Строительные машины и оборудование, справочник





Монтаж радио- и телевизионных мачт

Категория:
   Монтаж строительных конструкций



Монтаж радио- и телевизионных мачт

Радио- и телевизионные мачты монтируют методом посекционного наращивания или методом поворота в целом виде. Секции, предварительно собранные из плоскостей вместе с лестницами и площадками, наращивают ползучим краном. Для крепления опорных башмаков ползучего крана предусмотрены отверстия.

В зависимости от конструкций мачт применяют ползучие краны разных типов: трубчатые мачты монтируют краном ПКТ, а решетчатые кранами ПКР и СПК. Грузоподъемность их от 2 до 12 г.

Основными частями крана ПКТ-6 грузоподъемностью 6 т являются обойма, мачта и оголовок. Обойма в верхней части имеет шарнирную опорную балку с балансирной балкой, внизу — шарнирную опорную диафрагму. При помощи опорной балки, поворачиваемой вокруг оси, обойма навешивается на опорный столик ранее смонтированной секции радиомачты. Диафрагма, скрепляемая с уголком штырем, фиксирует вертикальное положение обоймы.

Рис. 1. Ползучий кран ПКТ-6 для монтажа трубчатых радио-мачт: I. 12 — блоки соответственно стрелового и грузового канатов; 2 — опорный столик; 3, 7 — опорные балки; 4 — уголок; 5 — шарнирная опорная диафрагма; 6 — ось; 8 — откидной крючок: 9 — поворотный круг; 10 — поворотное устройство 11— оголовок; 13 — стрела: /^ — трубчатая мачта крана; 15 — балансирная балка; 16— обойма; 17 —канат; 18 — нижняя часть обоймы; 19, 20 — блоки; 21, 22 — канаты соответственно подъема и поворота; 23—кронштейн; 24 — отводные ролики

Рис. 2. Монтаж опорной секции трубчатой радиомачты и крана ПКТ-6 гусеничным краном: 1 — расчалки; 2 — гусеничный кран; 3 — кран ПКТ-6 перед подъемом

Внутри обоймы, закрепленной на секции, может перемещаться по вертикали трубчатая мачта крана. Мачта крана внизу имеет опорную балку такой же конструкции, как балка; на верхней части — откидной крючок. Посредством опорной балки, опускаемой на нижний опорный столик, и крючка, накладываемого сверху на секцию радиомачты, мачта закрепляется, и обойма может по ней перемещаться. На мачте крана сверху расположены оголовок, поворотное устройство с поворотным кругом, стрела, блоки для грузового каната и стрелового крана. Под поворотным кругом на мачте закреплен кронштейн с отводными роликами для каната поворота оголовка мачты. Сбегающие нитки полиспаста проходят с верхних блоков вниз внутри трубчатой мачты и направляются на две электролебедки с тяговым усилием до 5 т. Стреловой канат таким же образом проходит на электролебедку с тяговым усилием 5 г, а канат поворота направляется вне трубы крана на ручную лебедку с тяговым усилием 1,5 т. Обойма поднимается по мачте крюком крана и канатом, закрепленным на нижней части обоймы. Подъем мачты в обойме осуществляется канатом, запасованным через блок, закрепленный в нижней части мачты, и блок, закрепленный в нижней части обоймы. Канат подъема направляется на электролебедку с тяговым усилием 5 т. Грузоподъемность крана на вылете стрелы до 2,3 м составляет 6 г, с увеличением вылета до 5 м снижается до 2 г.

Опорную секцию радиомачты монтируют и устанавливают на ней ползучий кран ПКТ-6 при помощи гусеничного крана . Все последующие секции монтируют ползучим краном согласно схеме, представленной на рис. 3. Для обслуживания рабочих к обойме крана прикреплена площадка с лестницей. Операции по стыкованию и сварке секций радиомачты производятся с нижней площадки и верхней площадки с лестницами. После проектного закрепления каждой секции радиомачты в четырех диаметрально противоположных местах болтами или сваркой кран перемещают. Подмости переставляют крюком стрелы при помощи траверсы и стропов. Через каждые четыре секции на радиомачту устанавливают балконные площадки БП, монтируемые ползучим краном после его подъема на следующую по высоте секцию. С балконных площадок производят крепление временных расчалок и постоянных оттяжек (рис. 4). Временные расчалки, обеспечивающие устойчивость и вертикальность башни в процессе ее наращивания, устанавливают в два яруса, постоянные оттяжки — в один ярус над каждыми двумя ярусами расчалок. По мере установки оттяжек расположенные под ними расчалки снимают.

Вертикальность радиомачт выверяют в процессе монтажа, при установке и натяжении каждого яруса постоянных оттяжек и временных расчалок. Окончательную выверку осуществляют после монтажа всей мачты, демонтажа крана и во время натяжения постоянных оттяжек до проектной величины. Натяжение расчалок и постоянных оттяжек контролируют при помощи индикатора, тарируемого на усилие, соответствующее требуемому натяжению.

Рис. 3. Схема монтажа труб чатой мачты краном ПКТ-6: а — установка секции радиомачты б — перестановка обоймы крана; в — перестановка мачты крана; г — пе рестановка подмостей; 1, 2, 5 — площадки; 3, 4 — лестницы; 6 — тра верса; 7 — стропы

Рис. 4. Стройгенплан монтажа радиомачты высотой 310 м: а — общий вид мачты; б — монтажная площадка; 1 — радиомачта; 2— электролебедки грузоподъемностью по 5 т для перестановки крана; 3 — то же. для подъема секций; 4 — электролебедка стреловая; 5 — ручная лебедка грузоподъемностью 1,5 т для поворота крана; 6 — постоянные анкеры; 7 — площадка для изготовления и вытяжки оттяжек; 8 —склад конструкций мачты; 9 — электролебедка грузоподъемностью до 2 г для оттяжки секций при подъеме; 10 — временные расчалки; 11 — постоянные оттяжки; 12 — кран пкт-6

Связь между монтажниками, работающими на высоте и на земле, осуществляется по радиотелефону. Мачту оборудуют также световой сигнализацией.

Для монтажа радиомачт и других высотных сооружений трех- и четырехгранного сечения с шириной грани до 5 ж применяют самоподъемный качающийся кран грузоподъемностью 4 т. Кран представляет собой А-образную сварную раму из труб, к верхнему ригелю которой подвешивают грузовой трос с захватом. Сбегающая нитка грузового троса через систему отводных роликов идет на электрическую лебедку, установленную на земле. К задней балке шарнирно крепится фаркопф-толкатель, оборудованный для вращения штурвалом. К нижнему шарниру фаркопфа-толкателя крепится рабочая площадка, одна из стоек которой является одновременно захватом для крепления к конструкциям монтируемой радиомачты. В рабочем положении кран вращается на опорной балке, закрепленной в цапфах на секциях мачты. В низу рамы прикреплены контргрузы, за счет которых центр тяжести всего крана смещается ниже опорной балки. При этом контргрузы закрепляются эксцентрично на стойках рамы, и кран свободно устанавливается на опорную балку, занимая вертикальное положение без каких-либо направляющих и расчалок. Удлиняя фар-копф-толкатель, кран поворачивают в положение, необходимое для строповки и подъема очередной секции. Затем секцию поднимают на 200—300 мм выше верха ранее смонтированной и при помощи фаркопфа-толкателя, уменьшая его длину, наводят монтируемую секцию на ранее смонтированную, устанавливают ее на фланцы и крепят болтами. На подъем ее от начала строповки до окончательной установки и полного закрепления болтами затрачивается 30—40 мин.

В процессе перемещения на следующую стоянку кран находится в устойчивом вертикальном положении и не требует каких-либо дополнительных расчалок или направляющих. Для перемещения крана применяют специальный полиспаст. Перемещение крана со стоянки на стоянку занимает 40—50 мин.

Рис. 5. Общий вид качающегося крана: 1 — секции мачты; 2— площадка для работы с толкателем; 3 — Лариопф-толкатель; 4 — винтовая стяжка; 5 — шпренгели; 6 — контргруз: 7 — трос на лебедку (Q = 5 т) подъема крана; 8 — грузовой трос на электролебедку (Q=5 г): У — трос для перемещения крана по высоте; 10 — противовес; 11 — захват; 12 — трос для перемещения крана на другую стоянку; 13 — опорная балка крана; 14 — столики для опирания крана

По сравнению с ползучим качающийся кран более прост в изготовлении. Несмотря на оригинальность и простоту решений, процесс монтажа методом наращивания довольно продолжительный из-за малой производительности ползучего крана и большой трудоемкости производства работ на высоте. Поэтому для монтажа мачт высотой примерно до 140 м, массой до 40 т применяют более эффективный метод монтажа в целом виде поворотом вокруг шарнира мачт. Подъем мачт методом поворота в целом виде может быть осуществлен двумя гусеничными кранами с использованием полиспастов либо при помощи монтажной стрелы при монтаже более высоких мачт.

Для подъема в целом виде мачту полностью собирают и оснащают на земле. Поднимают ее поворотом двумя гусеничными кранами на угол 40—43° и доводят до вертикального положения полиспастом, закрепленным на якоре. Телевизионные мачты этим методом монтируют в такой последовательности. На сборочной площадке производят укрупнитель-ную сборку блоков секций из плоскостей решетчатой конструкции. К нижнему блоку в месте опирания на фундамент приваривают верхнюю половину поворотного шарнира. На монтажной площадке мачту собирают из двух блоков на шпальных клетках. Нижним концом через шарнир ее опирают на фундамент. После соединения плиты шарнира с фундаментом на мачте (в ее горизонтальном положении) монтируют антенну, кабельную систему, устройства сигнализации, освещения, контрольные приборы, закрепляют тросовые оттяжки и пр. По окончании всех подготовительных работ по такелажу и установке кранов в рабочее положение проводят испытание всей такелажной оснастки: мачту поднимают на угол 5° к горизонтали для проверки действия кранов, шарнира поворота и строповки.

Рис. 6. План расположения мачты и такелажного оборудования

В вертикальное положение мачту поднимают двумя стадиями: вначале поворотом вокруг шарнира двумя кранами МКГ-25 и МКГ-16, затем, используя трактор с-100, мачту доводят до вертикального положения полиспастом, соединенным с мачтой при помощи оттяжек (вант), с одновременным натяжением боковых оттяжек также тракторами С-100. При этом две нижние оттяжки используют как тяговые, а две верхние, расположенные под углом к оси мачты, используют для страховки ее от горизонтального смещения при установке в проектное положение. Сбегающую нитку полиспаста тянут трактором С-80. Строповку мачты производят специальной траверсой, плечи которой рассчитаны так, чтобы нагрузки на ее концах распределялись на краны в соответствии с их грузоподъемностью. Строповку осуществляют за монтажную балку, закрепленную в нижней плоскости фермы мачты.

Рис. 7. Схема монтажа мачты: 1 — кран МКГ-25; 2 — траверса Q-=50 т\ 3 — трактор С-100; 4 — кран МКГ-Ш; 5 —траверса Q=20 т

Рис. 8. Схема запасовки полиспаста: 1 — якорь (четыре трактора С-100); 2 — траверса Q=50 т\ 3 — полиспаст q=40 т (6 рабочих ниток); 4 — ванты мачты: 5 —мачта; 6 — трактор С-80

Работу основного якоря, необходимого для приведения телемачты в проектное положение, выполняют четыре трактора С-100, установленные попарно. Соединение якорных тракторов с полиспастом выполнено через траверсу грузоподъемностью 50 т. В процессе подъема мачты краны одновременно передвигают в сторону фундамента так, чтобы усилия подъема всегда были направлены вертикально. Так мачту поворачивают вокруг шарнира на угол 40—43°. После этого начинают вторую стадию подъема. Тяговым трактором натягивают 50-тонный полиспаст, соединенный с нижними оттяжками, после чего производят дистанционную расстроповку кранов. Дальнейший подъем осуществляют только тяговым трактором. Когда центр тяжести мачты пройдет вертикаль, проходящую через ось шарнира, включают в работу два трактора, поставленные на торможение. Постепенно ослабляя боковые растяжки, опускают мачту на фундамент. После выверки мачты по вертикали, нижний и верхний листы поворотного шарнира сваривают, а оттяжки верхнего и нижнего ярусов закрепляют к анкерам. Монтаж телевизионной мачты методом поворота вокруг шарнира по сравнению с методом наращивания позволяет сократить в два с лишним раза расходы по монтажу и выполнить все сборочные работы внизу без применения трудоемких операций на высоте и более качественно.

Монтаж более высоких мачт подъемом в целом виде осуществляют при помощи монтажной стрелы. Так была смонтирована полностью собранная радиомачта-антенна высотой 142,5 м, сечением в виде правильного треугольника со стороной 1350 мм, массой 29 т. Верх монтажной стрелы высотой 40 м был прикреплен неподвижно к радиомачте подъемными тягами и подвижно к якорю грузоподъемностью 75 г подъемным полиспастом. На центральном фундаменте была установлена временная опора (шарнир), на валу которой были закреплены основания мачты и монтажной стрелы. В плоскости подъема мачта и монтажная стрела удерживались временными расчалками, закрепленными за якоря.

Рис. 8. Схема строповки мачты: 1 — мачта; 2 — траверса; 3— монтажная балка

Последние были расположены так, чтобы длина расчалок во время подъема оставалась постоянной. Плоскость подъема совпадала с направлением пары постоянных оттяжек, которые используют для удержания мачты от опрокидывания в направлении подъема. Монтажные усилия в мачте, подъемных тягах и монтажной стреле определялись как для статически неопределенной вантовой системы с балкой жесткости (мачтой-антенной). Изгибающий момент в балке жесткости был определен с учетом эксцентричности приложения сжимающих усилий в точках крепления подъемных тяг и с учетом прогиба балки жесткости между точками подвеса. Кроме того, учитывалось воздействие усилий от натяжения временных расчалок. Был проверен фундамент на горизонтальную силу, действовавшую на него в момент подъема, равную сумме сжимающих усилий в мачте и прочности всего ствола и пояса ствола в наиболее нагруженных сечениях, а также проверена устойчивость ствола в плоскости и из плоскости действия изгибающего момента. Аналогичный проверочный расчет произведен и для ствола монтажной стрелы.

Монтажные работы были начаты с установки временной опоры (шарнира) на центральный фундамент, укрупнительной сборки мачты-антенны и укрупнительной сборки монтажной стрелы. Для подъема монтажной стрелы к ней подвешивали подъемный полиспаст и подъемные тяги. После этого собирали постоянные оттяжки. Две из них, расположенные в плоскости подъема, сразу же закрепляли к мачте-антенне и анкерному фундаменту. К постоянной консоли мачты-антенны подвешивали трос для подъема оттяжек двух других направлений. Радиомачта была поднята в течение трех часов.

Рис. 9. Схема подъема мачты-антенны методом поворота:

Наиболее трудоемкими в комплексе подготовительных работ при монтаже мачтовых высотных сооружений являются процессы изготовления, испытания и доставки на монтажную площадку постоянных оттяжек. Процесс изготовления оттяжек состоит из следующих основных операций: разматывание каната из бухты, вытяжка его на величину монтажного усилия и разметка длины оттяжек; резка каната, оплетка у мест разреза, заправка его во втулку и муфту с разделкой концов; заливка втулок и муфт — установка и закрепление втулок и муфт на столе горна, разогрев сплава и заливка втулок и муфт.

Рис. 10. Схема стенда для вытяжки и испытания оттяжек: а — вытяжка; б — испытание; 1 — ручная лебедка грузоподъемностью Зг для вытяжки полиспаста; 2— приспособление для разметки и обрезки троса; 3— оттяжка из троса диаметром 59 мм: 4 — полиспаст грузоподъемностью 30 т; 5 — ручная лебедка грузоподъемностью 5 т; 6 — якорь на усилие 5 г; 7 — якорь на усилие 100 т- 8 — насосная станция; 9 — гидравлические домкраты; 10 — соединительное звено; 11 — дополнительное звено из троса диаметром 59 мм: 12 — металлическая лента; 13 — роликоопоры для ленты

При изготовлении оттяжек особое внимание уделяют качеству заделки концов каната во втулки. Так как при газовой резке каната отдельные проволочки рабочей зоны подвергаются отжигу, что уменьшает их прочность, канат лучше резать стальной дисковой пилой или рубить при помощи зубила из победитового сплава. Эти способы более трудоемкие, чем газовая резка, но они обеспечивают качественную заделку концов каната. Внутренние поверхности втулок зачищают до блеска и промывают бензином.

Для изготовления и испытания оттяжек применяют специальные стенды. Одна из конструкций стенда состоит из двух гидравлических домкратов с усилием 100 т, установленных на металлической раме, которая крепится к якорю. Поршни домкратов, упираясь в специальные упоры, передвигают металлическую ленту, соединенную с оттяжкой, и натягивают оттяжки. Натяжение оттяжек до усилия, равного 1,25 расчетного, производят путем нескольких выдвижений поршней домкратов; под этим натяжением оттяжки выдерживают в течение 15—20 мин.


Читать далее:

Категория: - Монтаж строительных конструкций





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины