Строительные машины и оборудование, справочник







Общие рекомендации по техническому обслуживанию

Категория:
   Автомобили ЗИЛ


Общие рекомендации по техническому обслуживанию

Техническое обслуживание автомобиля предназначено для поддержания работоспособности его на протяжении всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание является профилактическим средством, проводимым принудительно в плановом порядке через определенный пробег автомобиля с обязательным учетом условий эксплуатации.

Существующая система технического обслуживания предусматривает проведение обслуживания и проверки работоспособности без разборки агрегата и узла.

Проведению предварительного контроля технического состояния автомобиля способствуют всевозможные диагностические средства, приборы, специальный инструмент.

Диагностический контроль способствует определению действительной Потребности в проведении работ по техническому обслуживанию, выявлению причин неисправности и выбору способа устранения их — на месте, со снятием узла или агрегата, с полной или частичной разборкой его.

Комплексный подход к определению технического состояния автомобиля позволяет сократить объем технического обслуживания и повысить ресурс работы агрегатов и автомобиля в целом.

Техническое обслуживание автомобилей по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ так же, как и для всех отечественных автомобилей, подразделяется на ежедневное ЕО, ТО-1, ТО-2 и СО.

Содержание работ по техническому обслуживанию агрегатов приведено в соответствующих разделах книги. В целом перечень работ по видам технического обслуживания приведен в руководствах по эксплуатации, прилагаемых к каждому автомобилю предприятием-изготовителем.

ЕО предназначено для проведения общего контроля, направленного на обеспечение безопасности движения и поддержания надлежащего внешнего вида автомобиля. Плановые технические обслуживания (ТО-1, ТО-2, СО) направлены на обеспечение работоспособности автомобиля путем проведения комплекса контрольно-диагностических, крепежных, смазочных и регулировочных работ.

Для. автомобилей-самосвалов, бортовых автомобилей-тягачей, работающих в составе автопоездов с прицепами, седельных тягачей (с полуприцепами) и для всех автомобилей, работающих в условиях Крайнего Севера, пустынно-песчаной и высокогорной местности на высоте свыше 2000 м над уровнем моря, периодичность проведения технического обслуживания снижается на 25 … 35% по сравнению с периодичностью для категории V условий эксплуатации.

СО проводится 2 раза в год (весной и осенью) и предназначено для подготовки автомобиля к эксплуатации в холодный и теплый периоды года. При СО выполняются работы по ТО-2 с соответствующим увеличением объема работ в зависимости от конкретных климатических условий. Особое внимание требует выполнение СО осенью, куда входит проверка средств облегчения пуска двигателя. От качества проведения СО зависит надежность работы автомобиля, особенно в процессе эксплуатации с продолжительными низкими температурами.

Важное значение при техническом обслуживании автомобилей имеет проведение смазочных работ, требующее применения только рекомендованных смазочных материалов, соблюдения сроков замены и поддержания необходимого уровня его (количества) в агрегатах. Например, на автомобили ЗИЛ-431410 и его модификации могут быть установлены главные передачи одинарные с гипоидным зацеплением зубьев зубчатых колес или двойные с конической и цилиндрической парами зубчатых колес. Для каждой из указанных главных передач применяется свое масло: для гипоидного зацепления —масло гипоидное ТМ-4—18 (ТСП-14гип), для конического и цилиндрического зацепления — масло ТМ-3—18 (ТАП-15В), при температуре ниже —30 °С — масло ТМ-3—9 (ТСП-10). Применение вместо масла ТМ-4—18 другого масла (ТМ-3—18) приводит к ускоренному разрушению гипоидного зубчатого зацепления, использование гипоидного масла для двухступенчатой главной передачи допустимо на непродолжительное время эксплуатации. Поэтому при проведении замены или дозаливки масла в ведущие мосты необходимо обращать внимание на конструктивную особенность конкретно обслуживаемого агрегата.

Применение только рекомендованных смазочных материалов имеет существенное значение при эксплуатации автомобилей в условиях низких температур. Для этих автомобилей разработаны специальные северные масла, сохраняющие свои свойства при значительном понижении температуры. Применение других масел недопустимо. Поэтому проведение осеннего СО автомобилей ЗИЛ моделей 431411 и 13.1Н требует особого внимания и аккуратности.

В перечне работ по техническому обслуживанию автомобилей предусмотрен контроль состояния затяжки крепежных резьбовых соединений. Эту операцию выполняют инструментом из комплекта инструмента водителя, причем нельзя увеличивать плечо инструмента удлинителями (трубами и прочими надставками), приводящими, как правило, к разрушениям граней головки болта или гайки, инструмента, резьбы или обрыву болта.

Особое внимание следует уделять правильной установке шпилек в корпус детали: шпилька должна быть ввернута на всю длину резьбовой части. Если это условие не выполнить, возможен обрыв (срез) шпильки, как это бывает, например в креплении кронштейна компрессора к головке блока.

Контроль затяжки резьбового соединения необходимо выполнять с помощью динамометрических ключей. Завертывать следует медленно, без остановки до тех пор, пока указатель на приборе не дойдет до установленного момента. Момент затяжки надо измерять в начале вращения (момент трогания с места). Причем этот момент может быть на 25% выше установленного максимального момента. По степени ответственности резьбовые соединения делятся на четыре класса: I —особо ответственные; II —ответственные; III —неответственные и IV—общего назначения.

К классу I относятся!
— гайки крепления маховика, задней подвески двигателя, зубчатого колеса главной передачи, фланца шестерни, стремянок рессор, кронштейна оси балансирной подвески, сошки рулевого механизма, стяжного болта пальца передней рессоры, пальца амортизатора;
— гайки и болты шатунов двигателя, компрессора.

К классу II относятся:
— гайки и шпильки головки блока компрессора; болты передней подвески двигателя; шпильки крепления редуктора к картеру моста; шпильки крепления полуоси моста к ступице колеса; гайка шапового пальиа рулевой тяги; крепление колеса; болты крепления фланца карданного вала; болты головки двигателя; маховика рулевого управления.

К классу III относятся:
— болты крепления масляного радиатора двигателя; болты крышки коробки передач;
— гайки стремянок платформы, седельного устройства.

К классу IV относятся:
— болты крепления крышки люка коробки передач; болты раздаточной коробки;
— резьбовые детали креплений, непосредственно не несущие нагрузки.

Затяжка гайки под шплинты должна проводиться до минимального крутящего момента, после чего надо подтянуть гайку до совпадения отверстия в болте с ближайшей прорезью в. гайке. Для шплинтовки надо применять новый шплинт.


Читать далее:

Категория: - Автомобили ЗИЛ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины