Строительные машины и оборудование, справочник





Общие сведения о ковшовых погрузочно-транспортных машинах

Категория:
   Ковшовые машины

Общие сведения о ковшовых погрузочно-транспортных машинах

Главное направление технического прогресса в горнорудной промышленности, наблюдающееся в последние годы практически во всех странах мира, осуществляется на базе технического перевооружения рудников и широкого использования самоходного оборудования.

Практика ряда отечественных и зарубежных предприятий показала высокую эффективность самоходного оборудования, подтвердила его преимущество перед применяемыми на рудниках забойными машинами. Так, применение самоходного оборудования на руднике «Тексада» (Канада) позволило эффективно отрабатывать рудные тела неправильной формы и повысить производительность труда подземного рабочего с 44,7 до 67 т/смену.

На рудниках Канады, Австралии, Швеции и на некоторых рудниках США и Замбии широко применяется система под- этажного обрушения. Производительность труда рабочего на очистных работах при этой системе с применением самоходных машин достигает 60—135 т/смену.



На рудниках Канады, Австралии, Швеции и на некоторых рудниках США и Замбии широко применяется система под- этажного обрушения. Производительность труда рабочего на очистных работах при этой системе с применением самоходных машин достигает 60—135 т/смену.

Увеличение глубины разработки, сопровождающееся значительным повышением горного давления, на многих зарубежных рудниках обусловливает широкое применение механизированного варианта системы горизонтальных слоев с закладкой. Использование твердеющей закладки и применение самоходного оборудования способствовали резкому повышению технико-экономических показателей этой системы. Производительность труда забойного рабочего на рудниках «Кобар» (Австралия) и «Эвока» (Ирландия) достигает 60—90 т/смену.

Проведение выработок с применением комплексов самоходных машин позволяет увеличить производительность труда проходчиков в 1,5—2,0 раза при одновременном снижении затрат (рудники фирмы «Инко», рудники «Хендерсон», США и «Тексада», Канада).

Анализ опыта работы зарубежных подземных рудников показывает, что некоторые предприятия широко применяют комплексы самоходного оборудования как для проведения выработок различного сечения и назначения, так и на очистных работах, и заметно повышают свои технико-экономические показатели.

Погрузка в забое и транспортирование горной массы в шахтных условиях являются наиболее трудоемкими операциями технологического цикла, и поэтому значительно повышается роль погрузочно-транспортных средств.

Одним из перспективных видов шахтных погрузочно-транспортных средств являются ковшовые погрузочно-транспортные машины на пневмоколесном ходу с дизельным приводом.

Основные параметры и размеры ковшовых погрузочно-транспортных машин для отечественных горнорудных предприятий регламентируются ОСТ 24.08.01—73, которым предусмотрено создание ряда машин грузоподъемностью 2, 3, 5, 8 и 12 т.

Индексация ковшовых погрузочно-транспортных машин ПД сохранена в соответствии с ранее принятой в технической терминологии (погрузочно-доставочная), после шифра через тире указывается грузоподъемность машины.

Ковшовые погрузочно-транспортные машины выполняют погрузку и транспортирование отбитой горной массы от забоя до рудоспуска, их также используют на погрузке горной массы в различные транспортные средства, на зачистке и устройстве дорог для доставки оборудования, материалов и т. д.

Применение ковшовых погрузочно-транспортных машин позволяет одновременно вести работы в нескольких забоях, комплексно механизировать основные и вспомогательные работы с помощью одной сравнительно простой и производительной машины.

В СССР на бокситовом руднике «Североуральский» в сравнительно неблагоприятных условиях камерной системы разработки при использовании машины ПД-3 на погрузке горной массы в забое и транспортировании ее к рудоспуску на длину 140 м достигнута производительность 140 т/смену, на руднике «Салаирский» при отработке участков системой подэтажного обрушения с торцовым выпуском руды с применением машины ПД-5 при длине транспортирования горной массы на 120 м — 340 т/смену, на рудниках комбинатов Ачполиметалл и Солнечный в условиях отработки наклонных рудных тел различными вариантами камерно-столбовой системы разработки с применением машин ПД-8 при средней длине транспортирования горной массы 100 м — 650 т/смену.

На руднике «Комсомольский» Норильского горно-металлургического комбината имени А. П. Завенягина в условиях отработки рудного тела сплошной слоевой системой горизонтальными слоями с последующей закладкой твердеющей смесью прошла испытания машина ПД-12. Эксплуатационная производительность при длине транспортирования 30 м и коэффициенте использования машины в течение смены 0,23 составила 477 т/ смену.

Наилучшие показатели сменной производительности составили 1050 т/смену при длине транспортирования 45 м. Машина ПД-12, с увеличением коэффициента использования в смену, способна обеспечить производительность 1500— 2000 т/смену, что в 2—4 раза выше производительности используемых на руднике погрузочно-транспортных машин грузоподъемностью до 7 т.

Успешный опыт применения ковшовых погрузочно-транспортных машин на рудниках комбинатов Ачполиметалл, Джезказганском, Норильском, Солнечном, «Апатит», рудниках «Вишне- вогорский», «Североуральский», «Салаирский», шахте «Северо- песчанская» и др. в самых различных горнотехнических условиях и на всех стадиях подземной добычи руды подтвердил целесообразность и перспективность их применения.

Согласно перспективному плану развития горнодобывающей промышленности СССР рудники черной и цветной металлургии, горной химии и строительных материалов в ближайшие годы получат комплексы отечественного высокопроизводительного самоходного бурового и погрузочно-транспортного оборудования и, в том числе, ряд ковшовых погрузочно-транспортных машин, применение которых позволит успешно вести очистные и проходческие работы в различных горнотехнических условиях, повысить производительность по погрузке и транспортированию горной массы, снизить себестоимость добычи руды и получить значительный экономический эффект.

Шахтные ковшовые погрузочно-транспортные машины представляют собой шасси с шарнирно-сочлененной рамой на пнев- моколесном ходу.

На передней полураме шасси установлено навесное оборудование — погрузочный орган, состоящий из ковша, стрелы, рычажного механизма и силовых цилиндров; на задней—-дизельный двигатель с системами обслуживания, трансмиссия, гидропривод погрузочного органа и механизма поворота машины, кабина.

Создателем конструкций отечественных ковшовых погрузочно-транспортных машин является институт НИПИгормаш (г. Свердловск), заводами-изготовителями — донецкий машиностроительный завод им. Ленинского комсомола Украины и Воронежский завод горно-обогатительного оборудования.

При разработке погрузочно-транспортных машин учитывались требования прогрессивности конструкций, максимального соответствия своему назначению, технологичности в изготовлении, возможности агрегатных ремонтов вне машины и устранения неполадок с применением бьтстрозаменяемых узлов и деталей, удобства обслуживания, эргономики, технической эстетики и техники безопасности.

Сложность агрегатов и узлов погрузочно-транспортных машин требует от механиков-водителей и обслуживающего персонала знания особенностей их конструкций, технического обслуживания и эксплуатации, что значительно повысит показатели технической готовности машин и использования их у потребителей. Поэтому подробно рассмотрены созданные отечественные ковшовые погрузочно-транспортные машины ПД-3, ПД-5, ПД-8 и ПД-12 (рис. 1), описаны их устройство и конструктивные особенности, приведены кинематические схемы (рис. 2) и технические характеристики (табл. 1); даны рекомендации по эксплуатации и техническому обслуживанию, а также технике безопасности.

Рис. 1. Погрузочно-транспортные машины: а – ПД-3; б – ПД-5; в – ПД-8; г – ПД-12

Рис. 2. Кинематическая схема погрузочно-транспортной машины: а – ПД-3; б — ПД-5; в — ГТД-8; г — ПД-12; 1 — двигатель; 2 — демпферное соединение; 3 — согласующий (раздаточный) редуктор; 4 — гидромеханическая коробка передач; 5 — рулевое управление; 6 — карданная передача; 7 — главная передача; 8 — тормоз; 9 — колесная передача; 10 — дифференциал; 11 — ковш; 12, 13 — гидроцилиндры подъема стрелы и поворота ковша; 14 — насосы гидропривода

Читать далее:

Категория: - Ковшовые машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины