Для сохранности тракторов, оснащённых бульдозерным оборудованием, а также работающих в качестве тягачей скреперов, необходимо организовать своевременный технический уход за ними. Последний подразделяется на два вида; ежесменный и периодический. Периодический уход в свою очередь состоит из уходов № 1, 2, 3 и 4.
Ежесменный уход производится по окончании каждой смены, а периодический — в зависимости от отработанного времени. Технические уходы за тракторами необходимо осуществлять строго в назначенное время и не допускать к дальнейшей работе тракторы, которые не прошли соответствующий графику уход.
Все виды уходов выполняются на месте производства работ. Ежесменный и периодические уходы.№ 1 и 2 выполняются бригадами бульдозера или скрепера, а уходы № 3 и 4 — специальными бригадами передвижной мастерской на автомобильном ходу (автолетучки) с участием самих скреперистов и бульдозеристов.
Как правило, по времени технический уход за бульдозерным оборудованием и скрепером должен совпадать с техническим уходом за трактором.
Ежесменный технический уход за трактором С-80 включает следующие проверки: работы дизеля на бесперебойность и бездымность выхлопа, а также на отсутствие стуков; бесшумности работы трансмиссии и ходовой части; давления масла по манометру (норма 1,7— 2,3 кг/см2), давления топлива (норма 0,6—1,0 кг/см2)’, температуры воды (норма 75—80°), действия муфты сцепления, коробки перемены передач, механизма управления бортовых фрикционов и тормозов и, наконец, системы электроосвещения. Проверка трактора ДТ-54 в процессе ежесменного ухода в основном аналогична проверке трактора С-80.
Приведенный перечень операций ежесменного ухода осуществляется в определённой последовательности. Вначале выключаются все механизмы трактора и работает один только дизель. Последний прослушивается и проверяется на исправность топливной, масляной и водяной систем. Во время работы дизеля проверяются на нагревание коробка перемены передач, коническая передача, бортовые редукторы, подшипники верхних и нижних катков и натяжных колёс. После этого дизель останавливается и снаружи осматривается весь трактор и комплект инструмента с очисткой их от пыли и грязи. Проверяется и доливается до нормы масло в картеры дизеля и пускового двигателя. В корпус сервомеханизма, коробку перемены передач, конические шестерни и кожухи бортовых редукторов масло доливается после 20 часов работы и по мере надобности.
Далее проверяется воздухоочиститель, где заменяется загрязненное масло, промывается поддон, очищается пылеотстойник, причём последнее делается и во время смены,, если наполнение отстойника произошло более чем на 2/3 его объёма. При сборке отстойника и поддона необходимо обеспечить требуемую герметичность. Следует тщательно подтянуть резьбовые соединения, особенно спускных пробок и маслёнок, воздухоочистителя, крышек нижних катков, пальцев и конусов звеньев гусениц и кронштейнов верхних катков.
Строго обязательно нужно заправить маслом смазочные приборы в соответствии с приводимой ниже инструкцией, затем следует заправить трактор горючим. Предварительно следует прочистить отверстия в крышках топливных баков. Дизельное топливо, заливаемое в баки трактора, должно быть отстоенным или профильтрованным.
После проверки и доливки воды в радиатор снова заводят сперва пусковой, а затем и основной двигатели. При этом проверяют давление масла и топлива в маслопроводах по показаниям манометров, а после достаточного прогрева дизеля и температуру воды по дистанционному термометру.
При пуске дизеля необходимо соблюдать следующие правила: перед заводкой пускового двигателя выключить в дизеле подачу топлива и компрессию; затем пусковой двигатель прогреть на малых и средних оборотах, после чего включить дизель. Вращение коленчатого вала идёт сначала пусковым двигателем: установкой рычага в положение «редуктор», а далее в положение «прямая», после чего включается компрессия ранее в двух, а потом и в остальных цилиндрах. По установлении кругового движения вала дизеля включают подачу топлива и, как только основной двигатель начнёт сам работать, быстро отключают и останавливают пусковой двигатель.
При пуске дизеля ни в коем случае нельзя включать подачу топлива в непрогретый или с выключенной компрессией дизель. Для облегчения пуска дизеля в зимних условиях желательно иметь подогреватель.
Работая на тракторе, скреперист и бульдозерист обязаны вести непрерывное наблюдение за давлением топлива и масла, температурой воды, качеством и ритмом выхлопа, уровнем масла в картере двигателя и воды в радиаторе.
Ежесменный технический уход продолжается 1,5 час. В это же время такому же виду технического обслуживания подлежат скрепер и бульдозерное оборудование.
Технический уход № 1 включает в себя все операции ежесменного ухода и, кроме того, в него входят следующие специфические операции: – выпуск остатков топлива из топливных баков пускового и основного двигателей, а также топливного фильтра; – очистка и промывка перед новой заливкой топлива фильтра горловины топливного бака; – проверка натяжения ремней вентилятора, устранение течи сальника водяного насоса; – выпуск масла, накопившегося в кожухах маховика, муфтах сцепления основного и пускового двигателя и местах бортовых фрикционов; – подтягивание крепления всасывающей и выхлопной труб дизеля; – смазка всей машины в соответствии со специальной инструкцией.
Продолжительность технического ухода № 1 составляет 2,5 час.
Технический уход № 2 включает весь объём работ, входящих в технический уход № 1, и, кроме того, в него входят следующие операции: – выпуск масла из картера дизеля, масляных фильтров и масляного радиатора; – промывка дизельным топливом картера и смазочных коммуникаций дизеля; – извлечение фильтрующих элементов масляных фильтров, промывка дизельным топливом фильтров грубой очистки и кожухов с камерами кронштейна масляных фильтров; – установка фильтрующих элементов на своё место; замена через каждые 240 час работы ниточных элементов фильтра тонкой очистки; – промывка картера дизеля и системы смазки дизельным топливом при работающем дизеле, для чего в картер заливается 15 л топлива и заводится дизель. Давление масла при этом должно быть не менее 0,6 кг/см2. По окончании промывки масло выпускают из картера дизеля, фильтров и масляного радиатора и сливают в чистую тару через матерчатый фильтр. После соответствующего отстоя масло может быть использовано для последующих промывок; промывка дизельным маслом маслозаправочной горловины и сапуна дизеля и пропитка набивки последнего тем же маслом; – заливка масла в картер дизеля; – промывка чулковой сетки крышки топливного бака; полная разборка и проверка воздухоочистительной (всасывающей) системы, промывка всех деталей его и – сборка с последующей проверкой системы на герметичность (при закрытии всасывающей трубы дизель должен заглохнуть); – затяжка ослабленных креплений масляного радиатора, электропроводки и прицепных устройств; – доливка масла в топливный насос, картер конических шестерён пускового приспособления и редуктор пускового двигателя; – смазка трактора согласно специальной инструкции; регулировка через каждые 240 час работы зазоров клапанов и декомпрессора, причём допустимый зазор в прогретом дизеле у клапанов должен быть 0,3 мм, а между штангами декомпрессора и коромыслами клапанов 0,6— 0,75 мм; – промывка и заполнение маслом через 240 час работы нижней части корпуса воздухоочистителя пускового двигателя; – регулировка муфты сцепления трактора на усилие 15— 20 кг на рычаге включения; -регулировка натяжения гусениц, причём последние должны приподниматься над верхним катком на 40— 50 мм.
Технический уход № 2 продолжается 5 час.
Технический уход № 3 составляют выполняемые в указанной последовательности следующие работы: – очистка трактора от пыли и грязи; выпуск скопившегося масла из корпусов маховика, муфты сцепления трактора и пускового двигателя и отделений бортовых фрикционов; – проверка и отправка для регулировки форсунки топливной аппаратуры, причём давление впрыска должно быть 120 кг1смг с возможным отклонением ± 2,5 кг1см2, а угол распыливания иметь 15—20°; – промывка в объёме технического ухода № 2 картера дизеля и смазочной системы; – промывка дизельным топливом горловины для заливки масла, сапунов основного и пускового двигателя и редуктора последнего, а также замена ниточных элементов фильтра тонкой очистки; – регулировка затяжки шплинтовки шатунных болтов (через люки блока цилиндров); – выпуск отстоя из топливного фильтра и топливного бака, промывка горловины топливного бака и чулковой сетки крышки бака и очистка отверстий крышек топливных баков дизеля и пускового двигателя; – проверка элементов топливного фильтра, снятие с них загрязнённого слоя обмотки и промывка всех деталей; – выпуск отстоя топливного бака и пускового двигателя, промывка фильтров отстойников, замена (при необходимости) фильтра спускного отверстия топлива; – очистка и промывка деталей воздухоочистителей основного и пускового двигателей с проверкой, после сборки, плотности прилегания их; – регулировка зазоров клапанов и декомпрессора дизеля, а также натяжение ремней вентилятора; – промывка водой наружной части масляного и внутренней части водяного радиаторов; – промывка бензином свечей пускового двигателя и установка зазора между электродами в пределах 0,5—0,6 мм; – зачистка до блеска коллектора генератора, его щёток, а также контактов регулятора напряжения; – проверка целости и замена негодных серёг, пальцев, шплинтов, прорезиненных планок и прокладки крышки муфты сцепления трактора, а при повторном разрыве планок—проверка соосности дизеля и коробки передач; – регулировка муфты сцепления основного и пускового двигателей и крепление механизма включения последнего с первым; – регулировка блокировочного механизма и шарнира тяги; – подтягивание крепления упорных шайб подшипников паразитной шестерни и переднего подшипника нижнего вала; – подтягивание шлицевых соединений ведущих звёздочек, проверка состояния самоподжимных сальников, регулировка зазора конических подшипников, который должен быть 0,125 мм) – проверка степени нагревания подшипников и сальников нижних катков и натяжнык колёс, а при необходимости — затяжка первых и замена последних; – проверка величины усилия на рычаги управления бортовых фрикционов, исправности сальников и состояния деталей сервомеханизма, регулировка сальника сервомеханизма и замена чехлов штанг; – подтягивание всех наружных креплений трактора — задних лап и передней опоры дизеля, блока пускового двигателя, водяного и масляного радиаторов, крестовины и кронштейна вентилятора, карбюратора, магнето, генератора, всасывающей и выхлопной труб основного и пускового двигателей, топливных насоса, фильтра и бака, труб топливопровода, коробки перемены передач, кронштейнов верхних катков, подшипников кулаков тележек гусениц, концевых подшипников полуосей ведущих колёс, крышек опор осей натяжных колёс, стремянок большой рессоры балансира и щитков ограждения гусеничных тележек, электропроводки, тяговой площадки, кронштейнов прицепного устройства и серьги, кронштейнов фар, кабины и звеньев гусениц;
регулировка натяжения гусениц; – регулировка величины хода рычагов до пределов 135— 165 мм и натяжения тормозов, причём последнее делается с таким расчётом, чтобы при. выключенном фрикционе и отжатии педали тормоза на 150—190 мм трактор мог сделать крутой разворот, а при отпущенных педалях тормозные ленты не касались своих барабанов; – доливка масла в редуктор пускового двигателя и картер конических шестерён пускового приспособления, коробку перемены передач, отделение конических шестерён, корпуса бортовых редукторов и сервомеханизма; заливка свежего масла в картер дизеля; смазка всего трактора в соответствии со специальной инструкцией; – промывка топливного бака дизеля; заправка трактора топливом и водой. После этого заводится пусковой двигатель, а затем дизель. На ходу дизеля проверяется давление топлива и масла, а также температура воды, а после остановки двигателя — уровень масла в картере; при необходимости масло в картере пополняется.
Параллельно с техническим уходом № 3 за трактором, продолжающимся 20 час, проводится уход за бульдозерным оборудованием или скрепером.
Технический уход № 4 включает полный объём технического ухода № 3, а кроме того, в него входят следующие работы: – промывка содовым раствором системы охлаждения; промывка керосином дисков муфт сцепления трактора и пускового двигателя, дисков бортовых фрикционов, а также тормозных лент; – выпуск отработанного масла из коробки перемены передач, отделения конической передачи, кожухов бортовых фрикционов и промывка всех деталей дизельным топливом; отправка в ремонт всей топливной аппаратуры; очистка от нагара головки цилиндров двигателя, притирка его клапанов, замена прокладки головок, всасывающей и выхлопной труб; – промывка картера дизеля, сетки масляного насоса, масляных радиатора и труб; – затяжка шатунных болтов и шпилек коренных подшипников с последующей постановкой новых шплинтов и проверкой крепления противовесов; – замена поршневых и маслосъёмных колец при потере компрессии, перерасходе масла, дымлении сапуна; – установка на места головок цилиндров, картера и других деталей дизеля; – замена, при необходимости, шлангов системы охлаждения, сальников водяного насоса и ремней вентилятора; – зачистка паро-воздушного клапана радиатора и устранение неисправности термостатов; – устранение неисправности акселератора; приведение в норму (0,25—0,35 мм) зазора в прерывателе магнето и зачистка контактов последнего; замена элементов топливного фильтра; промывка топливных баков основного и пускового двигателей; – регулировка зазоров клапанов пускового двигателя с доведением их до 0,2 мм в прогретом состоянии; – замена изношенных пальцев и регулировка проушин вилки тяги, соединяющих рычаг муфты сцепления с блокировочным механизмом; – проверка и в случае необходимости замена подшипников коробки перемены передач; – регулировка зазоров подшипников и шестерён конической передачи с доведением осевого разбега вала до 0,05—0,15 мм, а зазора между шестернями 0,2—0,8 мм подтягивание соединительных фланцев на валу, конической передачи, полуосей фланцев и ведущих шестерней механизма бортовых фрикционов и проверка шлицевых соединений;
разборка нижних катков, замена сальников, негодных подшипников и прокладок;
Рис. 54. Схема смазки трактора С-80
- замена сальников верхних катков; проверка и смазка натяжных винтов и кронштейнов гусениц; – проверка и замена изломанных звеньев гусениц; крепление всех узлов трактора; смазка трактора по специальной инструкции; проверка работы пускового и основного двигателей, а затем и механизмов трактора вхолостую; – приработка новых поршневых колец в течение 5 мин без нагрузки на малых оборотах и 5 мин на нормальных оборотах; при */4 нагрузки — 50 мин и при х/г нагрузки — 1 час, а всего в течение 2 час.
При отсутствии на тракторе кабины скреперисты и бульдозеристы должны всегда иметь при себе защитные очки и надевать их при работе в условиях пыления^в жаркие, сухие и ветреные дни.
Инструменты на скреперном агрегате или бульдозере должны быть укомплектованы по табелю, вполне исправными и находиться в местах, отведённых для хранения.
Молоток, зубило и бородок должны иметь ровную, неизбитую поверхность головок. Зубило должно быть длиной не менее 150 мм, а оттянутая часть 60—70 мм. Режущая кромка должна быть слегка выпуклая. Работать зубилом с косым или сбитым затылком и при наличии заусениц воспрещается.
Гаечные ключи должны быть исправными, иметь правильную форму зева и не иметь заусениц. Для каждой гайки следует применять ключ соответствующего размера.
Во время работы и перемещения скреперного агрегата или бульдозера нахождение на нём лиц, не связанных с рабочим процессом, запрещается.
Во время монтажа, демонтажа и ремонта скрепера и бульдозера должна быть обеспечена полная устойчивость их. Ремонт скрепера и бульдозера следует производить только после опускания ковша и отвала, а также полной остановки трактора. Находиться под трактором с работающим двигателем, а также стоящим на уклоне с неподкли- ненными подкладками гусеницами — запрещается.
Тяжёлые части скрепера и бульдозера следует поднимать только при помощи исправных домкратов, талей или других подъёмных механизмов. Пользоваться средствами, не обеспечивающими безопасность подъёма, запрещается.
Монтировать и демонтировать отвал бульдозера разрешается только под руководством и наблюдением механика.
Скрепер должен быть сцеплен с трактором жёстким соединением — сцепной серьгой; сцепление гибкими приспособлениями (канатами, цепями и т. д.) запрещается.
Работа скрепера при незашплинтованном предохранительном шкворне запрещается.
Скреперы с гидравлической системой управления во избежание разрыва гибких шлангов в случаях самоотцепки скрепера (в результате срезания шкворня сцепного устройства), помимо соединения с трактором серьгой, сцепляются дополнительно предохранительным стальным канатом, длина, которого должна быть меньше длины гибких шлангов на 1,0—1,5 м.
Не реже одного раза в неделю необходимо производить полный, тщательный осмотр цепей и канатов скрепера и бульдозера. В случае обнаружения на канатах на длине 1 м 10% и более оборванных проволок канат должен быть заменен. Не реже чем один раз в 6 месяцев канаты скреперов и бульдозеров должны быть испытаны на прочность, а результаты испытаний — занесены в шнуровую книгу.
Запрещается сращивать стальные канаты узлами, скрутками и т. п.; разорванный канат должен быть заменён.
Запрещается находиться под поднятым отвалом или ковшом, удерживаемых только тросом. В случае необходимости они поддерживаются в поднятом положении специальными упорами или цепями.
Запрещается находиться в ковше с поднятой передней заслонкой. Если в этом возникает необходимость, следует предварительно поставить под заслонку упоры или закрепить ковш, привязав его цепью к стреле, а при гидравлическом управлении — выключить муфту насоса.
При заправке трактора горючими и смазочными материалами запрещается курить, а также приближаться к этим материалам с открытым огнём. После заправки поверхность топливного бака следует насухо вытереть обтирочными концами. При открывании металлической тары с легковоспламеняющимся горючим запрещается ударять металлическими предметами по пробке.
В случае воспламенения горюче-смазочных материалов пламя следует тушить пенным огнетушителем, песком, землёй или плотно укрыть брезентом. Категорически запрещается тушить горюче-смазочные материалы водой.
Заправлять двигатель топливом и смазкой следует днём. В случае необходимости ночной заправки освещение при этом должно быть только электрическим (от сети или от аккумулятора).
Для согревания двигателя перед пуском его при температуре ниже 0 °С следует налить в радиатор горячую воду, а в картер — подогретое масло. Запрещается нагревать двигатель открытым огнём (факелом, паяльной лампой).
При накачивании пневматических шин колёс скрепера нельзя стоять перед диском с запорным кольцом, так как последнее в случае неправильного монтажа может соскочить и вызвать тяжёлое увечье.
Следует регулярно следить за затяжкой шпилек колёс скрепера.
Ежедневно, перед началом работы, скреперист и бульдозерист должны тщательно осмотреть свои машины и устранить все обнаруженные неисправности.
Перед троганием трактора с места необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов на его гусеницах и в ковше скрепера, а также препятствий впереди трактора и между последним и скрепером. В холодное время года необходимо следить, чтобы к гусеницам трактора не примерзал грунт и в необходимых случаях очистить их кир- кованием.
Скреперист должен следить за тем, чтобы никто не входил в пространство между трактором и скрепером. В случае появления человека или животного между трактором и скрепером скреперист обязан немедленно остановить трактор.
В ночное время место работы должно быть освещено. Осветительное оборудование трактора должцо быть исправным. Работать ночью без освещения запрещается.
Для обеспечения видимости в холодное время года следует протирать стёкла кабины смесью соли с глицерином.
При движении по свежеотсыпанным насыпям не следует приближаться колёсами скрепера или гусеницами трактора к бровке откоса во избежание сползания под откос и переворачивания скрепера и трактора. При сталкивании грунта под откос бульдозерист во избежание сползания трактора не должен допускать продвижения ножа отвала далее бровки откоса.
Работать на топких, болотистых и нераскорчёванных местах запрещается.
Разработка грунта скреперами разрешается на продольных уклонах местности не свыше 10° и поперечных уклонах не свыше 18°, а бульдозерами — на продольных уклонах 25—35° соответственно на подъёме и спуске и поперечном уклоне 30°.
В случае обнаружения в грунте во время разработки забоев крупных камней, корней и других мешающих работе скрепера предметов необходимо остановить трактор, осмотреть препятствие, поднять ковш и отвести скрепер, а затем удалить препятствие за пределы рабочего места. При необходимости осаживать агрегат назад скреперист должен следить за тем, чтобы не опрокинуть скрепера, не задеть его гусеницами трактора и не наехать на находящихся позади скрепера людей, животных или препятствия. Бульдозерист должен непрерывно следить за работой отвала и в случае удара последнего о препятствие немедленно остановить машину.
Одновременная работа скреперных агрегатов или бульдозеров разрешается только с интервалами между ними не менее 20 м.
Очищать колёса и ковш скрепера, а также отвал бульдозера от налипшего грунта (лопатой, скребком) разрешается только после полной остановки трактора.
Работа скреперов в мокрых глинистых грунтах запрещается.
В случае необходимости отлучиться от агрегата (трактора и скрепера) на некоторое время скреперист и бульдозерист обязаны остановить двигатель трактора.
Запрещается:
а) производить работу неисправным трактором или скрепером;
б) смазывать, ремонтировать и регулировать трактор или скрепер во время движения;
в) садиться на бульдозер, скрепер или становиться на их рамы на ходу;
г) оставлять агрегат на уклоне (в случае вынужденной остановки) с неподклиненными башмаками или подкладками, уложенными под колёса или под гусеницы;
д) поворачивать бульдозер и скрепер с заглублённым ножом отвала или ковша;
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Объёмы и последовательность работ ежесменного и периодических уходов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы