Строительные машины и оборудование, справочник






Обоснование потребности в запасных частях для СТО


Категория:
   Станции технического обслуживания


Обоснование потребности в запасных частях для СТО

Для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии требуются значительные затраты труда, средств и запасных частей. Министерство автомобильного транспорта РСФСР утвердило «Руководство по организации работ на станциях технического обслуживания автомобилей» (РТМ 200-РСФСР-12-0115-80), в которое включена методика определения потребности в автомобильных запасных частях на СТО. Несмотря на то что выпуск их из года в год растет, потребность в запасных частях полностью не удовлетворяется. Поэтому одной из важнейших проблем является определение потребностей СТО в запасных частях в зависимости от их производственной мощности, дифференцированной по видам работ и одновременно учитывающей надежность автомобилей в реальных условиях их эксплуатации, и обоснованное распределение запасных частей требуемой номенклатуры.

Определением потребности в запасных частях для технического обслуживания и ремонта автомобилей занимается широкий круг работников на разных уровнях — от руководителей объединения и директоров СТО до мастеров участков. Анализ применяемых отечественных и зарубежных методов определения потребности в запасных частях показывает, что нормативная потребность их на ресурсный пробег рассчитывается исходя из надежности деталей, узлов, агрегатов и условий эксплуатации автомобилей.

Ресурсная возможность автомобиля выражается через количество запасных частей, потребных для ремонта 100 машин. Эта нормативная удельная потребность в запасных частях разрабатывается заводом-изготовителем и вносится в номенклатурную тетрадь для заказа изделий.



Запасные части, изготовляемые в объеме, соответствующем установленным нормам расхода, реализуются по различным каналам. Расход запасных частей на СТО в большинстве случаев отличается от установленных норм, так как на него влияют производственные, технологические, информационные и другие объективные факторы работы станции.

Для рационального использования запасных частей на СТО, а также для определения действительной потребности в них необходимо установить границы коэффициента использования запасных частей в зависимости от пропускной способности рабочих постов. Существующий на СТО норматив оборотных средств в среднем составляет 25% годового объема запасных частей. Поэтому значения коэффициента использования запасных частей находятся в пределах 0,75—1,25.

Таким образом, применение в расчетах коэффициента использования запасных частей дает возможность правильно определить их потребное количество в зависимости от фактически сложившейся обстановки (на складе имеется сверхнормативный запас или ощущается дефицит деталей) или управлять расходом запасных частей на СТО.

Коэффициент может быть больше 1,25 и меньше 0,75. Доказано, что если полученную при рас

чете потребность в запасных частях не следует уменьшать, чтобы не создать на СТО дефицит. Если же фактический расход более высокий, то необходимо рассмотреть соотношение номенклатуры запасных частей одного и того же наименования, но разной комплектности, устранить причины, вызывающие повышенный расход, и после анализа окончательно определить количество запасных частей с учетом пропускной способности рабочего поста. Коэффициент можно планировать и без уменьшения, а для запасных частей малой и средней стоимости его можно даже увеличить, чтобы снизить расход крупных узлов и агрегатов.

Установлено, что при увеличении расхода отдельных деталей или узлов (полуось, редуктор’, сальники) уменьшается расход крупных узлов и агрегатов (задний мост в сборе). Расход запасных частей при г| = 0,75 можно оставлять на установившемся уровне или даже не планировать. Допустимо увеличение малорасходуе-мых запасных частей в пределах условия 0,75 1,25.

Количество автомобилей, нуждающихся в проведении ТО и ремонта, планируют в соответствии с возможностями СТО и пропускной способности рабочего поста. Определяя потребность СТО в запасных частях, принимают решение обеспечить обслуживание большого числа автомобилей, для замены деталей которых требуется малая трудоемкость, или обслужить малое число автомобилей с выполнением более трудоемких операций. Исходя из этого число автомобилей можно планировать по показателям, достигнутым ранее, или с учетом их роста. Окончательно число автомобилей уточняют в соответствии с программой увеличения или освоения новых видов услуг, увязав их с расходом запасных частей.

Поток требований на запасные части в зависимости от их стоимости неравномерен, и большинство заявок приходится на работы, связанные с заменой деталей относительно малой стоимости. Это требует проведения количественного анализа расхода запасных частей по стоимости каждой детали и по количеству замененных деталей на ресурсном пробеге. В результате обработки статистического материала были выделены три характерные группы запасных частей. В первую группу включены запасные части, которые пользуются наибольшим спросом (80%) и стоимость которых не превышает 10 р. Во вторую группу включены детали, спрос на которые составляет 15—18% (их стоимость 10—100 р.). В третью группу включены запасные части со спросом 2—5% (стоимостью свыше 100 р.).

Характерной особенностью метода расчета потребности в запасных частях для СТО является то, что он учитывает фактический расход запасных частей в зависимости от выполненных объемов реализации бытовых услуг за прошедший период. При оформлении заявки на запасные части учитываются и другие показатели, например, остаток запасных частей на складе, заявленное количество на текущий период и выделенные на них фонды, реализация и движение изделий по складу.

Решение одной из важнейших задач по организации производства на СТО заключается в определении потребности в автомобильных запасных частях не только по их количеству, но и по номенклатуре. Номенклатура запасных частей, хранимых на СТО, с одной стороны, должна быть по возможности обширной с тем, чтобы удовлетворить потребности в различных деталях, так как отказ заказчику в проведении тех или иных работ из-за отсутствия на складе деталей нужного наименования создает ему определенные неудобства, а СТО при этом теряет заказчика и не может выполнить определенный объем услуг. С другой стороны, эта номенклатура должна быть относительно небольшой, что связано с ограниченностью норматива оборотных средств СТО и ее складских площадей.

На практике имеющаяся на складах СТО номенклатура, сформированная под действием указанных выше двух противоположных факторов, не всегда является оптимальной с точки зрения предъявляемых требований и не каждое из имеющихся в наличии наименований является часто требуемым. Номенклатура часто требуемых деталей прежде всего определяется спросом на те или иные наименования. В принципе, при выполнении работ на СТО может потребоваться любая деталь. Однако хранение всех деталей на СТО нецелесообразно и невыгодно.

Исходя из требований эксплуатации автомобилей, видов выполняемых работ и условий работы СТО для складов универсальных станций технического обслуживания рекомендуемая для хранения номенклатура запасных частей по их функциональному назначению распределена по трем группам. В первую входят запасные части, необходимые для проведения работ по ТО автомобилей, во вторую — для TP узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобилей, охрану окружающей среды и экономию ГСМ, в третью — для TP автомобилей (кроме номенклатуры запасных частей, входящих в предыдущую группу).

Рекомендуемая номенклатура запасных частей, входящих в первую группу, установлена на основе анализа видов работ, входящих в ТО-1 и ТО-2 для старых моделей автомобилей, и сервисных книжек для выпускаемых автомобилей. Рекомендуемая номенклатура запасных частей второй группы сформирована на основе «Положения о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам» и другой технической документации. Третья группа сформирована на основе статистических данных и экспертного опроса специалистов СТО.

В результате формирования номенклатуры запасных частей для складов СТО к автомобилям «Москвич» по указанным трем группам в первую было включено 15 наименований, во вторую — 216, в третью — 340 наименований (табл. 3).

При наличии на СТО специализированных участков по ремонту кузовов, двигателей и других агрегатов номенклатура запасных частей третьей группы расширяется.

Номенклатура запасных частей, входящая в указанные группы, не исключает прохождение через СТО и других наименований запасных частей по разовым заявкам. Рекомендуемая номенклатура запасных частей корректируется для каждой СТО с учетом фактического расхода исходя из условий работы и уровня обеспечения данной СТО запасными частями.

Читать далее:

Категория: - Станции технического обслуживания

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины