Строительные машины и оборудование, справочник






Мойка машин, сборочных единиц и деталей, разборка машин


Категория:
   Строительная техника и оборудование 4


Мойка машин, сборочных единиц и деталей, разборка машин

Мойка и обезжиривание деталей и сборочных единиц — одна из важнейших технологических операций ремонта. От качества мойки зависит качество дефектации и ремонта деталей, производительность труда ремонтных рабочих, ресурс отремонтированной машины и общий уровень технической культуры ремонтного предприятия.

На качество и производительность мойки большое влияние оказывают состав, концентрация и температура моющих растворов; давление раствора и угол наклона струи относительно промываемой поверхности; расстояние от насадки до промывочной поверхности и продолжительность воздействия раствора (струи) на очищаемый участок поверхности.

За последние годы разработаны и выпускаются промышленностью новые неагрессивные моющие средства с содержанием поверхностно-активных веществ, синтезированных на основе нефтепродуктов.



Наиболее эффективными из рекомендуемых Минстройдорма- шем средств являются моющие препараты MJI-51 (ТУ 3-349-67), МЛ-52 (ТУ 3-342-67), «Лабомид 101» (ТУ 38-30726-71) и «Лабо- мид 203» (ТУ 38-30726-71). Они не токсичны, не горючи, взрывобез- опасны, хорошо растворимы в воде; упрощают технологию очистки, так как позволяют очищать детали из черных и цветных металлов в одном потоке, без специального ополаскивания. Препарат МЛ-51 следует применять для струйной очистки, а МЛ-52—для очистки вываркой в ваннах.

Наружная мойка и разборка машин. Машины моют в специально оборудованном помещении или в моечных камерах. Моечная камера представляет собой помещение, в котором вдоль стен, а также сверху и снизу расположены трубы с насадками. Такая система гидрантов позволяет мыть машину со всех сторон. Схема установки для наружной мойки машин приведена на рис. 21.1. Душевое устройство представляет собой замкнутый водовод, состоящий из верхней и нижней труб, на внутренних сторонах которых расположены сменные насадки диаметром 4…10 мм. Конструкция водовода позволяет направлять моющую жидкость от нагнетательного насоса одновременно в обе части водовода, либо раздельно в верхнюю или только в нижнюю его части. Душевое устройство на специальной тележке может совершать возвратно-поступательное движение.

Рис. 21.1. Схема установки для наружной мойки машин:
1 — емкость для воды; 2— задвижка; 3 — нагнетательная труба возврата воды; 4 — насосная установка; 5 — насос; 6 — трубы для подвода воды; 7, 10— нижнее и боковое душевые устройства; 8 — нижнее сопло; 9 — машина; 11, 10 — гибкие рукава; 12 — рельсовый путь; 13 — тележка; 14 — верхние душевые устройства; 15 — гибкий шланг с наконечником; 17 — смотровое окно; 1S — монорельс; 19 — электротельфер; 20 — емкость для топлива.

Машины, подлежащие мойке, перемещаются к производственным помещениям моечного отделения тягачом. В моечном отделении машины транспортируют с помощью тяговой цепи напольного или эстакадного конвейера.

Для удаления остатков воды после мойки машину обдувают сжатым воздухом. После наружной мойки машину транспортируют в цех на разборку на сборочные единицы в строгой последовательности, предусмотренной технологическим процессом, с применением необходимого оборудования, приспособлений и инструментов. При этом используют технологические карты для разборки, в которых установлен порядок операций и переходов, указаны применяемые оборудование, инструменты и приспособления.

Разборку строительных машин начинают со снятия ограждений и кожухов. Затем отсоединяют канаты или систему гидравлического управления от рабочих органов и рабочие органы от рамы. После этого снимают последовательно другие сборочные единицы: топливные баки, радиаторы, воздухоочистители, приборы зажигания, топливную и масляную аппаратуру, системы пуска двигателя, включения сцепления и реверса, рулевого управления, управления тормозами и т. п. С рамы машины снимают кабину, двигатель, коробку передач и т. д. В последнюю очередь разбирают ходовую часть.

Снятые с машины сборочные единицы устанавливают на козлы, подкладки, верстаки или на специальное приспособление.

Перед разборкой сборочные единицы подвергают наружной мойке. Для транспортирования их в разборочно-моечное отделение применяют подвесные конвейеры или электротельферы.

Для обеспечения необходимой чистоты на участке разборки сборочных единиц на детали и предотвращения повреждения деталей из-за небрежности, вызванной загрязненностью инструмента и рабочего места, производят повторную наружную мойку сборочных единиц после их частичной разборки. Например, наружную мойку двигателя производят при снятых головке и масляном поддоне.

Последовательность разборки сборочных единиц та же, что и при разборке машины: мелкие детали должны быть уложены в отдельные металлические ящики; крупные — укладывают на стеллажах или верстаках. При разборке некоторых сборочных единиц необходимо заметить взаимное расположение деталей, например, зубчатых колес. Для этого на сопряженных деталях ставят метки.

Очистка и мойка деталей. Детали машин после разборки моют: мелкие и средние детали — в моечных машинах, а крупные детали погружают в ванны с горячим раствором на 10…45 мин. Подогрев воды на 40…50 °С делает процесс мойки более эффективным. Горячей водой моют замасленные поверхности. При мойке деталей с одновременным удалением старой краски применяют 8%-ный раствор каустической соды, подогретый до 70 °С. В этом случае детали выдерживают в растворе 12… 15 мин. Следует иметь в виду, что использование воды с температурой, превышающей 40 °С, разрушает поверхности, окрашенные нитролаком.

Раствор каустической соды используется только в моечной машине.

После обработки раствором детали ополаскивают горячей водой для того, чтобы смыть оставшийся на поверхности щелочной раствор и предотвратить тем самым его вредное действие на поверхность деталей и руки рабочего. Детали в моечной машине перемещаются транспортером медленно и непрерывно. Пары удаляются через вытяжную вентиляцию.

Для обезжиривания деталей топливных насосов, гидросистемы, шариковых и роликовых подшипников и других применяют бензин, керосин или ультразвуковую обработку. Ультразвуковые моечные установки имеют ванну, наполненную моющим раствором, для чего используют трихлорэтилен, бензин или щелочной раствор. В ванне с моющим раствором расположены излучатели ультразвука. Принцип ультразвуковой обработки состоит в том, что электрическая энергия преобразуется в ультразвуковые колебания в специальных преобразователях (излучателях ультразвука), и эти колебания (до 200 ООО раз в секунду) направляют в растворитель, вызывая вибрацию жидкости с ультразвуковой частотой. В результате химического воздействия моющего раствора и ультразвуковой волны происходит разрушение жировой пленки или нагара и удаление с поверхности детали грязи и масла.

Ряд деталей двигателей внутреннего сгорания покрывается слоем нагара, который получается от неполного сгорания топлива и масла. Эти детали от нагара можно очищать механическим или химическим способом, а также ультразвуком.

Механический способ заключается в очистке деталей металлическими щетками различных форм и размеров. Обычно щетки приводятся во вращение от электродвигателей. Химический способ заключается в том, что деталь погружают в раствор и выдерживают в нем до полного удаления нагара с детали. Состав раствора для удаления нагара со стальных, чугунных и алюминиевых деталей приведен ниже.

Принципиальная схема моечной установки показана на рис. 21.2. При вращении вала насоса вода через фильтр и всасывающий рукав под действием разрежения направляется во всасывающую полость, откуда через отверстие попадает в камеру рабочих колес и далее под давлением движется в нагнетательную полость отсюда по нагнетательным рукавам вода поступает к моечным пистолетам. Давление воды в нагнетательной полости насоса регулируется вращением маховичка клапана. При полном закрытии вентилей перепускной клапан открывается и вода циркулирует по замкнутому контуру из нагнетательной полости во всасывающую. Трубка 19 служит для перепуска просочившейся воды через сальники вала во всасывающую полость насоса, а пробка — для заполнения водой камер рабочих колес при первоначальном пуске установки.

Рис. 21.2

Рис. 21.3. Пистолет моечный:
1 — гайка; 2 — сальник; 3 — шайба; 5 —втулка; 6 — корпус; 7 — сопло.

Моечный пистолет (рис. 21.3) состоит из корпуса, в котором размещены сопло и винт на одном конце винта навернута втулка с продольными отверстиями по окружности, а к другому крепится нагнетательный рукав. Вода поступает во внутреннюю полость пистолета через осевое и радиальные отверстия в винте и далее через отверстия втулки к соплу. Поворотом корпуса пистолета можно получить различную форму струи — «кинжальную» или «веерную».

Для мойки машин, работающих с органическими вяжущими (автогудронаторы, автогрейдеры и др.), применяют специальные установки, которые приготавливают горячую воду или пароводяную смесь.

Для обдува машины сжатым воздухом используют пистолет модели 199, характеристика которого приведена ниже.

Разборочные операции. Приспособления и инструменты, применяемые при разборке машин. При разборке машин выполняют следующие типовые разборочные операции: вывертывание винтов, шпилек, болтов и отвертывание гаек; удаление сломанного болта или шпильки; снятие зубчатых колес, шкивов, муфт и подшипников качения.

Для разборки резьбовых соединений, так же как и при выполнении крепежных работ, применяют гаечные, торцовые, трещеточ- ные, шпилечные и специальные ключи. При отвертывании гаек в труднодоступных местах используют 12-гранные накладные ключи, у которых отверстия в головке ключа имеют форму двух шестиугольников, смещенных на 30°. Эти ключи позволяют поворачивать гайки на все углы, кратные 30°.

Ключи для отвертывания гаек и вывертывания болтов необходимо подбирать точно по размеру. Зазоры между губками ключей и гранями гайки или болта должны быть в пределах 0,1…0,5 мм в зависимости от размера ключа. При больших зазорах грани будут сминаться.

Для облегчения разборки давно не разбиравшихся резьбовых соединений можно смочить их керосином так, чтобы он проник в зазоры резьбы.

В ремонтном производстве широко используют механизированные инструменты.

При удалении сломанных болтов или шпилек в оставшейся части сломанного болта сверлят отверстие, в которое забивают квадратный или зубчатый бор, и вращением бора сломавшуюся часть шпильки или болта вывертывают; или в отверстие, просверленное в шпильке или болте, завертывают экстрактор и при обратном его вращении сломавшуюся часть вывертывают.

Для выпрессовки деталей используют съемники, которые делятся на специальные и универсальные. Специальные съемники предназначены для выпрессовки определенных деталей, а универсальные— для выпрессовки различных деталей.

Подшипники качения, запрессованные на вал или в корпус, снимают винтовыми или пневматическими съемниками. Винтовые съемники бывают двух- и трехтяговые. При снятии подшипников, запрессованных по внутреннему диаметру, усилие съемника или оправки прикладывают к внутреннему кольцу, а при снятии подшипников, запрессованных по наружному диаметру,— к наружному кольцу. Подшипники можно снимать, используя оправки. Для этого оправки изготовляют из мягкой стали или меди с направляющими буртами. Удары по оправке следует наносить по всей торцовой поверхности внутреннего или наружного кольца во избежание перекосов подшипников. Нельзя снимать подшипники ударами молота по торцовой поверхности внутреннего или наружного кольца без применения оправки, так как это приведет к разрушению снимаемого подшипника или повреждению вала или корпуса.

Читать далее:

Категория: - Строительная техника и оборудование 4

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Пожарная безопасность на объектах работы строительных машин
Техника безопасности при эксплуатации строительных машин
Электробезопасность на объектах работы строительных машин
Обучение безопасным приемам работы в строительстве
Основные причины производственного травматизма
Ремонтные заводы для строительных машин
Ремонтные мастерские для строительных машин
Ремонт деталей и сборочных единиц гидравлических и пневматических систем
Ремонт металлоконструкций машин
Ремонт муфт, фрикционов и тормозов


Остались вопросы по теме:
"Мойка машин, сборочных единиц и деталей, разборка машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы