Строительные машины и оборудование, справочник







Механизмы лебедки трубоукладчика

Категория:
   Краны-трубоукладчики


Механизмы лебедки трубоукладчика

Общие сведения. Лебедка трубоукладчика предназначена для создания тягового усилия и управления движением грузовой стрелы и ее крюка с подвешенным грузом или без него. Положение стрелы и крюка изменяют посредством стальных канатов, которые наматываются на барабаны лебедки. В зависимости от назначения эти барабаны называются грузовым и стреловым. Лебедки описываемых трубоукладчиков — двухбарабанные.

Трубоукладчик Т-3560М. Лебедка трубоукладчика (рис. 73) характеризуется тем, что каждый из ее барабанов имеет индивидуальный привод и оба барабана могут одновременно вращаться в противоположных направлениях. Включение барабанов в работу не требует остановки приводной трансмиссии, усилия на рукоятках управления малы.

Лебедка состоит из грузового и стрелового барабанов, двух одинаковых червячных передач привода и двух реверсивных механизмов с муфтами включения.

Корпус лебедки образован из двух корпусов червячных передач, соединенных между собой листами (см. рис. 75). Корпуса червячных передач разъемные и состоят из станины и крышки, соединенных болтами. Сзади к станинам прикреплены кожухи тормозов. Лапами станина крепится на площадке верхней рамы трубоукладчика.

На внешних задних стенках станин есть проушины, в которых установлены оси цепной подвески каретки контргруза. В верхних проушинах крышек установлены оси, относительно которых поворачивается сварная подвеска. В подвеске закреплены ось блока стрелового полиспаста и ось коуша концевой ветви полиспаста.

В обоих корпусах червячных передач предусмотрены гнезда, на которые опирается неподвижная ось барабанов лебедки, причем слева — через стакан. Регулируют положение оси прокладками. На оси с помощью четырех двухрядных роликоподшипников устанавливают слева стреловой барабан, справа грузовой барабан.

Рис. 73. Лебедка трубоукладчика Т-3560М:
а — общий вид без части реверсивного механизма, б — вид сзади; 1 — горизонтальный лист, 2, 4 — конические шестерни, 3 — составной вал реверсивного механизма, 5 — шарикоподшипник, 6, 16 — стаканы, 7 — станина, 8, 9, 24 — роликоподшипники, 10, 15, 25 — уплотнения, 11 — кожух тормоза, 12 — тормозная лента, 13 — шкив тормоза, 14 — червячный вал, 17 — ось барабанов, 18 — крышка, 19, 22 — болты, 20 — червячное колесо, 21, 33 — оси, 23 и 32 — стреловой и грузовой барабаны, 26 — блок, 27 — подвеска, 28 —- накладка, 29 — сальниковая набивка, 30 — коуш, 31 — прокладка

Барабаны лебедки выполнены литыми с нарезной рабочей поверхностью и имеют по краям гнезда для закрепления концов грузового и стрелового канатов. Концы канатов прижимаются к гнездам накладками и болтами.

Червячные передачи состоят из колеса и вала. Колесо каждой передачи смонтировано на консольном фланце барабана в виде зубчатого венца, прикрепленного к фланцу при-зонными болтами. На шлицевом переднем хвостовике вала каждой передачи смонтирована коническая шестерня реверсивного механизма лебедки, на шлицевом заднем хвостовике — шкив тормоза. Вал опирается на корпус через три подшипника: передний шариковый, установленный в стакане, задние — конические роликовые.

Независимое вращение барабанов осуществляется через червячные передачи от реверсивных механизмов, составной вал которых соединен с фланцем (см. рис. 69) карданного вала привода лебедки собственным фланцем (рис. 74).

Составной вал состоит из двух полувалов, соединенных между собой составной цепной муфтой, полумуфты которой установлены на концах полувалов на шлицах. Полувалы опираются на корпуса реверсивных механизмов посредством двух шарикоподшипников, установленных внешними обоймами в гнездах стаканов. При этом каждый стакан болтами прикреплен к ступице обода дисковой фрикционной муфты. Обод посажен своей ступицей на поясок ступицы конической шестерни и закреплен от проворачивания относительно нее шпонками. Ступица шестерни другими своими посадочными поверхностями опирается на шарикоподшипники, которые установлены в гнездах стакана. Последний своим внешним фланцем с помощью болтов прикреплен к фланцу корпуса реверсивного механизма.

Реверсивный механизм состоит из конической передачи (она имеет три находящиеся в постоянном зацеплении шестерни одинаковых размеров — две параллельные крайние и среднюю, развернутую под углом 90° к крайним) и дисковых муфт включения крайних шестерен. Принцип действия реверсивных механизмов заключается в том, что в каждом из них направление вращения средней шестерни вместе со связанным с ней червячным валом зависит от того, от какой из крайних шестерен она будет получать вращение.

Вращение соответствующего ведомого обода (см. рис. 74) дисковой муфты и, следовательно, прикрепленной к нему ведущей шестерни каждого реверсивного механизма осуществляется за счет действия сил трения на смежных поверхностях обода (а также находящихся с ним в зацеплении ведомых дисков) и ведущих дисков. При этом силы трения появляются в результате осевого смещения дисков по зубьям барабана муфты, установленного ступицей на шлицах полувала и постоянно вращающегося вместе с ним. Смещение дисков производится постоянно вращающимся вместе с каждым барабаном и посаженным на его ступицу нажимным диском, несущим, в свою очередь, на собственной ступице посаженный на шарикоподшипник невращающийся корпус отводки. В корпусе есть пара соос-ных отверстий, куда входят шарнирные пальцы кольцевого рычага отводки, которым и осуществляют смещение нажимного диска, т. е. производят включение дисковой муфты.

Рис. 74. Реверсивный механизм лебедки трубоукладчика Т-3560М:
1, 3 — полувалы; 2 — составная цепная муфта; 4, 6, 9, 11 — шарикоподшипники; 5, 8 — стаканы; 7 — шпонка; 10 — корпус отводки; 12 — фланец; дисковая муфта: 13 — нажимной диск, 14 — зубчатый барабан, 15 и 16 — ведомый и ведущий диски, 17 — ведомый зубчатый обод; 18, 20, 21 — конические шестерни; 19 — корпус; 22, 23, 26 — уплотнения; 24 — рычаг отводки; 25 — шарнирный палец

Шестерни реверсивных механизмов как и червячные передачи барабанов лебедки, работают в сообщающихся масляных ваннах, Вытеканию смазки из корпуса 19 каждого реверсивного механизма препятствуют уплотнения, из корпуса отводки — уплотнение, из корпуса червячного вала (см. рис. 73) — уплотнение, из-под подшипников оси барабанов — уплотнения, по поверхности барабанов — сальниковые набивки.

Примененные в реверсивных механизмах трубоукладчика Т-3560М дисковые муфты позволяют обеспечивать плавное приведение во вращение барабанов его лебедки и тем самым достигать быстрого и точного центрирования труб на монтаже магистральных трубопроводов.

В трубоукладчике ТГ-201 лебедка усовершенствована, что видно из сопоставления кинематических схем трубоукладчиков ТГ-201 и Т-3560М. Так, сложные в изготовлении реверсивные механизмы, и с коническими шестернями и червячные передачи привода барабанов трубоукладчика Т-3560М в лебедке трубоукладчика ТГ-201 заменены на реверсивные механизмы С цилиндрическими шестернями и двухступенчатые редукторы с такими же шестернями, при этом шестерни каждого реверсивного механизма встроены внутрь соответствующего двухступенчатого редуктора и взаимодействуют с его шестернями.

Шестерни (рис. 75) и реверсивного механизма и несущая их средняя часть полувала размещены в узком корпусе реверсивного механизма с окнами, помещенном в корпус двухступенчатого редуктора лебедки. Через окна осуществлено взаимное зацепление шестерен механизма и редуктора, Управляющие шестернями дисковые муфты включения размещены на валу вне корпусов. Как и на трубоукладчике Т-3560М, каждая из муфт содержит зубчатые барабан и обод, ведущие, ведомые и нажимной диски, корпус и рычаг 8 отводки, опорный выжимной подшипник. Каждый из полувалов опирается на корпус механизма посредством двух шарикоподшипников, установленных наружными обоймами в расточках шестерен, и двух пар шарикоподшипников, несущих эти шестерни в корпусе. Подшипники помещены в расточке ребра, разделяющего полость корпуса на две части. Подшипники и шестерни каждого механизма образуют блок, в котором они зажаты от осевого смещения буртиками полувала и корпуса, а также с помощью упорных колец, левой и правой распорных втулок и левых и правых затянутых болтами крышек. В общий блок включены также установленные на шпонках обода дисковых муфт, зафиксированные от осевого смещения теми же крышками, что и подшипники.

Отдельно от каждого блока зафиксированы зубчатые барабаны дисковых муфт. Фиксация осуществлена на упоре в буртики полувала посредством полумуфты соединительной муфты полувалов и фланца. Нажимные диски муфт включения посажены на ступицы зубчатых барабанов свободно. Зубчатые венцы дисков и барабанов находятся во внутреннем зацеплении.

Приведение шестерен в работу действием дисковых муфт включения осуществляется так же, как в трубоукладчике Т-3560М. Вращение к полувалу передается от карданного вала промежуточного соединения через фланец, а к полувалу — от полувала через цепную муфту.

Двухступенчатый редуктор (рис. 76) каждого барабана лебедки в своем корпусе имеет расточку, куда целиком помещен корпус реверсивного механизма вместе с проведенным через него полувалом этого механизма и охватывающими полувал шестернями. Кроме полувала в корпусе установлены полая ось, несущая блок шестерен, и полый промежуточный вал, обеспечивающие изменение направления вращения промежуточного вала.

Блок шестерен установлен свободно на оси и раскреплен относительно ее опор упорными втулками, установленными в проточках оси. Опорами ее в корпусе являются шарикоподшипники, закрытые снаружи крышками. Крышки крепятся к корпусу стяжкой, проведенной внутри полости оси. С одной стороны стяжка к крышке приварена, а с другой стороны выполнена резьбовой. По этой резьбе крышки стянуты между собой гайкой.

Промежуточный вал с одной стороны выполнен шлицевым и на шлицах этой части укреплена промежуточная шестерня, а с другой стороны вал выполнен как вал-шестерня, которая приводит во вращение находящуюся с ней в зацеплении шестерню барабана лебедки. Связывает шестерню и ступицу барабана шпонка. Промежуточный вал опирается на корпус посредством шарикоподшипников. Один из них установлен на вал, другой — на ступицу посаженной на него шестерни. Подшипники снаружи закрыты крышками, промежуточная шестерня на валу заклеплена гайкой.

При включении в работу правой или левой дисковой муфты реверсивного механизма соответственно получает вращение от полувала шестерня.

Рис. 75. Реверсивный механизм лебедки и устройство управления муфтами лебедки трубоукладчика ТГ-201 (сечение Л—Л, см. рис. 76):
1, 12 — полувалы; 2, 10, 17, 19 — шарикоподшипники; корпуса: 3 — двухступенчатого редуктора, 4 — реверсивного механизма, 5, 20 — упорные кольца; 6 — тормозная лента; дисковая муфта: 7 и 13 — зубчатые обод и барабан, 9 и 15 — ведомый и ведущий Диски, 26 — кажимныи диск; 8 и 14 — рычаг и корпус отводки; 11 — фланец; 16, 25 — уплотнения; 18, 21 — шестерни; 22, 24 — крышки; 23 — распорная втулка

Первая из них передает вращение напрямую промежуточной шестерне, от которой через промежуточный вал приводится шестерня вместе с барабаном лебедки. Вторая шестерня передает вращение полувала промежуточной шестерне не напрямую, а через блок шестерен, в результате чего промежуточная шестерня получает иное направление вращения, чем в случае ее привода шестерней.

Шестерни и подшипники каждого двух ступенчатого редуктора и взаимодействующего с ним реверсивного механизма работают в общей масляной ванне, где они смазываются. Подача смазочного материала к высоко расположенной шестерне осуществляется с помощью находящейся в зацеплении с ней шестерни (не показана), расположенной в нижней части корпуса.

Рис. 76. Двухступенчатый редуктор лебедки трубоукладчика ТГ-201 (сечение А — А к рис. 75):
I — полувал реверсивного механизма, II—промежуточный вал-шестерня; 1 и 16 — корпуса редуктора и реверсивного механизма; 2, 14 — гайки; 3 — стяжка; 4 я 15 — левая и правая дисковые муфты реверсивного механизма; 5, 11 — рычаги тормозов лебедки; 6, 19 — уплотнения; 7 — барабан лебедки; шестерни: 8 — барабана лебедки, 10 — промежуточная, 17, 18 — реверсивного механизма, 21 — блок; S — шпонка; 12 — валик управления; 13 — втулка рычага; 20 — ось блока шестерен;

Как и на трубоукладчике Т-3560М, между двухступенчатыми редукторами лебедки трубоукладчика ТГ-201 на осях установлена подвеска, несущая обводной блок и коуш концевой ветви стрелового полиспаста.

Трубоукладчик ТО-1224Г. Лебедка (рис. 77) состоит из смонтированного на раме вала с барабанами и подводящего к валу редуктора, а также муфт включения барабанов.

Рама выполнена в виде сварной площади, прикрепленной болтами к поперечным балкам верхней рамы трубоукладчика, двух стоек, прикрепленных болтами к площадке, и стяжного шкворня, соединяющего стойки сверху.

Рис. 77. Лебедка трубоукладчика ТО-1224Г:
1, 15 — радиально-сферические подшипники, 2, 12, 13, 29 — полумуфты кулачковых муфт, 3, 22 — стойки, 4 — храповое колесо, 5 и 11 — стреловой и грузовой канаты 6, 9 — зажимные планки, 7, 21 — шарикоподшипники, 8 — стяжной шкворень, 10 — болт, 14 — валик, 16 — ведомая шестерня, 17 — вал, 18 — вал-шестерня, 19, 23, 27 — уплотнения, 20 — корпус редуктора, 24 — отводка, 25, 30 — тормозные ленты, 26 и 28 — грузовой и стреловой барабаны, 31 — площадка

В стойках корпуса предусмотрены цилиндрические гнезда под двухрядные радиально-сферические роликоподшипники, на которые опирается вал барабанов. На посадочных поясках вала установлены две пары шарикоподшипников для опирания грузового и стрелового барабанов.

Барабаны представляют собой литые цилиндры, выполненные заодно со шкивами тормозов. На поверхностях барабанов предусмотрены гнезда для концов грузового и стрелового канатов и зажимающих их планок, закрепленных болтами. При вращении вала барабаны остаются неподвижными, если не включены муфты их привода.

Вал приводится во вращение от коробки привода лебедки через соединительную муфту привода и собственный редуктор.
Редуктор лебедки состоит из корпуса и двух шестерен — малой ведущей, выполненной заодно с ведущим валом, и большой ведомой, установленной на шлицевом конце вала. Ведущая шестерня через шарикоподшипники шейками своего вала опирается на поверхности гнезд в стойке корпуса лебедки и всъемном корпусе редуктора. Вытеканию смазки из-под подшипников редуктора и вала барабанов препятствуют уплотнения, а также уплотнительные прокладки, установленные под. фланцы крышек подшипников.

Кулачковые муфты. Ведомые полумуфты выполнены заодно с крышками барабанов. Ведущие полумуфты смонтированы на шлицевых поясках вала и скользят по его шлицам. Полумуфты перемещаются под действием кольцевых разъемных отводок, помещенных в кольцевой паз каждой: полумуфты. Управляют отводками поворотными валиками, установленными в горизонтальных сверлениях стоек.


Читать далее:

Категория: - Краны-трубоукладчики





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины