Строительные машины и оборудование, справочник





Механизмы передвижения башенного крана

Категория:
   Устройство кранов


Механизмы передвижения башенного крана

Общие сведения. Конструкция механизма передвижения зависит от типа ходового оборудования (автомобильное, пневмоколесное, гусеничное, шагающее и рельсовое). Приставные краны не имеют механизма передвижения.

Рассмотрим механизм передвижения наиболее распространенных передвижных кранов — рельсовых.

Как правило-, четырехопорные краны опираются на рельсы четырьмя, семью, двенадцатью, а тяжелые — колесами. При наличии восьми или большего числа колес их разделяют на четыре группы, каждая из которых состоит из нескольких колес, объединенных в ходовые балансир-ные (рычажные) тележки. Это делают для того, чтобы равномерно распределить нагрузку от крана на все колеса.



При жестком креплении ходовых колес за счет допустимых продольных и поперечных уклонов путей и неодинаковой жесткости основания кранового пути и самих рельсов может произойти перегрузка отдельных колес. При объединении колес в балансирные тележки нагрузка воспринимается всеми колесами. Для равномерного распределения этой нагрузки соотношение плеч рычагов-балансиров выбирают для двухколесной тележки 1:2, для трехколесной 1:3 и т. п.

Расположение приводных (ведущих) ходовых колес и тележек бывает двустороннее-на разных рельсах и одностороннее-на одном рельсе. При расположении ведущих колес на разных рельсах кран движется более ровно, без перекосов, Однако при движении по путям с закруглением ходовые колеса, движущиеся по внутреннему рельсу, пробуксовывают и изнашиваются, поэтому чаше устраивают привод на колеса, расположенные на одном рельсе (односторонний).

При установке крана с односторонним приводом на пути, где есть участок с закруглением, ведущие колеса или тележки располагают на внешнем относительно центра закругления рельсе. Это позволяет снизить скорость и мощность механизма передвижения при проходе по кривым, повысить плавность движения крана и уменьшить износ реборд.

Небольшие краны, опирающиеся на рельсы лишь четырьмя ходовыми колесами (без тележек), обычно имеют привод на два колеса от одного механизма передвижения. При большем количестве колес, когда их приходится объединять в тележки, привод удобнее располагать непосредственно на тележке.

Рис. 58. Ведущая ходовая тележка (а, 6) кринов типа БКСМ и крана-погрузчика КП-8:
1 — электродвигатель, 2 — тормоз, 3 — редуктор, 4, Д — шестерки, 5, 6 — колеса. 7.9 — зубчатые венцы колес, 10 — конечный выключатель, 11 — рельсовый откидной шхват, 12 — рама, J3 — кожух колеса

Такую тележку называют ведущей, а без привода — ведомой. Обычно кран комплектуют двумя ведущими и двумя ведомыми тележками.
Механизм передвижения кранов типа БКСМ и кранов-погрузчиков КП-8, имеющих плоскую раму или П-образный портал, выполнен в виде двух ведомых и двух ведущих (рис. 58, а, б) ходовых тележек. Электродвигатель передает крутящий момент через муфту на ведущий вал двухступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора. На выходном валу редуктора сидит шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом одного из ходовых колес. Вращение на венец второго ходового колеса передается через промежуточную шестерню. Все передачи выполнены на подшипниках качения, что снижает износ передач, упрощает эксплуатацию и уменьшает потери на трение.

На торцах рамы тележки размещены рельсовые откидные захваты, служащие как противоугонное устройство при действии ветровых нагрузок на кран в нерабочем состоянии. Захваты представляют собой пару губок, свободно висящих на поперечной горизонтальной оси. При штормовом предупреждении или после окончания смены губки опускают вниз (как показано на рис. 58) и с помощью рукоятки и стяжного винта притягивают друг к другу. При этом нижние концы губок, имеющие пазы, прочно обжимают головку рельса, препятствуя угону крана ветром. Для работы крана губки разводят в стороны и переводят в верхнее положение, опирая их винт на выемки в щеках торца тележки.

На одной из тележек крана закреплен конечный выключатель ограничителя передвижения. При наезде на путевую линейку рычаг выключателя поворачивается и размыкает цепь питания привода тележки.

Недостаток тележки заключается в том. что двигатель и редуктор крепятся к раме тележки каждый самостоятельно и поэтому при работе разбалтывается крепление редуктора, нарушается центровка соединительной муфты, ухудшается зацепление ведущей шестерни с венцом колеса и т, п.

Механизмы передвижения кранов серии КБ имеют моноблочную конструкцию с трехопорным самоустанавливающимся креплением (рис. 59, а). Двумя опорами и являются подшипники выходного вала редуктора (промежуточного вала тележки), причем подшипник зафиксирован в осевом направлении. Третьей опорой служит проушина редуктора. Эта опора воспринимает крутящий момент и удерживает механизм от проворачивания вокруг выходного вала. При неточности сборки вала и редуктора возможные покачивания редуктора компенсируются опорой, дающей две степени свободы. Моноблок привода (рис. 59,6) состоит из фланцевого электродвигателя, глобоидного редуктора и тормоза, смонтированных в единый агрегат ПК-5 (МТРГУ, ТКЧг-125).

На кранах грузовым моментом до 200 т-м (рис. 60, а) (КБ-60, КБ-100, КБ-160.2, КБ401А, КБ405, 403А и пр.) приводной агрегат расположен сбоку от рамы тележки. Электродвигатель имеет фланцевое исполнение и соединен с корпусом редуктора через промежуточную деталь-фонарь, также имеющий фланец. На валу электродвигателя посажена цилиндрическая шестерня с косым зубом, находящаяся в зацеплении с шестерней быстроходного (глобоидного) вала редуктора. Подбирая соотношение зубьев этой пары шестерен, можно изменить общее передаточное отношение всего агрегата. На другом конце быстроходного вала редуктора закреплен тормозной шкив, который охватывают колодки тормоза И, закрепленного на кронштейне, привернутом к нижним лапам редуктора. Глобоидный редуктор имеет неразъемный корпус со смонтированной в нем на подшипниках червячной парой. Червяк расположен под червячным колесом, что гарантирует ему лучшее смазывание и отвод теплоты. Корпус редуктора и фонарь имеют для масла заливные и сливные пробки. Вал червячного колеса — пустотелый со шлицами внутри, которыми он соединяется с промежуточным валом тележки. На втором конце промежуточного вала закреплена на шлицах ведущая шестерня открытой передачи. Две ведомые шестерни посажены на валы ходовых колес. Таким образом, оба ходовых колеса — ведущие.

Приводной агрегат устанавливают так, чтобы ось электродвигателя была расположена не горизонтально, а приподнята под небольшим углом, чтобы масло, залитое в фонарь редуктора, не попало в щеточный механизм двигателя. Агрегат удерживается в определенном положении за счет проушины тележки, с которой редуктор агрегата соединен через резиновый амортизатор.

Ведущая унифицированная ходовая тележка грузоподъемностью 40 и 60 т (рис. 60,6) состоит из сварной рамы, к которой крепятся два колеса К) и приводной агрегат. В верхней части рамы есть шарнирный шкворень для соединения с флюгером ходовой рамы крана. Наличие шкворня позволяет тележке поворачиваться относительно флюгера при движении крана по закруглениям, а также приводить ее в транспортное положение для перебазирования крана. Конструкция шкворня допускает перемещение тележки по вертикали в пределах 60 мм по отношению к флюгеру, что уменьшает опасность схода крана с рельсов из-за неравномерных просадок пути. Подшипники ходовых колес закреплены в съемных буксах, что позволяет легко выкатывать колесо в сборе с валом и буксами для замены при поддомкрачивании тележки. Шестерни открытой передачи закрыты кожухом. Два сбрасывающих плужка тележки убирают с рельса оказавшиеся там предметы. Один из торцов тележки оснащен буфером с резиновым амортизатором, который предназначен для восприятия нагрузки при наезде на тупиковый упор, установленный в конце кранового пути. Центральный рельсовый захват размещен между колесами непосредственно под шкворнем. Благодаря этому ходовой тележке достаточно одного захвата. Захват имеет губки, постоянно подведенные под головку рельса, которые препятствуют сходу крана с рельсов и развороту тележки при отрыве ее от рельса, когда кран работает на плохо уложенных путях.

На многих кранах серии КБ установлены полуавтоматические захваты (рис. 61, а). Захват состоит из литых губок, соединенных шарнирно между собой. На торцах губок есть выступы, которыми захват опирается на заплечики в центральном проеме ходовой тележки. Ось шарнира губок выбрана так, чтобы при восприятии отрывающей нагрузки губки не соскакивали с головки рельса. Рабочая часть губки в плане имеет большие пологие фаски, позволяющие без заеданий проходить стыковые накладки рельсов.

Рис. 61. Рельсовые противоугонные устройства:
а — полуавтоматический (центральный) захват; противоугонный клин: б — в нерабочем, в — рабочем положениях; 1.2 — губки, 3 — клин, 4 — сбрасывающий плужок, 5 — цепочка, б — колесо

Рис. 62. Ходовая трехколесная тележка fa, грузоподъемностью 90 т кранов КБ-503. КБ-504: 1-буфер, 2, рамы, 3 — шкворень, 4 шестерня, 6 — кожух, 7 — электродвигатель, 8 -противоугонный захват, 9, 11 — колеса. 10 — кронштейн, 12 — тормоз, 13 — шкив, 14 — редуктор, 15 — цилиндрическая передача, 16 — вал

Рис. 63. Ходовая четырехколесная тележка (а} и кинематическая схема двухколесной тележки (б) крана КБ-676:
1, 4 — тележки, 2 балансир, 3 — пята. 5 — кожух и тормо;, 6. 10 противоугонный захват, 7, 13 — редукторы, 8 — подхват, 9 — двигатель, 11 — штурвал, 12 — ходовое колесо, 14 — тормо шой шкив, 15 — цилиндрическая пара шестерен

В связи с тем, что полуавтоматические захваты не могут удерживать кран от угона ветром, совместно с ними применяют либо откидные захваты (см. рис. 58), либо противоугонные клинья (рис. 61,6, в).

Противоугонные клинья представляют собой металлический клин с приваренной ручкой. Во время работы крана клин располагается на металлоконструкции тележки, а для остановки крана и закрепления его в нерабочем состоянии клин подводится под ходовое колесо.

Для кранов грузовым моментом больше 200 т, используемых при строительстве зданий повышенной этажности, созданы ходовые тележки, рассчитанные на нагрузку 90 и 120 т. Тележка грузоподъемностью 90 т крана КБ-504 (рис. 62, а, б) — трехколесная. Она состоит из балансирной рамы с одним ведомым колесом Л и двухколесной ведущей тележки с приводным агрегатом. К ходовой раме крана тележка крепится шкворнем. По торцам тележки есть противоугонные откидные захваты. Кронштейны, предназначенные для крепления тележки при транспортировании крана по автомобильным дорогам, предотвращают также отрыв среднего колеса от рельса при сильном ветре. Конструкция двухколесной тележки аналогична ранее описанной унифицированной.

Ходовая тележка крана КБ-676 (рис. 63, а, б) состоит из двух тележек, объединенных балансиром. Одна из тележек может быть ведомая, вторая ведущая. Тележки такие же, как унифицированные. Особенность ведущей тележки в том, что привод осуществляется на одно колесо вместо двух. Для снижения скорости передвижения помимо агрегата ПК-5 использован дополнительный редуктор. Каждая тележка оснащена откидными захватами по торцам и подхватом 8 в центре тележки. Для быстрой остановки крана при угоне его ветром на балансире установлен быстродействующий захват. Его губки зажимают, вращая штурвал.

Читать далее:

Категория: - Устройство кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Электричесние схемы кранов
Типовые электричесние схемы защиты
Привод переменного тона с использованием в силовой цепи тиристоров и полупроводннновых диодов
Привод постоянного тока
Многодвигательный привод
Привод переменного тона с добавочным тормозным моментом на валу двигателя
Привод переменного тока с использованием асинхронного двигателя с фазным ротором
Привод переменного тона с использованием асинхронного двигателя с коротнозамкнутым ротором
Общие сведения о регулировании скоростей крановых механизмов
Общие сведения об электричесних схемах кранов


Остались вопросы по теме:
"Механизмы передвижения башенного крана"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы