Строительные машины и оборудование, справочник





Общие положения управления экскаваторами

Категория:
   Одноковшовые экскаваторы


Общие положения управления экскаваторами

Производительность экскаватора в значительной степени зависит от удобства системы управления. Во время работы машинисту приходится выполнять за час от трех до пяти тысяч различных движений. Очевидно, что чем меньше усилий приходится тратить машинисту на переключение рычагов, тем легче ему работать и тем, следовательно, производительнее его работа.

Из этих соображений к системе управления предъявляются следующие требования:
а) усилие для переключения рычагов не должно превышать 3—4 кг; для редко включаемых рычагов и педалей максимальное усилие включения может быть увеличено до 15—20 кг;
б) ход рычагов должен быть не более 200—300 мм;
в) мертвый ход рычагов не должен превышать 10% от общего хода;
г) рычаги должны иметь фиксаторы во всех положениях;
д) регулировка управления должна быть по возможности простой.

Строительные экскаваторы выпускаются с рычажным гидравлическим или пневматическим управлением.



Рычажная система управления состоит из рычагов и тяг, а также вилок и хомутов включения. Эта система очень проста в изготовлении, надежна в эксплуатации и имеет высокую чувствительность. Этим и обусловлено ее применение на большинстве экскаваторов с ковшом емкостью до 0,5 м3.

Для уменьшения усилия на рычагах применяются сервофриционные механизмы, с помощью которых используется сила трения во вспомогательных фрикционах. Сервофрикционы устанавливаются только на главной лебедке.

К достоинствам рычажной системы относится также и то, что она не зависит от окружающей температуры и не требует такого тщательного технического обслуживания, как гидравлическая или пневматическая системы. Это, однако, не значит, что за рычажным управлением не нужен уход. Для обеспечения наименьших усилий включения рычагов необходимо смазывать шарниры, регулировать натяжение тяг, вовремя заменять негодные детали. Только в этом случае можно обеспечить нормальную работу рычажного управления. Недостатком рычажной системы является необходимость приложения значительных мускульных усилий при переключении рычагов, что вызывает быструю утомляемость машиниста. Подсчитано, что за счет усталости машиниста производительность экскаватора через 3—4 часа после начала работы падает на 15—20%, а к концу смены — более чем вдвое.

Рычажной системой управления оборудованы экскаваторы марок Э-252, Э-351, Э-257, Э-352, Э-502, ОМ-201, ОМ-202, Э-751, Э-752, Э-753, Э-754.

Гидравлическая система управления состоит из насоса, аккумулятора, золотников, вращающихся соединений, рабочих цилиндров, пульта управления и трубопроводов. Насос высокого давления марки Л1Ф12 подает масло в комбинированный аккумулятор, регулирующий подачу масла через золотники в рабочие цилиндры под давлением 40 am.

Гидравлическая система управления не требует приложения больших усилий, но сложна по конструкции и техническому обслуживанию. Кроме того, качество ее работы в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха.

Гидравлической системой управления оборудованы экскаваторы марок Э-153, Э-504, Э-505, Э-651, Э-1003, Э-1004, Э-1251, Э-1252.

Пневматическая система управления состоит из компрессора, влагоотделителя, секционного охладителя, распределителя, золотников, пульта управления, вращающихся соединений, исполнительных цилиндров и трубопроводов. Она не требует применения масла, отличается легкостью управления, но надежность ее работы зависит от температуры окружающего воздуха.

Пневматической системой управления оборудованы экскаваторы марок Э-302, Э-303, Э-304, Э-652, Э-801.

Экскаваторы Э-255, Э-353 имеют комбинированное рычажное и гидравлическое управление, а экскаваторы Э-258, Э-301 — рычажное и пневматическое.

Ниже приводятся схемы расположения рычагов системы управления различных строительных экскаваторов и описывается, с помощью каких рычагов производится та или иная рабочая операция.

Рис. 1. Схема управления экскаватором Э-153.

Рис. 2. Схема управления экскаваторами Э-252 и Э-351

Рис. 3. Схема управления экскаваторами Э-257 и Э-352

Рис. 4. Схема управления экскаваторами Э-258 и Э-301

Рис. 5. Схема управления экскаватором Э-302

Рис. 6. Схема управления экскаваторами Э-255 и Э-353

Рис. 7. Схема управления экскаваторами ТЭ-2 и ТЭ-2М

Рис. 8. Схема управления экскаватором ОМ-201

Рис. 9. Схема управления экскаватором ОМ-202

Рис. 10. Схема управления экскаватором Э-502

В конце смены после остановки экскаватора необходимо:
а) проверить, нет ли нагрева подшипников в механизмах экскаватора;
б) очистить экскаватор от пыли и грязи;
в) устранить течь масла, топлива и воды;
г) установить причину шума или стука и устранить ее;
д) проверить и при необходимости отрегулировать фрикционы, тормоза и муфты включения;
е) осмотреть и при необходимости прочистить отверстие в крышке горловины основного топливного бака;
ж) замерить остаток горючего и произвести заправку основного топливного бака дизельным топливом (предварительно отстоявшимся и профильтрованным), а бака пускового двигателя — смесью бензина с дизельным маслом;
з) проверить уровень воды в радиаторе и, если он ниже нормального, добавить воду до уровня контрольной пробки;
и) проверить состояние пробок картера, радиатора и контрольных масляных кранов;
к) осмотреть, очистить и при необходимости промыть отстойники топливных фильтров;
л) очистить от скопившейся пыли пылесборник воздухоочистителя дизеля; при работе экскаватора в сильно запыленном воздухе, кроме того, промыть поддон и сменить в нем масло;
м) проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня вентилятора.

Через каждые 24 часа работы экскаватора следует:
а) слить отстой из корпуса топливного фильтра грубой очистки и выпустить около 5 л отстоя из топливного бака дизельного двигателя;
б) слить отстой из корпуса масляного фильтра грубой очистки;
в) проверить уровень масла в корпусе редуктора пускового двигателя; в случае необходимости долить масло до нормального уровня;
г) прочистить отверстие для слива воды в корпусе водяного насоса;
д) в дизеле 2Д-6 заправить смазкой механизм 1 правления муфтой (бугель-гильзу барабана).

Технический уход № 1. Технический уход № 1 производится через каждые 50 часов работы экскаватора.

При техническом уходе № 1 нужно выполнить все работы, предусмотренные ежесменным уходом,и, кроме того, произвести следующие операции:
а) смазать в соответствии с инструкцией все механизмы экскаватора,
б) промыть ленты фрикционов и тормозов (если они замаслились);
в) отрегулировать (в случае необходимости) блокирующие устройства; г) снять поддон воздухоочистителя дизельного двигателя, промыть его керосином и наполнить свежим маслом; при работе в сильно запыленном воздухе сменить также масло в поддоне воздухоочистителя пускового двигателя;
д) очистить и промыть масляный фильтр грубой очистки дизельного двигателя;
е) если отстой из топливного фильтра тонкой очистки, из масляного фильтра тонкой очистки и из отстойника топливного бака пускового двигателя;
ж) на экскаваторах Э-1004 и Э-1252 проверить состояние и затяжку болтов крепления крыльчатки вентилятора к ведомому шкиву;
з) отвернуть спускные пробки и удалить масло из колодца картера маховика и из корпуса муфты сцепления пускового двигателя;
и) промыть, в случае необходимости, диски муфты сцепления дизельного двигателя и муфту сцепления пускового двигателя; к) отрегулировать, если это требуется, механизм включения и пружину регулятора пускового двигателя; л) проверить и в случае необходимости отрегулировать натяжение гусеничных лент; м) очистить гайки натяжных винтов у гусениц.

Технический уход № 2. Технический уход № 2 проводится через каждые 100 часо,в работь/экскаватора. При техническом уходе № 2 нужно выполнить все работы, предусмотренные по техническому уходу № 1, и, кроме того, произвести следующие операции:
а) смазать в соответствии с картой смазки все механизмы экскаватора;
б) заменить масло в дизельном двигателе, для чего сразу же после остановки двигателя и счистки его от пыли и грязи спустить масло из картера двигателя, из масляных фильтров, масляного радиатора и трубок, соединяющих масляный редуктор с масляными фильтрами; снять и промыть картер двигателя, кожухи масляных фильтров и центрального маслоприемника; очистить магнитную пробку картера от металлических частиц; промыть чистым керосином наружные фильтрующие элементы и вновь залить свежее масло;
в) спустить горючее из топливного фильтра грубой очистки двигателя; вынуть и промыть в керосине фильтрующие элементы и корпус фильтра; собрать фильтр и наполнить его свежим маслом;
г) проверить работу топливной аппаратуры дизельного двигателя; отрегулировать, если это необходимо, угол опережения подачи топлива к форсункам;
д) сменить масло в воздухоочистителе пускового двигателя;
е) проверить уровень масла в картере конической передачи привода рукоятки пускового двигателя и при необходимости долить свежее масло до нормального уровня;
ж) промыть в керосине фильтры запивной горловины и сапуна пускового двигателя; набивку сапуна смочить слегка маслом;
з) промыть отстойник топливного бачка пускового двигателя;
и) прочистить и промыть керосином карбюратор пускового двигателя; отрегулировать уровень в поплавковой камере;
к) подтянуть гайки шпилек выхлопного и всасывающего коллекторов; л) проверить и при необходимости отрегулировать муфту сцепления дизеля;
м) отрегулировать натяжение ремня вентилятора;
н) проверить состояние щеток коллектора генератора освещения и зачистить контакты коллектора;
о) на экскаваторах Э-1004 и Э-1254, кроме того, проверить напряжение аккумуляторной батареи и плотность электролита.

Ежесменный технический уход всегда проводится силами экскаваторной бригады (машинистом и его помощником). Технический уход № 1 и № 2 (ТУ-1 и ТУ-2) может проводиться также силами экскаваторной бригады. Такой метод работы требует от машиниста и его помощника очень хорошего знания конструкции экскаватора, умения выполнять сложные регулировочные и наладочные работы и наличия на экскаваторе специального инструмента и приспособлений.

Более удобно и производительно проводить ТУ-1 и ТУ-2 с помощью специализированной бригады ремонтников, которой придана передвижная ремонтная мастерская. В этом случае машинист и его помощник также должны принимать активное участие в работе и руководить ею. При таком методе значительно сокращаются сроки проведения технического ухода и улучшается его качество.

Читать далее:

Категория: - Одноковшовые экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Противопожарные меры при хранении горюче-смазочных материалов
Требования техники безопасности при техническом обслуживании экскаваторов
Требования техники безопасности при транспортировке экскаваторов
Техника безопасности при работе силовых установок
Требования безопасности, предъявляемые к состоянию забоя
Требования к персоналу, обслуживающему экскаваторы
Техника безопасности при эксплуатации экскаваторов
Передвижение экскаваторов в зимнее время
Транспортировка экскаваторов по труднопроходимой местности
Буксировка экскаваторов


Остались вопросы по теме:
"Общие положения управления экскаваторами"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы