Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Строительные машины и оборудование

Публикация:
   Назначение и классификация бульдозеров и бульдозеров с рыхлителями

Читать далее:




Назначение и классификация бульдозеров и бульдозеров с рыхлителями

Основу парка землеройных машин в строительном производстве и горнодобывающей промышленности составляют бульдозеры. На них приходится более 40% всех объемов земляных работ в стране и до 90% вскрышных работ в горнорудной промышленности.

Установка на бульдозерах заднего рыхлительного оборудования позволяет эффективно разрабатывать прочные разборно-скальные грунты, характеризуемые скоростью прохождения продольной звуковой волны до 3 км/ч, и низкотемпературные мерзлые грунты (до —15… 25 °С), в том числе в условиях зон холодного климата СССР. Экономически выгодная дальность перемещения грунта бульдозером составляет 15 … 70 м в зависимости от мощности трактора, достигая 180 м при работе наиболее тяжелых машин в горнодобывающей промышленности.

Бульдозеры и бульдозеры с рыхлителями занимают доминирующее положение при строительстве земляных сооружений, устройстве выемок, возведении насыпей, планировке площадок, разработке и засыпке траншей и котлованов, расчистке площадок от растительности и дорог от снега, применяются в качестве толкачей при загрузке скреперов и на рыхлительных работах. Их широкому распространению способствуют высокая производительность, универсальность, маневренность, мобильность, автономность, простота конструкции рабочего оборудования, надежность в эксплуатации.

Агрегатирование бульдозеров с задним рабочим оборудованием экскаваторов, траншеекопателей, баровых машин, фрезерных, диско-фрезериых бурильно-крановых машин позволяет расширять их специализацию, функциональные возможности и область эффективного использования.

Бульдозеры и бульдозеры с рыхлителями принято классифицировать по номинальному тяговому усилию и ходовым системам базовых тракторов, назначению, конструктивным особенностям навесного оборудования.

Основным классификационным параметром, связанным с массой трактора и непосредственно определяющим остальные технико-экономические показатели бульдозеров и бульдозеров с рыхлителями, является номинальное тяговое усилие, по которому различают: бульдозеры очень легкие (малогабаритные) — номинальное тяговое усилие до 25 кН, легкие — 25… 135 кН, средние — 135 … 200 кН, тяжелые— 200 … 350 кН и сверхтяжелые — свыше 350 кН.

Соответственно модели гусеничных бульдозеров, освоенных промышленностью, преимущественно определены по тяговым классам тракторов типо-размерным рядом: 3, 4, 6, 10, 15, 25, 35, 50, 75 и 100, охватывающим бульдозеры с номинальным тяговым усилием трактора 30 … 1000 кН и бульдозеры с рыхлителями—100… 1000 кН.

По типу ходовой системы (типу Движителя) различают бульдозеры и бульдозеры с рыхлителями гусеничные и пневмоколесные. Гусеничные машины получили преимущественное Распространение благодаря низкому давлению на грунт в сочетании с реализацией значительных тяговых усилий и высоких сцепных свойств ходовых систем. Колесные машины получили признание в том случае, если определяющими в работе являются высокие транспортные скорости и мобильность.

Бульдозеры специального назначения обеспечивают выполнение узкоспециализированных работ определенного вида: чистку снега, сгребание торфа, разработку сыпучих материалов, толкание скреперов при загрузке, проведение подземных и подводных работ. Они могут быть оборудованы специальными толкающими отвалами активного и газодинамического действия, иметь .сменное дополнительное оборудование. Различают также специальные бульдозеры для работы в экстремальных условиях:в радиационно опасных и загазованных местах, на грунтах с пониженной несущей способностью, а также при низких (до — 60 °С) и высоких (до +60 °С) температурах окружающего воздуха.

Рис. 1. Бульдозеры многоцелевого назначения с задним оборудованием: а — бурильно-крановым; б — экскаваторным; в — рыхлительным; г — землеройно-фрезерным; д — траншеекопателя; е — каналокопателя

Бульдозеры многоцелевого назначения наряду с выполнением традиционных землеройно-транспортных работ используются для разработки и засыпки узкопрофильных траншей, каналов, скважин проведения земляных работ на мерзлых грунтах, погрузочно-разгрузочных работ. В этом случае бульдозерное оборудование аг-регатируют с задним оборудованием экскаватора, рыхлителя, капалокопателя, бурильно-крановой машины или используют в наборе рабочих органов (бульдозер-погрузчик ДЗ-133).

По способу установки рабочего органа различают бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалами. Бульдозер с неповоротным отвалом имеет неизменяемое положение рабочего органа, перпендикулярное к продольной оси трактора, у бульдозера с поворотным отвалом рабочий орган может быть установлен под углом в обе стороны к оси трактора. Оба типа бульдозеров могут быть оборудованы механизмом перекоса отвала.

По типу отвала подразделяют бульдозеры с прямым, полусферическим, сферическим и специальным (угольным, для сыпучих материалов, с толкающей плитой, с амортизаторами и т. п.) отвалом.

По приводу рабочего оборудования различают бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением. Все современные бульдозеры оснащают гидрофицированным управлением подъ-ема-опускания отвала, а тяжелые бульдозеры — также гидроперекосом отвала.

Бульдозеры с рыхлителями различают общего и специального назначения. Машины общего назначения служат для разработки и транспортирования мерзлых и разборно-скальных грунтов, которые не могут разрабатывать обычные землеройные машины без предварительного рыхления. Бульдозеры с рыхлителями специального назначения в однозубом исполнении обеспечивают глубокое рыхление грунтов (более 1,5…2,0 м) при разработке траншей под магистральные трубопроводы и укладку кабеля: в многозубом исполнении используют в технологических схемах горных работ, требующих послойного рыхления вдоль уступов боковыми зубьями, установленными с шириной захвата, равной ширине бульдозерного отвала.

По виду навески различают трех-звенные, четырехзвенные (параллело-граммные) и многозвенные рыхлители; с регулируемым и нерегулируемым углом рыхления; с изменяемым шагом зубьев. Одно из наиболее прогрессивных направлений связано с созданием четырехзвенных и многозвенных рыхлителей с регулируемыми углом рыхления и траекторией заглубления.

По числу зубьев различают однозубые и многозубые рыхлители. Однозубые рыхлители предназначены для разработки особо прочных материалов и могут использоваться также для специальных работ. Многозубые рыхлители содержат в комплекте три зуба (на легких моделях до пяти зубьев).

По способу крепления подразделяют рыхлители с жестким и шарнирным креплением зубьев. При жестком креплении исключается возможность поворота зуба в горизонтальной плоскости относительно продольной оси рыхлителя. Шарнирное крепление обеспечивает возможность поворота зуба в горизонтальной плоскости, снижая воздействие боковых нагрузок на рабочий орган и базовый тягач при работе на слоистых породах и грунтах с высокопрочными включениями в виде валунов и строительного мусора.

Бульдозер предназначен для послойного срезания, планирования и транспортирования грунта на расстояние до 150 м. Бульдозерами можно выполнять возведение насыпей, дамб и плотин; строительство каналов; засыпку временных каналов и траншей; разработку песчаногравийных карьеров; штабелевание сыпучих материалов.

Бульдозер состоит из базовой машины и навесного оборудования, расположенного спереди. Навесное оборудование включает в себя рабочий орган — отвал, толкающее устройство и систему управления.

Бульдозеры классифицируют по установке рабочего органа, типу базовой машины, по номинальному тяговому усилию базовой машины и типу механизма управления.

По установке рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, устанавливаемым перпендикулярно к продольной оси машины, и с поворотным отвалом, положение которого можно изменять в горизонтальной плоскости относительно продольной оси машины.

По типу базовой машины различают гусеничные и колесные бульдозеры, смонтированные на гусеничном или колесном тракторе или колесном промышленном тягаче.

По номинальному тяговому усилию бульдозеры разделяют на сверхтяжелые — с номинальным тяговым усилием более 300 кН (мощностью свыше 300 кВт и массой более 50 т); тяжелые — от 200 до 300 кН (185 — 300 кВт, 30 — 50 т); средние — от 135 до 200 кН (120—185 кВт, 5 — 30 т); легкие — от 25 до 135 кН (45—120 кВт, 5—15 т); малогабаритные — менее 25 кН (ниже 45 кВт, менее 5 т).

Тракторная промышленность выпускает гусеничные и колесные тракторы следующих тяговых классов: 6, 9, 14, 20, 30, 40, 50, 60 (100), 90 (150), 150 (250) и (350) кН. Без скобок указывается класс тяги по сельскохозяйственной классификации, а в скобках — по промышленной.

Рис. 2. Обозначения основных параметров бульдозеров: I — ширина отвала; II — высота отвала без козырька; а — угол установки отвала в плане; у — угол резания; е— угол поперечного перекоса отвала

По промышленной классификации класс тяги означает максимальную силу тяги без навесного оборудования на передаче, обеспечивающей скорость 2,5 — 3 км/ч для гусеничных тракторов и 3 — 3,5 км/ч — для колесных.

Для агрегатирования с бульдозерами используются гусеничные тракторы классов тяги 30, 40, 60 (100), 90 (150), 150 (250), (350) кН и колесные – 9, 14, 30, 50 кН.

Эффективность применения гусеничных или колесных машин определяется грунтовыми и эксплуатационными условиями работы.

Колесные бульдозеры обладают преимуществом в скорости и мобильности. Они более эффективны при дальних переездах к месту работы, одновременном обслуживании нескольких объектов (например, при перемещении грунта от нескольких экскаваторов), на разработке легких поверхностных слоев грунта, не требующих больших тяговых усилий.

На переувлажненных грунтах сцепление шин с грунтом ниже, чем у гусениц, а на рыхлых и песчаных — примерно одинаковое. Это обусловливает лучшую проходимость гусеничных бульдозеров и их более широкую область применения по сравнению с колесными.

Гусеничные бульдозеры эффективно работают на скальных и тяжелых грунтах, на косогорах, при резких изменениях уклона поверхности, на грунтах повышенной влажности и в других тяжелых эксплуатационных условиях.

По этим причинам для бульдозеров, у которых 70—75% от общего времени работы занято рабочим ходом с использованием большой силы тяги, основной базовой машиной является гусеничный трактор. Колесные бульдозеры используются главным образом на вспомогательных работах.

По типу механизма управления различают бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

При гидравлическом управлении подъем, опускание и фиксирование отвала в заданном положении, а иногда и его перекос осуществляются с помощью гидроцилиндров системы управления.

При канатно-блочной системе управления подъем, опускание и фиксирование отвала выполняются с помощью лебедки, установленной на базовой машине.

В настоящее время промышленностью выпускаются бульдозеры только с гидравлическим управлением.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Строительные машины и оборудование

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Назначение и классификация бульдозеров и бульдозеров с рыхлителями"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства