Строительные машины и оборудование, справочник





Неисправности канатно-блочных систем кранов

Категория:
   Ремонт башенных кранов


Неисправности канатно-блочных систем кранов

В процессе эксплуатации крана, а также при его перевозке и монтаже канатно-блочные системы могут иметь следующие неисправности, выпадение каната из ручья блока; заедание канатов на блоках; закручивание грузового каната; перетирание канатов; обрывы проволочек, прядей и каната в целом; износ ручья и реборд блоков; поломка блоков.

Выпадение, каната из ручья блоков приводит к перетиранию его об острые края металлоконструкций, обрыву и падению груза или стрелы. Канат может выпадать из-за того, что отогнулись ограждающие устройства, канат косо натянут по отношению к блоку или неправильно запасован. В последнем случае канат, заклиниваясь между ребордой и ограждением, отгибает его.

Как правило, на башенном кране канатные блоки располагаются на большой высоте. Поэтому каждый случай выпадения каната сопряжен с трудоемкими и опасными верхолазными работами. Чтобы устранить причины выпадения каната из блоков, необходимо при очередном демонтаже очень внимательно проверять предохранительные устройства.



Заедание канатов на блоках может происходить в том случае, если заклиниваются подшипники блока либо канат задевает за ограждающее устройство блока. Ввиду того что эти неисправности приводят к интенсивному износу ручья блоков и каната, их необходимо немедленно устранять. Если погнуто ограждение, его следует выправить или разогнуть, обеспечив свободный проход каната. Подшипники блоков необходимо прочистить и заполнить чистой смазкой или заменить новыми. Если забились смазочные отверстия, их необходимо прочистить.

Закручивание грузового каната, наблюдается при большой длине подвески. Это обычно происходит из-за того, что канат неправильно разматывали из бухты во время его запасовки на блоках или при большой жесткости каната. Предотвратить неисправность можно раскручиванием каната или применением приспособления против закручивания. На кране КБ-100.2, например, это выполняют следующим образом. Конец грузового каната (рис. 179), закрепленный на барабане стреловой лебедки, освобождают и временно крепят зажимом 3 к поворотной платформе. Вращением грузовой лебедки на спуск с нее полностью сматывают грузовой канат 5. Затем его растягивают по земле и раскручивают. Такой метод позволяет раскрутить канат на 2/3 его полной длины — этого вполне достаточно, чтобы он перестал закручиваться.

Чтобы легче было раскручивать канат, его можно закрепить во вращающемся форкопфе, устанавливаемом на автомобиле, тракторе или на другом тягаче. Запасовывают канат в обратном порядке.

Если раскрутить канат на кране нельзя, применяют приспособление, приведенное на рис. 180, а. Оно состоит из грузика и канатной оттяжки, связанной со скобой. Чтобы предохранить грузик от падения, если перетрется оттяжка, его дополнительно крепят страхующим канатом. На кране КБ. 100.0 использовано приспособление (рис. 180, б) от закручивания каната в виде серьги 6, подвешенной на канате к стреле. Серьга разводит грузовые канаты в стороны и не дает им скручиваться. На кранах с большой высотой подъема (КБ-160.2, С-981А) применяют крюковые подвески с широко расставленными блоками (см. рис 180, г), что позволяет уменьшить закручивание каната.

Рис. 179. Освобождение конца грузового каната для раскручивания:
1 —грузовая лебедка, 2 — стреловая лебедка, 3 — монтажный зажим, 4 — конец грузового каната, снятый со стреловой лебедки, 5 — то же, смотанный с грузовой лебедки, 6 — крюковая подвеска

Перетирание канатов происходит, как правило, при их неправильной запасовке. В этом случае во время работы крана канаты касаются как друг друга, так и металлоконструкций. Канаты перетираются также, когда делается попытка поднять груз при закрученном канате. Так как работа крана с перетертым канатом может привести к падению груза или стрелы, необходимо предотвратить эту неисправность. Для этого нужно развести канаты на расстояние, при котором они не смогут задевать за металлоконструкцию и касаться друг друга.

Обрывы проволок, прядей и каната в цел ом могут быть вызваны целым рядом причин: естественным износом каната, преждевременным износом из-за отсутствия смазки, перегрузкой каната при работе, повреждением каната при монтаже, перевозке или неправильной эксплуатации и ремонте.
В связи с тем что обрыв каната может привести не только к падению груза, но и к опрокидыванию крана, при обрыве проволок в соответствии с браковочными нормами Госгортехнадаора канат следует заменять/Проще всего это сделать во время монтажа крана, когда обеспечен свободный доступ ко всем блокам. Если необходимо заменить канат на действующем кране, поступают следующим образом. На кране КБ-100.1 (рис. 181) крюковую подвеску опускают на землю в положение, дающее возможность свободно перетягивать канат. Со стреловой лебедки снимают конец грузового каната и скрепляют с новым канатом мягкой проволокой.

Рис. 180. Устройство для предотвращения закручивания грузового каната:
а — с грузиком, б — с серьгой, в — с разнесенными блоками на оголовке и двух-блочной подвеской, г — с балансиром; 1 — оттяжка, 2,8 — блок, 3 — грузик, 4, 7 — канат, 5 — скоба, 6 — серьга

Далее с помощью грузовой лебедки старый грузовой канат наматывают на барабан, тем самым протягивая новый канат через все блоки. После этого канаты разъединяют; старый сматывают с барабана грузовой лебедки, а новый закрепляют и наматывают.

Для повышения срока службы каната его регулярно смазывают в соответствии с картой смазки.

Износ ручья и реборд.блоков, как правило, возникает, если заедает подшипники блока или косо натянут канат. Когда подшипники плохо смазаны и их заедает, канат скользит по блоку, что в условиях абразивной среды (пыль, песок) приводит к быстрой выработке ручья или реборд блока. Особенно быстро вырабатываются блоки при малом угле охвата их канатом, так как сила давления каната оказывается недостаточной для вращения блока. При косом направлении каната происходит односторонний износ боковой поверхности реборд блоков. Чтобы предупредить это, следует избегать работ, вызывающих косое натяжение каната, оттяжек груза, подъема крюковой подвески до предела.

Износ втулок и осей происходит там, где блоки выполнены на подшипниках скольжения. Причинами преждевременного износа втулок являются задиры, вызываемые большими удельными давлениями, и недостаточное поступление смазки. Незначительные задиры устраняют зачисткой. При больших задирах и значительной величине износа втулок и осей их сдают в ремонт. Если смазка поступает в недостаточном количестве, следует прочистить смазочные канавки и отверстия и заменить смазку.

При недостаточно плотной запрессовке могут ослабевать втулки в корпусе блока. В этом случае блоки отправляют в ремонт для замены втулок.

Поломки блоков (отколы реборд, трещины в корпусе блока) чаще всего возникают При перевозках и монтаже крана. Краны, имеющие блоки с дефектами, к работе не допускаются, поэтому перед монтажом кранов все неисправные блоки заменяют новыми или отремонтированными. Для повышения надежности работы в кранах блоки изготовляют из стального литья.

Читать далее:

Категория: - Ремонт башенных кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины