Строительные машины и оборудование, справочник





Методы монтажа подъемно-транспортных машин

Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины


Методы монтажа подъемно-транспортных машин

Общие понятия. Оборудование, поступающее на предприятие, должно быть на месте последующей его работы собрано, установлено и испытано, после чего оно может быть введено в эксплуатацию. Необходимость сборки оборудования на месте установки вызывается тем, что, как правило, по условиям перевозки оно приходит в разобранном виде или (крупные металлические конструкции) вообще собирается впервые полностью только на месте установки.

Работы, производимые непосредственно на месте эксплуатации машины и сводящиеся к ее сборке, установке и сдаче в эксплуатацию, называются монтажными работами. При этом к сборочным работам относятся все операции по проверке состояния, выверке положения и соединению элементов и узлов машины, а к установочным — операции, связанные с перемещениями и установкой элементов или узлов машины в их рабочие положения.

В технологической цепи работ по изготовлению машины монтаж представляет собой последнее, завершающее звено, от которого в значительной мере зависит ее работоспособность в эксплуатации. Поэтому монтаж должен вестись по определенной технически обоснованной технологии и сопровождаться на всех его стадиях соответствующим техническим контролем.



Основные правила производства монтажных работ приводятся в «Строительных нормах и правилах» (СН и П).

Производство монтажных работ должно отвечать «Общим правилам производства и приемки монтажных работ» (СН и П111-Г 1962), которые относятся ко всем видам технологического оборудования, включая и подъемно-транспортное. Эти Правила регламентируют условия подготовки к монтажу, проектную и технологическую документацию, порядок поставки, приемки, хранения и сдачи оборудования в монтаж, а также общие требования к испытаниям, опробованию и сдаче оборудования после монтажа.

Требования к монтажу подъемно-транспортного оборудования изложены в «Правилах производства и приемки монтажных работ» (СН и П 1П-Г 10.1.62). В этих Правилах приводятся требования к зданиям и сооружениям, сдаваемым под монтаж ПТМ, включая допуски на подкрановые пути и фундаменты, порядок деконсервации оборудования, требования к монтажу механизмов и сборке металлических конструкций кранов различных типов, а также к монтажу машин непрерывного транспорта. Правила также содержат условия сдачи и приемки оборудования после монтажа.

Как указывалось выше, в состав монтажных входят работы сборочные и установочные. В некоторых случаях эти работы ведутся совместно, как например, при монтаже конструкций зданий, когда каждый элемент собирается и устанавливается непосредственно на том месте, где он должен быть по проекту, причем зона, в которой ведутся работы, постоянно перемещается. Возможна и такая организация работ, когда элементы конструкции предварительно собирают в укрупненные блоки, в различных местах и положениях, целесообразных с точки зрения технологии сборки, а в дальнейшем эти блоки устанавливают на свои рабочие места. Здесь основной объем сборочных работ завершается до сборки объекта в единое целое и потому работы сборочные и установочные оказываются разъединены, что позволяет вести сборочные работы в одной постоянной заранее выбранной зоне.

Таким образом, в первом случае сборка ведется в проектном положении, т. е. каждый элемент сразу устанавливается и собирается на своем проектном месте, а во втором основная масса сборочных работ ведется вне проектных мест и положениях, определяемых главным образом условиями удобства сборки.

Каждое из этих решений, которые мы в дальнейшем будем соответственно называть методом монтажа в проектном положении и методом монтажа вне проектного положения, может быть осуществлено рядом технологических приемов, описываемых ниже.

Монтаж в проектном положении. При этом методе монтаж ведется приемами надстройки, навесной и полунавесной сборки, а также сборки на подмостях.

Надстройка применяется к многоярусным объектам, имеющим монтажное членение по яруеам. Таковы некоторые башенные краны, портальные краны, судостроительные портальные краны, зерновые элеваторы, распределительные башни транспортерных установок и т. п.

На рис. 1, а приведена схема монтажа приемом надстройки. Здесь сборка ведется, начиная с основания конструкции, последовательным наращиванием элементов от нижних ярусов к верхним, причем каждый элемент сразу устанавливается на свое проектное место. В этом случае вес каждого поднимаемого узла наименьший, что позволяет применять подъемные средства малой грузоподъемности, а контроль качества сборки облегчается ее естественной последовательностью.

К недостаткам приема могут быть отнесены ограниченность фронта работ и переменная высота рабочей зоны сборки. Надстройка, в частности, применяется и в тех случаях, когда по характеру объекта его удобно монтировать подъемными средствами, опирающимися на ранее установленные ярусы и поднимающимися по конструкции по мере ее роста, что встречается например, при монтаже радиомачт и некоторых башенных кранов.

Рис. 1. Схемы монтажа конструкций в проектном положении

Навесная сборка по технике работ аналогична надстройке, но применяется к конструкциям, устанавливаемым горизонтально или наклонно, которые при сборке или в эксплуатации работают как консольные системы. Этот прием, широко используемый в мостостроении, для монтажа подъемно-транспортных машин применяется довольно редко, например, при монтаже консолей мостовых перегружателей, стрел тяжелых плавучих кранов.

Для навесной сборки характерно последовательное наращивание конструкции как консоли, начиная от опорных секций по направлению к концевым. В случаях, если прочность конструкции в условиях монтажа ограничивает свободный вылет консоли, может быть применен вариант, когда под консолью устанавливается дополнительная неподвижная или подвижная опора (полунавесная сборка).

Сборка на подмостях (рис. 1, б) применяется для конструкций пролетного типа, преимущественно горизонтальных, и основывается на применении эстакад, играющих роль временной опоры собйраемой конструкции.

Достоинства приема: высокая надежность (что особенно существенно при работах большой длительности), достаточно широкий фронт работ, возможность свободно выбирать последовательность сборки, сохранение свободными наземных площадей и транспортных коммуникаций в зоне монтажа. В то же время постройка эстакад требует затрат значительных средств, времени и материалов. В применении к подъемно-транспортным машинам этот прием используется только для тяжелых перегрузочных мостов.

Монтаж вне проектного положения. При таком методе монтаж ведется приемами подстройки, сборки с последующим подъемом, сборки с последующей надвижкой.

Рис. 2. Схемы монтажа конструкций со сборкой вне проектного положения

Подстройка применяется, так же как и надстройка, к объектам, имеющим ряд ярусов монтажного членения по высоте, в частности, к судостроительным кранам на высоких башнях и башенным кранам.

На рис. 2, а приведена схема монтажа башенной конструкции приемом подстройки. Здесь сборка ведется начиная с верхнего яруса объекта. По окончании сборки верхнего яруса его поднимают и под ним собирают очередной нижний, после чего поднимают оба эти яруса и под ним собирают третий нижний и так далее до окончания сборки. В результате периодических подъемов, завершающих сборку каждого из ярусов, все элементы сооружения постепенно приближаются к своим проектным позициям, так что окончание сборки совпадает с окончанием установки.

Основным» достоинствами приема являются постоянство рабочей зоны сборки и возможность применения подъемных устройств с относительно небольшой высотой подъема. К его недостаткам может быть отнесена необходимость в подъемных средствах грузоподъемности, близкой к полному весу объекта.

Сборка с последующим подъемом характерна тем, что сборочные работы по объекту в целом или по крупнейшим его блокам ведутся на уровне монтажной площадки, после чего объект в сборе или его крупные блоки поднимаются на проектное место. Такой подъем может быть осуществлен вертикальным движением, т. е. с сохранением первоначальной ориентации осей объекта, или поворотом вокруг горизонтальной оси. Первый прием используется для конструкций как собираемых, так и устанавливаемых горизонтально, а второй — для мачт, башен и наклонных эстакад, собираемых в горизонтальном, а устанавливаемых в вертикальном или наклонном положениях. На рис. 2, б показана схема подъема собранной конструкции вертикальным движением, а на рис. 2, в, г — схемы подъема поворотом.

Сборка с последующим подъемом имеет широкое применение, так как снижает объем высотных работ и число монтажных подъемов. В то же время здесь необходимы монтажные средства большой грузоподъемности.

Сборка с последующей надвижкой отличается тем, что сборочные работы по объекту в целом или его крупнейшим блокам ведутся в стороне от места их установки и лишь по завершении сборки объект или эти блоки перемещают по горизонтали на рабочее место. Такой прием широко распространен в мостостроении, но нередко используется и при монтаже кранов, в случаях, когда монтаж ведется параллельно со строительными работами или зона работы крана находится в интенсивной эксплуатации.

Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины