Строительные машины и оборудование, справочник





Механизмы вращения поворотной и опорно - поворотные устройства части машин

Категория:
   Строительные машины и их эксплуатация


Механизмы вращения поворотной и опорно - поворотные устройства части машин

Ряд строительных машин — стреловые краны, одноковшовые экскаваторы, некоторые виды погрузчиков — состоят из неповоротной части, являющейся опорной (основанием), и поворотной, на которой смонтированы рабочие органы и основные механизмы.

Поворотная часть машин соединяется с неповоротной при помощи опорно-поворотного устройства, которое служит также для передачи на неповоротную часть нагрузки от силы тяжести поворотной части и вне-центренных нагрузок от рабочих органов и ветровых давлений.

Опорно-поворотные устройства могут быть с опорными поверхностями, расположенными в двух уровнях, отстоящих одна от другой на значительном расстоянии, или в виде поворотного круга на роликах или шарах. У первых реакции от нагрузок направлены горизонтально, а у вторых — вертикально.



Рис. 50. Схема вертикального опорно-поворотного устройства на колонке
а — с подпятником у верхней опоры; б — с подпятником у нижней опоры

Опорно-поворотные устройства в виде колонны широко применялись у башенных кранов разной грузоподъемности и используются в настоящее время у тех же кранов большой грузоподъемности (рис. 50). Эти опорно-поворотные устройства бывают с нижним или верхним расположением центральной цапфы и подпятника. При расположении подпятника на верхнем уровне (рис. 50, а) остов (неповоротная часть) машины выполняется в виде усеченного конуса или пирамиды, вершина которых несет на себе центральную цапфу и подпятник. В верхней части поворотной фермы предусматривается ступица, надеваемая на цапфу.

На нижнем уровне конусообразного выступа расположены опорные ролики, воспринимающие горизонтальные усилия от кругового рельса (бандажа) поворотной фермы.

При нижнем расположении центральной цапфы поворотная часть имеет конусообразный выступ, а у основания предусматривается соответствующее заглубление для подпятника (рис. 50, б).

Большинство современных кранов и экскаваторов выпускаются с горизонтальными опорно-поворотными устройствами в виде поворотного круга двух видов:
а) с центральной цапфой и катками, катающимися по круговому рельсу, и б) шариковые или роликовые.

У устройства первого вида (рис. 51, а) нижний опорный круг вместе с зубчатым венцом закреплен на раме ходовой части машины. Поперечное сечение опорного круга имеет вид швеллера, по нижней полке которого катятся катки смонтированные на кронштейнах поворотной платформы. Верхняя полка опорного кольца служит контррельсом, воспринимающим нагрузки от опрокидывающего момента. Центральная цапфа 6 служит для центрирования поворотной платформы относительно неповоротиой и для восприятия горизонтальных нагрузок. В отверстии центральной цапфы размещены шарикоподшипники 8 и вертикальный вал, передающий вращение от двигателя к ходовому устройству.

Несколько видоизмененный вариант опорно-поворотного устройства каткового типа изображен на рис. 51,6. Оно отличается от описанного выше тем, что состоит из двух кругов: нижнего, укрепленного на неподвижной раме, и верхнего, укрепленного на поворотной платформе; между этими кругами размещаются катки, соединенные в общую обойму сепаратором.

Рис. 51. Схема горизонтального опорно-поворотного устройства поворотного круга а, б — катковое; в — шариковое; г — роликовое

Рис. 52. Схема механизма вращения

При установке двигателя на поворотной платформе зубчатый венец закрепляется на неповоротной части. С зубчатым венцом находится постоянно в зацеплении ведущая шестерня, приводимая во вращение через систему зубчатых передач от двигателя. На первом валу редуктора размещается тормозной шкив с тормозом. При расположении двигателя на неповоротной части зубчатый венец крепится на поворотной части.

При больших диаметрах поворотных кругов применяется цевочная передача как более простая в изготовлении.

Рис. 53. Поворотный механизм с гидроцилиндрами

Еще более прост в изготовлении механизм поворота с гладким ободом 7, вокруг которого обвиваются два стальных каната 8 и 9, одним концом прикрепленные к поворотному кругу, а другим — к барабанам 10 реверсивной лебедки (рис. 52, б).

Недостаток канатного механизма поворота заключается в больших габаритах для размещения механизмов, а также в вытяжке канатов, для компенсации которой необходимы дополнительные устройства, например в виде подпружиненных блоков.

В машинах с гидравлическим приводом находит применение механизм поворота с гидроцилиндрами (рис. 53). При втягивании одного из штоков гидроцилиндров перемещается связанная с ним втулочно-роликовая цепь и поворачивается зубчатая звездочка вместе с поворотной платформой. Достоинством такого механизма поворота является плавность трогания с места и торможения при остановке вращения поворотной части.

Ветровая нагрузка препятствует вращению поворотной части, эксцентрично расположенной относительно оси вращения. При расчетах необходимой мощности двигателя давление ветра принимается равным 15 кГ на 1 ж2, а при проверке двигателя на перегрузочную способность—25 кГ/м2. Ветровой момент является величиной переменной и зависит от положения подветренных поверхностей к направлению ветра.

Читать далее:

Категория: - Строительные машины и их эксплуатация

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины