Строительные машины и оборудование, справочник





Механизмы управления передвижением крана

Категория:
   Аппаратура управления автомобильным краном


Механизмы управления передвижением крана

Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-164 Рулевое управление (рис. 44) заключен в корпус, к которому жестко крепится рулевая колонка. Внутри колонки установлен трубчатый вал, на конце которого закреплено рулевое колесо.

Рис. 44. Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-164:
1 — вал; 2 — сошка; 3 — продольная тяга; 4 — трехгребневый ролик; 5 — корпус; 6 — червяк; 7 — рулевая колонка; 8 — трубчатый вал



Вращение рулевого колеса передается на рабочую пару, состоящую из глобоидального червяка и находящегося с ним в зацеплении трехгребневого ролика. Червяк напрессован на нижний конец полого рулевого вала, а ролик установлен в пазу головки вала, на наружном конце которого находится сошка, к которой крепится продольная тяга.

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-51А по своему устройству подобен рулевому механизму автомобиля ЗИЛ-164. Отличие состоит в том, что его глобоидальный червяк находится в зацеплении с двухгребневым роликом, а не трехгребневым, как пока-зано на рис. 44.

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130 имеет гидроусилитель, объединенный в одном агрегате с рулевым механизмом, рабочую пару — винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором.

Рис. 45. Рулевой механизм автомобиля МАЗ-200: 1 и 7 — конические роликовые подшипники; 2 — червяк; 3 — сектор; 4 — вал рулевой колонки; 5 — корпус; 6 — гайка; 8 — игольчатые подшипники; 9 — рулевой вал

Гидроусилитель рулевого управления уменьшает усилие, которое необходимо приложить к рулевому колесу для поворота передних колес; смягчает удары, возникающие из-за неровностей дороги, и повышает безопасность движения.

Рабочая пара рулевого механизма автомобиля МАЗ-200 (рис. 45) выполнена в виде двухзаходного червяка, находящегося в зацеплении с сектором. Червяк насажен на валу рулевой колонки, установленной на двух конических роликовых подшипниках. Сектор закреплен на валу рулевой сошки. В корпус механизма ввернута гайка, которая служит для крепления и регулирования подшипников. Вал установлен на игольчатых подшипниках.

Автомобиль МАЗ-500 имеет рулевое управление с гидроусилителем, аналогичное по устройству и работе рулевому управлению автомобиля ЗИЛ-130.

Привод от рулевого механизма на управляемые колеса автомобиля осуществляется продольной тягой, соединенной с рулевой сошкой и верхним рычагом левой поворотной цапфы.

На автомобилях применяются две независимо действующие тормозные системы с ножным и ручным приводом управления. Ножной тормоз на автомобилях ЗИЛ-164, ЗИЛ-130, МАЗ-200, МАЗ-500 и КрАЗ-219 с пневматическим приводом (у автомобиля ГАЗ-51А с гидравлическим приводом) является основным. Ручной тормоз у этих машин имеет механический привод и предназначен для затормаживания автомобиля на стоянке.

Тормозная система автомобиля ЗИЛ-164 показана на рис. 46. Если нажать ногой на тормозную педаль, сжатый воздух и.з резервуара поступит через тормозной кран в тормозные камеры колес. Давление воздуха заставит штоки тормозных камер переместиться и повернуть валики с разжимными кулаками. Последние прижмут колодки к тормозным барабанам. Если педаль отпустить, тормозной кран перекроет доступ сжатого воздуха из резервуара к тормозным камерам и выпустит его из полости тормозных камер в атмосферу.

Рис. 46. Тормозная система автомобиля ЗИЛ-164: 1 и 6 — тормозные камеры; 2 — компрессор; 3 — штуцер; 4 — резервуар; 5 — тормозной кран

К стеклоочистителю

Давление воздуха в системе при работе двигателя составляет 7—8. Запас воздуха в резервуаре при таком давлении может обеспечить 8—10 полных торможений. Для пополнения резервуара воздухом служит компрессор 2. Манометр и стеклоочиститель присоединяются с помощью штуцера 3.
Тормозная система автомобиля ЗИЛ-130 подобна тормозной системе автомобиля ЗИЛ-164.

Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-164 показан на рис. 47. Диск тормоза закреплен болтами на фланце вторичного вала коробки передач. По обеим сторонам диска установлены колодки с накладками из фрикционного материала. Колодки шарнирно установлены на качающихся рычагах. Рычаг соединен тягой с нижним концом рычага управления тормозом. Рычаг установлен на оси зубчатого сектора, который закреплен на стенке корпуса коробки передач.

Положение рычага тормоза фиксируется защелкой, соединенной тягой с кнопкой в ручке рычага.

При торможении рычаг перемещают на себя, в результате чего рычаги поворачиваются и задняя колодка упирается в диск тормоза. При дальнейшем движении рычага пружина сжимается, рычаг поворачивается до упора в диск передней колодки.

Растормаживание осуществляется при нажатии на кнопку. При этом защелка разъединяется с зубчатым сектором, а при переводе рычага в крайнее переднее положение (от себя) распорная пружина отводит колодки от диска.

Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-130 — барабанного типа с двумя внутренними колодками.

Тормозная система автомобилей МАЗ-200 и МАЗ-500 аналогична тормозной системе автомобиля ЗИЛ-164. Компрессор — двух-цилиндровый, имеет в головке специальное устройство, обеспечивающее ему холостой ход. Регулятор давления, действующий на устройство холостого хода компрессора, поддерживает в тормозной системе давление 5,65—7,35 кГ/см2.

Рис. 47. Ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-164:
1 — кнопка защелки; 2 — пружина; 3 — рычаг; 4 — ось; 5 — зубчатый сектор; 6 — сухарь тяги; 7 — ось защелки; 8 — защелка; 9 — тяга; 10, 13 и 14 — пальцы; 11 — рычаг привода; 12 — передняя колодка; 15 — рычаг передней колодки; 16 — стяжной болт; 17 — распорная пружина; 18 — стяжная пружина колодок; 19 — диск тормоза; 20 — гайка; 21 — рычаг задней колодки, 22 — задняя колодка; 23 — стопор пальца колодки; 24 — палец колодки; 25 — пальцы рычагов колодок; 26 — стопорный болт пальца; 27 — установочные болты колодок; 28 — кронштейн тормоза; 29 — тяга защелки

Ручной тормоз автомобиля МАЗ-200 (рис. 48) — барабанного типа с двумя колодками — внутренней и наружной, расположенной на оси. Тормоз действует на наружную и внутреннюю цилиндрические поверхности барабана.

Для торможения рычаг перемещают на себя. При помощи тяги длинный конец рычага, поворачиваясь на пальце, начинает подниматься. Короткий конец перемещает внутреннюю колодку, прижимая ее к барабану. При дальнейшем движении рычага к наружной поверхности барабана будет прижата и наружная колодка.

Когда рычаг отпущен, тормозные колодки не касаются барабана. Наружная колодка опущена до упора в регулировочный винт, внутренняя колодка поднята концом рычага.

Ручной тормоз автомобиля МАЗ-500 колодочного типа, расположен на фланце ведущей шестерни главной передачи заднего моста.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-51А (рис. 49) включает главный и колесные цилиндры, гидропровод, закрепленный на раме шасси, и гибкие шланги, соединяющие колесные цилиндры с гидропроводом.

При нажатии на тормозную педаль усилие ноги через толкатель передается поршню, который, перемещаясь, создает в полости Г главного цилиндра давление жидкости. Под влиянием этого давления жидкость, открывая выпускной клапан, поступает в гидропровод и давление передается на поршни колесных цилиндров, непосредственно действующих на колодки тормозов передних и задних колес. При отпущенной педали прекращается передача усилий на толкатель главного цилиндра, поршень которого под действием пружины возвращается в исходное положение.

Жидкость из колесных цилиндров под давлением, создаваемым оттяжной пружиной тормозных колодок, возвращается по трубопроводу в главный цилиндр через впускной клапан.

Когда давление в трубопроводе уравновешивается давлением, создаваемым в цилиндре, клапан закрывается возвратной пружиной и протекание жидкости прекращается. Поэтому в трубопроводе всегда имеется избыточное давление, равное примерно 0,8 кГ/см2.

При обратном ходе поршня рабочая полость Г главного цилиндра заполняется медленнее, чем перемещается поршень, вследствие гидравлических сопротивлений трубопровода и обратного клапана, в связи с чем в цилиндре создается некоторое разряжение. Под действием этого разряжения жидкость из нерабочей полости А перетекает через отверстие в головке поршня, отжимая при этом кромки уплотнительной манжеты, в рабочую полость Г. Полость А через отверстие Б постоянно заполняется жидкостью из резервуара Д. Если педаль отпустить, то по мере возвращения жидкости из системы излишек ее будет выходить через перепускное отверстие В обратно в резервуар, восстанавливая равновесие. После каждого хода поршня рабочая часть цилиндра заполняется жидкостью, и главный цилиндр готов быстро повторить торможение.

Рис. 48. Ручной тормоз автомобиля МАЗ-200:
1 — рычаг ручного тормоза; 2 — тяга; 3 — барабан; 4 — рычаг; 5 — палец; 6 — конец рычага 4; 7 — наружная колодка; 8 — внутренняя колодка; 9 — ось; 10 — регулировочный винт

Рис. 49. Тормозная система автомобиля ГАЗ-51А:
I— главный цилиндр гидравлического привода тормоза; II — колесный цилиндр тормоза; III и IV — тормоза колес; 1— педаль; 2 — толкатель; 3 — поршень; 4 и 12 — манжета поршня; 5 — возвратная пружина; 6 — впускной клапан; 7 —. выпускной клапан; 8 — гидропровод; 9 — оттяжная пружина колодок: 10 — защитный колпак; И — поршень колесного цилиндра; 13 — корпус колесного цилиндра; 14 — перепускной клапан; 15 — пружина; 16 — гибкие шланги

В качестве тормозной жидкости применяют смесь, состоящую (по весу) из 40% касторового масла и 60% бутилового спирта. Для эксплуатации в условиях низких температур используют смесь, в состав которой входит 40% касторового масла и 60% безводного спирта.

Ручной тормоз автомобиля ГАЗ-51А — барабанного типа (рис. 50). Щит тормоза крепится болтами к задней крышке коробки передач.

Рис. 50. Ручной тормоз автомобиля FA3-51A:
1 — разжимной стержень; 2 — разжимные шарики; 3 — корпус разжимного механизма; 4 — пальцы колодок; 5 — плавающий сухарь; 6 и 17 — пружина; 7 — корпус регулировочного винта; 8 — регулировочный винт; 9 — тяга защелки; 10 — тормозной рычаг; 11 — зубчатый сектор; 12 — защелка; 13 — барабан; 14 — фланец карданного шарнира; 15 — отражатель; 16 — гайка регулировочная; 18 — рычаг; 19 — тяга; 20 — оттяжная пружина вторичной колодки; 21 — тормозные колодки; 22 — оттяжная пружина первичной колодки

В верхней части щита закреплен корпус разжимного механизма. В отверстие корпуса вставлены толкатели, в пазы которых входят верхние концы колодок. Нижние концы колодок входят в пазы плавающих пальцев. Колодки прижимаются к пазам отжимными пружинами. Первичная колодка прижимается более слабыми пружинами, вторичная колодка — более сильными пружинами.

Во время торможения рычаг с помощью тяги поворачивает тормозной рычаг, который своим коротким концом давит на разжимной стержень, передвигая его вдоль оси, а шарики через толкатель раздвигают колодки, прижимая их к тормозному барабану. Благодаря тому что пружины первичной колодки слабее, тормозное усилие увлекает вначале первичную колодку тормоза и заставляет ее перемещаться по направлению вращения барабана. Это перемещение передается на вторичную колодку через пальцы и плавающий регулировочный клин.

При переводе рычага от себя тормозной рычаг возвращается в исходное положение, пружины сжимают колодки и барабан растормаживается.

Читать далее:

Категория: - Аппаратура управления автомобильным краном

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины