Строительные машины и оборудование, справочник






Многоконтурный пневматический привод тормозов автомобиля


Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей


Многоконтурный пневматический привод тормозов автомобиля

Для повышения эффективности и надежности действия тормозной системы в соответствии с современными требованиями безопасности движения грузовые автомобили с дизелями оборудуют многоконтурным пневматическим тормозным приводом, который служит также для привода и некоторых других приборов.

Расчленение тормозного привода на несколько самостоятельных контуров обеспечивает сохранение работоспособности привода в целом при отказе отдельных его приборов или повреждении трубопроводов какого-либо одного контура.

Пневматический привод тормозов (рис. 17.16) автомобиля-тягача КамАЗ-5320 имеет следующее устройство. Компрессор подает сжатый воздух к регулятору давления, выполняющему роль разгрузочного устройства, и далее в предохранитель против замерзания конденсата, в котором воздух насыщается парами спирта, препятствующими замерзанию влаги. Двойной и тройной защитные клапаны распределяют воздух по трубопроводам независимых контуров.



Контур привода тормозов рабочей тормозной системы передних колес и прицепа состоит из нижней части тройного защитного клапана, воздушного ресивера, верхней секции двухсекционного тормозного крана, клапана ограничения давления, клапана контрольного вывода, двух передних тормозных камер, трубопроводов и шлангов, соединяющих этот контур, а также трубопровода от нижней секции тормозного крана к нижней секции клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.

Контур привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем и прицепа, а также контур питания комбинированного привода тормозов прицепа (полуприцепа) включает нижнюю часть двойного защитного клапана, воздушный баллон, клапан контрольного вывода, тормозной кран обратного действия с ручным управлением, ускорительный клапан, верхнюю часть двух-магистрального перепускного клапана, четыре тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами, трубопроводы и шланги между ними, а также трубопровод от тормозного крана с ручным управлением к средней секции клапана управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом и трубопровод от воздушного баллона к защитному одинарному клапану для питания воздухом привода тормозов прицепа.

Контур привода вспомогательной системы и питания потребителей состоит из части двойного защитного клапана, воздушного ресивера, клапана контрольного вывода, пневматического крана 6 включения вспомогательного тормоза, пневматического цилиндра привода вспомогательного тормоза, пневматического цилиндра выключения подачи топлива, а также трубопроводов и шлангов между отдельными приборами контура.

От контура привода вспомогательной тормозной системы воздух поступает к дополнительным потребителям: стеклоочистителям, пнев-мосигналу, пневмогидравлическому усилителю сцепления и другим приборам.

Контур привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы состоит из части тройного защитного клапана, крана аварийного растормаживания, части двухмаги-стрального перепускного клапана, трубопроводов и шлангов, соединяющих приборы контура. Питание привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы осуществляется от воздушных ресиверов контуров рабочей тормозной системы. Этот контур обеспечивает трехкратное растормаживание стояночного тормоза при неработающем двигателе после применения аварийного торможения, чтобы можно было буксировать автомобиль с места аварии.

Рис. 17.16. Схема пневматического привода тормозов автомобиля-тягача КамАЭ-5320

Привод тормозов прицепа автомобилей-тягачей комбинированный (одно- и двухпроводный) включает в себя клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, защитный одинарный клапан, клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, три разобщительных крана и три соединительные головки (две головки для двухпроводного привода тормозов прицепа и одна — для однопроводного). Питание привода тормозов прицепа осуществляется от воздушного баллона контура привода стояночной и запасной систем. Давление в системе пневмопривода контролируется манометром.

Рассмотрим назначение остальных приборов многоконтурного пневматического тормозного привода.

Защитные клапаны двойной и тройной распределяют сжатый воздух от компрессора соответственно по двум и трем контурам. При повреждении одного из контуров клапаны отключают контур, отказавший в работе, и сохраняют давление воздуха в оставшихся контурах.

Регулятор тормозных сил с упругим элементом автоматически регулирует давление воздуха в тормозных камерах колес среднего и заднего мостов автомобиля в зависимости от осевой нагрузки, приходящейся на эти мосты.

Регулятор устанавливают (рис. 17.17) на лонжероне рамы автомобиля. Его рычаг тягой через упругий элемент, штангу и компенсатор соединен с балками мостов задней подвески так, что перекосы их во время торможения на неровных поверхностях дорог и скручивание от действия тормозного момента не отражаются на процессе регулирования тормозных сил. Упругий элемент защищает регулятор от повреждения при вертикальных перемещениях мостов задней подвески, а также поглощает толчки и уменьшает вибрацию, когда они превышают допустимые пределы.

Клапан ограничения давления (см. рис. 17.16) уменьшает давление в тормозных камерах передних колес при частичном торможении, что исключает занос автомобиля и улучшает его управляемость. При таком торможении клапан увеличивает интенсивность торможения и ускоряет выпуск воздуха при растормаживании.

Ускорительный клапан служит для увеличения скорости срабатывания тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами при аварийном торможении.

Двухмагистральный перепускной клапан позволяет осуществлять управление пружинными энергоаккумуляторами либо от ускорительного клапана, т. е. от ручного крана управления, либо от крана аварийного растормаживания.

Контроль за исправностью приборов и механизмов тормозной системы осуществляется световой и звуковой сигнализацией при помощи датчиков пневматического действия, а также непосредственно манометром, установленным в кабине водителя.

Для отбора сжатого воздуха из пневмопривода или замера давления в контуре предусмотрены клапаны 9 контрольного вывода, установленные во всех контурах схемы. При работе автомобилей с прицепом или полуприцепом пневмопривод автомобиля-тягача соединяют с приводом тормозной системы прицепного звена при помощи разобщительных и соединительных головок по одно- или двухпроводной схеме.

Рис. 17.17. Схема установки регулятора тормозных сил автомобилей КамАЗ

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины