Строительные машины и оборудование, справочник







Неисправности канатных систем кранов

Категория:
   Cтроительные башенные краны серии КБ


Неисправности канатных систем кранов

В процессе работы крана, при его перевозке и монтаже имеют место следующие дефекты в канатных системах;
— выпадение каната из ручья блока;
— заедание канатов на блоках при опускании крюковой подвески без груза;
— закручивание грузового каната;-
— перетирание одного каната другим;
— обрывы отдельных проволочек, прядей и каната в целом;
— выработка ручья и реборд блоков;
— поломка блоков.

Выпадение каната из ручья блоков представляет собой аварийный случай, так как при выпадении каната имеется опасность падения груза. Кроме того, канат может легко перетереться об острые края металлоконструкций и оборваться.

Причиной выпадения каната может служить отгиб предохранительных скоб или втулок вследствие их малой прочности, либо косое натяжение каната по отношению к блоку, т. е. когда канат направлен к плоскости блока под углом более 5°. В этом случае канат, заклиниваясь между ребордой и скобой (втулкой), отгибает ее. На кранах, имеющих одноблочную крюковую подвеску (КБ-60, КБ-ЮО.О, КБ-Ю0.1) не следует поднимать ее ближе 1 м к концевым блокам стрелы.
Как правило, канатные блоки располагаются на большой высоте в трудно доступных местах. Поэтому каждый случай выпадения каната сопряжен с трудоемкими и опасными верхолазными работами по обратному заведению каната в ручей. Для устранения причин выпадения каната необходимо при очередном ремонте усилить предохранительные устройства на блоке, исключить возможность косого направления каната в ручей блока.

Заедание канатов на блоках происходит из-за того, что какие-либо блоки не вращаются, либо канат задевает за ограждение блока. Причина заедания может заключаться в выходе из строя или загрязнении подшипников, а также из-за погнутости огражений или крышек блока. Эти неисправности необходимо немедленно устранить, так как иначе канат очень быстро протрет канавку на блоке и блок будет непригодным к дальнейшей эксплуатации. Кроме того, будет быстро изнашиваться канат. Ограждения следует выправить или отогнуть, обеспечив свободный проход каната. Подшипники заменить, либо прочистить и заполнить новой чистой -смазкой. Погнутые крышки выправить или заменить новыми. При забивке смазочных отверстий их необходимо прочистить проволокой. Если же проволока не проходит через отверстия, следует разобрать блок, выяснить причину и устранить неиспраность.

Закручивание грузового каната чаще наблюдается при большой длине подвески крюковой обоймы. Обычно этот Дефект возникает вследствие неправильной размотки ка-ната с катушки при запасовке или из-за большой жесткости каната.

Закручивание грузового каната на кране можно ликвидировать путем раскручивания каната или применяя приспособление против закручивания. Раскручивание каната на кранах КБ-100.0, КБ-100.1 и КБ-160.2 выполняется следующим образом: стрела поднимается на минимальный вылет, крюковая подвеска опускается до земли, конец грузового каната, закрепленный на стреловом барабане, снимается и временно закрепляется за поворотную платформу. Затем стрела опускается вниз в вертикальное положение. При вращении барабана грузовой лебедки вначале на подъем крюковая подвеска по земле подтягивается к головным блокам стрелы, выбирается слабина каната. Затем лебедку включают на спуск и одновременно вытягивают освобождающийся канат по земле. Освободив конец каната от грузовой лебедки, его растягивают и раскручивают либо вручную, либо с помощью автомашины, .к которой привязывают форкопф, позволяющий канату раскручиваться при натяжении. Такой метод позволяет раскрутить канат на 2/3 его полной длины, что вполне достаточно, чтобы он перестал закручиваться. Запа.совка каната осуществляется в обратном порядке.

Такой метод не всегда выполним. Поэтому иногда применяют приспосбление против закручивания, состоящее из канатной оттяжки и груза (рис. 94, а). Выполняется оно таким образом: под два стяжных болта крюковой подвески ставят планки с отверстиями, в которые продевают концы скобы из прутка. К скобе привязывают канат диаметром 6—8 мм, который затем продевают через отводной блок, укрепляемый у корня стрелы. На другой конец каната подвешивают грузик 8—10 кг. Длину каната рассчитывают так, чтобы грузик не доставал до земли при поднятой крюковой подвеске и не упирался в отводной блок при опущенной. Для страховки грузика от падения из-за перетирания каната или других причин,, применяют дополнительный канат, закрепленный к грузику и металлоконструкции стрелы.

На кранах КБ-100.0 и КБ-100.0Мдля предотвращения закручивания грузовых канатов применено приспособление, показанное на (рис. 94, б). Канат приспособления одним концом закреплен за проушину металлоконструкции стрелы, вторым — за массивную рамку, надетую на обе ветви грузового каната. Смысл этого устройства состоит в том, что грузовой канат обычно начинает закручиваться при большой длине подвески и, если в это время поддержать среднюю часть канатов, то они не закрутятся. Рамка, висящая на грузовых канатах и расчаленная оттяжкой устройства и выполняют функцию придерживания ветвей грузового каната. Когда крюковая подвеска поднята примерно до половины высоты, рамка приподнимается подвеской и не работает, но в это время закручивание канатов маловероятно из-за короткой длины подвески.

Перетирание одного каната другим происходит обычно от неправильной запасовки канатов на блоках полиспаста, поэтому, чтобы избежать Зтой неисправности, следует выполнять запасовку по схеме, приведенной в инструкции завода-изготовителя

Обрывы отдельных проволок, прядей и каната в Целом вызываются рядом причин: естественным износом каната, преждевременным износом из-за отсутствия смазки, больших перегрузок каната при работе и повреждением каната при монтаже, перевозке или при неправильной эксплуатации.

Допускать обрыв каната на действующем кране нельзя, так как это может привести не только к падению груза, но и к опрокидыванию крана и человеческим жертвам. В связи с этим необходимо осматривать стальной канат не реже раза в неделю.

Рис. 95. Определение шага свивки стального каната

Канаты бракуются по числу оборванных проволок на длине одного шага свивки каната.

Шаг свивки можно определить следующим образом. У проверяемого места каната делают заметку какой-либо пряди с помощью мела или обвязав вокруг каната нитку или бечевку: Проследив эту прядь до того места, где она сделала полный оборот вокруг каната, делают вторую метку (рис. 95). Если известна конструкция каната, т. е. сколько в ней прядей в сечении, то можно определить шаг свивки путем отсчета. вдоль оси каната от выбранной точки такого количества прядей, сколько их в сечении каната. (Для каната 6 х 19, например, надо отсчитать Щесть прядей).

Если число оборванных проволок окажется меньше предельно допустимого, то канатом еще можно пользоваться, но концы оборванных проволок следует обрезать кусачками для предотвращения интенсивного истирания блоков и соседних проволок каната. Истирание проволок каната определяется с помощью микрометра. Если наружный слой истерся, например, на величину превышающую 30% первоначального диаметра проволоки, то количество допустимых обрывов должно быть уменьшено в 2 раза. При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован.

Канат, у которого порвана целиком одна из прядей, должен быть немедленно заменен. Число обрывов проволок на шаге свивки для браковки каната, конструкция которого не указана в таблице, определяют исходя из данных, помещенных в этой таблице для каната, ближайшего по числу прядей и числу проволок в сечении.

Проще всего заменять канат при перебазировках крана, когда обеспечен свободный доступ ко всем блокам крана. При необходимости замены каната на действующем кране, например КБ-100.1, надо крюковую подвеску опустить на землю, чтобы обеспечить возможность свобод-, ного движения каната. Со стреловой лебедки снимается конец грузового каната и скрепляется с новым канатом мягкой проволокой. Далее с помощью грузовой лебедки весь старый грузовой канат наматывается на барабан, протягивая новый канат через все блоки. После этого канаты разъединяются, старый — сматывается с барабана грузовой лебедки, а новый закрепляется и наматывается.

Чтобы продлить срок службы, канатов необходимо регулярно смазывать их в соответствии с «Картой смазки».

Перегрузки каната связаны главным образом с перегрузками крана, которые по условиям нормальной эксплуатации недопустимы. Особенно часты случаи перегрузки канатов, используемых для передвижения грузовой тележки.

Причинами перегрузок канатов обычно являются использование тележки для подтаскивания груза по земле (оттяжка) или негоризонтальное положение стрелы. С целью предотвращения перегрузки не следует чрезмерно натягивать канаты.

Выработка ручья и реборд блоков вызывается заеданием подшипников блока или косым натяжением каната.

При заедании подшипников, вызываемых плохой смазкой, канаты часто не в состоянии провернуть блок. Поэтому они не катятся, а скользят по нему, что в условиях абразивной среды (пыль, песок) и твердой поверхности проволок каната приводит к быстрой выработке ручья или реборд блока. Особенно быстро вырабатываются блоки с малым углом обхвата их канатом, так как крутящее усилие, передающееся на блок, часто оказывается не достаточным для проворачивания блока.

С целью предупреждения выработки необходимо тщательно следить за смазкой этих блоков.

При косом натяжении каната происходит односторонняя выработка боковой поверхности реборд. Следует по возможности избегать проведения работ с косым натяжением каната и подъема крюковой подвески до предела, что позволит улучшить условия работы каната и блоков.

Поломки блоков (отколы реборд, трещины в корпусе блока) чаще всего имеют место при перевозках и монтаже крана. Так, например, при перевозках мобильных кранов и особенно при разворотах на узких улицах, блоки, находящиеся на головке башни, при неосторожном движении задевают о столбы, стены домов и ломаются.

Необходимо учесть, что кран с блоками, имеющими отколотые реборды, к эксплуатации не допускается. Поэтому перед монтажом все дефектные блоки должны быть заменены новыми или отремонтированы.


Читать далее:

Категория: - Cтроительные башенные краны серии КБ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Требования противопожарной безопасности при работе с краном
Основные положения проекта организации работ на строительстве
Правила работы кранов в зоне высоковольтных линий электропередач
Техника безопасности при ремонтных работах
Основные правила безопасности при работе на электроустановках
Правила по технике безопасности для слесарей-монтажников
Правила по технике безопасности для машиниста башенного крана
Виды и причины аварий и травматизма при работе с кранами
Управление краном
Установка крана на строительной площадке


Остались вопросы по теме:
"Неисправности канатных систем кранов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы