Для обеспечения высокой надежности машин в условиях эксплуатации необходимо, чтобы сопряжения деталей в узлах были выполнены в пределах заданной точности. При сборке узлов на ремонтном предприятии заданная точность в сопряжениях достигается соблюдением требуемых зазоров, обеспечивающих взаимное перемещение деталей, или натягов, позволяющих строго фиксировать положение деталей и создающих определенную прочность сопряжения.
В практике машиностроения известны пять основных методов сборки: полная взаимозаменяемость деталей и узлов; с сортировкой деталей по размерным группам (селективная сборка); с подбором деталей (неполная взаимозаменяемость); с применением компенсаторов; с индивидуальной пригонкой деталей по месту.
Метод полной взаимозаменяемости с точки зрения его организации представляется самым простым и высокопроизводительным. Он предусматривает сборку узлов без какой-либо дополнительной обработки деталей. Однако метод полной взаимозаменяемости целесообразно применять только в массовом и крупносерийном производстве. На ремонтных предприятиях полная взаимозаменяемость при сборке может быть обеспечена по ограниченной номенклатуре деталей главным образом при ремонте автомобилей и тракторов.
Сборка узлов с сортировкой деталей по размерным группам проводится с целью повышения точности посадки для увеличения срока службы сопряжения без повышения точности обработки деталей. Этот метод сборки целесообразно использовать в условиях ремонтного предприятия, так как можно получить требуемый допуск или натяг в более узких пределах, чем в случае, если сортировку деталей не выполнять. Требуемый зазор или натяг достигается не путем изготовления деталей с наименьшими допусками, а вследствие выбора обхватывающих и обхватываемых деталей, находящихся в определенной размерной группе. Для сортировки деталей на группы поле допуска сопряженных деталей разбивается на несколько частей таким образом, чтобы соединение обхватывающей и обхватываемой деталей, принадлежащих одной размерной группе, обеспечивало желаемый зазор или натяг.
Разбивка диаметральных размеров пальцев и поршней по группам представлена в табл. 17.
Таблица 17
Сборка узлов машин с подбором деталей применяется при неполной взаимозаменяемости последних. Этот метод основан на учете возможных отклонений размеров деталей за установленные пределы точности. В ремонтной практике сборка узлов с подбором деталей позволяет использовать без предварительного восстановления изношенные детали, сохраняя зазоры и натяги сопряжений в требуемых границах.
Сборка с применением компенсаторов удобна при большем количестве звеньев размерной цепи и относительно малом допуске замыкающего звена. Если подобные узлы собирать с учетом полной взаимозаменяемости, то изготовление каждой детали усложняется и производство узла или машины может выйти за пределы экономически целесообразной точности. В таких случаях приходится отказаться от полной взаимозаменяемости, допуская пригонку деталей по месту, или включать в конструкцию узла компенсатор, позволяющий изменять один из размеров в определенных пределах. В качестве компенсаторов обычно используются различные прокладки и резьбовые регулируемые устройства.
Сборка с индивидуальной пригонкой деталей по месту заключается в снятии определенного слоя металла Для достижения заданной точности сопряжения. При этом способе доводка детали выполняется непосредственно по месту. Индивидуальная пригонка деталей возможна только в условиях непоточного ремонтного производства, так как пригоночные работы трудно сочетать с установленным тактом движения конвейера.
Обычно индивидуальная пригонка имеет место при необезличенном методе ремонта машин в условиях незначительной программы ремонта. Недостатками метода сборки узлов с пригонкой деталей по месту явля отся потребность в рабочих высокой квалификации, увеличение общей трудоемкости сборки машин (иногда на 40—50%), сложность нормирования пригоночных работ, а также необходимость выполнения вручную нестаночных работ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Методы достижения необходимой точности сопряжения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы