Строительные машины и оборудование, справочник





Надежность и долговечность мащин и механизмов

Категория:
   Ремонтирование строительных машин


Надежность и долговечность мащин и механизмов

Прежде чем определить понятие надежности машин, ознакомимся с некоторыми терминами: – неисправность — состояние изделия (машины, агрегата, детали), при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований, установленных технической документацией, стандартами (ГОСТами), техническими условиями (ТУ). К неисправностям относят снижение производительности и экономичности машины сверх допустимых пределов, точности; отклонение в толщине слоя краски кузова; вмятины на кабине автомобиля и т. п.; – работоспособность — состояние изделия, при котором оно способно выполнять требуемые функции. Изделие может быть неисправным, но сохранять работоспособность.

Например, коробка перемены передач сохраняет работоспособность, хотя шестерня изношена и издает шум, но ее эксплуатационные показатели не вышли за пределы, установленные ТУ;
отказ —это событие, при котором происходит полная или частичная утрата работоспособности изделия. При отказе изделие должно быть остановлено (выключено) из-за возникших технических неисправностей или работы его с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик (параметров).
Отказ почти всегда связан с неисправностями. Снижение мощности двигателя строительной машины сверх установленного предела будет отказом.

Одновременно с этим машина переходит в состояние неисправности. Однако не всегда возникновение неисправности означает появление отказа.



Например, подтекание масла в аг« регатах бульдозера свидетельствует об их неисправности, но не всегда приводит к отказам; – наработка —это продолжительность (или объем) работы изделия, измеряемая в часах (мото-ч), километрах пробега, циклах, кубометрах или других единицах, специфичных для данной машины. Наработку нельзя смешивать с календарной продолжительностью (сроком службы), так как два изделия за один и тот же срок службы могут иметь неодинаковую (различную наработку; – ресурс — суммарная наработка изделия до определенного состояния, оговоренного в технической документации, Различают ресурс до первого ремонта, межремонтный, назначенный, полный, остаточный, суммарный и др.

Назначенный ресурс —наработка изделия, при достижении которой эксплуатация его должна быть прекращена независимо от технического состояния изделия. Этот ресурс назначается в технической документации с учетом безопасности и экономичности.

Полный технический ресурс —наработка от начала до конца эксплуатации для невосстанавливаемого изделия или до ремонта для восстанавливаемого.
Остаточный технический ресурс —расчетная наработка от рассматриваемого момента до конца эксплуатации или до ремонта.
Суммарный технический ресурс —наработка восстанавливаемого изделия на протяжении его срока службы до списания.

Срок службы – это время эксплуатации машины и ее элементов до возникновения предельного состояния, оговоренного в технической документации, или до списания. Показатели ресурс и срок службы имеют много общего, так как они определяются одним и тем же предельным состоянием, однако существенно отличаются один от другого. При одном и том же ресурсе может быть различный срок службы в зависимости от интенсивности эксплуатации изделия. Например, два двигателя каждый с ресурсом 12 тыс. мото-ч в год с интенсивностью эксплуатации 3 тыс. и 6 тыс. мото-ч будут иметь соответственно срок службы первый 4 года, второй 2 года.

Одной из главных оценок качества и эксплуатационных преимуществ строительных машин является надежность.

Надежность — это свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели,в заданных пределах в течение требуемой наработки (при заданных условиях эксплуатации). Надежность изделия обусловливается его безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью.

Безотказность — свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов. Из определения следует, что отказов не будет только в течение заданной наработки или заданного промежутка времени.

Долговечность — это свойство изделий сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние определяется невозможностью дальнейшей эксплуатации изделия, обусловленной снижением эффективности или требованиями безопасности. Предельное состояние оговаривается в технической документации (до капитального ремонта или до списания, если для данной машины капитальный ремонт не предусмотрен). Например, в технической документации указано, при каких параметрах изделие подлежит ремонту (двигатель внутреннего сгорания — в результате потери мощности и при повышенном расходе топливосмазочных материалов).

Ремонтопригодность — это приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов. Устранение отказов подразумевает восстановление утраченной работоспособности.

От ремонтопригодности зависят убытки, возникающие из-за пребывания машины в неработоспособном состоянии в связи с проведением технического обслуживания и ремонта. Это ее важнейшее эксплуатационно-техническое свойство.

Ремонтопригодной считают такую конструкцию машины, которая при рациональных затратах на ее проектирование, изготовление и эксплуатацию будет минимальное время находиться в неработоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации.

Сохраняемость — это свойство изделия сохранять эксплуатационные показатели в течение срока хранения и транспортирования, установленного в технической документации. Сохраняемость — важное свойство, характеризующее строительные и дорожные машины, которые работают сезонно (скреперы, дорожные катки, асфальтоукладчики и др.).

Повышение надежности строительных машин достигается в основном за счет: – долговечности материалов деталей и рациональных их сочетаний в парах трения; – нормальных условий работы деталей при наименьших потерях на трение; – оптимальных температурных режимов работы; условий смазки трущихся поверхностей деталей; – эффективных устройств для очистки воздуха, топлива, смазки; – улучшения конструкции и материалов уплотнительных устройств и герметизации сборочных единиц и агрегатов; – достаточной жесткости базовых деталей машин, устойчивости их к вибрациям и т.д.

Чем выше надежность машины, тем меньше ее неплановые простои, уменьшающие время чистой работы. При этом экономические показатели машины повышаются как за счет снижения стоимости ремонта, так и за счет уменьшения потерь, вызванных простоем в ремонте.

Надежность новых машин несомненно выше капитально отремонтированных, так как при ремонтах часто не выдерживаются первоначальные требования к материалу детали и допускам на их изготовление.

Одной из причин, вызывающих ухудшение технического состояния машины и ее эксплуатационных свойств, а следовательно, и надежности, является износ деталей.

Читать далее:

Категория: - Ремонтирование строительных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины