Строительные машины и оборудование, справочник




Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей



Нормы расхода топлива и смазочных материалов

На автомобильном транспорте действуют временные линейные нормы расхода топлива (в литрах на 100 км пробега, в литрах на 100 т-км выполненной транспортной работы и в литрах на одну ездку с грузом). Эти нормы установлены для средних условий эксплуатации подвижного состава и корректируются в зависимости от конкретных условий его работы.

Предусмотрен следующий порядок применения норм расхода топлива для автомобилей.

Для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей-такси расход топлива рассчитывают по норме на пробег в зависимости от марки и модели автомобиля.




Для водителей грузовых автомобилей, работающих с почасовой оплатой труда, норма расхода топлива на пробег увеличивается на 10%. Нормы на транспортную работу, а также какие-либо другие надбавки (кроме зимних) для этих автомобилей не применяются.

Для автобусов, работающих на определенных маршрутах, кроме временных линейных норм, могут быть установлены маршрутные нормы для каждого пассажирского автотранспортного предприятия ПАТП отдельно. Маршрутные нормы устанавливает комиссия во главе с главным инженером ПАТП после изучения дорожных условий на маршруте.

Нормы расхода топлива корректируются в зависимости от климатических и дорожных условий.

Нормы увеличиваются:
- при работе в зимнее время (при средней температуре воздуха ниже 0°С): в южных районах до 5%; в районах с умеренным климатом до 10 ; в северных районах до 15; в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, до 20%;
- при работе в горных местностях в зависимости от высоты над уровнем моря от 5 до 20%;
- при работе на дорогах со сложным планом (на 1 км пути в среднем более пяти закруглений радиусом менее 40 м) на 10%;
- для автобусов и автомобилей, работающих в черте города с частыми остановками (перевозка продуктов, вывозка мусора, выемка почты из почтовых ящиков и т/д.), ДО 10%;
- при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения, до 10%;
- при обкатке новых автомобилей и автомобилей, прошедших капитальный ремонт, на пробеге первых 1000 км до 5%;
- при работе в карьерах (в тяжелых дорожных условиях), при движении по полю в период сельскохозяйственных работ, а также при вывозке леса (на лесных участках до основной магистрали) до 20%;
- при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и снежных заносов, как исключение, до 35%, на срок не более 1 мес;
- при учебной езде до 20%.

Нормы снижаются:
- при эксплуатации ведомственных автобусов, не работающих на регулярных маршрутах, до 10%;
- при работе на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием до 15%.

Нормы расхода смазочных масел для двигателей установлены в процентах от расхода топлива, выраженного в килограммах: для автомобилей, работающих на бензине и газе, не прошедших капитального ремонта, в размере 2,4; для автомобилей с дизельными двигателями в размере 3,2.

Расход трансмиссионных масел установлен в процентах от расхода топлива в размере соответственно 0,3 и 0,4.

Расход консистентных смазок установлен в размере соответственно 0,2 и 0,3% расхода топлива.

Нормы расхода масел (смазок) снижаются для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатации менее 3 лет, на 50% и могут быть увеличены до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.

Нормы расхода топлива. Поскольку действующие нормы расхода топлива и смазочных материалов не отвечают качественным изменениям, происшедшим на автотранспорте и в условиях его эксплуатации, постановлением Госплана СССР от 9 октября 1975 г. № 111 «О введении временных линейных норм расхода жидкого топлива для автомобильного транспорта» были утверждены и введены в действие с 1 января 1976 г. новые временные линейные нормы расхода жидкого топлива для всех автотранспортных и промышленных предприятий (табл. 135).

Руководителям автотранспортных предприятий предоставляется право устанавливать дифференцированные маршрутные нормы расхода автомобильного топлива на пассажирских перевозках, выполняемых автобусами в пределах потребности, определенной по линейным нормам в целом по предприятию. Так, для автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, кроме расхода топлива, предусмотренного настоящими линейными нормами, расход топлива на каждые 100 тонно-километров устанавливается: при перевозке грузов карбюраторными автомобилями в количестве 2 л и дизельными автомобилями — 1,3 л.

Для грузовых автомобилей-самосвалов, кроме расхода топлива, предусмотренного настоящими линейными нормами, расход жидкого топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в количестве 0,25 л.

Примечание.

Нормы расхода жидкого топлива:

Увеличиваются:
а) при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0 0 С): в южных районах — до 5%, в районах “с умеренным климатом—до 10%, в северных районах—до 15%, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,— до 20%. Отнесение местностей к указанным районам (за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера) производится Советами Министров союзных республик; периоды применения зимних норм для автомобилей устанавливаются облисполкомами, крайисполкомами или Советами Министров союзных (автономных) республик;
б) при работе на дорогах в горных местностях (свыше 1500 м над уровнем моря) — до 10%;
в) при работе на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м)—до 10%;
г) для автобусов и автомобилей, условия работы которых в черте города требуют частых остановок (перевозка продуктов, очистка почтовых ящиков, инкассация, вывозка мусора и др.)—до 10%;
д) при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения автомобилей,— до 10%;
е) для автомобилей, вышедших из капитального ремонта, и для новых автомобилей при пробеге первой тысячи километров — до 5%;
ж) при постоянной работе автомобилей в качестве технологического транспорта на территории предприятий, внутри цехов — до 10%;
з) при работе в карьерах в тяжелых дорожных условиях, а также при движении по полю при проведении сельскохозяйственных работ — до 20%;
и) при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и снежных заносов, как исключение, — до 35% на срок не более одного месяца. Перечень дорог, по которым устанавливаются повышенные в соответствии с настоящим пунктом нормы, и периоды их применения определяются облисполкомами, крайисполкомами или Советами Министров союзных (автономных) республик;
к) при учебной езде — до 25%;
л) при работе с применением прицепов: на каждую тонну собственного веса прицепа по карбюраторным автомобилям на 2 л и дизельным автомобилям на 1,3 л;
м) при погрузочно-разгрузочных работах, где по условиям противопожарной безопасности воспрещается останавливать двигатель (нефтесклады, спецсклады и др.), на один час простоя автомобиля устанавливается дополнительный расход топлива исходя из нормы расхода топлива на 5 км пробега;
н) для автомобилей, кроме автомобилей УАЗ, использование которых допускается с почасовой оплатой, —до 10%.

Снижаются:

1. При работе автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием—до 15%.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

2. На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и автомобиля после ремонта и др.) разрешается расходовать до 0,5% жидкого топлива от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием.

3. При работе автомобилей, оборудованных специализированными кузовами, нормы расхода топлива на 100 км пробега увеличиваются или уменьшаются на каждую тонну превышения или снижения веса специализированного автомобиля против базового: по карбюраторным автомобилям — на 2 л и по дизельным—на 1,3 л.

4. Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, нормы расхода топлива по передвижению устанавливаются исходя из линейных норм расхода топлива, утвержденных для базовой модели автомобиля, и надбавки, предусмотренной пунктом 111 примечаний. Нормы расхода топлива на работу специального оборудования устанавливаются министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик, исходя из конструктивных особенностей и специфических условий работы оборудования.

5. Для автомобилей, по которым линейные нормы расхода не утверждены настоящим постановлением, линейные нормы расхода топлива устанавливаются министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик исходя из утвержденных норм для аналогичных моделей автомобилей, опыта эксплуатации или испытаний.

6. Настоящие нормы применяются с 1 января 1976 г. вместо ранее действовавших линейных норм расхода топлива для автомобильного транспорта’

Нормы расхода смазочных материалов. Нормы расхода моторных масел для двигателей, трансмиссионных масел и пластичных смазок принимаются в зависимости от расхода топлива.

На каждые 100 л расхода автомобилями жидкого топлива (по норме) установлены следующие нормы расхода смазочных материалов (л):
1. Масло для двигателей автомобилей с карбюраторными двигателями — 3,5, с дизельными двигателями — 5;
2. Трансмиссионное масло для автомобилей с одним ведущим мостом—0,8, с несколькими ведущими мостами—1,5;
3. Пластичные смазки (кг) — 0,6.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте автомобилей и их агрегатов устанавливают в количестве, равном одной емкости систем и точек смазки автомобиля.

Руководители автопредприятий имеют право дифференцировать (изменять) нормы расхода смазочных материалов в зависимости от конструктивных особенностей, степени износа и условий работы автомобиля в пределах норм расхода в целом по автопредприятию.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины