Строительные машины и оборудование, справочник





Назначение, классификация и технические характеристики автогрейдеров

Категория:
   Общие сведения об автогрейдерах

Назначение, классификация и технические характеристики автогрейдеров

Назначение. Автогрейдеры — это самоходные земле- ройно-транспортные пневмоколесные машины, предназначенные для планирования и профилирования земляного полотна автомобильных дорог и аэродромов, перемещения, разравнивания и перемешивания грунтов и других дорожно-строительных материалов и для очистки дорожного полотна и аэродромов от снега, льда и пр. Все эти рабочие операции автогрейдеры осуществляют при продольных проходах машин с помощью основного рабочего оборудования — отвала с различными к нему приспособлениями (уширителем, удлинителем, откосником, кюветоочистителем) и некоторого навесного оборудования (бульдозерного отвала, кирковщика, снегоочистителя, смесителя и пр.).

Автогрейдеры участвуют как в сооружении новых дорог, так и в их реконструкции, содержании и ремонте в качестве одиночных универсальных машин и в составе специализированных звеньев и комплексов машин. Они используются также при строительстве и обслуживании аэродромов, железнодорожного полотна, городских площадей, улиц и др.

Классификация. В нашей стране изготавливают несколько типов автогрейдеров, различающихся своими рабочими и конструктивными параметрами. Они предназначены для работы в различных грунтовых и производственных условиях и, следовательно, имеют отличающиеся тяговые, мощностные и размерные характеристики. Их можно классифицировать по массе, особенностям колесной схемы, конструкции задней тележки, типу трансмиссии.



Классификация. В нашей стране изготавливают несколько типов автогрейдеров, различающихся своими рабочими и конструктивными параметрами. Они предназначены для работы в различных грунтовых и производственных условиях и, следовательно, имеют отличающиеся тяговые, мощностные и размерные характеристики. Их можно классифицировать по массе, особенностям колесной схемы, конструкции задней тележки, типу трансмиссии.

По массе автогрейдеры делятся на тяжелые, средние и легкие. Масса является одним из главных параметров этих машин, так как от нее зависят нагрузки на колеса, а следовательно, тяговое усилие на ведущих колесах, являющееся тем показателем, по которому судят о рабочих возможностях автогрейдеров преодолевать сопротивления при резании грунтов и пр. Поэтому тяжелые автогрейдеры, имеющие большую массу, способны работать в более тяжелых условиях, чем средние и тем более легкие. Как правило, масса автогрейдера распределяется между колесами примерно одинаково. Однако сама по себе масса автогрейдера ничего не дает, если не будут учтены нагрузки от этой массы, приходящиеся именно на ведущие колеса, обеспечивающие тяговые возможности машины, так как нагрузки на неведущие колеса, наоборот, ухудшают ее проходимость. Поэтому большое влияние на тяговые способности автогрейдеров оказывает их колесная схема, т. е. соотношение ведущих, ведомых, управляемых и общего числа колес. Чем больше у автогрейдера ведущих колес по сравнению с общим их количеством, тем лучшие тяговые характеристики имеет данная машина. А от тяговой характеристики автогрейдера зависит и область его применения. Так, автогрейдеры тяжелого типа участвуют в возведении насыпей, земляного полотна, при строительстве дорог в тяжелых грунтовых условиях, среднего типа — при сооружении дорог в средних грунтовых условиях, при ремонте и восстановлении грунтовых дорог, легкого типа — выполняют работы по содержанию и ремонту дорог.

По особенностям колесной схемы отечественные автогрейдеры подразделяются на две группы: на автогрейдеры с тремя осями, из которых две ведущих и одна управляемая (колесная схема 1X2X3), и автогрейдеры с тремя осями, из которых три ведущих и одна управляемая (колесная схема 1X3X3). Первую колесную схему имеют легкие и средние автогрейдеры, вторую — тяжелые.

Совершенно естественно, что более тяжелые автогрейдеры снабжены и более мощными двигателями, обеспечивающими их работу, т. е. их удельная мощность должна быть выше. Вместе с тем тяговые возможности ведущих колес могут быть реализованы в том случае, если они находятся постоянно в контакте с дорожной поверхностью при любых ее неровностях. Поэтому большое внимание на автогрейдерах уделяется конструкции задней тележки, снабженной ведущими колесами.

По конструкции задней тележки автогрейдеры делятся на две группы: на автогрейдеры с бортовыми редукторами и балаисирной их подвеской на раме машины и на автогрейдеры, имеющие раздельные ведущие мосты и также балансирную их подвеску на раме. Первая конструкция свойственна легким и средним автогрейдерам, вторая — только тяжелым.

Балансирная подвеска позволяет независимо качаться в продольной плоскости задним ведущим колесам правой и левой стороны автогрейдера и тем самым не дает им возможности отрываться от дорожного полотна (вывешиваться). Применение раздельных ведущих мостов по сравнению с бортовыми редукторами ограничивает амплитуду покачивания колес в продольной плоскости машины, но позволяет обеспечить независимый привод каждого колеса и использовать унифицированные ведущие мосты. Помимо развески по колесам, особенностей колесной схемы и конструкции задней тележки, на тяговые характеристики автогрейдера оказывает влияние и тип ходовой трансмиссии.

По типу трансмиссии автогрейдеры бывают с механической и гидромеханической трансмиссией. Первая состоит из одних механических передач, вторая — из комплекса механических передач и гидротрансформатора с гидросистемой управления.

По сравнению с механической гидромеханическая трансмиссия позволяет улучшить тяговые возможности автогрейдеров, особенно при работе в тяжелых режимах, и поэтому ею оснащают в первую очередь более тяжелые автогрейдеры.

Из таблицы видно, что автогрейдеры одного типа выпускаются в нескольких модификациях, что связано с модернизацией машин с целью улучшения их прочностных, конструктивных или технологических качеств. Так, в нескольких модификациях выпускаются легкие, средние и тяжелые автогрейдеры. У легких автогрейдеров это связано с совершенствованием коробки передач и установкой автоматической системы управления отвалом, у средних и тяжелых автогрейдеров — различиями в трансмиссиях и особенностями изготовления в обыкновенном и северном исполнении (с индексом С) и др. У модернизированных машин к индексу добавляют буквы А, Б, В и Др.
(например, ДЗ-98А) или порядковые номера 1, 2 и т- Д- (например, ДЭ-143-4).

Читать далее:

Категория: - Общие сведения об автогрейдерах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины