Строительные машины и оборудование, справочник





Муфты и тормоза погрузочных машин

Категория:
   Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин


Муфты и тормоза погрузочных машин

Обслуживание фрикционных и соединительных муфт, а также тормозов связано со значительным объемом работ по регулировке зазоров между поверхностями трения или поверхностями полу­муфт. Многократное взаимодействие трущихся поверхностей фрикционных муфт и тормозов вызывает отклонение зазоров от номинальных значений. В результате этого не обеспечивается необходимый контакт рабочих поверхностей, увеличивается время торможения или снижается передающий вращающий момент.

К основным неисправностям фрикционных муфт и тормозов, приводящим к нарушению их нормальной работы, относятся изнашивание или замасливание фрикционных обкладок, поверх­ностей барабанов, дисков или мест крепления обкладок, пальцев, втулок, отверстий и других деталей приводных механизмов, а также нарушение работоспособности или поломка тормозных пружин.

Регулируют фрикционные муфты и тормоза с помощью болтов, гаек и пружин, позволяющих периодически восстанавливать нормальный зазор между поверхностями обкладок и барабанов (дисков). В исправно работающих муфтах и тормозах поверхности обкладок в выключенном состоянии должны находиться по всей длине или площади на одинаковом расстоянии от барабанов (ди­сков). Нормальными считаются зазоры 0,3—1 мм для колодочных тормозов и конусных муфт и 1—3 мм для ленточных тормозов и муфт.



Регулируют фрикционную муфту с внутренним расположе­нием ленты (рис. 19), применяемой на стреловых кранах и экска­ваторах, для достижения нормального зазора между фрикционной обкладкой и стальной лентой. Ведущая крестовина соеди­няется с фрикционной лентой с помощью проушин. Вклю­чается муфта двуплечим рычагом, который связан со штоком гидроцилиндра. Возвратная пружина служит‘для выключе­ния муфты.

При регулировании муфта находится во включенном положе­нии. Вращая винт, между его концом и лентой создают зазор, равный 1,5—2 мм, после чего винт фиксируют контргайкой. Дру­гой конец ленты распорным болтом прижимают к шкиву, а гай­кой устанавливают длину тяги такой, чтобы она обеспечивала ход штока гидроцилиндра 15—17 мм. Эксцентричные оси роликов поворачивают и закрепляют таким образом, чтобы между на­правляющими и роликами оставался зазор 1,5—2 мм. При соблюдении указанных требо­ваний фрикционная муфта счи­тается полностью отрегулиро­ванной.

При эксплуатации соедини­тельных муфт проверяется соо­сность соединяемых валов и взаимное положение полумуфт. Нарушение соосности приводит к возникновению ударных на­грузок, более интенсивному изнашиванию опор валов.

Непараллельность валов устраняется смещением подшип­ника за счет зазора между крепежными болтами и отвер­стиями. Точность положения муфты и валов определяется значениями а и b для четырех замеров на двух взаимно перпендикулярных диаметрах (рис. 20).

Для крановых зубчатых муфт наибольший перекос ва­лов допускается до 0 ° 30’ (9 мм на 1 м), однако при регулировании рекомендуется ограничивать перекос валов 2 мм на 1 м.

Рис. 19. Фрикционная муфта с внутрен­ней лентой

Рис. 20. Проверка положения соедини­тельных муфт

Рис. 21. Схема регулирования тормозов электропогрузчика 4004 (4004А)

Регулируют колодочные тормоза, имеющие педальное управление, для уменьшения зазора между тормозными колодками и барабаном, по-степенно увеличивающегося вследствие изнашивания, а также для сокращения хода педали. Регулирование тормозов надо выполнять при ненагруженных барабанах через некоторое время после окончания работы машины. Тормозное устрой­ство электропогрузчика 4004 (4004А), размещенное на ведущих колесах, показано на рис. 21. Тормозные ленты закреплены на колодках, которые в нерабочем положении стягиваются пружиной. При включении устройства тормозная жидкость в гидроцилиндре с помощью поршней раздвигает концы колодок и поворачивает их на некоторый угол вокруг опорного пальца 8. Жидкость поступает в гидроцилиндр после нажатия педали, которая частично перегоняет жидкость из главного цилиндра к колесам.

Для регулирования зазора между колодками и тормозным барабаном погрузчик необходимо поднять с помощью домкрата или тальи и тем самым полностью разгрузить ведущее колесо. Затем, поворачивая колеса в направлении «вперед», следует вра­щать гайку тормозного цилиндра отверткой через окно в ступице колеса до тех пор, пока тормозная колодка полностью не приж­мется к барабану. Затем, вращая гайку в обратном направле­нии, достигают свободный ход колеса от руки. Аналогичные опе­рации проделывают и с другим колесом.

Регулирование электрических колодочных тормозов заклю­чается в установлении требуемых тормозного момента и величины отхода колодок. Тормозной момент изменяется путем регулирова­ния затяжки главной пружины, а зазор между тормозным барабаном и обкладками колодок — изменением длины тяг тормоза.

Крановый колодочный тормоз» снабженный гидротолкателем, регулируют таким образом. Конец рычага поднимается вверх и затем опускается на величину установленного хода пор­шня. Положение вертикальных рычагов фиксируется, когда тормозные обкладки при­жаты к барабану гайками. Равномерность зазора достигается регулировочным болтом. После регулиро­вания нормальная длина пружин 5 отмечается на штоке.

По мере износа обкла­док и увеличения зазора сверх допустимой величины должно быть проведено повторное регулирование аналогичным порядком. Пол­ностью изношенные обкладки заменяются.

Поврежденные колодки или изношенные обкладки заменяют без демонтажа тормоза. Для этого ослабляют гайку и после смещения рычага демонтируют ось. Колодка переме­щается по поверхности барабана вверх и вынимается в сто­рону. Колодку с новой обкладкой устанавливают на прежнее место.

Рычаги и места соединений фрикционных муфт и тормозов смазывают во время обслуживания. При этом необходимо сле­дить, чтобы смазочные материалы не попадали на обкладки, барабаны и диски. При попадании на эти детали смазочных материалов последние удаляются тряпкой, смоченной в бен­зине.

—-

Техническое обслуживание фрикционных и соединительных муфт, а также тормозов связано со значительным объемом работ по регулировке зазоров между поверхностями полумуфт. Многократное взаимодействие трущихся поверхностей фрикционных муфт и тормозов вызывает отклонение зазоров от допустимых значений. В результате нарушается необходимый контакт рабочих поверхностей, увеличивается время торможения или снижается передающий крутящий момент. Изнашивание опорных узлов валов, соединенных муфтами, приводит к возникновению перекосов и непараллельности валов.

К основным неисправностям фрикционных муфт и тормозов, приводящим к нарушению их нормальной работы, относятся изнашивание или замасливание фрикционных обкладок; изнашивание поверхностей барабанов, дисков или мест крепления обкладок, пальцев, втулок, отверстий и других деталей приводных механизмов; нарушение работоспособности или поломка тормозных пружин.

Регулируют фрикционные муфты и тормоза с помощью болтов, гаек и пружин, позволяющих периодически восстанавливать нормальный зазор между поверхностями трения обкладок и барабанов (дисков). В исправно работающих муфтах и тормозах поверхности обкладок в выключенном состоянии должны находиться по всей длине или площади на одинаковом расстоянии от барабанов (дисков). Нормальными считаются зазоры 0,3—1 мм доя колодочных тормозов и конусных муфт и 1—3 мм для ленточных тормозов и муфт. У правильно отрегулированного рабочего тормоза автопогрузчика 4014 зазоры между тормозными барабанами и тормозными накладками должны быть 0,6—0,8 мм у колесного цилиндра и 0,2—0,4 мм у осей колодок, а у автопогрузчика 4008М — 0,4 мм по всей длине накладок.

Регулируют фрикционную муфту с внутренним расположением ленты (рис. 12), применяемой на стреловых кранах и экскаваторах, для достижения нормального зазора между фрикционной обкладкой и стальной лентой. Ведущая крестовина соединяется с фрикционной лентой с помощью проушин. Включается муфта двуплечим рычагом, который вращается вокруг оси и связан со штоком гидроцилиндра. Возвратная пружина служит для выключения муфты.

При регулировке муфта находится во включенном положении. Вращая винт, между его концом и лентой создают зазор в 1,5— 2,0 мм, после чего винт фиксируют контргайкой. Другой конец ленты распорным болтом прижимают к шкиву, а гайкой устанавливают длину тяги такой, чтобы она обеспечивала ход штока гидроцилиндра в 15—17 мм. Эксцентричные оси роликов поворачивают и закрепляют таким образом, чтобы между направляющими и роликами оставался зазор 1,5—2 мм. При соблюдении указанных требований фрикционная муфта считается полностью отрегулированной.

При эксплуатации соединительных муфт проверяют соосность соединяемых валов и взаимное положение полумуфт. Нарушение соосности приводит к возникновению ударных нагрузок, более интенсивному изнашиванию опор валов. Регулировка соединительных муфт заключается в достижении соосности валов, ликвидации их перекоса и непараллельности. Соосность обеспечивается смещением подшипников за счет добавления или уменьшения числа прокладок под корпусом подшипника, перемещением всего подшипникового узла. С целью предупреждения возможных вибраций рекомендуется использовать не более четырех прокладок.

Непараллельность валов устраняется смещением подшипника за счет зазора между крепежными болтами и отверстиями. Точность положения муфт и валов определяется значениями а и b для четырех замеров на двух взаимно перпендикулярных диаметрах (рис. 13).

К эксплуатации не допускают втулочно-пальцевые муфты с неполным числом соединительных болтов. При техническом обслуживании необходимо проверять крепление гаек пальца, а также состояние резиновых колец. Последние должны иметь в сборе ровную (без выпучивания) цилиндрическую поверхность. При потере посадки болтов их гнезда следует обработать разверткой, а болты заменить.

Рис. 12. Фрикционная муфта с внутренней лентой

Рис. 13. Проверка положения соединительных муфт

Для крановых зубчатых муфт максимальный перекос валов допускается до 0° 30’ (9 мм на 1м), однако при регулировке рекомендуется ограничивать перекос валов 2 мм на 1 м.

Регулируют колодочные тормоза, имеющие педальное управление, для уменьшения зазора между тормозными колодками и барабаном, постепенно увеличивающегося вследствие изнашивания, а также для сокращения хода педали. Регулирование тормозов рекомендуется выполнять при ненагруженных барабанах через некоторое время после окончания работы машины.

На рис. 14 показано устройство колесного тормоза погрузчика ТО-18, на примере которого рассмотрим порядок изменения зазора между тормозным барабаном и накладкой тормоза. Зазор постепенно увеличивается по мере изнашивания тормозных накладок. Для регулирования этого зазора в регулировочном рычаге (рис. 15) предусмотрена червячная пара, шестерня которой посажена на шлицевой хвостовик разжимного кулака, а червяк 3 установлен на оси, вращающейся в корпусе рычага. Вращая червяк за квадратную головку, можно поворачивать разжимной кулак и разводить тормозные колодки, уменьшая зазор между ними и барабаном. Для отсчета оборотов на оси червяка смонтирован фиксатор, состоящий из шариков и пружин. При вращении оси червяка ощущаются щелчки фиксатора. Наличие больших зазоров, требующих регулировки тормозов, определяется по ходу штоков тормозных камер, который не должен превышать 40 мм.

Рис. 14. Колесный тормоз погрузчика ТО-18:
1 — барабан тормозной; 2 — накладка тормозная; 3 — колодка тормозная; 4 — пружина оттяжная; 5 — кулак разжимной; 6 — ось колодок

Рис. 15. Регулировочный рычаг:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — червяк; 4 — шестерня; 5 — масленка; 6 — фиксатор

Для предотвращения попадания смазочного материала в тормозные механизмы в кронштейнах разжимных кулаков передних и задних тормозов установлены резиновые уплотнительные кольца.

Регулирование электрических колодочных тормозов заключается в установлении требуемых тормозного момента и размера отхода колодок. Тормозной момент изменяется регулировкой степени затяжки главной пружины, а зазор между тормозным барабаном и обкладками колодок — изменением длины тяг тормоза.

Крановый колодочный тормоз регулируют следующим образом. Конец рычага поднимают вверх и затем опускают на величину установленного хода поршня. Положение вертикальных рычагов фиксируется, когда тормозные обкладки прижаты к барабану гайками. Равномерность зазора достигается регулировочным болтом. После регулировки нормальная длина пружин отмечается на штоке. По мере износа обкладок и увеличения зазора сверх допустимого значения должна быть проведена повторная регулировка аналогичным порядком. Полностью изношенные обкладки заменяют. Поврежденные колодки или изношенные обкладки заменяют без демонтажа тормоза. Для этого ослабляют гайку и после смещения рычага демонтируют ось. Колодка перемещается по поверхности барабана вверх и вынимается в сторону. Колодку с новой обкладкой устанавливают на прежнее место.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины