Строительные машины и оборудование, справочник





Муфты сцепления и промежуточные соединения трубоукладчиков

Категория:
   Краны-трубоукладчики



Муфты сцепления и промежуточные соединения трубоукладчиков

Общие сведения. Муфта сцепления предназначена для замыкания и размыкания вала двигателя с трансмиссией трубоукладчика на ходу без остановки двигателя, для переключения передач ходовой трансмиссии и привода лебедки, остановки трубоукладчика, а также для осуществления плавного трогания машины после остановки.

В качестве муфт сцепления на трубоукладчиках применяют дисковые фрикционные муфты, которые передают крутящий момент за счет сил трения, возникающих между трущимися поверхностями дисков — ведущих и ведомых. С помощью этих сил обеспечивается также торможение силовой передачи при ее временном отсоединении от двигателя. Для повышения коэффициента трения соприкасающиеся поверхности дисков снабжены фрикционными накладками из асбобакелита.

Промежуточные соединения предназначены для передачи крутящего момента от одного агрегата другому. Эти соединения позволяют передавать вращение с одного вала на другой при нарушении совпадения их осей, которое может возникнуть из-за неточности сборки или перекосов рамы.

На всех описываемых трубоукладчиках муфта сцепления двухдисковая, сухая, постоянно замкнутая. Это означает, что трубоукладчик постоянно находится в состоянии готовности к движению, если двигатель не работает, и движется, если двигатель запущен в работу и в коробочке передач ходового устройства включена одна из передач. Поэтому управление муфтой сцепления сводится к ее кратковременному выключению для переключения, передач при работающем двигателе.

Трубоукладчик Т-3560М. Муфта сцепления (рис. 15). состоит из ведущий и ведомой частей, выжимного механизма.

Ведущая часть постоянно вращается с маховиком двигателя и состоит из следующих элементов: среднего ведущего и нажимного дисков, выполненных в виде колец и присоединенных к маховику тремя парами направляющих сухариков и для возможности осевого перемещения; опорного фланца со ступицей, прикрепленного к маховику болтами; нажимных пружин, установленных в стаканах фланца (по одной большой пружине и одной малой в каждом стакане). Пружины упираются в диск.

Ведомая часть включает в себя два ведомых диска с фрикционными накладками по обе стороны дисков и ведомый барабан, опирающийся через шарикоподшипники на цапфу коленчатого вала двигателя. Барабан снабжен направляющими внутренними и наружными зубьями для зацепления с ним с возможностью осевого перемещения как полумуфты торсионного вала так и дисков. Кроме того, к ведомой части относятся набор шайб колец и крышек для закрепления подшипников барабана а также маслоотражательные тарелки, предотвращающие попадание смазочного материала на поверхности фрикционных накладок ведомых дисков.

Рис. 15. Муфта сцепления и промежуточное соединение трубоукладчика Т-3560М

Выжимной механизм состоит из элементов, постоянно вращающихся с маховиком двигателя и невращающихся.

К постоянно вращающимся элементам относятся: – упорное кольцо, укрепленное на ползуне; – сам подвижный ползун, установленный на ступице фланца и приводимый во вращение направляющим пальцем этого фланца; оттяжные болты с регулировочными гайками, установленные в отверстиях диска и в прорезях фланца; – выжимные рычаги, свободно надетые на болты и упирающиеся своими головками в кольцо; – постоянные опоры для шарнирных пальцев рычагов, а также внутренняя обойма шарикоподшипника и ее упорная втулка вместе с набором замковых шайб и колец для закрепления подшипника, невращающиеся элементы выжимного механизма следующие: корпус отводки, снабженный передней крышкой;
= кольцевой рычаг отводки, присоединенный к корпусу двумя соосными поперечными пальцами через стальные втулки, а также сальниковые уплотнения под крышкой и корпусом для предотвращения утечек смазки из корпуса.

Тормозок состоит из диска, ступица которого закреплена на валу стопорным болтом, и невращающегося фланца с наклепаной фрикционной накладкой. Фланец выполнен заодно с корпусом отводки. Для предохранения поверхностей трения тормозка от попадания смазки на ступице диска укреплена маслоотражательная тарелка.

Подшипники барабана муфты сцепления смазываются через левую масленку. К. подшипнику смазочный материал подводится по маслопроводу, наконечник которого закреплен на головке верхнего пальца полым винтом с радиальными сверлениями. Для смазывания подшипника используют штауферную масленку, размещенную на кожухе муфты.

При работе трубоукладчика ведущие, и ведомые диски муфты сцепления действием нажимных цилиндрических пружин постоянно прижаты друг к другу и к плоскости маховика, выполняющего роль третьего ведущего диска. При этом крутящий момент маховика передается ведомым дискам муфты и далее ведущему валу коробки передач через барабан муфты и вал с полумуфтами и промежуточного соединения.

Выключают муфту сцепления нажатием на педаль. В результате срабатывает система управления муфтой, с которой связан рычаг отводки. Под действием пальцев рычага ползун вместе с укрепленным на нем упорным кольцом смещается вправо от маховика. Выжимные рычаги, на которые надавливает кольцо, поворачиваются вокруг своих пальцев и отводят тем самым нажимный диск через болты от заднего ведомого диска, одновременно сжимая пружины. Благодаря этому дискам обеспечена свобода для проскальзывания относительно поверхностей среднего и нажимного дисков и маховика. При дальнейшем отводе ползуна тормозной фланец корпуса начинает взаимодействовать с поверхностью диска тормозка через фрикционную накладку, что приводит к затормаживанию вала.

Муфта сцепления включается после отпускания ее педали управления в результате действия пружин. Ползун выжимного механизма возвращается в крайнее левое положение под действием рычагов, возвращаемых в исходное положение теми же пружинами.

Промежуточное соединение. Роль промежуточного соединения в ходовой части трубоукладчиков выполняет торсионный вал, снабженный по концам соединительными элементами. Промежуточное соединение размещено между муфтой сцепления, жестко связанной с коленчатым валом двигателя через маховик, и ведущим валом коробки передач. Возможность некоторого перекоса или несовпадения осей указанных валов компенсируется, благодаря тому что соединительные элементы промежуточного соединения выполнены в виде полумуфт и с эвольвентными зубьями.

Полумуфта закреплена на валу двумя шпонками, препятствующими повороту, и болтом, препятствующим осевому смещению. Перемещению самого вала в сторону двигателя по шлицам полумуфты препятствует крышка фланца полумуфты. Крышка прикреплена к фланцу болтами и охватывает полу-муфту ведущего вала коробки передач. Полумуфта связана с валом шлицевым соединением и удерживается на его конце от осевого смещения вправо маслоотражательной тарелкой.

Смазочный материал подается к зубьям соединительных полумуфт и через масленки и удерживается от вытекания сальниковыми уплотнениями.

Муфта сцепления и промежуточное соединение заключены в кожух (рис. 16), прикрепленный к картеру двигателя болтами к шпильками. Кожух состоит из верхней и нижней частей, соединенных болтами. Для удобства обслуживания и регулировок в передней и задней частях кожуха предусмотрены люки, снабженные крышками.

Для продолжительной и бесперебойной работы муфты сцепления следят за тем, чтобы не пробуксовывали ведомые диски (см. рис. 15). С пробуксовывающей муфтой работать нельзя во избежание полного износа (сгорания) фрикционных накладок. Причинами пробуксовки муфты могут быть износ фрикционных накладок, их замасливание, неправильное пользование муфтой при переключении передач, нарушение регулировок. При полном износе фрикционные накладки заменяют, а при замасливании промывают керосином.

Регулировка муфты сцепления заключается в установке правильных зазоров между ведущими и ведомыми дисками при ее выключенном (разомкнутом) состоянии, а также между фланцем корпуса отводки и диском тормозка при включенном состоянии муфты. Для изменения зазоров между ведущими и ведомыми дисками вращают регулировочные гайки и вызывают тем самым поворот выжимных рычагов, а для изменения зазора тормозка двигают диском, предварительно отпустив стопорный болт.

Трубоукладчики ТГ-201 и ТО-1224Г. Муфта сцепления этих машин аналогична описанной. Отличие — только в системе смазывания подшипника выжимного механизма, к которому смазочный материал подается не из масленки, а под давлением от смазочной системы, приводимой насосом.

Промежуточное соединение выполнено иначе, чем на трубо-укладчике Т-3560М: диск тормозка снабжен фланцем, к которому прифланцован карданный вал.

Рис. 16. Кожух муфты сцепления и промежуточного соединения и устройство управления муфтой сцепления трубоукладчика Т-3560М:
1, 18 — гильзы, 2, 5, 12 — крышки люков, 3 — рычаг включения пускового двигателя, 4 — штауферная масленка, 6 — пневмокамера, 7 —рычаг, 8 — валик, 9 — шарикоподшипник, 10 и 24 — внутренний и составной внешний кривошипы, 11 — рычаг отводки, 13 — кольцевая аилка, 14 — палец, 15 — болт, 16 — контргайка штока, 17 — шток пневмокамеры, 19 и 20 — нижняя и верхняя части кожуха, 21 — хомут, 22 — пневмолиния, 23 – шпонка, 25 — сервомеханизм


Читать далее:

Категория: - Краны-трубоукладчики





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины