Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механизация дорожных работ

Публикация:
   Обеспечение безопасности движения по дорогам

Читать далее:




Обеспечение безопасности движения по дорогам

Интенсивность и скорость движения ежегодно возрастают, что приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий. К числу многих причин, способствующих этому, относятся неблагоприятные дорожные условия — малая ширина проезжей части, отсутствие достаточной видимости, наличие пересечений в одном уровне, недостаточно тщательная информация водителей об особенностях пути, опасных местах. К их числу можно отнести несовершенство дорожной сигнализации, временное ухудшение условий движения—туман, гололед и др.

Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что плавная, слегка извилистая дорога менее опасна для движения, чем дорога, протрассированная длинными прямыми. При движении по прямым значительно быстрее развивается и зрительное утомление, следствием которого являются ошибки в оценке водителем положения в поле зрения встречных и попутных машин. Поэтому при проектировании избегают прямых участков, движение по которым длится более 1—2 мин.

К основным инженерным мероприятиям, повышающим безопасность движения, относятся устройство стационарного освещения, осветления покрытий, разметка проезжей части, установка оптических направляющих устройств, противо- ослепляющих экранов, дорожных знаков с рефлектирующей поверхностью или со специальной подсветкой сигнальных устройств и световых табло, предупреждающих о тумане, гололеде.

Интенсивное автомобильное движение по дороге (яримерно более 50 тыс. авт/сутки) создает тяжелые условия для жителей, проживающих вблизи автомобильной дороги. В качестве одной из дорогих мер защиты и снижения шума до допустимого уровня является устройство вдоль трассы звуковой тени на протяжении трассы.

Освещение дороги. Несмотря на уменьшение интенсивности движения, количество дорожно-транспортных происшествий ночью увеличивается. Фары освещают дорогу не далее 100 м, что меньше расстояния видимости, поэтому ночью водители снижают скоросА автомобиля. Боязнь ослепляющего действия фар встречных автомобилей заставляет водителя еще больше снижать скорость, резко тормозить. Поэтому на дорогах с интенсивным движением или на ее наиболее опасных участках устраивают стационарное освещение, применяя светильники люминесцентные, натриевые, низкого давления и др. Опоры светильников устраивают на разделительной полосе или на откосе земляного полотна далеко от кромки покрытия.

Осветление покрытий. Одним из средств регулирования движения служит устройство светлых дорожных покрытий. Для этого применяют: светлые минеральные заполнители и вяжущие, получая белый бетон, белый литой асфальтобетон, цветной асфальтобетон, асфальтобетон с повышенным содержанием щебня; поверхностную обработку с использованием вязкого битума, битумной эмульсии, битумной мастики и втапливание щебня или алюминиевой крошки при уплотнении покрытий. В качестве вяжущих для цветных бетонов используют светлые битумы, кумароновую или полиэфирную смолу, канифоль, нефтеполимерные смолы, в качестве красителя — природные минеральные пигменты (сурик, крон, охру), синтетические минеральные пигменты (редоксайд, окись, литонок и др.).

Рис. 10.1. Разметка проезжей части дороги

Светлые дорожные покрытия меньше утомляют водителей, на них лучше видна маркировка и все препятствия на пути. Кроме того, они позволяют значительно экономить на устройстве освещения.

Разметка проезжей части. Для уверенного управления автомобилем водитель должен четко видеть полосу, которой он может пользоваться, не создавая помех для других автомобилей и не подвергаясь опасности. Такого ориентирования водителей достигают установкой ограждений, препятствующих съезду с дороги и указывающих направление в опасных местах, установкой на обочинах ориентирующих столбиков, устройством краевых полос, отличающихся по цвету от проезжей части, нанесением на проезжей части цветных продольных разграничительных линий, выделяющих полосы движения и указывающих направление движения (рис. 10.1).

Для разметки используют краску, металлические, керамические, пластмассовые пЛитки и кнопки, рулонные материалы в виде органической ленты, фольги, ткани, асфальтовую мозаику, термопласты, цветной асфальтобетон — пластобетон. Краски должны быть яркими и устойчивыми, а наполнители прочными. Пленки наклеивают на покрытие с помощью водо- и атмосферостойкого синтетического клея, но они, как правило, недолговечны.

Разметочные линии наносят при помощи машин с краскораспылителями — о? одного (см. рис. 10.1) до нескольких штук. Контуры линий. образуются за счет конфигурации отверстия в насадке краскораспылителя. Некоторые машины автоматически наносят прерывистые линии. Прямолинейность движения машины при маркировке обеспечивается предварительным нанесением мелом линии с помощью визирного устройства или лазера.

Осевую линию проезжей части делают сплошной или пунктирной: первая запрещает наезжать на нее и переезжать, пунктирная разрешает проезд ее; две параллельные — сплошные и пунктирная линии обозначают, что при обгоне и развороте можно переезжать их, но только со стороны пунктирной. Пунктиром разделяют полосы движения, а поперечными обозначают места переходов пешеходов. Стрелками показывают места разворотов.

Разметка, или маркировка покрытия эффективна только осенью и летом. Маркировочные полосы стараются выполнять из материалов, обеспечивающих шероховатость, чтобы при проезде по ним шины автомобиля не проскальзывали.

Маркировку делают не только в виде сплошных и пунктирных линий. На проезжей части дороги могут быть названия дорог, надписи и другие обозначения, помогающие водителям ориентироваться в условиях движения. Размеры букв и цифр зависят от расчетной скорости движения по данному участку не менее 1,6 м при 60 км/ и не менее 2,75 м при больших скоростях движения. Символы й буквы желательно наносить желтой краской, хорошо различаемой человеческим глазом. Желательны также желтые линии разделительных полос. Желтая маркировка помогает предотвращать ДТП. Долговечности разметки достигают использованием таких материалов, как АФАК-66, шлакоситалл, ЭП-51 и ПХЁУ. Их изготовляют по рецептуре КАДИ трест Оргдорстрой и лаборатория УкрНИИГИМ Миндорстроя УССР.

Безопасность движения ночью можно улучшить с помощью оптического ориентирования водителей. На освещенных участках этрго достигают правильным расположением светильников и их опор, изменением цвета источников света или яркости дорожных покрытий. Эффективны мигающие световые маяки. Для оптического ориентирования используют направляющие столбики и тумбы. Их изготавливают из резины и пластмассы, чтобы они не служили причиной катастрофы при наезде автомобиля. Их устанавливают у бровки проезжей части и на разделительной полосе в 0,5—1 м от кромки краевой полосы. Для улучшения видимости тумбы окрашивают в белый цвет, вверху тумбы наносят черную кайму, чтобы лучше их видеть зимой на фоне снега. Для ориентирования водителей ночью с двух сторон тумбы прикрепляют разноцветные катафоты — отражательные устройства, освещение тумб, а если необходимо и дорожных знаков происходит отраженным светом фар автомобилей.

Дорожные знаки. Хорошо запроектированная дорога не нуждается в сигнальных дорожных знаках. Можно обойтись указательными для информации водителей и пассажиров. Однако практика показывает что нередко ставят много лишних знаков, отвлекая водителя и его бдительность. Все знаки должны быть хорошо видимы и понятны в любое время суток, а их опоры безопасны при наезде на них автомобилей.

Знаки с символами более понятны, чем с текстом. Для указательных знакоЕ за рубежом применяют рамы, перекинутые через дорогу.

Наиболее простыми и самыми распространенными средствами организации движения являются дорожные знаки. Правильное их применение во многих случаях исключает необходимость установки более сложных и дорогостоящих устройств. Разумное сочетание дорЬжных знаков с другими средствами позволяет организовать движение на самьйГ сложных участках дорога. ГОСТ 10807—71 «Знаки дорожные» регламентирует их назначение, форму и символы. Знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные и таблички. Цветная окраска знаков (фон) принята желтая или белая. Для средней полосы РСФСР и юга предпочтительнее белый фок, для северных широт — желтый. Знаки круглые изготавливаются диаметром 1200 мм, треугольное — со стороной 1500 мм. Такие знаки хорошо читаются при движении на высоких скоростях с расстояния до 300 м. Для лучшей читаемости знаков разработан специальный шрифт для надписей. Высота строки из строчных букв зависит от категории дороги и равна от 100 до 300 мм.

Знаки могут быть с рефлектирующей или специальной подсветкой, обеспечивающей четкость различных надписей.

Правилами движения по дорогам предусмотрено привлечение к ответственности лиц, умышленно уничтожающих или портящих дорожные знаки.

Указательные знаки в ряде случаев целесообразно устраивать на рамах, перекинутых через дорогу. Знаки хорошо видны на далеком расстоянии (рис, 10.2). Применяются знаки с переменной в зависимости от дорожных условий информацией или сменным информационным полем. Смена информации на знаках может быть механическая, с матричными дисками и с электроприводом. Большой интерес представляют дорожные указатели, управляемые при помощи телеавтоматической системы управления. При помощи такой системы на указателе может быть -показан любой словесный или цифровой текст (рис. 10.3) набранный на диспетчерском пункте. Замена текста производится нажатием кнопки с пульта или автоматически через заданное время.

Правилами движения по дорогам предусмотрено привлечение к ответственности лиц, умышленно уничтожающих или портящих знаки.

Рис. 10.2. Знаки, установленные на проезжей части

Установка сигнальных устройств И световых табло, предупреждающих о тумане и гололеде, и меры борьбы с ними. Гололед вызывает значительное количество дорожно-транспортных происшествий. О гололеде водителей предупреждают приборы. Их включают в общую систему сигнализации, состоящую из метеорологических приборов, измеряющих температуру воздуха, покрытия и грунта, направление и скорость ветра, освещенность и влажность. Датчики влажности располагают на поверхности покрытий для определения рассеивания света и электропроводности. Оборудование и Приборы для передачи полученных данных состоят из преобразователей непрерывных величин в цифровые и беспроводной или проводной системы связи между местами замеров и центром управления, между центром управления и предупредительными знаками на дорогах.

Оборудование для обработки поступающих от приборов Данных на станции Позволяет прогнозировать изменение температуры и влажности на покрытия. Указание предупредительных знаков можно изменять дистанционно с целью информирования водителей об изменении условий движения по дороге.
На ответственных участках покрытие можно обогревать дистанционно или автоматически, включая нагреватели. Можно также рассыпать противогололедные смеси или поливать их раствором (соль, песок, их смесь, солевой раствор).

Солевые растворы низкой концентрации предотвращают образование льда непосредственно на поверхности покрытия, но способствуют замерзанию йоды в порах нижележащих слоев дорожной одежды вследствие значительного охлаждения раствора, образующегося при таянии льда.

Сояевой раствор длительное время остается на поверхности покрытия. Ши-1 ны автомобилей вдавливают его в поры и высасывают обратно. При этом движении солевого раствора нарушается сцепление битума с каменными материалами.

Смеси соли с песком или другим абразивным материалом, рассыпаемом на поверхности, вызывает особенно сильный износ асфальтобетонных покрытий при воздействии колес автомобилей.

За рубежом для частичного устранения скользкости покрытие из мелкозернистого асфальта обрабатывают пескоструйными аппаратами, скипидаром или засыпают горячим песком с последующей прикаткой.

Дл‘я россыпи сыпучих материалов пригодны разбрасыватели центробежного типа (навесное оборудование на автомобилях, в кузовах которых находятся противогололедные смеси).

За последние годы считают более экономичным использовать растворы хлористого кальция, так как соль в твердом виде не способствует таянию снега или льда: таяние начинается только после поглощения солью атмосферной влаги. В СССР для борьбы с гололедом рекомендуется использовать более дешевые материалы, такие, как карналит — двойная смесь хлористого кальция и хлористого магния. Действие .карналита такое же, как хлористого кальция. Природный карнолит представляет собой горную породу, состоящую в основном из минерала карналита (примерно 70%) с примесью других минералов, преимущественно солей хлоридов: сильвина, ангидрида и некоторых других. Карналит растворим в воде, его можно использовать в твердом виде, в виде растворов. Крупный кристаллический карналит сначала измельчают.

Рис. 10.3. Центральный пункт по управлению сетью дорог с помощью электронно-вычислительной машины:
1 — вертолет; 2 — мнемоническая электрифицированная схема дорог с пересечениями; 3 — легковой автомобиль; 4 — детектор; 5 — указатель (дорожный знак) с изменяющимися символами скорости движения или необходимой буквенной информацией; 6 — автобус с приемно-
передающей станцией

С ростом автомобилизации страны поездки на автомобилях становятся одним из видов отдыха. На дороге предусматривают зоны отдыха, которые включают стоянки транспорта, станции обслуживания, кемпинги, мотели и площадки отдыха в придорожной зоне. При этом особое внимание уделяется вопросам защиты ландшафта местности от вредного’ воздействия транспорта. Рекомендуется создавать заповедники немоторизованных зон.

Обслуживание проезжающих. Обеспечение удобства для проезжающих по дороге является важнейшей государственной задачей, которая входит в обязанность эксплуатационных дорожных организаций наравне с обеспечением бесперебойного и безопасного движения. В зависимости от интенсивности движения на дороге строят автовокзалы с помещениями для обслуживания пассажиров: кассами, камерами хранения багажа, буфетом и рестораном, гостиницей, общежитием для водителей.

На дорогах с интенсивным движением бензозаправочные станции располагают на расстоянии 10—15 км. Они наиболее целесообразны в местах, где выезд автомобилей не создает затруднений, для общего потока движения. На, дорогах, проходящих через малые населенные пункты, бензозаправочные станции располагают вблизи городской черты, на участках, где скорость движения ниже, чем между населенными пунктами.

Сооружают также автостанции с гаражами и ремонтными мастерскими, гостиницами или общежитиями, заправочные станции, ремонтные пункты, пункты медицинского обслуживания. Для туристов и индивидуальных пассажиров создают мотели, смотровые площадки, буфеты, магазины с продажей расфасованных обедов, завтраков и ужинов. Строят иногда малые гостиницы, общежития на небольшое количество номеров — пункты отдыха типа мотелей. Располагают их почти у населенного пункта, и проезжающие, останавливаются там, где их застанет ночь, получают комнату и место для автомобиля в боксе или под навесом.

На дорогах с большой интенсивностью движения организуют патрулирование машин технической помощи, милиции с использованием наземного транспорта и вертолетов.

Организация и регулирование движения на дорогах. Для организации потока транспортных средств разработаны соответствующие меры. Движение автобусов должно подчиняться расписаниям, утвержденным Министерством автомобильного транспорта и публикуемым в справочниках. Централизованные грузовые перевозки осуществляются организованно и плавно, подчиняясь режимам движения.

При регулярных перевозках грузов на большие расстояния целесообразно организовать их прохождение по участкам, где грузы передаются с участка на участок. Такая организация движения особенно выгодна при перевозке автопоездами с прицепами к одно- или двухосным мощным тягачам. На станциях (участках) прицепы отцепляют, и другие водители на своих тягачах продолжают дальнейшее движение. Планирование таких перевозок позволяет загружать прицепы в одном и другом направлениях. Отдохнув, водители заберут вернувшиеся прицепы и доставят их обратно к месту назначения. Такую организацию движения называют системой «тяговых плеч». Грузы, передаваемые одним водителем другому на границах участка, практически перемещаются непрерывно, так как переприцепка к другим тягачам требует немного времени.

Большое значение для организации движения по дороге играет надежная связь. Она создается от управления дорогой до подразделений дорожно-эксплуатационной службы, а в ряде случаев и до каждой машины, занятой содержанием и ремонтом дороги, до каждого автомобиля.

На дорогах-I и II категорий связь устанавливается с гостиницами, мотелями, автостанциями, станциями технической помощи, медицинским пунктом.

Обязательным элементом современной дороги должна быть телефонная связь, доступная для проезжающих, которая позволяла бы в случае поломки автомобиля или дорожного происшествия связаться с дорожно-эксплуатационной организацией, милицией и вызвать помощь. На автомобильных дорогах с большой интенсивностью движения целесообразна радиолинейная связь, обеспечивающая надежную связь на расстоянии 40—50 км без промежуточных ретрансляторов. По сравнению с кабельными магистралями радиолинейная связь намного дешевле, устанавливается быстрее, с меньшими капитальными затратами, обслуживающий персонал немногочислен.

Большой интерес представляют технические решения для обеспечения безопасности движения. В Англии разработана система оповещания водителей о приближении к опасным участкам дороги. Система состоит из устанавливаемого на дороге передатчика и приемника, выполняемого в виде приставки к радиоприемнику автомобиля. Приставка может оповещать о 46 различных опасных ситуациях. Сигналы об опасных участках даются соответствующим передатчиком. Система обеспечивает оповещение при выключенном и включенном приемнике. В ряде стран на перекрестжах устанавливают автоматические фотокамеры, которые фиксируют машины, проезжающие на красный свет. Для выявления автомобилей, превышающих скорость движения, применяют радиолокационную систему из двух фиксирующих устройств. При помощи первого фотографируется автомобиль— нарушитель, его номерной знак и фиксируется скорость движения, фотографируется также циферблат контрольных часов (точное время). Второе устройство фиксирует на карточке скорость автомобиля и его основные данные, необходимые для органов надзора. Оба устройства могут работать вместе или независимо друг от друга. Интересно, что радиолокационная антенна наклонена, и луч локатора отражается от дорожного полотна. В результате он не пересекает противоположную сторону дороги, поэтому на работу системы не влияют автомобили, движущиеся в противоположном направлении.

На дорогах мира с каждым днем появляется все больше автомобилей с прицепами и полуприцепами, поэтому острой становится проблема предотвращения заноса полуприцепа относительно тягача при торможении. А это происходит вследствие блокировки задних ведущих колес тягача.
В Англии создано электронное противоблокировочное приспособление^ предотвращающее занос полуприцепа. В ряде стран радио несколько раз в, день на определенной волне оповещает водителей, передвигающихся по стране, о погоде и состоянии покрытий основных дорог на данный момент.
Автоматизация управления, регулирования и контроля движения (см. рис. 10.3). Все увеличивающееся количество автомобилей на магистралях делает необходимым применение автоматизированных систем управления, которые позволяют в 3—4 раза увеличить пропускную способность дорог. На скоростных магистралях организуется управляющий центр автоматического регулирования движения. Система автоматизации состоит из первичных дат- .чиков и приборов для сбора информации, пунктов первичной обработки и передачи информации, вычислительного центра, собирающего и перерабатывающего информацию, управляющих знаков, получающих командные сигналы из вычислительного центра.

Приборы информируют о метеорологической видимости, гололеде, боковом ветре, осадках, о параметрах транспортных потоков — интенсивности, скорости и интервалах движения, количестве обгонов, составе транспортного потока и наличии тихоходных машин, о состоянии дороги — коэффициенте сцепления, ровности, неожиданных препятствиях, состоянии обочин и др. Информация с приборов поступает периодически или непрерывно в пункт сбора по группам, где она проходит первичную обрабожу и по линиям связи передается в вычислительный центр. Здесь информация обрабатывается, на ее основе решается задача об оптимизации движения в данный момент и выдаются команды на управляемые знаки, сигналы, а также по радио, телефонам и телевидению.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Обеспечение безопасности движения по дорогам"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства