Строительные машины и оборудование, справочник







Мосты и тележки мостовых кранов

Категория:
   Сведения о мостовых кранах


Мосты и тележки мостовых кранов

В конструкции мостового крана определяющим является исполнение моста — двухбалочное или однобалочное, которое накладывает соответствующие требования на конструкцию тележки (рис. 1.10). Пролетная часть двухбалочных мостов выполняется в виде пространственных четырехплоскостных балочных коробчатых (рис. 1.11, а) или ферменных (рис. 1.11,6) конструкций с балками, усиленными шпренгелями (рис. 1.11, в и 1.12), или в виде безраскосных ферм (рис. 1.11, г) и с балками открытого типа. Используемые в этом случае опорные тележки передвигаются по верхним или нижним поясам главных балок.

Пролетная часть однобалочных кранов — трех- или четырехпло-скостиая балсчная коробчатая или ферменная. Опорные (рис. 1.13, а) или консольные (рис. 1.13, б) тележки перемещаются соответственно по рельсам, уложенным по верхнему поясу, или одному такому рельсу и направляющим, закрепленным на других плоскостях главной балки. По сечению балка может выполняться прямоугольной, трапециевидной и треугольной. Иногда применяют и балки круглого сечения. По конструктивным соображениям при использовании консольных тележек применяют балки только прямоугольного и круглого сечений.

Главные балки двух- и однобалочных мостов должны обладать большой изгибной жесткостью в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также достаточной крутильной жесткостью и устойчивостью. Широко применяются балки коробчатого сечения с тонкими, но достаточно жесткими в своей плоскости диафрагмами и горизонтальными продольными ребрами жесткости.

В плане металлоконструкция моста представляет собой раму, образованную главными и концевыми балками, и при расчете рассматривается как плоскопространственная рама, на которую основные нагрузки (постоянные и подвижные) действуют вертикально. В мостах с балками открытого типа, в связи с отсутствием верхних связей, горизонтальная жесткость обеспечивается развитым верхним поясом, выполняемым, например, в виде горизонтально располагаемого двутавра.

Рис. 1.14. Расположение площадок, ограждений и лестниц

У двухбалочных, а также и у некоторых типов однобалочных мостов для обслуживания кранов предусматриваются консольные рабочие и переходные площадки (рис. 1.14), которые состоят из горизонтальных кронштейнов, прикрепляемых к главным балкам, настила и перил. Для этой же цели мост оборудуется лестницами, ограждениями на концевых балках и площадками у балансиров. Размеры их определяют согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

К мосту со стороны, противоположной расположению главных троллеев, предназначенных для питания током крана, подвешивается кабина крановщика. Для обслуживания троллеев и главных токоприемников, закрепленных на мосту крана, к металлоконструкции подвешивается вспомогательная кабина-люлька.

Рис. 1.15. Четырехопорная тележка грузоподъемностью 8 т

Стальные крановые мосты изготовляют сварными, а сплошностенчатые, кроме того, с преимущественным применением автоматической или полуавтоматической сварки. Монтажные соединения выполняют клепаными, сварными или болтовыми с использованием высокопрочных болтов из углеродистой или легированной стали. Болты рекомендуется ставить в узлах, где применение сварки может вызвать перекосы и недопустимые деформации. Имеются сведения о соединении элементов мостов с помощью клея.

Металлические конструкции из алюминиевых сплавов изготовляют в зависимости от применяемого сплава сварными или клепаными.

Применение сварки особенно целесообразно в конструкциях, изготовляемых из термически неупрочняемых сплавов. Соединение элементов конструкции, изготовляемых из термически упрочняемых сплавов, характеризующихся уменьшением прочности в околошовной зоне, обычно производится с помощью клепки.

Широко распространенные мосты с двумя коробчатыми балками имеют сравнительно большую массу, много диафрагм и других нерасчетных элементов. По сравнению с ними определенные преимущества имеют однобалочные мосты: при обеспечении повышенной пространственной жесткости в ряде случаев существенно (на 40— 70%) снижается их масса и стоимость изготовления.

Наряду с четырехопорными тележками (рис. 1.15—1.18) имеют применение и трехопорные (рис. 1.19). Использование планетарных редукторов обеспечивает компактность тележки и простоту ее компоновки. Барабан, опирающийся на подшипники, соединяется шлицами с блок-приводом 5. Приводное колесо 6 также жестко соединено с блок-приводом. На короткой балке Т-образной рамы установлены два холостых колеса. Ограничение высоты подъема осуществляется концевым выключателем через рычажную систему.

Фирма Demag — Fordertechnik устанавливает трехопорные тележки на кранах грузоподъемностью до 10 т.

На рис. 1.20 показана опорная тележка, у которой уменьшение вертикального габарита достигнуто за счет объединения корпусов редукторов механизмов подъема с балками рамы и отсутствия настила. Ходовые колеса тележки выступают из балок на минимальную величину. Уменьшению габаритов тележки способствует использование в качестве механизмов подъема электрических талей (рис. 1.21). Тележки с одной талью имеют грузоподъемность до 63 т, а с двумя — до 125 т.

Консольные тележки однобалочных кранов имеют несколько схем опирания на главную балку. Тележка, изображенная на рис. 1.13, б, выполнена по схеме 1.10, ж и отличается от тележки, показанной на рис. 1.22, а, тем, что верхний горизонтальный ролик взаимодействует с дополнительной направляющей, а не с боковой поверхностью подтележечного рельса. Консольная тележка, как правило, опирается на пару вертикальных колес (из которых одно или оба являются приводными) и две пары горизонтальных роликов.

Разновидностью тележки, показанной на рис. 1.10, з, является тележка, изображенная на рис. 1.22, б. Здесь тележка передвигается по балке. Барабан установлен на одном ее краю, а уравнительный блок вынесен на консоль. Приводные колеса взаимодействуют с рельсом со стороны крюковой подвески. С противоположной стороны на тележке смонтированы два колеса, из которых одно перекатывается по нижней стороне рельса, а другое — по верху рельса.

Рис. 1.16. Четырехопорная тележка грузоподъемностью 20/5 т

Этим обеспечивается удержание тележки от опрокидывания.

Недостатком тележек, показанных на рис. 1.10, ж и, з, является определенная сложность, вызываемая наличием трех пар колес. Более простой с точки зрения конструкции и эксплуатации является тележка, выполненная по схеме 1.10.

Рис. 1.17 Четырехопорная тележка грузоподъемностью 80/20 т

Рис. 1.18. Четырехопорная тележка грузоподъемностью 250/32 т

Рис. 1.20. Малогабаритная тележка

Здесь линии нормальных опорных реакций наклонных колес и горизонтальных роликов пересекаются в одной точке, расположенной на геометрической оси полиспаста, примерно совпадающей также с направлением действия массы тележки.

Тележка, выполненная по схеме 1.10, к, имеет то преимущество, что при ее работе не возникают дополнительные горизонтальные.

Рис. 1.21. Тележка с электроталью

Рис. 1.22. Консольные тележки с боковым (а) и с обратными (б) роликами

Усилия от горизонтальных роликов и отпадает необходимость в Усилении горизонтальных листов.

У консольных тележек обеспечивается лучшее отношение давлений на приводные колеса к давлениям на холостые колеса, чем У тележек двухбалочных кранов.

Уменьшить строительную высоту крана позволяет применение опорных тележек (см. рис. 1.10, г), колеса которых перемещаются по рельсам, закрепленным в средней по высоте части безраскосных ферм с трубчатыми поясами и усиленными обечайками окнами. Для обеспечения пространственной жесткости фермы соединяются коробчатыми поперечинами.

По сравнению с балками прямоугольного профиля лучшую горизонтальную и крутильную жесткость имеют овальные и круглые балки. У двухбалочных кранов грузоподъемностью до 20 т и пролетом до 50 м (рис. 1.23, а) главные и концевые овальные балки изготовляют из листа толщиной 6—25 мм. Колеса тележки, выполненные из полимерного материала, перемещаются непосредственно по верхней части балок. Однобалочный кран с главной балкой из трубы большого диаметра показана на рис. 1.23, б. По диаметральной горизонтальной плоскости балки расположены подте-лежечные рельсы. В сквозных отверстиях разрезных концевых балок, через которые проходит главная балка, имеются пазы, с которыми взаимодействуют подтележечные рельсы. Более длинные концы этих балок обращены в сторону крюковой подвески, а их шарнир расположен непосредственно под главной балкой. Колеса тележки опираются со стороны подвески на рельс сверху, а с противоположной стороны — на рельс снизу. Постояннее направление усилий на рельсы обеспечивается консольным расположением тележки.


Читать далее:

Категория: - Сведения о мостовых кранах





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины