Строительные машины и оборудование, справочник







Мусоровозные машины специального назначения

Категория:
   Машины городского хозяйства


Мусоровозные машины специального назначения

Транспортные мусоровозы. Машина КО-416 выполнена в виде седельного тягача КамАЗ-54112 и полуприцепа ОдАЗ-9375, на котором смонтировано специальное оборудование, состоящее из кузова, загрузочного бункера, толкающей плиты, гидросистемы, системы управления, механизмов привода гидронасоса. Иногда седельному тягачу придается два полуприцепа. В этом случае минимизируются потери времени при работе мусоровоза: во время транспортирования заполненного отходами кузова на места обезвреживания второй полуприцеп устанавливается на перегрузочной станции для загрузки, с тем чтобы при возвращении тягача с опорожненным полуприцепом находящийся на станции полуприцеп будет заполнен отходами и его можно транспортировать на полигон. Кузов машины сварной конструкции из стальных шпангоутов, к которым приварена обшивка, закрывается сзади бортом, подвешенным к кузову на шарнирах.

В передней части кузова размещен бункер с толкающей плитой, а также гидроцилиндры перемещения плиты и бункера. На верхней панели кузова над бункером имеется загрузочное отверстие размерами 1800X2000 мм, которое при транспортных переездах и выгрузке отходов закрывается надвижной крышкой, перемещаемой с помощью двух гидроцилиндров. Бункер оборудован боковыми, передней и задней стенками и может перемещаться вдоль кузова, опираясь на продольные направляющие, которые прикреплены к внутренней стороне боковин обшивки. Толкающая плита размещена в нижней части бункера. Для лучшего заполнения кузова ее передняя стенка наклонена под углом 75°. Сверху толкающая плита закрыта обшивкой.

В процессе загрузки кузова бункер закрепляется в кузове с помощью гидромеханического фиксатора, который автоматически закрывается при возврате бункера после разгрузки кузова в переднее исходное положение.

Толкающая плита перемещается с помощью механизмов шагового типа, который работает с помощью приводной поворотной штанги. На штанге, расположенной на дне кузова, вдоль его продольной оси. в специальных направляющих, приварены зацепы на расстоянии 1400 мм. один от другого что соответствует шагу перемещения толкающей плиты по кузову. Первый из зацепов выполнен специальной поворотной конструкции, благодаря чему достигается возвратно-поступательное движение толкающей плиты при загрузке кузова отходами. Гидроцилиндры, обеспечивающие привод штанги, соединены с ней с помощью траверсы.

Гидросистема машины состоит из насоса, смонтированного на тягаче, напорных гидрошлангов, снабженных разъемными муфтами. Насос работает от коробки отбора мощности, управляемой из кабины тягача. Напорные шланги с помощью распределителя обеспечивают подачу жидкости под давлением до 16 МПа в гидроцилиндры, служащие для перемещения толкающей плиты и работы вспомогательных цилиндров, верхней крышки и других механизмов.

Пульт управления специальным оборудованием полуприцепа расположен с левой стороны полуприцепа в передней ее части.

Машина работает следующим образом. Тягач с порожним кузовом размещают под бункером мусороперегрузочной станции, после чего открывают сдвижную крышку. Отходы поступающие в бункер, размещаются перед толкающей плитой. Сдвижную крышку закрывают, а гид-106 роцилиндры начинают перемещать штангу, первый зацеп которой обеспечивает рабочий ход толкающей плиты. Толкающая плита, двигаясь в сторону задней части кузова, перемещает туда отходы, размещенные перед ней, после чего возвращается в исходное положение, а отходы опять заполняют бункер. Процесс повторяется, и тем самым обеспечивается постепенное заполнение кузова и уплотнение отходов. Практика применения транспортного мусоровоза показывает, что его кузов вмещает содержимое семи мусоровозов КО-413.

Заполненный мусоровоз с закрытой верхней крышкой перемещается на полигон. Там открывают замки заднего борта, и отходы, заполняющие бункер, удаляются с помощью двух возвратно-поступательных движений толкающей плиты. После этого возвратно-поступательное перемещение штанги обеспечивает движение плиты и бункера по направлению к заднему борту. При этом плита и бункер образуют единое целое — выталкивающую плиту. При выталкивании отходы приподнимают задний борт в положение, при котором начинается разгрузка кузова. Когда толкающая плита достигнет конечного положения, задний борт поднимается вверх и зафиксируется роликовыми опорами, закрепленными в верхней части бункера. После выгрузки отходов плита и бункер возвращаются в переднюю часть кузова и фиксируются в исходном положении, необходимом для загрузки кузова.

В эксплуатации также находятся несколько транспортных мусоровозов УК-21, отличающихся конструкцией и принципом действия. Этот мусоровоз также смонтирован на полуприцепе и представляет собой более простое устройство — сварной кузов с плитой для выгрузки отходов. Выталкивающая плита перемещается вдоль кузова по направляющим, закрепленным на боковых стенках кузова, с помощью электропривода. В отличие от мусоровоза КО-416 мусоровоз УК-21 загружается с помощью уплотнителя, установленного на мусороперегрузочной станции, под бункером, в который прибывающие на станцию собирающие мусоровозы разгружают отходы. При заполнении кузова мусоровоза на станции полуприцеп стыкуется с уплотнителем, который подает отходы через заднее окно кузова и уплотняет их. В местах обезвреживания и утилизации кузов разгружается движением выталкивающей плиты по направлению к заднему окну кузова.

Мусоровозы с контейнерами большой вместимости. Машины этого типа выполнены в виде расположенного на базовом шасси погрузочного Устройства, с помощью которого контейнеры грузятся на раму шасси и разгружаются при опорожнении на местах обезвреживания.

Известно несколько различных конструкций механизмов для погрузки и разгрузки контейнеров: в виде лебедки, портального устройства, погрузочной рамы, двигающейся вдоль рамы автомобиля. На машинах отечественной конструкции наибольшее распространение получили механизмы портального типа.

Мусоровоз КО-410 на базе автомобиля ГАЗ-53 предназначен для сбора и вывоза крупногабаритного бытового и строительного мусора. Машина состоит из основной рамы, портального механизма, выносных опор, гидравлической системы и механизмов привода. Сменяемый контейнер выполнен в виде съемного кузова грузового автомобиля, т. е. полностью открытым сверху. Контейнер сварной из листов стали и профилей, устанавливают на основную раму машины. В задней части днище контейнера имеет скос, форма которого обусловлена максимальным углом наклона контейнера при разгрузке. Для обеспечения устойчивого положения контейнер фиксируется за переднюю и заднюю стенки передним и задним фиксаторами.

Основная рама машины установлена на лонжероны автомобиля с помощью трех опор, прикрепляемых к лонжеронам с помощью стремянок. Рама служит для размещения на машине контейнера, а также для закрепления на ней всех основных устройств машины. В связи с особенностью компоновки машины на базовом шасси и стремлением увеличить вместимость контейнера основная рама вынесена за лонжероны автомобиля. Консольная часть рамы выполнена с боковыми стенками большей высоты для увеличения ее прочности, что необходимо в связи с тем, что на конце рамы закреплены выносные опоры и задний фиксатор контейнера.

Портальное устройство представляет собой два сварных рычага выполненных в виде балок переменного сечения и равного сопротивления. Портальный рычаг с помощью шарнира, размещенного в нижней его части, соединен со штоком гидроцилиндра. В нижней части портал прикреплен неподвижным основным шарниром к раме. Верхний конец портала имеет шарнирную подвеску цепи, служащей для соединения портала с контейнером. Две гидравлические выносные опоры закреплены в задней консольной части основной рамы и служат для разгрузки задней оси автомобиля при погрузке и разгрузке контейнера. Гидросистема обеспечивает работу всех механизмов машины: портала, выносных опор, фиксаторов контейнера.

Портал и выносные опоры работают с помощью четырех гидроци-линдров, передний фиксатор — с помощью одного гидроцилиндра небольшого диаметра, задний фиксатор контейнера — с помощью двух таких же гидроцилиндров. Функционирование гидросистемы обеспечивается с помощью гидравлического насоса, трубопроводов и необходимых вспомогательных устройств. Насос работает от двигателя базового шасси и коробки отбора мощности, установленной на правой стороне коробки передач.

Машина работает следующим образом. После прибытия на место установки контейнера машина принимает необходимое положение и закрепляется на выносных опорах. Затем с помощью гидроцилиндров осуществляются поворот портала относительно его основной, задней шарнирной оси и освобождение переднего и заднего фиксаторов. В результате при повороте портала контейнер оказывается вывешенным на цепях. При дальнейшем повороте портала контейнер выходит за пределы основной рамы и при крайнем положении портала достигает поверхности площадки для установки контейнеров. Затем выносные опоры поднимаются в транспортное положение и машина устанавливается рядом для погрузки контейнера, заполненного мусором. Разгрузка заполненного контейнера на местах обезвреживания и утилизации производится так же, как и при разгрузке порожнего контейнера и его установке на площадке, только в этом случае освобождается один передний фиксатор контейнера. Благодаря этому при повороте портала контейнер не поднимается вверх, а поворачивается вокруг задних шарниров на угол, необходимый для разгрузки мусора.

Для сбора и вывоза крупногабаритного мусора применяют также машину СА-3, смонтированную на базе автомобиля ЗИЛ-130. Конструкция машины СА-3 аналогична конструкции машины КО-410.

Имеется опыт использования машины аналогичной конструкции для сбора и вывоза твердых бытовых отходов. В этом случае применяют контейнер закрытого типа с загрузочными люками на боковых стенках и с отрывающейся задней стенкой при разгрузке контейнера.

Основы расчета. Приведенные ниже рекомендации включают методику определения полезной загрузки машин, усилий, возникающих при работе основных устройств мусоровозных машин, уплотняющей и выравнивающей плит, крана контейнерного мусоровоза и затрат энергии, необходимой для работы этих устройств. На их основании выполняются расчеты развесовки, устойчивости машины и расчеты на прочность узлов и деталей.

Определение массы перевозимых отходов. Массу перевозимых отходов устанавливают, исходя из условий баланса масс базового шасси.

Совершенство конструкции мусоровозной машины оценивается удельным показателем использования грузоподъемности базового шасси: тк/т0 -» -» min.
Специальное оборудование и перевозимые отходы должны размещаться на базовом шасси так, чтобы нагрузка, приходящаяся от массы специального оборудования и отходов соответственно на передний и задний мосты базового шасси, была бы равна допустимой нагрузке соответственнно на передний и задний мосты базового шасси или меньше ее.

Современные мусоровозные машины оборудованы уплотняющими устройствами, обеспечивающими при малой плотности бытовых отходов трех-, четырехкратное уплотнение.

Таким образом, VK п и тк являются функцией коэффициента уплотнения. Поэтому при проектировании необходимо предварительными расчетами установить предельное значение Ку, при котором уменьшение массы кузова и его полезного объема в результате увеличения Ку будет менее значительным, чем увеличение массы специального оборудования мусоровоза, вызванное повышением мощности уплотняющего устройства.

Определение параметров и режимов работы уплотняющих устройств. В настоящее время наиболее широко применяется уплотнение с помощью уплотняющей или выталкивающей плиты, которая служит для выгрузки отходов из заполненного кузова и, кроме того, может быть использована для их уплотнения. Процесс уплотнения бытовых отходов в кузове мусоровоза зависит от многочисленных факторов, и прежде всего от состава и свойств твердых бытовых отходов. Поэтому математические модели, которые связывали бы процесс уплотнения с усилиями, возникающими на уплотняющей плите, отсутствуют.

При расчете уплотняющего устройства можно использовать эмпирические зависимости, полученные при исследованиях процесса уплотнения бытовых отходов.

При уплотнении бытовых отходов независимо от принципа действия уплотняющего устройства материал воспринимает усилия, направленные вдоль оси машины, и сжимается. Одновременно с этим бытовые отходы стремятся расшириться в перпендикулярном направлении. Однако этому препятствуют стенки кузова, в связи с чем возникает боковое давление на стенки.

Для расчета деталей уплотняющих устройств и определения параметров и режимов работы гидравлической системы, их привода необходимо знать закономерность распределения давления на уплотняющей плите, обстоятельные исследования которой отсутствуют.


Читать далее:

Категория: - Машины городского хозяйства





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины