Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническая эксплуатация автомобилей

Публикация:
   Методы и средства комплексной диагностики технического состояния автомобиля

Читать далее:




Методы и средства комплексной диагностики технического состояния автомобиля

В нашей стране станции комплексной диагностики технического состояния автомобилей были созданы в 1961 г. в Елгавской автоколонне № 2853 (Латвийская ССР) и в автотранспортной конторе № 1 Челябинского бывшего совнархоза.

Опыт работы Елгавской автоколонны показал, что применение методов диагностики автомобилей позволило сократить объем технического обслуживания автомобиля на 25—30%, более полно использовать ресурс работы механизмов и агрегатов и исключить ненужные монтажно-демонтажные работы. Ежедневно диагностируют примерно 18—20% автомобилей, проходящих техническое обслуживание.

Станция диагностики расположена в отдельном помещении в зоне технического обслуживания.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






На станции диагностики установлен испытательный стенд, состоящий из двух пар беговых барабанов для задних и передних колес. Барабаны установлены на рамках, которые прикрепляют анкерными болтами к бетонному фундаменту и соединяют между собой храповой муфтой.

Барабаны для передних колес установлены на салазках и могут перемещаться в продольном направлении в зависимости от базы автомобиля. Передние и задние барабаны приводятся во вращение от электродвигателей через клиноременную передачу. На оси задних барабанов установлена коробка передач и гидравлический тормоз, позволяющий замерять величину тягового усилия на ведущих колесах.

По центру между передними и задними барабанами установлены два гидравлических подъемника, позволяющих поднимать автомобиль над барабанами и при необходимости устанавливать его на барабаны.

На станции диагностики можно определить:
1) тяговое усилие на ведущих колесах и мощность двигателя на испытательном стенде;
2) количество и давление газов, прорывающихся в картер Двигателя, с помощью газозого счетчика и вакуумметра;
3) расход топлива автомобилей при заданной скорости движения;
4) состав отработавших газов газоанализатором;
5) правильность установки зажигания;
6) исправность действия приборов зажигания при помощи переносного прибора проверки зажигания;
7) давление, развиваемое топливным насосом;
8) действие и точность показания спидометра;
9) действие и регулирование тормоза;
10) действие и герметичность подъемного механизма автомобиля-самосвала при нагрузке в рабочем цилиндре 55— 65 кГ/см2;
11) точность показаний указателей давления масла, уровня бензина и температуры воды в головке цилиндров сравнением показаний эталонных приборов.

Рис. 1. Схема станции диагностики автомобилей в Елгавской автоколонне 2853: 1 — беговые ролики; 2 — электромоторы; 3 — гидроподъемники; 4 — передвижные каретки; 5 — гидроцилиндр; 6 — коробка перемены передач; 7 — гидротормоз; 8 — гидроцилиндры; 9 — щигок приборов; 10 — экран; 11 — ремень; 12 — направляющие

На станции диагностики работают два лаборанта. На проведение всех проверочных испытаний затрачивается 40 мин. На стенде можно проверить работу сцепления, коробки передач, карданной передачи под нагрузкой, а также отрегулировать автомобиль на топливную экономичность с учетом характерных режимов движения. Анализ полученных данных позволяет дать точное заключение о необходимом ремонте автомобиля.

Позднее стенд с беговыми барабанами для диагностики технического состояния автомобилей, а также для научно-исследовательских целей был построен в Харьковском автомобильно-дорожном институте.

Кинематическая и электрическая схемы стенда показаны на рис. 38. Ведущие барабаны стенда диаметром 380 мм соединены между собой жесткой муфтой, а затем через упругую муфту и редуктор — с электрическим тормозом БГ. В качестве электрического тормоза применен генератор постоянного тока балансирного типа СНИ-500 мощностью 70 кет, который при необходимости может работать в режиме электродвигателя.

При работе генератора СНИ-500 в режиме электродвигателя он питается от генератора постоянного тока Г (марки ПН-400, мощностью 37 кет), спаренного с электродвигателем Д (тип А-82, мощностью 6,4 кет). Управление генератором СНИ-500 осуществляется с помощью магнитных пускателей Ки Д’г, Кз и потенциометра Ki с пультом управления стенда.

При вращении барабанов ведущими колесами автомобиля ток, вырабатываемый генератором, поглощается нагрузочным сопротивлением. Мощность и крутящий момент, подводимые к колесам автомобиля, замеряют электрическим маятниковым прибором. Окружное число оборотов барабанов регистрируется счетчиком.

В передней части стенда расположена оптическая установка ГАРО (модель 1119) для проверки углов установки передних колес автомобилей. Для оценки технического состояния автомобиля на стенде сотрудниками института разработан ряд оригинальных приборов: электронный стенд ХАДИ-2 для диагностики технического состояния электрического оборудования автомобиля; электроимпульсный прибор для замера расхода топлива; маятниковый электрический прибор для замера мощности и крутящего момента, подводимого к колесам автомобиля; инерционный датчик для определения состояния тормозов по замедлению; электрический вакуум-манометр для замера разрежения во всасывающей системе; переносный прибор для определения состава горючей смеси. Кроме этого на испытательном стенде используется ряд стандартных приборов, выпускаемых промышленностью (К-19, ППЗ, вибродатчик, деселерометр, спектрометр С-24 и др.).

На стенде ХАДИ-2 можно проверить следующие параметры выходных процессов, характеризующие техническое состояние автомобиля:
1) мощность и крутящий момент, развиваемые двигателем;
2) расход топлива двигателем;
3) спектры вибрации двигателя и агрегатов силовой передачи;
4) суммарный угловой зазор в агрегатах силовой передачи;
5) разрежение во всасывающей системе и давление газов в картере двигателя;
6) тормозной путь и ускорение замедления при торможении автомобиля;
7) свободный ход рулевого колеса и усилие, прикладываемое к рулевому колесу для поворотов автомобиля;
8) параметры, характеризующие качество работы системы электрооборудования автомобиля, и др.

Этот стенд был модернизирован с целью увеличения количества замеряемых параметров испытуемого автомобиля, повышения точности измерений и автоматизации ряда основных и вспомогательных операций.

Сотрудниками Челябинского политехнического института (под руководством И. Н. Аринина) была построена и пущена в эксплуатацию в автобусном парке № 1 (г. Челябинск) станция для диагностики технического состояния автобусов. Назначение станции — определить фактический объем работ перед проведением ТО-2 и проверить качество выполнения. Кроме этого, оборудование станции позволяет определить работоспособность автобуса, а также проводить различные регулировочные работы. Основу станции диагностики составляют инерционный стенд, стенд для контроля тормозов и установки передних колес. Инерционный стенд состоит из заднего моста автомобиля «Урал-355», жестко установленного на фундаменте, на тормозных барабанах которого укреплены беговые барабаны диаметром 508 мц и длиной 580 мм, редуктора, коробки передач автомобиля 3HJ1-164 и инерционного маховика. Инерционный маховик представляет собой набор металлических дисков диаметром 450 мм, подбор которых можно произвести так, чтобы обеспечить равенство приведенных моментов инерции автобуса и масс стенда.

Рис. 2. Схема станции диагностики автобусов: I — инерционный стенд; II — стенд для контроля тормозов; III — стенд для контроля установки передних колес; IV — гидроподъемник; V — пульт управления. 1 — верстак; 2 —лампы дневного света; 3 —шкаф; 4 — шит; 5 —канава; 6 — электродвигатель; 7 —редуктор; 8 — гидропневмоцилиндр; 9 — задний мост; 10 — расходомер; 11 — маховики; 12 — тележка; 13 — цепная передача; 14 — стол; 15 — карданная передача; 16 — муфта; 17 — ведущий барабан; 18 — труба отвода отработавших газов; 19 — барабаны; 20 — редуктор

Общее техническое состояние автобуса оценивается по расходу топлива на холостом ходу, установившихся режимах движения и в процессе разгона, а также по величине времени и пути разгона до заданной скорости.

Для оценки общего технического состояния автобус устанавливается на инерционный стенд I так, чтобы его ведущие колеса стали между барабанами 17 и 19. Во время въезда автобуса на стенд барабаны блокируются.

Замер величины расхода топлива, пути и времени разгона и выбега производятся специально установленной электронной аппаратурой. Одновременно производится замер разрежения во всасывающей системе двигателя дифференциальным вакуумметром, который подсоединяют к трубке, идущей от карбюратора к вакуумному регулятору.

Рис. 3. Схема стенда для контроля тормозов: 1 — пускатель; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — ведущие барабаны; 5 — ведомые барабаны; 6’ — указатель; 7— переключатель; S — трансформатор тока; 9 — трансформатор 220/128; 10 — лампочка; 11 — реле тока; 12 — цепные передачи

Таким образом, зная величины расхода топлива, разрежения во всасывающей системе двигателя, путь и время разгона и выбега и сравнивая их с эталонными значениями, можно достаточно точно оценить техническое состояние автобуса.

Проверка действия тормозов производится на стенде II. На этом стенде пределяется синхронность торможения правого и левого колес и усилие торможения. Стенд состоит из ведущих и ведомых барабанов, редукторов и электродвигателей. В электрическую схему стенда включены трансформатор тока, реле, контрольные лампочки и указатели тока.

Для контроля тормозов автобус устанавливают передними колесами между барабанами. При помощи пускателей включаются электродвигатели, которые через редукторы и барабаны вращают колеса автобуса со скоростью, соответствующей движению 6 км/ч.

По величине тока, потребляемого электродвигателями (он должен быть для обоих колес одинаков), судят о степени затяжки подшипников колес, о величине зазора между колодками и тормозными барабанами. По величине тока при торможении колес нажатием на тормозную педаль определяют эффективность действия тормозов. При одновременном торможении правого и левого колес лампочки отключаются одновременно. Правильность установки передних колес определяется на стенде ///. Для этого передние колеса автобуса устанавливают на барабаны, при помощи которых осуществляется их вращение.

Рис. 4. Схема стенда для контроля установки передних колес автобуса: 1 — барабан; 2 — стабилизатор; 3 — тележка; 4 — датчик индуктивный; .5 — звездочка; 6 — потенциометр, 7 — указатель; 8 — конденсатор; 9 — выпрямитель; 10 трансформатор

Величина схождения колес изменяет величину составляющей силы, направленной по оси тележки, которая перемещает тележку в одну или другую сторону. Это перемещение оценивается указателем.

Кроме того, на станции диагностики технического состояния автобусов определяют износ деталей механизма и привода сцепления (по изменению величины свободного хода педали), главной и карданной передач (по суммарному люфту), биение кардана (индикатором, вмонтированном в канаве), радиальный и осевой зазоры в шкворневых соединениях переднего моста (прибором НИИАТ Т-1), а также техническое состояние приборов электрического оборудования (набором приборов, выпускаемых промышленностью). Трудоемкость проверки автобуса составляет в среднем 15—20 чел./мин. Затраты на изготовление стенда, по данным его авторов, окупаются в течение 0,6 календарного года.

В автоколонне 2240 (Киев) построена и введена в действие станция диагностики технического состояния автомобилей (проект станции разработан кафедрой «Автомобильный транспорт» Новочеркасского политехнического института в содружестве с ГосавтодорНИИ).

Станция состоит из трех стендов диагностики автомобилей: 1) тяговых, 2) ходовых и 3) тормозных качеств.

Рис. 5. Схема стенда диагностики тяговых качеств автомобиля: 1 — пульт управления; 2 — стенд СТЭУ-40; 3— динамометр стенда; 4 — тахометр стенда; 5— беговой барабан; 6 —подъемные площадки; 7 — тормоз для съезда с барабанов; 8 — табло команд оператора; 9— предохранительный упор колес

Стенд для диагностики тяговых качеств позволяет определять усилия и мощность на ведущих колесах автомобиля, а также усилия, необходимые для прокручивания ведущих колес и трансмиссии. Этот стенд состоит из четырех беговых барабанов. Передние барабаны (ведущие) соединены муфтой с валом редуктора обкаточно-испытательного стенда (СТЭУ-40-1 ООО), используемого в качестве нагрузочно-приводного устройства (рис. 5). Изменение нагрузочного режима осуществляется жидкостным реостатом. Диаметр беговых барабанов—320 мм, расстояние между осями барабанов — 530 мм, что обеспечивает возможность диагностирования тяговых качеств автомобиля в диапазоне скоростей до 90 км/ч. Между барабанами расположены подъемные площадки для обеспечения проезда через стенд колес передней оси и выезда автомобиля после испытания. Специальные подъемные упоры предотвращают продольное смещение автомобиля. Для затормаживания барабанов стенда применяется тормозное устройство. Подъемные площадки, подъемные упоры и тормозное устройство снабжены пневматическими приводами.

Связь между оператором и водителем осуществляет световое табло, имеющее семь команд. Управление стендом дистанционное, производится оно оператором из пульта управления, установленного с левой стороны стенда в нише (рис. 6).

На этом стенде можно проверить:
1) состояние цилиндро-поршневой группы и клапанного механизма двигателя (по величине усилия, необходимого для прокручивания автомобиля на холостом ходу);
2) работу ограничителя оборотов (по максимальной скорости автомобиля);
3) правильность установки угла опережения зажигания (по изменению мощности на ведущих колесах);
4) регулировку карбюратора (по мощности на ведущих колесах и расходу топлива);
5) состояние ручного тормоза (по величине тормозного момента);
6) состояние сцепления и коробки передач (по величине передаваемого крутящего момента и шума коробки передач);
7) биение карданного вала (с помощью индикаторного устройства) ;
8) состояние главной передачи (по стукам и шумам);
9) расход топлива автомобилем при заданных нагрузочных и скоростных режимах.

Рис. 6. Стенд для диагностики автомобилей

Стенд для диагностики ходовых качеств обеспечивает определение продольных и поперечных (боковых) сил в зоне контакта управляемых колес с барабанами стенда, характеризующих условия качения колес и техническое состояние переднего моста.

Это стенд также барабанного типа. Он состоит из двух барабанов диаметром 420 мм, приводимых в движение электродвигателем мощностью 10 кет. Барабаны установлены на подшипниках таким образом, что они могут перемещаться вдоль оси вращения под действием сил, возникающих при прокручивании в зоне контакта «колесо — барабан».

Измерительное устройство стенда состоит из пяти гидравлических месдоз с манометрическими трубками, заполненными водой. Одна из месдоз воспринимает усилие на рычаге балансир-ного редуктора, что позволяет измерять величину крутящего момента, необходимого для вращения колес.

Четыре другие месдозы воспринимают осевые усилия барабанов (в двух направлениях) и передают на манометрические трубки.

При диагностировании установки передних колес силовым методом проверяется не геометрическое положение колес, а условия их качения, что позволяет устанавливать оптимальные условия качения колес с учетом соединения их углов, влияния жесткости шин и элементов подвески автомобиля. Такая регулировка обеспечивает устойчивое движение автомобиля, минимальное сопротивление перекатыванию и малый износ шин.

Стенд для диагностики тормозных качеств состоит из 8 барабанов диаметром 500 мм, соединенных между собой попарно втулочно-роликовой цепью. Барабаны колес каждой оси имеют отдельный привод от электродвигателя через клиноременную передачу и редуктор (задний мост автомобиля), на ведущем валу которого установлен инерционный маховик. На каждой паре барабанов установлены электроконтактный и инерционный датчики. Когда барабаны достигают определенной величины замедления, выключается секундомер, фиксирующий время срабатывания данного тормоза.

Стенд позволяет проверить тормозные качества автомобиля в режимах работы, близких к эксплуатационным (при скорости 30 (см/ч), и определить тормозной путь, время срабатывания тормоза и синхронность работы тормозов всех колес. Проверка тяговых и ходовых качеств на станции диагностики (стенд для проверки тормозных качеств) производится перед постановкой автомобилей в ТО-2 для уточнения объема необходимых работ. Экономия от применения станции диагностики (за счет сокращения трудоемкости работ и сокращения расхода запасных частей) составила в1967 г. 0,1 руб. на 1000 км пробега. При объеме перевозок, выполняемых автоколонной № 2240 в 1967 г., оборудование станции окупилось примерно за 2 года.

Линия экспресс-диагностики автомобилей. Для повышения безопасности движения автомобилей, а также резкого сокращения трудоемкости работ, связанных с проверкой элементов, обеспечивающих безопасность движения, в ГосавтодорНИИ разработана и изготовлена специальная автоматизированная поточная линия экспресс-диагностики.

Автомобиль перемещается на линии под действием тяговой цепи конвейера со скоростью 7,35 м/мин. Водитель направляет автомобиль и производит ряд действий в соответствии с указаниями, появляющимися на световом табло. За время движения автомобиля на линии проверяют: давление воздуха в шинах (без вскрытия вентиля), свободный ход рулевого колеса, состояние тормозной системы и схождение передних колес — всего 13 контрольных операций. Результаты контроля поступают на пульт управления в виде электрических сигналов.

Пульт управления состоит из двух основных частей. В одной его части располагается специальная система автоматического управления технологическим процессом работы линии, а в другой — система обработки и выдачи информации на стандартную перфокарту. Полный технологический цикл проверки с выдачей документальной информации длится около трех минут.

Линия обслуживается одним оператором, который переносит на перфокарту информацию о типе и номере проверяемого автомобиля. Схема автоматизации построена по принципу функциональных блоков: блок управления всеми исполнительными механизмами и устройствами, блок замера давления в шинах, свободного хода рулевого колеса, блок тормозных качеств автомобиля, блок схождения передних колес, блок выдачи информации и блок сигнализации. Съем информации производится автоматически. Оператор имеет возможность контролировать протекание технологического процесса благодаря его последовательной визуальной индикации с помощью сигнальных ламп и мнемосхем, расположенных на главном пульте управления.

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Техническая эксплуатация автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Методы и средства комплексной диагностики технического состояния автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства