Строительные машины и оборудование, справочник






Нормирование расхода сжиженного газа для газобаллонных автомобилей


Категория:
   Ремонт топливной аппаратуры автомобилей


Нормирование расхода сжиженного газа для газобаллонных автомобилей

Анализ эксплуатации первых партий газобаллонных автомобилей показал, что газобаллонные автомобили, являющиеся модификацией автомобилей с карбюраторными двигателями, работают в тех же условиях, что и их базовые модели. На их основе создан разнообразный специализированный подвижной состав, который осуществляет различные виды внутригородских перевозок.

По основным эксплуатационным показателям газобаллонные автомобили не уступают своим базовым моделям.

По характеру выполняемой работы газобаллонные автомобили так же, как и автомобили с карбюраторными двигателями, подразделяются на такие группы: – автомобили, выполняющие транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах; – автомобили с почасовой оплатой, работа которых в тонно-километрах не учитывается; – автомобили специального назначения, оборудованные различными устройствами. В связи с этим разработанная для автомобильного транспорта научно-обоснованная система нормирования жидкого топлива, позволяющая дифференцировать нормы в зависимости от характера выполняемой работы, может быть применена и к газобалонным автомобилям.



Однако в нормировании топлива для газобаллонных автомобилей имеется ряд отличий. К ним относятся технологические потери газа в процессе эксплуатации автомобиля, изменение энергетического запаса газового баллона в зависимости от температуры окружающей среды и учет расхода сжиженного газа.

Технологические потери газа складываются из потерь при выработке газа из системы питания и потерь при заправке автомобиля.

При работе автомобиля на сжиженном пропан-бутановом газе система питания находится под давлением до 1,6 МПа. Для снятия нагрузки с мембран газовой арматуры и дополнительной страховки от утечек газа в местах соединений правилами техники безопасности и заводскими инструкциями при длительной стоянке газобаллонного автомобиля рекомендуется закрыть вентиль на баллоне и выработать газ из системы питания.

Количество газа, составляющее эту часть технологических потерь из автомобилей ЗИЛ-138 и ГАЗ-53-07, рассчитывается на основании следующих исходных данных: – вместимости узлов системы питания автомобиля, из которых вырабатывается газ (приведена ниже); – суточного пробега автомобилей (160 км); – выработки газа из системы питания два раза в сутки (обеденный перерыв и ночная стоянка).

В результате расчета получена первая часть технологических потерь, равная 0,4 л/100 км, которая идет на выработку газа.

Другую часть составляют технологические потери газа через вентиль максимального заполнения баллона. В процессе заправки автомобиля через этот вентиль выбрасывается паровая и жидкая фаза газа. Ввиду того, что конструкция счетчиков, установленных на раздаточных колонках, не позволяет учитывать количество газа, выходящего через вентиль максимального заполнения, для автомобиля это количество газа будет являться технологической потерей топлива.

Изменение энергетического запаса газового баллона автомобиля связано с высоким значением коэффициента объемного расширения сжиженного газа. Этот коэффициент для разных углеводородов имеет различное значение и с уменьшением плотности углеводородов увеличивается. Например, сжиженный газ, состоящий в основном из углеводородов С3Н8 и С4Н10, имеет значение коэффициента объемного расширения в два раза больше, чем бензин, который состоит из более тяжелых углеводородов (С5Н12—СюНгг). Изменение плотности газа влияет и на весовой заряд автомобильного баллона, а следовательно, и на энергетический запас автомобиля.

На рис. 122 изображена зависимость энергетического запаса газового баллона автомобиля ЗИЛ-138 от температуры. Из рис. 122 видно, что уменьшение температуры на 43°С (от +20 до —23°С) ведет к увеличению энергетического запаса на 10%.

Необходимо также отметить, что изменение плотности и теплотворности газа в баллоне не влияет на удельный и часовой расход, так как дозирование газа осуществляется в паровой фазе, после испарения его за счет тепла из системы охлаждения двигателя. Из изложенного следует, что при нормировании сжиженного газа для газобалонных автомобилей учитывают особенность работы газовой установки в зимнее время и при замере расхода газа объемным способом счетчики должны иметь температурную коррекцию.

Учет расхода сжиженного газа у газобаллонного автомобиля представляет ряд сложностей, так как автомобильный газовый баллон не имеет приборов, по которым можно было бы с достаточной точностью определить частичное количество газа в нем. Количество сжиженного газа в баллоне, а следовательно, и расход газа автомобиля можно замерить двумя способами: массовым и объемным.

При массовом способе замера баллон взвешивают перед началом и в конце эксплуатационного пробега автомобиля. Разница в массе, отнесенная к пробегу автомобиля, даст расход газа в единицах массы (кг/100 км). Недостаток этого способа — необходимость снятия баллона с автомобиля, что является трудоемкой операцией.

При объемном способе замера расхода автомобильный баллон вначале должен быть полностью заправлен газом. При полной выработке газа из баллона измерителем служит полезный объем баллона (паспортные данные) и расход топлива определяется как отношение полезного объема баллона к пробегу автомобиля.

При частичной выработке газа из баллона расход измеряют по счетчику газонаполнительной станции во время дозаправки баллона. Количество дозаправленного газа, отнесенное к пробегу, и представляет расход топлива автомобилем, выраженный в объемных единицах жидкого газа (л/100 км). Объемный способ позволяет определить расход газа при любом пробеге автомобиля в эксплуатационных условиях с четким ведением учетной документации.

Рис. 122. Зависимость энергетического запаса газового баллона автомобиля ЗИЛ-138 от температуры

При нормировании сжиженного газа для газобаллонных автомобилей используют линейные нормы и ряд надбавок, учитывающих характер выполняемой работы и условия эксплуатации автомобилей.

Для автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, кроме расхода топлива, предусмотренного линейными нормами, расход сжиженного газа на каждые 100 тонно-километров увеличивается на 2,7 л.

При работе автомобилей, оборудованных специализированными кузовами, нормы расхода сжиженного газа на 100 км пробега увеличивают или уменьшают на каждую тонну превышения или снижения массы специализированного автомобиля против базового на 2,7 л, при работе с применением прицепов расход сжиженного газа увеличивают на каждую тонну собственной массы прицепов также на 2,7 л.

Для автомобилей-самосвалов расход сжиженного газа на каждую ездку с грузом, кроме расхода, предусмотренного линейными нормами, устанавливается в количестве 0,35 л.

В остальных случаях нормы расхода сжиженного газа в зависимости от изменения условий эксплуатации автомобилей применяются по аналогии с базовыми автомобилями с карбюраторными двигателями. Кроме того, в случае использования резервной бензиновой системы питания для этих моделей автомобилей установлена норма расхода бензина А-76. Она составляет для автомобилей семейства ЗИЛ-64, для ГАЗ-53-07 38 л на 100 км пробега. Норма расхода бензина не изменяется в зависимости от условий эксплуатации.

Нормирование расхода бензина для газобаллонных автомобилей ГАЗ-52-07 и ГАЗ-52-09 осуществляется по аналогии с базовыми бензиновыми автомобилями.

Читать далее:

Категория: - Ремонт топливной аппаратуры автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Проверка и регулировка газового редуктора и смесителя на моторном стенде
Освидетельствование баллонов для сжиженного газа
Ремонт испарителя, фильтра, смесителя и предохранительного клапана
Ремонт газового редуктора МКЗ-НАМИ
Требования, предъявляемые к отделению ремонта газового оборудования
Установка и регулировка топливной аппаратуры на автомобиле после ремонта
Ремонт насосов низкого давления
Ремонт форсунок
Ремонт насосов высокого давления
Ремонт топливных насосов и карбюраторов


Остались вопросы по теме:
"Нормирование расхода сжиженного газа для газобаллонных автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы