Техническое нормирование — определение времени, необходимого для выполнения единицы определенного вида работ. В техническом нормировании различают нормы времени и нормы выработки.
Норма времени — количество рабочего времени, установленное при определенных условиях труда для выработки единицы продукции (например, 1 м3 грунта при возведении земляного полотна и др.). Норма времени выражается в человеко-часах или человеко-днях для рабочих и в машино-часах или в машино-сменах для работы машин.
Норма выработки — количество продукции, которое должно быть выработано одним рабочим или звеном (бригадой) рабочих в течение определенного времени, а также одной машиной или комплектом машин за час, смену и т. д.
Для разных видов работ устанавливают свои нормы времени и нормы- выработки. В зависимости от условий и особенностей производства на одни и те же работы принимают различные нормы времени и выработки. На основании утвержденных норм разрабатывают планы производства работ, составляют сметы, предусматривают средства для их оплаты.
Время, затрачиваемое на выработку или на выполнение единицы продукции или объема работ не является постоянным. В зависимости от изменившихся условий производства (например, разработка более прогрессивной технологии, внедрение новых более совершенных средств механизации и др.) изменится также и норма времени. В этом случае норма времени значительно уменьшается. Затраты рабочего времени уменьшаются при лучшей организации производства работ и увеличиваются при неудовлетворительной их организации.
Технические нормы должны отражать передовой опыт дорожно-строительных организаций. Для того чтобы нормы выработки действительно отражали прогрессивные методы производства работ на современном техническом уровне с учетом достижений передовых организаций, необходимо систематически их пересматривать и изменять.
Система оплаты труда — оплата труда по определенным расценкам, установленным в зависимости от сложности и особенностей выполняемых работ и квалификации рабочих.
Для рабочих дорожно-строительных организаций (в том числе и для машинистов бульдозеров, скреперов, грейдеров и других дорожных машин) применяется шестиразрядная тарифная сетка и единые (для сдельщиков и повременщиков) тарифные сетки (табл. 9.1).
Основными формами оплаты труда являются сдельная и повременная. Сдельная форма оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, косвенную сдельную, сдельно-премиальную и аккордную. Повременная оплата подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную. Применение сдельной оплаты труда в большей степени стимулирует повышение производительности труда, снижение простоев машин. Оплата труда машинистов дорожно-строительных машин, как правило, производится по сдельной форме оплаты.
Таблица 9.1
При сдельно-прямой системе оплаты труда заработок отдельного рабочего или звена или бригады определяется путем умножения количества изготовленной продукции или объема работ на расценку, установленную на единицу этой продукции или единицу выполненного объема работ. Причем сдельная расценка исчисляется из тарифной ставки, соответствующей разряду данной работы, т. е. ее сложности, а не разряду рабочего или звена или бригады, выполнявших эту работу.
При сдельно-премиальной системе отдельному рабочему или звену или бригаде, кроме заработка по прямым сдельным расценкам, выплачивается премия за выполнение установленных количественных и качественных показателей. Сдельно-премиальная система оплаты труда применяется для оплаты труда машинистов.
Повременно-премиальная система оплаты труда применяется для оплаты отдельных рабочих или звеньев или бригад, занятых обслуживанием и ремонтом. Размер премий может достигать 30% от тарифной ставки. В том же размере выплачиваются премии машинистам дорожно- строительных машин, если они оплачиваются по повременно-премиальной системе.
При коллективной системе оплаты труда (оплата за работу звену, бригаде) оплата производится как за выполнение всего объема работы (оплата за конечный результат), так и за определенный объем работ (оплата за часть выполненных работ).
Распределение сдельного или сдельно-премиального заработка между членами коллектива (звена, бригады) производится самими членами коллектива с учетом коэффициента трудового участия каждого из выполнявших работы, при этом учитывается время участия в выполнении работ и тарифный коэффициент.
Коллективная оплата труда имеет значительные преимущества перед другими системами, главными из которых является коллективная ответственность за результат работы, особенно за ее качество.При аккордной системе оплаты труда сдельная расценка устанавливается на весь объем работ, переданный для выполнения отдельному рабочему, звену или бригаде. При этом заранее до начала работ указывается стоимость работ (сумма заработка). За своевременное или досрочное выполнение аккордного объема с учетом их качества отдельному рабочему или звену или бригаде дополнительно начисляется премиальная надбавка от 1 до 3%. При аккордной системе распределение заработка среди членов звеньев или бригад производится, как и при коллективной системе оплаты труда.
К прогрессивным формам организации труда в народном хозяйстве, в том числе и в дорожном строительстве, относятся индивидуальный, звеньевой, бригадный подряды, а также арендная форма подряда.
Основное содержание указанных форм организации труда состоит в следующем. Отдельное лицо или звено или бригада рабочих самостоятельно для отдельного лица, но, как правило, во главе звеньевого или бригадира принимает на себя определенный участок или объем работ, оформляя это с дорожно-строительной организацией (участок, управление, трест, управление механизации, ремонтно-механическая мастерская и др.) соответствующим соглашением, договором.
В договоре на подряд или на арендное соглашение, который подписывается обеими сторонами, указываются вид и объем работ, их особенности, требования к качеству выполнения, сроки выполнения или сроки аренды, средства механизации и транспортные средства, передаваемые дорожно-строительной организацией отдельному лицу или звену, или бригаде рабочих на период аренды.
Арендная плата за передаваемые в эксплуатации средства механизации и транспортные средства определяется исходя из действующих государственных норм амортизации и других нормативных данных.
К договору на индивидуальный или на звеньевой, или на бригадный, или на арендный подряд должны быть приложены: – проект производства работ как основное руководство для выполнения работ; – проектно-сметная документация, содержащая в том числе средние плановые нормы выработки и утвержденные расценки на единицу работ; – плановые расчетные затраты на производство работ по отдельным статьям, т. е. цены на строительные материалы и конструкции, машины, оборудование и механизмы, средства малой механизации, транспортные средства и перевозки, малоценные изделия и инвентарь, которые должны отражать реальные условия работы дорожно-строительной организации. Плановые расчетные цены необходимы для определения плановых затрат на выполнение работ, поручаемых (передаваемых) подрядным отдельным лицам, звеньям, бригадам и др., а также для планирования себестоимости работ и прибыли; – расчет потребности в средствах механизации, в транспортных средствах, эксплуатационно-технических изделиях и материалах для выполнения обусловленного договором объема работ; – расчет экономической (хозяйственной) эффективности при выполнении работ по индивидуальному, звеньевому, бригадному, а также арендному подряду; – положение об обязанности сторон, в частности, обязанности ответственных работников служб дорожно-строительной организации, включая службу механизации, главного механика и энергетика за подготовку организационно-технической и нормативной документации, необходимой для выполнения определенного договором объема работ, а также контроль, учет и анализ деятельности подрядных и арендных подразделений.
При звеньевом или бригадном подряде звено или бригада свою работу организуют по прогрессивной технологии. Каждому члену звена или бригаде устанавливаются определенный вид и объем работ, конкретное их содержание, темп и сроки выполнения при повышенном качестве. Работа при звеньевом или бригадном подряде, как правило, ведется в две смены, ежесменные обслуживания машин и оборудования и устранение небольших неисправностей в них выполняются перед началом смены, в межсменное время и после смены. Периодические технические обслуживания выполняются в третьи смены и в выходные дни.
Оплату труда за выполненную работу звено или бригада распределяют по фактически отработанному каждым членом звена или бригады времени по количеству выполненной работы с учетом коэффициента трудового участия, устанавливаемого советом звена или бригады в зависимости от его квалификации и трудового вклада.
В последнее время по такому же принципу находит применение также семейный арендный подряд.
Подрядные и арендные формы организации труда в дорожном строительстве, включая обслуживание и ремонт машин и механизмов, дают возможность заметно увеличить производительность труда (в 1,5 – 2,0 раза) при повышенном их качестве.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Нормирование и оплата труда при выполнении дорожно-строительных работ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы