устанавливают произвольно.

Рис. 4. Клапанно-распределительный механизм дизелей Д6 и Д12: 1 — распределительный вал выпускных клапанов, 2 — впускной клапан, 3 — крышка головки блока, 4- верхняя тарель клапана, 5 — замок тарели клапана, 6 — внутренняя пружина клапана, 7 — наружная пружина клапана, 8 — направляющая втулка клапана, 9 — седло гнезда клапана, 10-выпускные клапаны, 11 — головка блока цилиндров, 12 и 14 — пружинные кольца, 13 — резьбовой зажим, 15 — регулировочная втулка, 16 — верхняя шестерня наклонного валика, 17 — двойная (коническая и цилиндрическая) шестерня распределительного вала впускных клапанов, 18 — шестерня распределительного вала выпускных клапанов, 19 — крышка подшипника, 20 — форсунка, 21 — основание подшипника распределительных валов, 22 — распределительный вал впускных клапанов

Шестерни распределения и передачи движения механизмам дизеля КДМ-100 (рис. 3) устанавливают по меткам на зубьях и впадинах. Метки имеются на шестернях и шестерне привода регулятора.

Клапанно-распределительный механизм дизелей Д6 и Д12 (рис. 4) имеет два распределительных пала (у дизеля Д12 по два вала на каждый блок). Каждый цилиндр обслуживают два впускных и два выпускных клапана. Впускные и выпускные клапаны имеют одинаковое устройство, каждый клапан состоит из круглого диска, называемого тарелью, и стержня. На верхнюю полированную плоскость тарели непосредственно нажимает кулачок распределительного вала. В верхней части стержня клапана имеются шлицы для установки в них замка, в который упираются пружины. Стержнями клапаны вставлены в направляющие бронзовые втулки, запрессованные в отверстия в головке блока. При закрытии клапан под действием пружин садится в седло гнезда, установленного в головке блока цилиндров. Для подвода масла к подшипникам распределительных валов и тарелям клапанов валы выполнены полыми. Первая и седьмая опорные шейки распределительного вала имеют по два отверстия для смазки, а остальные шейки и все кулачки — по одному. На каждом распределительном валу расположено двенадцать кулачков.

Распределительный вал имеет правое вращение, а вал — левое. На валу установлена двойная шестерня, закрепленная при помощи регулировочной втулки с внутренними прямоугольными и наружными треугольными шлицами. Прямоугольными шлицами втулка насажена на распределительный вал, а треугольные шлицы входят во внутренние шлицы шестерен вала. В передние торцы распределительных валов ввинчены резьбовые зажимы, прижимающие шестерни через регулировочные втулки к упорному бурту вала. Зажим, ввернутый в передний торец вала, застопорен относительно втулки пружинными кольцами, что позволяет вводить втулку в зацепление с шестернями и распределительным валом и выводить из зацепления поворотом зажима в резьбе. Крышка второго подшипника крепится на трех болтах, а крышка переднего подшипника — на четырех болтах. Цилиндрическая шестерня распределительного вала получает вращение от шестерни. Над каждым цилиндром в головке блока вЬернута форсунка. Сверху головка блока цилиндров закрыта крышкой.

Рис. 5. Механизм передач дизеля Д6

Механизм передач дизеля Д6 (рис. 5) состоит из привода топливного насоса (наклонного валика с шестернями и горизонтального валика с шестерней), привода газораспределения (вертикального валика с шестернями и шестерен), привода генератора (наклонного валика с шестернями) и горизонтального валика с конической шестерней, приводов масляного, водяного и топливоподкачивающего насосов.

Привод топливного насоса осуществляется следующим образом: от шестерни, установленной на шлицах хвостовика коленчатого вала, и конических шестерен, изготовленных заодно с наклонным валиком, через коническую шестерню установленную на шлицах наклонного валика, вращение передается конической шестерне (валик и шестерня изготовлены заодно). Коническая шестерня зацеплена с шестерней вертикального валика газораспределения. Шестерня упирается в упорную шайбу, под которой имеется регулировочная шайба. Горизонтальный валик топливного насоса с подшипником размещен в верхнем картере. Вдоль оси и по радиусам в валике просверлены отверстия для подвода смазки к шейкам.

Привод газораспределения осуществляется следующим образом. Коническая шестерня вертикального валика привода газораспределения приводится во вращение от шестерни. На верхнем конце вертикального валика заодно с ним изготовлена-коническая шестерня, которая передает вращение конической шестерне распределительного вала впускных клапанов. Цилиндрическая шестерня приводит во вращение шестерню распределительного вала выпускных клапанов. Шестерни установлены на шлицах распределительных валов.

Привод водяного, масляного и топливоподкачивающего насосов осуществляется от коленчатого вала через нижний вертикальный валик, изготовленный заодно с шестерней, находящейся в зацеплении с шестерней. Валик вращается в бронзовых втулках, запрессованных в нижнюю часть картера. Нижним шлицевым концом валик входит в хвостовик цилиндрической шестерни, а в паз этой шестерни входит кулачок валика водяного насоса. Шестерня находится в зацеплении с промежуточной цилиндрической шестерней, которая в свою очередь зацеплена с шестерней ведущего валика масляного насоса. Валик шестерни вращается в шариковом подшипнике, насаженном на ось, закрепленную в нижней части картера.

В цилиндрическую шестерню привода топливоподкачнваю-щего насоса запрессована коническая шестерня, которая передает вращение конической шестерне, имеющей квадратное отверстие. В это отверстие входит конец промежуточного валика топливоподкачивающего насоса. Смазка к подшипникам и втулкам поступает по трубкам и сверленым каналам в картере блока и затем стекает в нижнюю часть картера.

Рис. 6. Декомирессиоиный механизм дизеля Д-40Р: 1 — впускной клапан, 2 — коромысло, 3 — штанга, 4 — толкатель, 5 — кулачок, 6 — валик с лысками, 7- рычажок, 8 — тяга с вилками, 9 — рычаг валика управления декомпрессионным механизмом. 10 — валик управления декомпрессионным механизмом, 11 — сектор, 12 — рычаг с фиксатором, 13 — тяга

Привод зарядного генератора осуществляется при помощи наклонного валика. Коническая шестерня, изготовленная заодно с валиком, получает вращение от коленчатого вала и передает его через коническую шестерню шестерне горизонтального валика привода генератора. Шестерня установлена на шлицах валика и закреплена гайкой и контргайкой.

Прокручивание коленчатого вала при луске дизеля затрудняется из-за большой компрессии в цилиндрах. Для устранения компрессии дизели оборудованы декомпрессионными механизмами, позволяющими при пуске открывать и удерживать клапаны в открытом положении. При включении декомпрессионного механизма специальные валики воздействуют своими выступами на толкатели впускных клапанов и открывают их.

Декомпрессионный механизм дизеля Д-40Р (рис. 6) состоит из четырех валиков с лысками на концах, установленных в отверстиях блока, и рычажка, соединенных между собой тягой.

При установке рычага на секторе в положение Работа лыски валиков и валики не касаются толкателей. Толкатели поднимаются кулачками распределительного вала на всю величину хода.

Если переместить рычаг в положение Прогрев, валики первого и второго цилиндров, поворачиваясь, приподнимут толкатели, в результате чего штанги тоже приподнимутся и впускные клапаны при воздействии на них коромысел откроются; воздух в этих цилиндрах сжиматься не будет. При установке рычага в положение Прогрев валики всех цилиндров приподнимают толкатели и удерживают их, а поэтому сжатия воздуха в цилиндрах не происходит.

Декомпрессионный механизм дизеля КДМ-100 (рис. 7) состоит из валика с лысками, четырех штанг с наконечниками, рычага, кронштейна и тяги.

Валик имеет четыре лыски, расположенные в разных плоскостях. Штанги декомпрессора нижними концами упираются в лыски валика, а верхними — в боковые площадки на коротких плечах коромысел впускных клапанов.

На кронштейне имеются три надписи: Рабоч., Полов, и Пуск. Каждому положению рычага с фиксатором соответствует определенное расположение лысок на валике относительно штанг декомпрессора. Если рычаг с фиксатором установить против надписи Рабоч., между наконечниками 3 всех штанг и коромыслами будет зазор и клапаны закроются. При этом положении рычага с фиксатором происходит сжатие воздуха в цилиндрах согласно порядку их работы.

Если рычаг с фиксатором установить в положение Полов., штанги второго и третьего цилиндров, приподнимаясь, надавят на коромысла, которые в свою очередь нажмут на стаканы и впускные клапаны откроются; воздух в этих цилиндрах сжиматься не будет.

При установке рычага с фиксатором против надписи Пуск все четыре штанги станут давить на коромысла и впускные клапаны будут удерживаться в открытом положении. В этом случае воздух в цилиндрах сжиматься не будет. Клапаны не должны подниматься более чем на 3,5 мм, иначе может произойти поломка деталей вследствие ударов поршней о головки клапанов.

Рис. 7. Декомирессионный механизм дизеля КДМ-100: 1 — валик с лысками, 2 — штанга, 3 — регулировочный наконечник, 4 — коромысло, 5 — разгрузочный стакан, 6 тяга с вилками, 7 — кронштейн, 8 рычаг с фиксатором, 9 — впускной клапан, 10- лыска на валике, 11 — регулировочный болт клапанного механизма


Читать далее:

Категория: - Передвижные электростанции

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Приемы оказания первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током
Правила техники безопасности при эксплуатации электрооборудования
Общие требования охраны труда и техники безопасности
Правила техники безопасности при обкатке и испытаниях двигателей
Правила техники безопасности при сварочных и наплавочных работах
Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями
Меры безопасности при работе с этилированными бензинами и незамерзающими жидкостями (антифризами)
Противопожарные мероприятия (правила)
Основные требования охраны труда и правила техники безопасности при работе на передвижных электростанциях
Ремонт рубильников, пакетных выключателей и предохранителей


Остались вопросы по теме:
"Механизм газораспределения двигателя"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы