Строительные машины и оборудование, справочник





Область применения и краткое описание экскаваторов

Категория:
   Одноковшовые экскаваторы



Область применения и краткое описание экскаваторов

Экскаватор Э-153. Универсальный неполноповоротный гидравлический экскаватор Э-153 с ковшом емкостью 0,15 м3 смонтирован на пневмоколесном тракторе МТЗ-2 «Беларусь» и предназначен для земляных работ небольшого объема в основном в условиях сельского и коммунального строительства.

Экскаватор выпускается с рабочим оборудованием прямой и обратной лопаты, крана и бульдозера. Прямой лопатой производится разработка забоев высотой до 2 м, погрузка сыпучих и других материалов в транспорт, подчистка котлованов и т. п. Обратной лопатой роют траншеи шириной от 0,8 м и глубиной до 2 м, небольшие котлованы, ямы и т. п. Поворотный ковш дает возможность делать у котлованов отвесные стенки и улучшает условия выгрузки. Краном выполняются погрузо-разгрузочные работы, обслуживание ремонтных работ в полевых условиях и т. д.

Навесное оборудование бульдозера значительно расширяет применение экскаватора, позволяет производить небольшие планировочные работы, засыпать траншеи, сгребать грунт или мусор в кучи для погрузки его ковшом в транспорт и т. п.

Основной несущей частью экскаватора является рама. Она крепится к кожухам полуосей трактора и к продольным балкам двигателя. В задней части рамы установлена цапфа, которая служит осью вращения поворотной колонки с укрепленным на ней рабочим оборудованием. Там же расположены опорные башмаки.

Навесное оборудование бульдозера крепится в передней части рамы экскаватора. Устройство поворотной колонки позволяет производить поворот рабочего оборудования на 90° в каждую сторону от продольной оси экскаватора. При транспортировке рабочее оборудование поворачивается в сторону радиатора.

Рис. 1. Экскаватор Э-153.

Все рабочие операции экскаватора производятся гидроцилиндрами. На рис. 2 приведена кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора Э-153. Давление в гидравлической системе обеспечивается двумя аксиально-плунжерными насосами 1, подающими масло из масляного бака через гидрораспределители в силовые цилиндры, штоки которых приводят в движение все рабочие органы. Цилиндр служит для подъема и опускания стрелы; цилиндр — для подъема и опускания рукояти, цилиндр — для поворота ковша, цилиндр — для подъема и опускания отвала бульдозера, цилиндры — для поворота стрелы, цилиндры — Для подъема и опускания опорных башмаков. Насосы приводятся в действие от двигателя через коробку передач.

Хорошая маневренность, небольшие габариты, разнообразное рабочее оборудование делают экскаватор Э-153 незаменимым в условиях работы на небольших удаленных друг от друга объектах. Однако наличие гидравлической системы управления рабочими операциями усложняет технический уход за экскаватором, так как она требует своевременной замены масла и регулярной тщательной промывки.

Рис. 2. Кинематическая и гидравлическая схемы экскаватора Э-153

Экскаваторы Э-252 и Э-351. Универсальные полноповоротные экскаваторы Э-252 и Э-351 на гусеничном ходу с ковшом емкостью 0,25 м3 предназначены для различных земляных работ на грунтах I—IV категории. Их применяют при рытье траншей и котлованов, возведении насыпей, при углублении и очистке каналов, добыче песка, гравия и глины в карьерах и т. п., а также для перегрузочных и монтажных работ.

Рис. 3. Экскаватор Э-252.

Экскаваторы снабжены унифицированной прямой и обратной лопатой и крановым оборудованием. При работе краном может быть использована унифицированная стрела, которая удлиняется с помощью рукояти. В этом случае общая длина стрелы составляет 6,5 м, а максимальная грузоподъемность — 3 т. Кроме того, для крановых работ экскаватор имеет стрелу длиной 7,5 м и максимальной грузоподъемностью 5 т. Вставка увеличивает длину стрелы до 12 м. При этом максимальная грузоподъемность ее будет 3 т. На рис. 5 приведена кинематическая схема экскаватора Э-252. Кинематическая схема экскаватора Э-351 отличается от схемы экскаватора Э-252 только наличием дополнительной цепной передачи на гусеничный ход и отсутствием на валу главной лебедки механизма открывания днища ковша.

Передача мощности от двигателя У-5 на трансмиссионный вал в этих экскаваторах осуществляется двухрядной цепью. От трансмиссионного вала приводятся в движение все лебедки и механизмы поворота и хода. Фрикционы реверсивного механизма ленточные, открытого типа. Шестерни верхнего ходового механизма смонтированы на подшипниках скольжения, а опоры валов и барабаны лебедок — на подшипниках качения.

Рис. 4. Кинематическая схема экскаватора Э-252: 1 — двигатель У-5; 2— цепная передача; 3— вал реверсивного механизма; 4—подъемная лебедка; 5 —механизм открывания днища ковша; 6 —тяговая лебедка; 7—лебедка подъема стрелы: 8— механизм реверса; 9—муфта включения поворотного механизма; 10—зубчатые колеса первой передачи; 11 —муфта переключения скоростей

Рис. 5. Кинематическая схема экскаватора Э-257: 1 — двигатель Д-35; 2— цепная передача; 3 — механизм открывания днища ковша: 4 — тяговая лебедка; 5 — подъемная лебедка; 6 — лебедка подъема стрелы; 7 — реверсивный механизм; 8 — зубчатое колесо первой передачи; 9 — муфта включения поворотного механизма

Гусеничный ход экскаваторов обычного многоопорного типа с жестким креплением опорных колес. Сварные гусеничные рамы имеют литые концевые части, соединенные между собой поперечными балками. Передача от горизонтального ходового вала на гусеничный ход осуществляется цепью.

Поворотная платформа опирается на ходовую раму посредством опорно-поддерживающих роликов, которые перемещаются между двумя кольцевыми поверхностями качения зубчатого венца. Все усилия в вертикальной плоскости, возникающие при работе экскаватора, воспринимаются через опорно-поддерживающие ролики беговыми дорожками зубчатого венца. Таким образом, центральная цапфа разгружена от вертикальных нагрузок и воспринимает только сдвигающие усилия в горизонтальной плоскости.

Хорошая маневренность гусеничного экскаватора и высокая производительность позволяют использовать экскаваторы Э-252 и Э-351 не только на малых объектах, расположенных недалеко друг от друга, но и на объектах средней величины.

Недостатком этих экскаваторов является сравнительно небольшая прочность отдельных элементов: подшипников скольжения зубчатых колес верхнего ходового механизма, шпоночных соединений, некоторых зубчатых колес, ленточных фрикционов реверсивного механизма и т. д. Кроме того, установка на экскаваторах Э-252 и Э-351 бензинового двигателя У-5 также усложняет эксплуатацию машины.

С 1951 г. экскаваторы Э-252 и Э-351 были сняты с производства и заменены экскаваторами Э-257 и Э-352.

Экскаваторы Э-257 и Э-352. Универсальные полноповоротные экскаваторы Э-257 и Э-352 на гусеничном ходу с ковшом емксстью 0,25 м3 представляют собой модернизированные экскаваторы Э-252 и Э-351, у которых подверглись изменению как механизмы поворотной платформы, так и ходовая часть. Вместо бензинового двигателя на этих экскаваторах установлен дизельный двигатель Д-35, усилены зубчатые колеса, шпоночные соединения заменены шли-цевыми, ленты фрикционов реверсивного механизма заменены двухконусными тормозными колодками, подшипники скольжения на поворотной платформе заменены подшипниками качения. У модернизированных экскаваторов усилены также механизмы поворотной платформы, вторая скорость поворота платформы имеет пониженное число оборотов для работы краном, улучшена конструкция гусеничного хода и поворотной платформы, установлено рабочее оборудование драглайна и грейфера и т. д.

Кинематическая схема экскаватора Э-257 приведена на рис. 6. Экскаватор Э-352 по конструкции почти не отличается от экскаватора Э-257, только он имеет более широкие и длинные гусеницы, поэтому ходовой механизм этого экскаватора снабжен дополнительной цепной передачей.

Кроме работ, выполняемых экскаваторами Э-252 и Э-351, экскаваторы Э-257 и Э-352 могут производить погрузку сыпучих материалов грейфером, чистку водоемов и рытье котлованов драг лайном. Эти экскаваторы надежны в работе, имеют высокую производительность и могут применяться на малых и средних объектах.

Рис. 6. Экскаватор Э-258

Экскаваторы Э-258 и Э-301. Универсальные полноповоротные экскаваторы Э-258 (рис. 7) с ковшом емкостью 0,25 .и® и Э-301 с ковшом емкостью 0,3 м3 на пневмоколесном ходу предназначены для работы в мягких, средних и тяжелых (мелковзорванных) грунтах. Благодаря наличию пневмоколесного хода они применяются в основном в городском и дорожном строительстве.

Экскаваторы Э-258 и Э-301 имеют рабочее оборудование прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера и крана, что позволяет им выполнять работы по рытью траншей и котлованов, разработке карьеров, добыче песка, гравия, глины, пёрегрузке сыпучих материалов, а также погрузо-разгрузочные и монтажные работы. Конструкция поворотной платформы этих экскаваторов и установленных на ней механизмов такая же, как и у экскаватора Э-257. Подробная кинематическая схема экскаватора Э-301 приведена на рис. 7.

Пневмоколесный ход экскаваторов смонтирован на базе ведущих мостов автомобиля МАЗ-205. При движении по хорошим дорогам передний мост выключается. Задний ведущий мост связан с. рамой жестко, а передний — через стандартные задние рессоры автомобиля МАЗ-205. При работе экскаваторов рессоры выключаются с помощью стабилизаторов.

В средней части ходовой рамы расположен двухскоростной редуктор, передающий вращение к переднему и заднему мостам. Таким образом, экскаватор имеет четыре скорости передвижения (от 1,2 до 10,7 км/час). На всех колесах ходовой части установлены пневматические тормоза.

Рис. 7. Кинематическая схема экскаватора Э-253: 1 — двигатель Д-35; 2 — цепная передача к валу реверсивного механизма; 3 — барабан механизма открывания ковша; 4 — тяговая лебедка; 5 — подъемная лебедка, 6 — лебедка подъема стрелы; 7 — механизм реверса; 8 — зубчатое колесо включения лебедки и стрелы (сцепляется с зубчатым колесом); 9—зубчатое колесо первой передачи; 10 — муфта включения поворотного механизма; 11 —муфта включения нижнего ходового механизма; 12 — цепной привод рулевого управления; 13 —штурвал рулевого управления; 14—зубчатый сектор рулевого управления: 15 — зубчатый венэц поворотного механизма; 16 — вертикальный вал ходового механизма; 17 —вал поворотного механизма; 19 — зубчатое колесо второй передачи; 20 — передний мост; 21 —редуктор нижнего ходового механизма; 22 — задний мост

Экскаваторы Э-302, Э-303 и Э-304. Универсальный полиопово-ротный экскаватор Э-302 с ковшом емкостью 0,3 мэ на пневмоколесном ходу применяется для строительных работ в условиях городского и сельского строительства, т. е. в тех случаях, когда машину приходится часто перебрасывать на значительные расстояния. Его кинематическая схема приводится на рис. 10. Экскаваторы Э-303 и Э-304 имеют те же поворотные платформы, механизмы и рабочее оборудование, что и экскаватор Э-302, но оборудованы гусеничным ходом.

Экскаватор Э-303 имеет обычный гусеничный ход и предназначен для работы в небольших строительных карьерах, а также на земляных, строительных и перегрузочных работах, не связанных с частыми перебросками машины.

Рис. 8. Экскаватор Э-302.

Экскаватор Э-304 имеет уширенный гусеничный ход и используется на добыче торфа, а также для мелиоративных работ на заболоченных грунтах. Его удельное давление на грунт составляет всего 0,17 /сг/слг2.

Все эти экскаваторы оборудуются унифицированными ковшами, которые могут использоваться при работе прямой и обратной лопатами.

Кроме того, они снабжаются оборудованием драглайна, крана, грейфера, специального строительного крана с гуськом, а экскаватор Э-304 еще и специальным подгребающим грейфером емкостью 1 м3 для перегрузки сыпучих материалов. По специальному заказу завод-изготовитель может поставлять дополнительно открытые ковши для работы только обратной лопатой, профильные ковши с наклонными боковыми стенками для рытья каналов и дизель-молоты для разработки мерзлых грунтов.

Экскаваторы Э-302, Э-303 и Э-304 могут работать в грунтах I—III категории. Работать в грунтах IV категории они могут только при сниженной производительности экскаватора, а в грунтах V категории — после предварительного рыхления грунта.

Рис. 9. Кинематическая схема экскаватора Э-302: 1 — двигател, Д-35; 2—тяговый барабан; 3 — подъемный барабан, 4 — муфта включения реверса; 5 — реверсивный вал; 6 — лебедка подъема стрелы; 7 — шестерня включения прямых (нереверсируемых) повышенных скоростей передвижения экскаватора; 8 — вал поворотного механизма; 9 — зубчатый венец поворотного механизма; 10 — передний мост; 11 — горизонтальный ходовой вал; 12 — задний мост; 13 — вертикальный ходовой вал.

Экскаватор Э-302 на пневмоколесном ходу имеет четыре скорости передвижения (от 1,3 до 13,1 км/час), а экскаваторы Э-303 и Э-304 на гусеничном ходу — три скорости (соответственно от 0,98 до 4,37 км/час и от 0,75 до 3,35 км\час. Поворотная платформа имеет две скорости вращения — 2,79 и 6,43 об/мин.

Рис. 10. Экскаватор Э-353.

На этих экскаваторах установлен дизельный двигатель марки Д-38. Он монтируется не поперек оси машины, как во всех остальных экскаваторах, а вдоль. Это дает возможность машинисту не спускаться с поворотной платформы для запуска двигателя и значительно облегчает обслуживание машины.

Управление рабочими механизмами экскаваторов пневматическое. С помощью сжатого воздуха включаются фрикционы лебедок, реверса и механизм открывания днища ковша, тормозятся колеса экскаватора Э-302, включаются гусеницы экскаваторов Э-303 и Э-304 и т. д. Управление вспомогательными механизмами рычажное, а управление поворотом передних колес —гидравлическое.

Эти экскаваторы являются последними моделями отечественных экскаваторов с ковшом емкостью 0,3 м3 и обладают хорошими эксплуатационными данными.

Экскаваторы Э-255 и Э-353. Универсальные полноповоротные экскаваторы Э-255 с ковшом емкостью 0,25 м3 и Э-353 с ковшом емкостью 0,35 м3 на пневмоколесном ходу предназначены для различных землеройных работ в условиях городского, сельского и дорожного строительства.

Экскаваторы Э-255 и Э-353 имеют рабочее оборудование прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера и крана, что позволяет с их помощью выполнять работы по добыче песка, глины и гравия в карьерах, рыть котлованы, траншеи и канавы, перегружать сыпучие материалы и штучные грузы и т. п. Для строительно-монтажных работ используется стрела длиной 15 м с гуськом длиной 5 м.

Рис. 11. Кинематическая схема экскаватора Э-353: 1 — двигатель Д-34; 2 — цепная передача; 3 — подъемно-тяговая лебедка; 4— лебедка подъема стрелы; 5 —реверсивный механизм; о—блок зубчатых колес переключения первой и второй передачи; 7 — вал поворотного механизма; 8— муфта включения поворотного механизма; 9—муфта включения нижнего ходового механизма; 10 — вертикальный ходовой вал; 11 — зубчатый венец поворотного механизма; 12 — задний мост; 13 — верхний горизонтальный ходовой вал; 14 — нижний горизонтальный ходовой вал; 15 — передний мост.

Ходовая часть этих экскаваторов представляет собою специальную тележку, в конструкции которой использован задний мост от автомобиля ЯАЗ-200, жестко скрепленный с рамой, и специальный ведущий передний мост на рессорах. Передний мост при работе экскаватора выключают. Экскаваторы имеют две скорости поворота (от 2,39 до 7,65 об/мин.) и четыре скорости хода (от 1,33 до 18,2 км/час). На рис. 12 приводится подробная кинематическая схема экскаватора Э-353.

Конструкция экскаваторов Э-255 и Э-353 более совершенна, чем экскаваторов Э-258 и Э-301, поэтому они имеют лучшую проходимость, повышенную мощность и более высокую производительность. Гидравлическое управление экскаваторов Э-255 и Э-353 проще в работе, чем рычажное управление у экскаваторов Э-258 и Э-301, и не требует такого тщательного технического ухода. Однако эксплуатация и техническое обслуживание экскаваторов Э-255 и Э-353 обходится дороже благодаря большему расходу топлива двигателем Д-54 и более сложной конструкции узлов экскаватора.

Рис. 12. Экскаватор ТЭ-2.

Экскаватор ТЭ-2. Универсальный полноповоротный торфяной экскаватор ТЭ-2 на специальном гусеничном ходу с ковшом емкостью 0,35 м3 предназначен для работы на слабых, сильно увлажненных грунтах. Для работы на торфяных грунтах экскаватор снабжен ковшом емкостью 0,5 м3. Экскаватор имеет уширенный и удлиненный гусеничный ход, обеспечивающий низкое удельное давление на грунт (до 0,15 кг/см2), и применяется на строительстве в основном для осушительных работ.

Экскаватор ТЭ-2 выпускается с рабочим оборудованием прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера, копра и корчевателя. Основной особенностью его является наличие в кинематической схеме реверсивных механизмов поворота и хода, что дает возможность значительно уменьшить время передвижения экскаватора и повышает его производительность.

Рис. 13. Кинематическая схема экскаватора ТЭ-2:

Экскаватор Э-502. Универсальный полноповоротный экскаватор Э-502 с ковшом емкостью 0,5 ж3 на гусеничном ходу предназначен для ведения разнообразных земляных, погрузо-раз-грузочных и монтажных работ: возведения насыпей и дамб, рытья котлованов, траншей, канав, очистки ирригационной и мелиоративной сети, добычи строительных материалов в карьерах, перегрузки сыпучих материалов и штучных грузов и т. п. Экскаватор имеет рабочее оборудование прямой и обратной лопат, драглайна, грейфера и крана.

Рис. 14. Экскаватор Э-502.

Передача мощности от двигателя КДМ-46 к главному трансмиссионному валу осуществляется через шестеренчатый редуктор. Фрикционы реверсивного механизма ленточные, наружного типа. Шестерни и часть валов смонтированы на подшипниках скольжения. Поворотная платформа опирается шестью опорно-поворотными роликами на поверхность качения зубчатого венца. Гусеничный ход многоопорного типа. Подробная кинематическая схема экскаватора приведена на рис. 15.

Этот экскаватор с оборудованием драглайна хорошо зарекомендовал себя на ирригационных и мелиоративных работах в песках и болотах Средней Азии. Однако большая металлоемкость, чрезмерный расход бронзы на изготовление и ремонт экскаватора, неудачная конструкция установки поворотной платформы на ходовую раму (отсутствие поддерживающих роликов, приводящее к перегрузке центральной цапфы и вызывающее усиленный износ центровой втулки), тяжелое рычажное управление, слабость шпоночных соединений некоторых деталей и другие недостатки значительно снижают его положительные качества. С 1955 г. экскаватор Э-502 с производства снят.


Рис. 15. Кинематическая схема экскаватора Э-502:
1 — лебедка подъема стрелы; 2 — двигатель КДМ-46; 3 — зубчатая передача; 4 — главный трансмиссионный вал; 5, 6 — подъемный и возвратный барабан главной лебедки; 7 — механизм открывания днища ковша; 8 — механизм реверса; 9—зубчатое колесо включения лебедки подъема стрелы (сцепляется с зубчатым колесом 12); 10 — муфта включения поворотного механизма: 11—муфта включения нижнего ходового механизма; 13— вал поворотного механизма; 14 — зубчатым венец поворотного механизма; 15 — вертикальный вал ходового механизма; 16 — горизонтальный вал ходового механизма: 17 — муфты разворота; 18 — цепная передача гусеничного хода; 19 — ведущее колесо гусеницы.

Экскаваторы Э-504, Э-505, Э-504А, Э-505А, Э-651 и Э-652. Универсальные полноповоротные экскаваторы Э-504, Э-505, Э-504А, Э-505А, с ковшом емкостью 0,5 м3 и экскаваторы Э-651, Э-652 с ковшом емкостью 0,65 м3 на гусеничном ходу применяются при самых различных земляных, погрузо-разгрузочных и монтажных работах. Они имеют рабочее оборудование прямой и обратной лопат, драглайна, крана, грейфера и копра.

Рис. 16. Экскаватор Э-505.

На экскаваторах Э-504 и Э-504А установлен электрический двигатель, а на экскаваторах Э-505, Э-505А, Э-651 и Э-652 —дизельный. На рис. 17 и 18 даны общие виды экскаваторов Э-505 и Э-652, а на рис. 19 и 20 — их кинематические схемы. Передача мощности от двигателя в этих экскаваторах осуществляется четырехрядной цепью, а от главного трансмиссионного вала — с помощью зубчатых колес. Зацепление шестерни поворотного зубчатого венца внутреннее. Муфты реверсивного механизма и реверса главной лебедки фрикционные двухконусные. Все барабаны, валы и блоки экскаватора смонтированы на подшипниках качения. Смазка узлов на поворотной платформе централизована. Управление экскаваторами гидравлическое, за исключением экскаватора Э-652, имеющего пневматическое управление. Детали экскаваторов изготовлены из легированных сталей, термически обработаны. Все передачи смонтированы в закрытых масляных ваннах и кожухах.

Рис. 17. Экскаватор Э-652.

Рис. 18. Кинематическая схема экскаваторов Э-504 и Э-505: 1 — двигатель КДМ-46 или МА-205-2/6; 2— цепная передача; 3— зубчатая передача; 4 — механизм открывания днища ковша; 5 — напорный барабан; 6— подъемный барабан; 7 — лебедка подъема стрелы; 8 — муфта реверса главной лебедки; 9 — механизм реверса: 10 — муфта включения поворотного механизма; 11 — муфта включения нижнего ходового механизма; 12—вал поворотного механизма; 13— вертикальный ходовой вал; 14 — зубчатый венец поворотного механизма; 15 — муфты разворота; 16 — горизонтальный ходовой вал; 17 — цепная передача гусеничного хода; 18 — ведущее колесо гусеницы

Рис. 19. Кинематическая схема экскаваторов Э-504А, Э-505А, Э-651 и Э-652 с рабочим оборудованием: а — прямой лопаты: б — драглайна, грейфера, обратной лопаты, копра; в — крана: 1 — двигатель КДМ-46 или МА-205-2/6; 2 — цепная передача; 3 — зубчатая передача; 4 — блок конца рукояти; 5 — напорный барабан; 6 — подъемный барабан; 7 — лебедка подъема стрелы; 8 — муфта реверса главной лебедки; 9 — механизм реверса; 10 — муфта включения поворотного механизма; 11 — муфта включения нижнего ходового механизма; 12 — вал поворотного механизма; 13 — вертикальный ходовой вал: 14 — зубчатый венец поворотного механизма; 15 — муфты разворота; 16 — горизонтальный ходовой вал; 17 — цепная передача гусеничного хода; 18 — ведущее колесо гусеницы.

Эти экскаваторы имеют высокую производительность и легки в управлении, но в то же время требуют тщательного технического обслуживания, регулировки, смазки и особенно внимательного ухода за гидравлической и пневматической системами управления.

Экскаваторы ОМ-201 и ОМ-202. Универсальные полноповоротные экскаваторы ОМ-201 и ОМ-202 с ковшом емкостью 0,5 м3 на гусеничном ходу предназначены для различных земляных, погру-зо-разгрузочных и монтажных работ.

Рис. 20. Экскаватор ОМ-2С2

Экскаватор ОМ-201 оборудован прямой лопатой, драглайном и краном. Экскаватор ОМ-202 представляет собой модернизированную конструкцию экскаватора ОМ-201. Он имеет рабочее оборудование прямой и обратной лопаты, драглайна, грейфера и крана.

Экскаваторы ОМ-201 и ОМ-202 имеют по две скорости хода, поворота платформы, а также подъема и опускания стрелы. Кинематическая схема экскаватора ОМ-202 приведена на рис. 22. Экскаватор ОМ-202 сочетает в себе положительные качества экскаваторов ОМ-201, Э-502 и Э-505А и является одним из лучших универсальных экскаваторов, выпускаемых в настоящее время нашей промышленностью. Он отличается простотой конструкции, надежным рычажным управлением, хорошей износостойкостью деталей, изготовленных из высоколегированных сталей, и т. д.

Экскаваторы Э-751, Э-752, 3-753 и Э-754. Универсальные полноповоротные экскаваторы Э-751, Э-752, Э-753 и Э-754 с ковшом емкостью 0,75 м3 на гусеничном ходу имеют сменное оборудование (прямую лопату, драглайн, грейфер и кран), что позволяет этими экскаваторами выполнять работы по сооружению насыпей и дамб, рытью котлованов и каналов, добыче песка и гравия, разработке полезных ископаемых в разрезах, перегрузке сыпучих материалов и штучных грузов, а также различные монтажные работы. На рис. 23 показан общий вид одного из экскаваторов этой группы — экскаватора Э-752.

Рис. 21. Кинематическая схема экскаватора ОМ-202: 1— Двигатель КДМ-46; 2— редуктор: 3 — шестерни привода главной лебедки; 4 — главная лебедка; 5 — барабан механизма открывания днища ковша; 6 — главный трансмиссионный вал; 7—механизм реверса; 8 — вертикальный вал реверсивного механизма; 9 — муфта включения поворотного механизма; 10 — муфта включения ходового механизма; вертикальный ходовой вал; У 2 —зубчатый венец поворотного механизма; 13 — вал поворотного механизма; 14—лебедка подъема стрелы; 15 — муфты разворота; 16— горизонтальный вал ходового механизма; 17 — цепкая передача гусеничного хода; 18 — ведущее колесо гусеницы.

Экскаваторы Э-751 и Э-753 имеют электрический привод, а экскаваторы Э-752 и Э-754 —дизельный. Передача на гусеничный ход у экскаваторов Э-751 и Э-752 осуществляется посредством зубчатой, а у экскаваторов Э-753 и Э-754 — цепной передачи. Напорный механизм прямой лопаты зависимого действия, управление — рычажное. Кинематическая схема экскаваторов Э-751 и Э-752 приведена на рис. 24. Схема экскаваторов Э-753 и Э-754 отличается от приведенной только тем, что у этих экскаваторов зубчатая передача гусеничного хода заменена цепной.

Рис. 22. Экскаватор Э-752.

К недостаткам этого типа экскаваторов относится отсутствие поддерживающих роликов на поворотной платформе, что приводит к перегрузке центральной цапфы и ускоренному износу центровой втулки.

Экскаваторы Э-751 и Э-752 выпускались только до 1951 г.; в 1951 г. они были заменены экскаваторами Э-753 и Э-754, которые в 1956 г. также были сняты с производства.

Экскаватор Э-801. Универсальный полноповоротный экскаватор Э-801 с ковшом емкостью 0,8 м3 на гусеничном ходу значительно отличается от выпускавшихся ранее отечественных экскаваторов подобного типа. Современнее конструктивное решение узлов и деталей, применение более износостойких и прочных материалов, специальных методов обработки (закалка т. в. ч., пламенная закалка, поверхностное легирование и т. п.) — все это обеспечивает высокую производительность и надежность работы экскаватора в самых различных условиях.

Рис. 23. Кинематическая схема экскаваторов Э-751 и Э-752: 1 — двигателе КДМ-46 или АМВ-115-8; 2— зубчатая передача к главному трансмиссионному валу; 3 — главная лебедка; 4 — кремальерная рейка; б — кремальерная шестерня: 6 — напорный барабан; 7 — блоки головы стрелы; в — блок ковша; 9— барабан механизма открывания днища ковша; 10— реверсивный механизм; 11— вертикальный реверсив-ны® вал; 12— шестерня включения лебедки подъема стрелы (сцепляется с шестерней 17); 13 муфта включения поворотного механизма; 14—муфта включения ходового механизма; 15 — вертикальный ходовой вал; 1С — зубчатый венец поворотного механизма; 18 — вал поворотного механизма; 19— j-ебедка подъема стрелы; 20 — горизонтальный ходовой вал; 21— муфга разворота; 22 — губчатая передача гусеничного хода; 23 — ведущее колесе гусеницы.

Принципиальное отличие экскаватора Э-801 от выпускавшихся ранее экскаваторов Э-753 и Э-754 состоит в следующем:
а) привод от двигателя КДМ-46 осуществляется четырехрядной цепью;
б) главная лебедка имеет два вала и выполнена за одно целое с реверсивным механизмом;
в) экскаватор имеет две скорости хода и поворота;
г) емкость ковша увеличена до 0,8jh3;
д) экскаватор оборудован пневматическим управлением;
е)наборный механизм может быть как зависимым, так и независимым или комбинированным;
ж) поворотная и ходовая рамы сварной конструкции;
з) зубчатый венец имеет две кольцевые поверхности качения для опор но-поддерживающих роликов, принимающих на себя все нагрузки в вертикальной плоскости, возникающее при работе экскаватора;
и) звенья гусениц подвергнуты поверхностному легированию, а зубья шестерен и звездочек — закалке т. в. ч.;
к) кабина машиниста в зимнее время обогревается.

Пневматическое управление экскаватора Э-801 состоит из компрессора, влагоотделителя, секционного охладителя, распределителя, золотников и рабочих цилиндров, трубопроводов и пульта управления. Нормальная работа пневматического управления должна обеспечиваться правильным техническим уходом, особенно в зимнее время. Экскаватор Э-801 выпускается с рабочим оборудованием прямой лопаты, драглайна, крана, грейфера и глыбозахватчика.

Экскаваторы Э-1003, Э-1004, Э-1251 и Э-1252. Универсальные полноповоротные экскаваторы Э-1003, Э-1004 с ковшом емкостью 1 м3 и Э-1251, Э-1252 с ковшом емкостью 1,25 м3 на гусеничном ходу предназначены для самых различных земляных, погрузо-разгрузочных и монтажных работ на крупных объектах: строительных площадках, карьерах, гидротехническом, дорожном и железнодорожном строительстве и т. д. На рис. 28 приведен общий вид экскаватора Э-1004.

Рис. 24. Экскаватор Э-801

Рис. 25. Кинематическая схема экскаватора Э-801 с оборудованием прямой лопаты и зависимым напорным механизмом: 1 — двигатель КДМ-46; 2—цепная передача на вторичный вал привода; 3— передний вал главной лебедки; 4 — муфта включения реверса; 5— задний вал главной лебедки; 6 — кремальерная рейка рукояти; 7 — кремальерная шестерня; 8— блоки головы стрелы; 9 — блок ковша; 10 — барабан напорного механизма; 11—барабан подъема стрелы; 12 —тяговый барабан (для драглайна); 13 — вал реверса; 14 — подъемный барабан; 15 — муфта включения поворотного механизма; 16 — муфта включения ходового механизма; 17 — вал поворотного механизма; 18 —вертикальный вал ходового механизма; 19 — зубчатый венец поворотного механизма; 20 — муфта разворота; 21 — горизонтальный вал ходового механизма; 22 — цеп-ная передача гусеничного хода; 23 — ведущее колесо гусеницы.

Рис. 26. Кинематическая схема экскаватора Э-801 с оборудованием лопаты и независимым или комбинированным напорным механизмом: 1 — двигатель КДМ-46; 2—цепная передача на вторичный вал привода; 3— передний вал главной лебедки; 4 — муфта включения реверса; 5 — задний вал главной лебедки; б— кремальерная рейка рукояти; 7 — кремальерная шестерня; 8— блоки головы стрелы; 9— блок ковша; 10— барабан напорного механизма; 11—барабан подъема стрелы; 12 — блок звездочек цепного напорного механизма; 13 — вал реверса; 14—подъемный барабан; 15 — муфта включения поворотного механизма; 15 — муфта включения ходового механизма; 17— вал поворотного механизма; 18 — вертикальный вал ходового мехавизма; 19 — зубчатый венец поворотного механизма; 20 — муфта разворота; 21 — горизонтальный вал ходового механизма; 22 — цепная передача гусеничного хода; 23— ведущее колесо гусеницы.

Экскаваторы имеют сменное рабочее оборудование: прямую лопату, драглайн, кран, грейфер и копер, позволяющие выполнять работы по сооружению насыпей и дамб, рытью котлованов и каналов, очистке рек и водоемов, а также строительно-монтажные работы в промышленном и гражданском строительстве, погрузо-разгрузочные работы с сыпучими материалами и штучными грузами, забивку свай и т. д.

Рис. 27. Экскаватор Э-1004.

Экскаваторы Э-1003 и Э-1251 имеют электрический двигатель, а экскаваторы Э-1004 и Э-1252 —дизельный. Кроме того, экскаваторы Э-1251 и Э-1252 отличаются от экскаваторов Э-1003 и Э-1004 конструкцией рабочего оборудования: ковшом большей емкости и повышенной грузоподъемностью крана. Передача от двигателя на главную трансмиссию во всех этих экскаваторах осуществляется редуктором с цилиндрическими зубчатыми колесами. Главная лебедка одновальная. Напорный механизм независимого действия, но может быть перемонтирован на зависимый и комбинированный. Валы установлены на подшипниках качения. Управление рабочими движениями экскаватора гидравлическое.

Экскаваторы этой группы отличаются высокой производительностью, но требуют тщательного технического ухода, особенно за дизелем 2Д-6 и гидравлической системой управления.

Рис. 28. Кинематическая схема экскаваторов Э-1003 и Э-1004: 1 —двигатель 2Д6 или АМ-14Б—2/4; 2 — редуктор: 5 — зубчатая передача к горизонтальному валу реверсивного механизма; 4— зубчатая передача к подъемно-тяговой лебедке; 5 — блок промежуточных звездочек цепного напорного механизма; в — кремальерная рейка рукояти; 7—кремальерная шестерня; 8—звездочка напорного механизма; 9 — подъемно-тяговая лебедка; 10 — реверсивный механизм; муфта включения поворотного механизма; 12 — вал поворотного механизма; 13 — лебедка подъема стрелы; 14—зубчатый венец поворотного механизма; 15 — муфта включения ходового механизма; 16—вертикальный вал ходового механизма; 17—горизонтальный вал ходового механизма; 18— муфта разворота; 19— цепная передача гусеничного хода; 20—ведущее колесо гусеницы.

Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Противопожарные меры при хранении горюче-смазочных материалов
Требования техники безопасности при техническом обслуживании экскаваторов
Требования техники безопасности при транспортировке экскаваторов
Техника безопасности при работе силовых установок
Требования безопасности, предъявляемые к состоянию забоя
Требования к персоналу, обслуживающему экскаваторы
Техника безопасности при эксплуатации экскаваторов
Передвижение экскаваторов в зимнее время
Транспортировка экскаваторов по труднопроходимой местности
Буксировка экскаваторов


Остались вопросы по теме:
"Область применения и краткое описание экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы