Строительные машины и оборудование, справочник





Механизм поворота крана

Категория:
   Механизмы башенных кранов


Механизм поворота крана

Механизмы поворота по компоновке подразделяют на две группы: с горизонтальным и с вертикальным расположением двигателя.

Механизмы поворота с горизонтально рас-пол о ж е н н’ы м двигателем имеют, например, краны БКСМ-5-5А, МСК-5-20 и АБКС-5.

Механизм поворота крана БКСМ-5-5А (рис. 51) состоит из червячного редуктора 1, электродвигателя 3, тормоза 4 и вертикального вала 2, расположенных на поворотной части оголовка 9. Редуктор, тормоз и электродвигатель закреплены на одной раме, имеющей болтовое крепление с оголовком. Электродвигатель установлен на лапах. Вал электродвигателя соединен с валом червячного редуктора полумуфтой с упругими втулками и пальцами. Одна полумуфта служит тормозным шкивом и ее охватывают колодки тормоза 4 типа ТКТ-200. Червячный вал 5 вращается в радиальных и радиально-Упорных шарикоподшипниках, расположенных в корпусе редуктора. ° зацеплении с червяком вала находится бронзовый венец z = 102, который зажат между двумя дисками 7, поджимаемыми пружиной 6.



Наружная поверхность периметра дисков выполнена в виде конуса. Внутренняя поверхность бронзового венца обработана под двусторонний конус, имеющий хорошее сопряжение с конусами дисков для передачи крутящего момента. Нижний диск упирается в выступ вертикального вала и сидит на нем неподвижно на шпонке. Верхний диск имеет возможность смещаться по валу и шпонке в осевом направлении. Пружина нажимает на верхний диск, зажимая венец между двумя дисками и соединяя его с валом. Усилие нажатия пружины регулируется гайкой, навернутой на верхний конец вала. Контргайка не позволяет гайке отворачиваться. Нажатие пружины регулируется после снятия колпака, прикрепленного болтами к крышке редуктора.

Выходная шестерня редуктора находится в зацеплении с шестерней вертикального вала, на нижнем конце которого закреплена цевочная шестерня, катящаяся по цевочному венцу неповоротного оголовка. Вертикальный вал опирается на втулки стакана, закрепленного в металлоконструкции поворотного оголовка,

Для смазки втулок стакана в его верхней и нижней частях имеются маслопроводные трубки, в которые ввернуты колпач-ковые масленки.

Рис. 51. Кинематическая схема механизма поворота крана БК.СМ-5-5А:
1 — червячный редуктор, 2 — вертикальный вал, 5 — двигатель, 4 — тормоз, 5 — червячный вал, 6 — пружина, 7 — нажимной диск, 8 — неповоротный оголовок, 9 — поворотная часть оголовка

Нар яде кр анов с неповоротной башней (БКСМ-5-5А и БКСМ-7-5) и с поворотной башней (МСК-5-20) применяют механизмы поворота, имеющие вместо червячного цилиндрические редукторы и коническою передачу для изменения плоскости вращения ведущей шестерни механизма поворота. Схема механизма поворота с конической передачей башенного крана МСК-5-20 приведена на рис. 52, аналогичного механизма автобашенного крана АБКС-5 —на рис. 53.

Недостаток такой конструкции в том, что при пуске и остановке механизма консольная часть выходного вала редуктора, на которой закреплена коническая шестерня, стремится сдвинуть цилиндрический редуктор, вследствие чего разрабатываются отверстия и болты крепления, ломаются лапы редуктора и быстро изнашиваются зубья конической пары. Поэтому в таких механизмах нужно внимательно следить за узлами крепления.

Механизмы поворота с вертикально расположенным двигателем более компактны, чем механизмы с горизонтально расположенным двигателем, поэтому они более распространены. К этому типу относятся все унифицированные механизмы поворота.

Усовершенствованная конструкция механизма поворота крана МСК-5-20 (рис. 54) состоит из электродвигателя, тормоза и вертикального соосного редуктора /, смонтированных в один агрегат. Крепление электродвигателя к редуктору на фланце позволяет исключить соединительные муфты и облегчает обслуживание механизма. В редукторе применены цилиндрические шестерни. Нижние шестерни смазываются за счет масляной ванны, а верхние — с помощью плунжерного насоса. Чтобы смазка не вытекала из редуктора вдоль выходного вала, на корпусе редуктора сделано кольцевое ребро, поднятое выше уровня масляной ванны, а также манжетные уплотнения. На выходном валу редуктора закреплена цевочная (или зубчатая) шестерня, которая входит в зацепление с цевочным (зубчатым) венцом опорно-поворотного круга. С верхним концом выходного вала редуктора соединен конечный выключатель механизма поворота.

Рис. 52. Кинематическая схема механизма поворота крана МСК-5-20 с горизонтально расположенным двигателем:
1 — двигатель, 2 — тормоз, 3 — редуктор, 4 — коническая зубчатая передача, 5 — вертикальный вал,-6 — цевочный круг

Унифицированные механизмы поворота кранов серии КБ предназначаются не только для вращения поворотной части крана при работе, но и для поворота ходовой рамы при разворотах крана во время транспортирования его в виде прицепа.

Рис. 53. Кинематическая схема механизма поворота автобашенного крана АБКС-5:
1 — электродвигатель, 2 — тормоз, 3 — маховик, 4, 5 — редукторы, 6 — круг на платформе

Для всего ряда башенных кранов серии КБ разработаны унифицированные механизмы поворота трех типоразмеров: П-1, П-2 и П-3. В комплект механизмов входят вертикально расположенный фланцевый электродвигатель, тормоз, тормозной шкив, рукоятка и редуктор. Все механизмы поворота имеют трехступенчатые редукторы со съемной крышкой и вертикально расположенными валами.

Механизмы поворота П-1 и П-2 аналогичны по конструкции усо-вершенствовэнному механизму Поворота крана МСК-5-20. Для упрощения конструкции механизм поворота П-1 обрудован тормозом с Ручным управлением без электромагнита, располагаемым на верхнем конце вала электродвигателя. В механизме поворота П-2 тормоз выполнен с электромагнитом МО-100Б. Конструктивно тормоз не отличается от тормозов, рассмотренных в § 20, за исключением того, что его колодки и система рычагов располагаются горизонтально.

Рис. 54. Механизм поворота крана МСК-5-20 с вертикально расположенным двигателем:
1— редуктор, 2 — тормоз, 3 — электродвигатель, 4— конечный выключатель угла поворота, 5 — ребро, 6 — манжетное уплотнение, 7 — шестерня, 8 — опорно-поворотный крур

Механизмы поворота П-3 (рис. 55) наиболее распространены в башенных кранах. В вертикально расположенном редукторе 5 размещены три одинаковые по конструкции передачи (три ступени). Отличительная особенность механизма поворота П-3 в том, что он планетарный. В планетарном редукторе вращение передается от центральной верхней солнечной шестерни к нескольким (обычно трем) шестерням-сателлитам одинакового диаметра, располагаемым под углом 120° в плане. С наружной стороны сателлиты находятся в зацеплении с неподвижным зубчатым венцом. Сателлиты сидят на осях, закрепленных в общей крестовине-водиле, При вращении сателлиты катятся по зубчатому венцу. При этом их оси вместе с водилом совершают вращательное (планетарное) движение относительно оси солнечной шестерни. На нижнем конце первого водила сидит солнечная шестерня второй планетарной передачи (ступени) и т. д. Планетарная передача позволяет обеспечить высокое передаточное число и сравнительно высокий коэффициент полезного действия передачи при малых габаритах и небольшой массе редуктора.

Зубчатые венцы первой и второй передач, а также зубчатые кольца, соединяющие венцы, — плавающие, без жесткого закрепления к корпусу редуктора. Это обеспечивает нормальное зацепление с ними сателлитов даже при некоторой несоосности соединения двигателя с редуктором. Венец нижней передачи ввиду больших действующих на него нагрузок жестко прикреплен к корпусу редуктора с помощью штифтов. Водило III ступени через шлицы передает вращение выходному валу. На выходной вал редуктора снизу насажена шестерня, входящая в зацепление с венцом опорно-поворотного круга. Выходной вал редуктора передает только крутящий момент, так как он разгружен от радиальных нагрузок. Для этого шестерня 6 механизма поворота установлена на двух подшипниках, посаженных непосредственно на шейку корпуса редуктора. С валом шестерня соединяется с помощью штифтов. Чтобы из редуктора не вытекало масло, в нижней его части установлено три резиновых манжетных уплотнения, а чтобы масло не попадало в двигатель, в крышке редуктора также установлено манжетное уплотнение.

Механизмы поворота П-3 имеют четыре исполнения, отличающиеся размерами приводных (выходных) шестерен и установленной мощностью электродвигателя. IV исполнение имеет большее передаточное число в редукторе. Тормоз механизма поворота П-3 оборудован двумя электромагнитами МО-100Б. Для обеспечения плавного торможения и остановки крана тормоз выполнен двухступенчатым. Каждая колодка тормоза управляется своим электромагнитом.

Рис. 55, Унифицированный меха
а — разрез, 6 — кинематическая схема, в – аксонометрическая схема; 1 — тормоз с двумя, 6 — выходная шестерня, 7 — манжетные уплотнения* 8 — родило, 9

Первая ступень торможения — наложение одной колодки на шкив оСуществляется при работающем электродвигателе и служит для предварительного притормаживания механизма. Вторая ступень торможения, т. е. наложение и второй колодки на шкив, выполняется при остановке электродвигателя. Совместная работа обеих колодок позволяет удерживать кран в заданном положении.

Для разворота ходовой рамы вместе с подкатной осью при перевозке крана или повороте башни при аварийном состоянии вал механизма поворота можно вращать вручную. Для этого кран оснащается безопасной рукояткой, надеваемой при необходимости на тормозной шкив. На период работы безопасной рукояткой колодки тормоза отводят отжимными планками, расположенными на концах рычагов.

Унифицированные механизмы поворота крепят к поворотной платформе крана шарнирно: с одной стороны с помощью вертикального шкворня, входящего в отверстие прилива на корпусе редуктора и две проушины на платформе, с другой — натяжным болтом, служащим для фиксации механизма и регулировки зацепления. В некоторых случаях шкворень приваривают к приливу корпуса механизма. Такое крепление механизмов позволяет их быстро и легко монтировать и демонтировать при ремонте, а также регулировать зацепление между выходной шестерней и зубчатым венцом опорно-поворотного устройства.

Рис. 56. Унифицированный меха» низм поворота (цилиндрический):
1 — шестерня зубчатой муфты, 2 — входной вал, 3 — смотровое стекло,-4 — промежуточный вал (первой-вто-рой ступени), 5 — крышка корпуса, 6 — шестерня шиберного насоса, 7 — диафрагма, 8 — насос, 9 — выходной вал, 10 — корпус редуктора, 11 — манжетное уплотнение, 12 — горловина корпуса, 13 — торцовая крышка, 14 — масленка, 15 — промежуточный вал (второй-третьей ступени), 16— крышка подшипника, 17 — сливная пробка, 18 — лапа корпуса, 19 — проушина, 20 — фонарь

Рис. 57. Кинематическая схема ци-, линдрического механизма поворота:
1 — тормоз, 2 — электродвигатель 5 кВт; 8 — зубчатая муфта, 4 — корпус редуктора

На кранах КБ-160.2 и КБ-100 применяется модернизированный унифицированный механизм поворота (рис.56). Его конструкция сходна с механизмом поворота крана МСК-5-20.-Отличие заключается в том, что шестерни редуктора имеют зацепление Новикова, благодаря чему существенно уменьшены его габариты и масса.

Для смазки верхних шестерен первой и второй ступени использо-ван шиберный насос 8, приводимый в движение валом 4 второй ступени. Для контроля за работой насоса в верхней крышке подшипника этого вала предусмотрено смотровое стекло 3.

Читать далее:

Категория: - Механизмы башенных кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины