Строительные машины и оборудование, справочник





Нормирование и оплата труда при выполнении дорожно-строительных работ

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Нормирование и оплата труда при выполнении дорожно-строительных работ

Техническое нормирование — определение времени, необходимого для выполнения единицы определенного вида работ. В техническом нор­мировании различают нормы времени и нормы выработки.

Норма времени — количество рабочего времени, установленное при определенных условиях труда для выработки единицы продукции (на­пример, 1 м3 грунта при возведении земляного полотна и др.). Норма времени выражается в человеко-часах или человеко-днях для рабочих и в машино-часах или в машино-сменах для работы машин.

Норма выработки — количество продукции, которое должно быть выработано одним рабочим или звеном (бригадой) рабочих в течение определенного времени, а также одной машиной или комплектом машин за час, смену и т. д.



Для разных видов работ устанавливают свои нормы времени и нор­мы- выработки. В зависимости от условий и особенностей производства на одни и те же работы принимают различные нормы времени и выработ­ки. На основании утвержденных норм разрабатывают планы производ­ства работ, составляют сметы, предусматривают средства для их оплаты.

Время, затрачиваемое на выработку или на выполнение единицы про­дукции или объема работ не является постоянным. В зависимости от из­менившихся условий производства (например, разработка более про­грессивной технологии, внедрение новых более совершенных средств механизации и др.) изменится также и норма времени. В этом случае норма времени значительно уменьшается. Затраты рабочего времени уменьшаются при лучшей организации производства работ и увеличи­ваются при неудовлетворительной их организации.

Технические нормы должны отражать передовой опыт дорожно-строительных организаций. Для того чтобы нормы выработки действи­тельно отражали прогрессивные методы производства работ на совре­менном техническом уровне с учетом достижений передовых организа­ций, необходимо систематически их пересматривать и изменять.

Система оплаты труда — оплата труда по определенным расценкам, установленным в зависимости от сложности и особенностей выполняе­мых работ и квалификации рабочих.

Для рабочих дорожно-строительных организаций (в том числе и для машинистов бульдозеров, скреперов, грейдеров и других дорожных машин) применяется шестиразрядная тарифная сетка и единые (для сдельщиков и повременщиков) тарифные сетки (табл. 9.1).

Основными формами оплаты труда являются сдельная и повремен­ная. Сдельная форма оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, косвенную сдельную, сдельно-премиальную и аккордную. Повременная оплата подразделяется на простую повременную и повременно-преми­альную. Применение сдельной оплаты труда в большей степени стимулирует повышение производительности труда, снижение простоев машин. Оплата труда машинистов дорожно-строительных машин, как правило, производится по сдельной форме оплаты.

Таблица 9.1

При сдельно-прямой системе оплаты труда заработок отдельного рабочего или звена или бригады определяется путем умножения коли­чества изготовленной продукции или объема работ на расценку, установ­ленную на единицу этой продукции или единицу выполненного объема работ. Причем сдельная расценка исчисляется из тарифной ставки, со­ответствующей разряду данной работы, т. е. ее сложности, а не разряду рабочего или звена или бригады, выполнявших эту работу.

При сдельно-премиальной системе отдельному рабочему или звену или бригаде, кроме заработка по прямым сдельным расценкам, выпла­чивается премия за выполнение установленных количественных и качест­венных показателей. Сдельно-премиальная система оплаты труда приме­няется для оплаты труда машинистов.

Повременно-премиальная система оплаты труда применяется для оплаты отдельных рабочих или звеньев или бригад, занятых обслужива­нием и ремонтом. Размер премий может достигать 30% от тарифной ставки. В том же размере выплачиваются премии машинистам дорожно- строительных машин, если они оплачиваются по повременно-премиаль­ной системе.

При коллективной системе оплаты труда (оплата за работу звену, бригаде) оплата производится как за выполнение всего объема работы (оплата за конечный результат), так и за определенный объем работ (оплата за часть выполненных работ).

Распределение сдельного или сдельно-премиального заработка меж­ду членами коллектива (звена, бригады) производится самими членами коллектива с учетом коэффициента трудового участия каждого из вы­полнявших работы, при этом учитывается время участия в выполнении работ и тарифный коэффициент.

Коллективная оплата труда имеет значительные преимущества перед другими системами, главными из которых является коллективная от­ветственность за результат работы, особенно за ее качество.При аккордной системе оплаты труда сдельная расценка устанавли­вается на весь объем работ, переданный для выполнения отдельному ра­бочему, звену или бригаде. При этом заранее до начала работ указывает­ся стоимость работ (сумма заработка). За своевременное или досрочное выполнение аккордного объема с учетом их качества отдельному рабо­чему или звену или бригаде дополнительно начисляется премиальная над­бавка от 1 до 3%. При аккордной системе распределение заработка сре­ди членов звеньев или бригад производится, как и при коллективной си­стеме оплаты труда.

К прогрессивным формам организации труда в народном хозяйстве, в том числе и в дорожном строительстве, относятся индивидуальный, звеньевой, бригадный подряды, а также арендная форма подряда.

Основное содержание указанных форм организации труда состоит в следующем. Отдельное лицо или звено или бригада рабочих самостоя­тельно для отдельного лица, но, как правило, во главе звеньевого или бригадира принимает на себя определенный участок или объем работ, оформляя это с дорожно-строительной организацией (участок, управле­ние, трест, управление механизации, ремонтно-механическая мастерская и др.) соответствующим соглашением, договором.

В договоре на подряд или на арендное соглашение, который подпи­сывается обеими сторонами, указываются вид и объем работ, их особен­ности, требования к качеству выполнения, сроки выполнения или сроки аренды, средства механизации и транспортные средства, передаваемые дорожно-строительной организацией отдельному лицу или звену, или бригаде рабочих на период аренды.

Арендная плата за передаваемые в эксплуатации средства механиза­ции и транспортные средства определяется исходя из действующих го­сударственных норм амортизации и других нормативных данных.

К договору на индивидуальный или на звеньевой, или на бригадный, или на арендный подряд должны быть приложены: – проект производства работ как основное руководство для выпол­нения работ; – проектно-сметная документация, содержащая в том числе средние плановые нормы выработки и утвержденные расценки на единицу работ; – плановые расчетные затраты на производство работ по отдельным статьям, т. е. цены на строительные материалы и конструкции, машины, оборудование и механизмы, средства малой механизации, транспортные средства и перевозки, малоценные изделия и инвентарь, которые должны отражать реальные условия работы дорожно-строительной организации. Плановые расчетные цены необходимы для определения плановых за­трат на выполнение работ, поручаемых (передаваемых) подрядным отдельным лицам, звеньям, бригадам и др., а также для планирования себестоимости работ и прибыли; – расчет потребности в средствах механизации, в транспортных сред­ствах, эксплуатационно-технических изделиях и материалах для выпол­нения обусловленного договором объема работ; – расчет экономической (хозяйственной) эффективности при выпол­нении работ по индивидуальному, звеньевому, бригадному, а также арендному подряду; – положение об обязанности сторон, в частности, обязанности ответ­ственных работников служб дорожно-строительной организации, вклю­чая службу механизации, главного механика и энергетика за подготовку организационно-технической и нормативной документации, необходи­мой для выполнения определенного договором объема работ, а также контроль, учет и анализ деятельности подрядных и арендных подразде­лений.

При звеньевом или бригадном подряде звено или бригада свою ра­боту организуют по прогрессивной технологии. Каждому члену звена или бригаде устанавливаются определенный вид и объем работ, конкретное их содержание, темп и сроки выполнения при повышенном качестве. Работа при звеньевом или бригадном подряде, как правило, ведется в две смены, ежесменные обслуживания машин и оборудования и устране­ние небольших неисправностей в них выполняются перед началом смены, в межсменное время и после смены. Периодические технические обслу­живания выполняются в третьи смены и в выходные дни.

Оплату труда за выполненную работу звено или бригада распределя­ют по фактически отработанному каждым членом звена или бригады времени по количеству выполненной работы с учетом коэффициента трудового участия, устанавливаемого советом звена или бригады в за­висимости от его квалификации и трудового вклада.

В последнее время по такому же принципу находит применение так­же семейный арендный подряд.

Подрядные и арендные формы организации труда в дорожном строи­тельстве, включая обслуживание и ремонт машин и механизмов, дают возможность заметно увеличить производительность труда (в 1,5 – 2,0 раза) при повышенном их качестве.

Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Нормирование и оплата труда при выполнении дорожно-строительных работ"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы