Строительные машины и оборудование, справочник





Металлические конструкции кранов и перегружателей циклического действия

Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины


Металлические конструкции кранов и перегружателей циклического действия

Основные причины повреждений крановых металлоконструкций в процессе эксплуатации могут возникать из-за циклических нагрузок, приводящих к образованию усталостных трещин в элементах металлоконструкций, ослаблению болтовых и заклепочных соединений; случайных ударных воздействий на элементы металлоконструкций (удар грузом, столкновение кранов и др.), в результате которых образуются остаточные деформации элементов; из-за низкой температуры окружающей среды, вызывающей хладноломкость стальных конструкций; из-за нарушения правил управления краном, приводящего к перегрузкам; коррозии; замерзания воды в замкнутых полостях, приводящего к разрыву металлоконструкции. Повреждения металлоконструкций проявляются в виде трещин в основном металле, сварных швах и в околошовной зоне; сплошных разрывов элементов металлоконструкций; искривлений и вмятин; уменьшения толщины элементов в результате коррозии; ослабления болтовых и заклепочных соединений.

Усталостные трещины возникают в конструкциях, испытывающих циклические знакопеременные нагрузки. При этом в первую очередь трещины возникают в зонах, где есть концентраторы напряжений (сварные швы, отверстия, прямоугольные и остроугольные внрезы, резкие изменения площади сечений).

Характерные места появления усталостных трещин в крановых металлоконструкциях изображены на рис. 1. Это прежде всего подрельсовые зоны балок опорных барабанов кранов на поворотном круге и на поворотной колонне; в верхнем поясе двухстенчатых балок, несущих рельс; на тележках передвижения в местах установки букс ходовых колес; в верхних поясах стрел сплошностенчатой конструкции в местах обрывов продольных ребер жесткости перед диафрагмами; в решетчатых стрелах около вершины и в зоне крепления тяги противовеса и рейки; в раскосах и тягах стреловых противовесов.



Рис. 1. Характерные места появления усталостных трещин в металлоконструкциях кранов

Особенно опасны трещины в узле крепления тяги противовеса к стреле, так как были случаи падения стрел по этой причине. Обрыв стрелового противовеса также чреват тяжелыми последствиями: возможно падение поворотной части с портала или опрокидывание крана.

Усталостные трещины обычно развиваются продолжительное время, и при регулярном осмотре «опасных» узлов металлоконструкции можно предупредить ее разрушение.

Для каждого типа машин из опыта эксплуатации известны места наиболее вероятного появления трещин, поэтому за ними устанавливают регулярное наблюдение, а при появлении трещины до ее устранения частоту осмотров увеличивают. Места возможного появления трещин постоянно очищают от загрязнений, смазочного материала и др.

Признаками трещин могут быть потеки ржавчины и шелушение краски.

Искривления и вмятины металлоконструкции выявляют визуально. Допустимые отклонения формы основных элементов крановых металлоконструкций установлены ГОСТ 11283—72 и приведены в СНиП 111-18—75.

Наиболее опасно искривление центрально сжатых стержней, которые в этом случае работают как внецентренно сжатые балки и могут потерять устойчивость. А это приводит к нарушению общей устойчивости металлоконструкции и, как правило, к ее разрушению.

Ослабление болтовых и заклепочных соединений обнаруживают при простукивании молотком по более глухому звуку и своеобразному отскоку молотка. Признаками ослабления соединений являются также потеки ржавчины и растрескивание краски. По мере ослабления соединения увеличивается подвижка листов, в пакете возникают ударные нагрузки, которые приводят к образованию трещин между отверстиями.

Ремонт поврежденных металлических конструкций портовых кранов проводят в соответствии с РТМ 212.0093—79 «Указания по ремонту металлических конструкций грузоподъемных кранов».

При заварке трещины на основном металле ее концы засверли-вают, трещину разделывают под шов и заваривают. Треснувший сварной шов полностью вырубают и заваривают заново.

Деформации элементов металлоконструкций устраняют холодной или горячей правкой. Холодная правка в общем случае предпочтительна, но допускается только при относительно небольших прогибах (СНиП III-18—75). При горячей правке металл нагревают до 900—1100°С (вишнево-оранжевый цвет каления) обычно газовыми горелками. Рекомендуется проводить безударную правку, т.е. применять домкраты, скобы, прессы и т.д. Правка кувалдой допускается только через гладилку. Небольшая кривизна элементов может быть исправлена без силового воздействия, а путем местного нагрева элемента с выпуклой стороны пламенем газовых горелок.

Заклепочные соединения восстанавливают путем развертывания отверстий на больший диаметр и постановки новых заклепок. При наличии в соединении трещин их предварительно заваривают. Аналогично восстанавливают и болтовые соединения.

Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины